Прогноз и оценка возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера в современной России.
Владимир Вячеславович Мыльников
Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его природной средой. В результате экономического развития уровень антропогенных нагрузок на биосферу приблизился к критическому и грозит необратимыми последствиями для мировой цивилизации в целом.
Крупные аварии и катастрофы техногенного характера оказали существенное влияние на жизнь и здоровье населения планеты, его среду обитания, последствия которого будут заметны еще десятки и сотни лет.
На территории Российской Федерации сохраняется высокий уровень техногенной опасности, тенденция роста количества и масштабов последствий ЧС. При этом более половины населения России проживает в условиях повышенного риска, вызванных угрозой ЧС различного характера. Средний уровень индивидуального риска для населения России на два порядка превышает допустимый уровень, принятый в развитых странах мира, однако условия для анализа и управления риском ЧС, перехода к нормированию допустимого риска и снижению на этой основе индивидуального риска в стране пока еще не созданы.
С точки зрения перспективы дальнейшего развития общества в условиях быстро меняющейся техносферы и возрастающей опасности возникновения глобальных катастроф должен действовать принцип "опережающего отражения". Согласно этому принципу, для того чтобы двигаться вперед, нам следует предвидеть будущее угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.
Прогностические оценки на ближайшую перспективу показывают, что на повышение вероятности возникновения ЧС техногенного характера будут влиять следующие обстоятельства:
- неизбежное увеличение объема технологического производства с переходом к работе с полной нагрузкой крупнейших комплексов страны, увеличение объема перевозок опасных грузов, хранение опасных веществ;
появление на основе научных разработок химических соединений и веществ с новыми, в том числе и более токсичными свойствами;
стремление иностранных государств и фирм к инвестированию по созданию и развитию вредных производств на территории России;
возрастание вероятности террористических актов на радиационных, химических, взрыво- пожароопасных объектах.
В связи с этими обстоятельствами в современной законодательной и нормативно- правовой базе страны еще не в полной мере учтены новые экономические условия и юридические аспекты. Так, пока не достаточно представлены механизмы стимулирования мероприятий по снижению риска ЧС и смягчению их последствий, а также повышение ответственности руководителей объектов за устойчивое и безопасное функционирование производств. Кроме того, в условиях России (огромная территория, федеративное устройство) особое значение приобретает территориальный аспект проблемы снижения рисков и смягчения последствий ЧС. В основу территориальной безопасности должен быть положен учет специфики регионов в общероссийской структуре. При этом основные задачи защиты населения и экономики, выявление характера ЧС и возможностей снижения рисков и смягчения последствия аварий должны решаться непосредственно на территориях регионов.