Миротворческие операции России и СНГ на территории
Республики Таджикистан
Каримов Фарух Бахридданович, аспирант Дипломатической
академии МИД РФ
а) Понятие, сущность и значение
миротворчества в разрешении вооруженных конфликтов Миротворчество — это метод, впервые предложенный и разработанный
Организацией Объединенных Наций, который не поддается простому определению. В
Уставе ООН такого термина нет. Даг Хаммаршельд говорил, что он содержится в
«главе шесть с половиной» Устава, и отводил ему место между такими традиционными
методами мирного разрешения споров, как посредничество и установление фактов
(глава IV), и мерами принудительного характера, например эмбарго и военное
вмешательство (глава VII). Операции по поддержанию мира
традиционно включали развертывание в первую очередь военного персонала из ряда
стран под командованием ООН для оказания помощи в сдерживании и урегулировании
вооруженного конфликта между противоборствующими сторонами. За время, прошедшее
с первого направления военных наблюдателей в составе Органа ООН по наблюдению за
выполнением условий перемирия (ОНВУП) в 1948 году, миротворческая деятельность
ООН эволюционировала в сторону решения уникальных по своему характеру задач
совершенно отличающихся друг от друга конфликтов в условиях меняющейся
политической обстановки[1].
В годы «холодной войны», когда началось проведение
«традиционных» операций по поддержанию мира, над ними постоянно довлела
потенциальная угроза ядерной конфронтации. Такие деятели, как премьер-министр
Канады Лестер Пирсон, Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд, его помощник
Ральф Банч и сотрудники на местах из многих стран взяли на вооружение этот
метод, чтобы превратить миротворческие операции в необходимое средство
контролирования конфликтов в разобщенном и раздираемом противоречиями
мире. За последние годы значительно возросло количество и
изменилась сама природа конфликтов, с которыми сталкивается ООН. Для пришедшего
на смену «холодной войне» периода характерно распространение в государствах
гражданских войн и других вооруженных конфликтов, которые угрожают
международному миру и безопасности и обрекают людей на массовые страдания.
Операции по поддержанию мира, первоначально проводившиеся для разрешения
межгосударственных конфликтов, все чаще стали применяться для урегулирования
внутригосударственных конфликтов и прекращения гражданских войн. Сегодня
конфликты часто происходят между многочисленными вооруженными группировками,
преследующими разные политические цели, и распадающимися структурами власти.
Поэтому миротворцы иногда оказываются в ситуациях, когда договоренности о
прекращении огня не выполняются, когда ставится под сомнение целесообразность
присутствия ООН и когда правительства и государственные институты прекращают
функционировать или распадаются. Задача миротворцев еще более усложняется в
результате действий нерегулярных сил и повстанческих формирований, которые
игнорируют или сознательно нарушают нормы гуманитарного права, а также в
результате постоянно меняющихся линий конфронтации. Миротворцам часто поручается выполнение или поддержка сложных по своему
характеру гражданских и военных функций, имеющих большое значение для
поддержания мира и начала восстановления и организационного строительства в
опустошенных войной странах. В течение более полувека
мандаты миротворцев ООН охватывали широкий диапазон задач: от разъединения
противоборствующих сторон и недопущения возобновления ими военных действий до
оказания им помощи в совместной деятельности на благо мира. По мере того, как
эти задачи становились все более разносторонними и сложными, для выполнения
функций миротворцев ООН к военнослужащим присоединялось пропорционально все
большее число гражданских специалистов. б)
Миротворчество России и СНГ в Таджикистане Россия
играла и продолжает играть ключевую роль в жизни Республики Таджикистан (РТ). В
свое время Россия приняла самое активное участие в прекращении гражданской войны
в Таджикистане и в настоящее время остается гарантом стабильности в республике.
Учитывая глобальную значимость войны в Афганистане и производства наркотиков в
регионе, российские военные (201 Гатчинская дивизия и Пограничная группа ФПС
России) являются практически единственным заслоном на пути переноса негативных
явлений из Афганистана в СНГ. В современных условиях диапазон политических и
экономических мер, проведение которых Российское государство может себе
позволить в регионе, зависит прежде всего от уровня экономического и
политического сотрудничества со Центральноазиатскими республиками и от других
факторов, в числе которых немаловажное место занимает фактор складывающегося у
россиян в результате публикаций в прессе образа РТ и ее
руководства. Результатом длительных переговоров при
активном участии российских посредников стало возможным подписание 27 июня 1997
г. в Москве Общего соглашения об установлении мира и национального согласия
между правительством РТ и Объединенной таджикской оппозицией (ОТО). В годы
межтаджикского конфликта исключительно важную роль играли КМС СНГ, оказав
значительную помощь сторонам в выполнении Общего соглашения. На начальном этапе
межтаджикского конфликта в состав КМС СНГ входили военные подразделения
Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан и Республики
Узбекистан. Постепенно из состава КМС по разным причинам
вывели из Таджикистана свои военные подразделения Узбекистан и Кыргызстан. К
моменту реализации Общего соглашения в Таджикистане в составе КМС остались
военные подразделения России и батальон военнослужащих Республики Казахстан. За
время функционирования КМС их командующими были граждане Российской Федерации:
генерал-полковник Пьянков Б.Е., генерал-полковник Патрикеев В.А.,
генерал-лейтенант Бобрышев В.С., генерал-лейтенант Заварзин В.М.,
генерал-лейтенант Дюков Б.Н., генерал-лейтенант Чилиндин В.М., генерал-лейтенант
Пименов А.И. Российские миротворцы в составе Коллективных
миротворческих сил СНГ в тесном сотрудничестве с МНООНТ внесли существенный
вклад в стабилизацию обстановки, содействовали обеспечению безопасности
международного персонала в Таджикистане, в доставке гуманитарной помощи, а также
в выполнении основных положений Общего соглашения. Подчеркивая особую роль российских миротворцев, мы исходим из того, что
они составили не только костяк КМС СНГ, но и с ноября 1993 года на них легла
основная тяжесть по обеспечению миротворческих операций, и нередко они несли
потери от рук террористов, наркодельцов и других преступных элементов.
Российские пограничники с таджикскими коллегами и по сей день выполняют огромную
задачу по охране таджикско-афганской границы, ставя заслон на пути незаконной
переправе с другого берега Пянджа наркотиков, оружия, террористов и других
преступников. Таким образом, Россия играла активную роль на всех этапах
межтаджикского урегулирования и совместно с другими партнерами стала одним из
ключевых гарантов реализации Общего соглашения о мире и национальном согласии в
РТ. Совет Глав государств СНГ 21 июня 2000 года принял
решение, в котором отмечается историческая роль КМС в деле достижения мира и
национального согласия в РТ. Главы государств подчеркнули, что опыт
миротворческой деятельности государств участников СНГ, ООН, ОБСЕ в Таджикистане
является уникальным для урегулирования конфликтных ситуаций в других регионах.
Исходя из того, что задачи Коллективных миротворческих сил в РТ выполнены, Совет
Глав государств СНГ принял решение о прекращении дальнейшего их
функционирования. в) Основные нормативно-правовые акты
СНГ, посвященные миротворческим операциям К 1998 году
в СНГ разработан и принят комплекс документов, определяющих в совокупности общий
механизм и важнейшие конкретные детали миротворческих операций. Их можно
разделить на три основные группы. К первой — относятся
положения принятого в январе 1993 года Устава СНГ, относящиеся к разрешению
споров и предотвращению конфликтов между государствами-участниками
Содружества. Следующая группа документов посвящена
конкретным вопросам формирования и деятельности коллективных сил по поддержанию
мира в СНГ. Эти проблемы оказались в центре внимания лидеров новых независимых
государств практически сразу же после ликвидации СССР. Уже 20 марта 1992 года в
Киеве на совещании высших руководителей государств-участников СНГ было подписано
Соглашение о Группах военных наблюдателей (ГВН) и Коллективных силах по
поддержанию мира (КСПМ) в СНГ. Через два месяца, 15 мая
1992 года в Ташкенте руководителями стран СНГ были утверждены три протокола: о
статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ,
о временном порядке формирования и задействования ГВН и КСПМ в зонах конфликтов
между государствами и в государствах-участниках СНГ, а также о комплектовании,
структуре, материально-техническом и финансовом обеспечении этих групп и
сил. 24 сентября 1993 года было подписано (хотя всего
пятью государствами-участниками СНГ — РФ, Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном и
Таджикистаном) Соглашение о Коллективных миротворческих силах, дополненное
Положением об Объединенном командовании Коллективных миротворческих сил,
документом о размерах долевых взносов для финансирования Объединенного
командования. Эти документы обычно не включаются в список тех, которые
официально составляют международно-правовую основу миротворческих операций в
СНГ, однако, именно на их основе были приняты решения о направлении Коллективных
миротворческих сил в Таджикистане. Наконец, 19 января
1996 года на встрече высшего руководства стран СНГ в Москве были приняты
Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории
государств-участников СНГ и Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в
СНГ, этот блок документов определяет в целом правовой механизм создания и
функционирования миротворческих сил в СНГ. Наконец,
третья группа документов включает решения о конкретных операциях по поддержанию
мира на территории Содружества. К основным из них относятся: решение, принятое
22 января 1993 года об усилении российских пограничных сил в Таджикистане
контингентами из Казахстана, Киргизии и Узбекистана; решение от 24 сентября 1993
года о создании сил по поддержанию мира в Таджикистане; два решения от 15 апреля
1994 года относительно пограничных войск и сил по поддержанию мира в
Таджикистане (причем одно из них включало в мандат миротворческих сил СНГ
"нормализацию на таджикско-афганской границе"); принятое в апреле 1994 года
решение о подготовке миротворческой операции СНГ в Абхазии; решение от 21
октября 1994 года о начале этой операции (хотя фактически она началась в июне
1994 года) и ряд других. Кроме того, имеется ряд документов, последовательно
продлевавших и иногда корректировавших мандаты операций по поддержанию мира в
Абхазии и Таджикистане[2].
[1] Боголюбов А.А. Миротворческие
силы и их роль в разрешении вооруженных конфликтов.//Международные отношения и
мировая экономика// 2001, № 3, стр. 45 – 49. [2] См.: А.И. Никитин, О.Н. Хлестов, Ю.Е. Федоров, А.В.
Демуренко. Миротворческие операции в СНГ. Международно-правовые, политические,
организационные аспекты. Серия «Научные доклады», №65. М.: Московский
общественный фонд; Центр политических и международных исследований, 1998. стр.
36-37.