Стратегическое планирование в органах внутренних дел
Маргун Александр Иванович, начальник УВД г. Ставрополя
Стратегическое планирование - одна из важнейших проблем теории
стратегического управления. Ее важность определяется, во-первых, сущностью
планомерности, которая состоит в том, что люди сознательно определяют цели своих
действий и соизмеряют их с ресурсами, учитывая при этом прямое и косвенное
воздействие внешней по отношению к ним среды. Сознательность и целесообразность
находят свое выражение в управленческом решении. Академик В.Г. Афанасьев пишет:
«управленческие решения довлеют над объектом на всех стадиях цикла
управления»[1]. Во-вторых, относительной
новизной стратегического планирования для органов внутренних дел. В-третьих,
неясностью подходов к организационным и технологическим особенностям разработки
и принятия стратегических планов. Одними из самых важных
управленческих решений являются планы развития. В планах
определяются основные задачи, главные пути и способы, средства решения задач.
Они (планы) детализируются, конкретизируются, по сферам жизнедеятельности, по
отраслям, объединениям, организациям, а также по территориям и времени.
Научное предвидение дает возможность определить прообраз
того, какой система ОВД хочет быть в определенный период времени. Создание этой
модели обеспечивается рядом конкретных шагов и мер, предпринимаемых руководством
МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ. Поэтому при стратегическом планировании важное
место отводится анализу перспектив организации, выявлению возможностей,
опасностей и угроз, исходящих из внешнего окружения и внутренней среды, которые
способны изменить сложившиеся тенденции. Видение долгосрочной перспективы -
очень важная составляющая стратегического планирования. Однако это ни в коей
мере не означает экстраполяции существующей практики, тенденций и состояния
окружения на много лет вперед. При стратегическом планировании взгляд как бы
осуществляется из будущего в настоящее, определяются действия организации в
настоящее время и эти действия обеспечивают ей определенное
будущее. Под стратегическим планированием понимается
процесс создания способа достижения стратегической цели. При этом способ,
имеющий вид направления развития на первоначальном этапе, постепенно, с каждым
последующим шагом в сложном процессе обоснования и выбора превращается в
детально разработанную программу - совокупность мер, процессов, работ, которые
ведут к достижению целей. Эту точку зрения поддерживают в своих работах М.Х.
Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, М.И. Круглов, А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд и
другие ученые. Объектом стратегического планирования, на
наш взгляд, является не преступность, а органы внутренних дел в целом, их
структурные звенья, которые, намечая перспективные цели усиления борьбы с
преступностью, должны выявлять, прослеживать и учитывать связи и отношения
преступности с другими сторонами социальной жизни. Это - условие выработки
оптимальной стратегии борьбы с преступностью. Предмет
стратегического планирования - оперативно-служебная, управленческая деятельность
органов внутренних дел, деятельность по формированию, реформированию управляемой
и управляющей подсистем, обеспечению динамического равновесия внутренних
процессов и их упорядочению путем создания соответствующих структур и
регулирования происходящих в них процессов с позиций их будущего состояния в
ближайшей и долгосрочной перспективе. Содержание
стратегического планирования раскрывается через его процедуры, включающие:
прогнозирование и анализ; программирование и проектирование. Перечисленные
процедуры свойственны и другим видам планирования. Но при стратегическом
планировании они осуществляются на всех его этапах, на всех уровнях системы,
применительно к ее отдельным звеньям, структурным элементам и видам
деятельности. Управленческий аспект стратегического
прогнозирования состоит в использовании всего многообразия прогнозов для
создания научно обоснованных стратегических и тактических управленческих
решений. Стратегическое программирование базируется на
прогнозных выводах и имеет своей целью создание проектов комплексных целевых
программ решения крупномасштабных проблем развития ОВД, совершенствования их
оперативно-служебной и управленческой деятельности и усиления на этой основе
борьбы с преступностью. Программы, как нам
представляется, должны разрабатываться для двух уровней управления: МВД России и
МВД, ГУВД, УВД, УВД Т, а в случае необходимости и на уровне отраслевых главков и
служб аппаратов управления. На любом уровне управленческой иерархии программы
содержат: цель и перечень основных задач, для решения которых они предназначены;
совокупность мероприятий и последовательность их выполнения; расчет прямых и
косвенных затрат всех основных ресурсов, используемых при осуществлении
названных мероприятий; распределение заданий по срокам и
исполнителям. Построение "дерева целей" является исходным
моментом. Затем создаются программы, обеспечивающие достижение каждой цели,
подцели, задачи. Иными словами, каждой цели, подцели, задаче соответствуют
комплексы мероприятий, исполнение которых обеспечивается ресурсно и
организационно. Стратегическое проектирование -
заключительная процедура. Ее назначение состоит в разработке проектов
стратегических планов всех уровней и временных горизонтов. В процессе проектирования должны разрабатываться различные варианты
(альтернативы) развития соответствующих объектов управления, что дает
возможность выбрать оптимальный из них. Чем выше уровень управляемой системы,
тем более развернутой должна быть в проектах стратегических планов система
прогнозов. Таким образом, стратегическое планирование в
органах внутренних дел представляет собой непрерывный комплекс взаимосвязанных,
в определенном порядке осуществляемых и периодически повторяющихся действий и
отношений, направленных на создание управленческих решений (прогнозов, программ
и планов), реализация которых ведет к достижению стратегических целей в сфере
борьбы с преступностью и обеспечивает системе быструю адаптацию к непредвиденным
ситуациям во внешней среде.
[1] Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. - М., 1973. С.
208.