Содержание “интуитивного права” как выражение общечеловеческих ценностей с позиции психологической школы понимания права
Людмила Юрьевна Головина
юрисконсульт ФГУ РНЦ «Курчатовский институт».
В психологической школе права представление о справедливости, как интуитивном праве, не связано с конкретным принципом распределения благ. Сторонники этой теории исследовали форму существования справедливости – феномен сознания с различным содержанием, формируемый на основе всей совокупности знаний, эмоционального опыта в преломлении к общечеловеческим ценностям, данным a priori в сознании.
Выбор поступка, нарушающий общечеловеческие принципы жизни, кажется, угрожает существованию человека, но это лишь один из этапов и способов достижения единения и гармонии. Если мы принимаем, что поведение каждого человека провоцирует энергия Любви - сила направленная на достижение цели – соответствие поведения человека общечеловеческим ценностям, то свобода воли не есть свобода выбора. Поскольку существует выбор, должны быть, по меньшей мере, две цели, которых можно желать достичь. Они существуют не объективно, но человек имеет о них представление в сознании. Особенности психики не позволяют различать эти объекты как две стороны одного и того же явления – представление о двух способах достижения единения и гармонии в обществе. Эти способы ассоциируются с различными целями, в то время как на самом деле это одно и единое.
В связи с узостью мировоззрения, человек иногда видит множество возможных целей и видов поведения.
Индивидуально-изменчивый характер явления, под которым собственно нужно понимать право – интуитивное право, объясняет, почему автором психологической концепции Л.И. Петражицким не раскрывается содержание общечеловеческих ценностей. Их перечень формируется движущей силой Любви, может ей корректироваться. Сила Любви сообщает энергию ставить себе задачу, созидая этим мир вокруг себя, и принимает справедливую кару, если человек ошибся в понимании или реализации этой задачи. Только сам человек может определить, в чем его долг, как он должен поступить. Сам человек путем решения поставленных задач, допущения ошибок в решении, расплат и страдания находит свой нравственный идеал, свой закон. Сознание постигает этот закон вечно, ведь человеческое сознание было всегда, как сам человек. Не готовые правила извне взятые «говорят» человеку, как поступить, но интуитивное право, руководствуясь которым, человек постигает свой идеал. Постижение приближает или удаляет его от единения, но оно необходимо для общего процесса стремления к единению всей материи. Переживая радость достижения цели, разочарование в ней или муку осознания удаленности от нее, человек совершает труд. Труд есть движение, либо работа по воздержанию от этого движения, но его совершают люди, составляющие материал этого движения, они будут совершать его пока не омертвели в своих убеждениях. То есть до тех пор, пока человек обладает сознанием личности. Труд состоит в сомнении в своих убеждениях, в проверке их. Попытка воплотить идеал, сформированный в процессе изменения убеждений, есть неотъемлемое качество человека.
Стремление к возвышенным идеалам приближает всех людей к гармонии и единению. Безусловно, это сложнее, чем вообще не участвовать в выборе способа достижения единой для всех в глобальном смысле цели. Склоняя волю под шаблоном примеров и слов, человек перестает быть обладателем сознания, и тем объектом, в психике которого можно изучать явление права. Единение есть термин больше философский, на современном этапе в науке права он может пониматься как стремление к солидарности. Это понятие затрагивает правовые аспекты стремления к гармонии, правовую модель общества.
Разрешение противоречий и связь теории Л.И. Петражицкого с современными теориями и концепциями стала очевидна только на настоящем этапе развития теории права.
В основе понимания Л.И. Петражицким мира лежит метод познания действительности И. Канта. К вопросам о познаваемости мира, смысле жизни человека Л.И. Петражицкий подходил с точки зрения их понимания психологией, существуют ли они для нее, может ли она их исследовать.
Философскую основу учения Л.И. Петражицкого составляет интуитивизм, но связь методов и представлений о действительности со взглядами неокантианцев, очевидна. В то время как наука психологии от предположения о существовании явлений стремится к достоверному знанию, как своему пределу, у И. Канта бытие вовсе не познаваемо. Законы психологии стали частью философии интуитивизма. Интуитивизм в философии развивали С.Л. Франк, Н.О. Лосский, И.А. Ильин. Как наука о смысле жизни и человеке, философия определяла характер мировоззрения и направление исследований многих ученых. Поэтому психология, как основание философии интуитивизма, стала основой методологии многих наук, сформировала предмет отдельных научных направлений.
Психология дает больше возможностей изучать повседневное поведение человека, поскольку большинство людей уясняет лишь принципы права и не владеет полной информацией о всех санкциях за нарушение установленных правил поведения. Свои представления о справедливости человек использует в повседневной жизни. С помощью воздействия официального права на общественное сознание можно добиться определенного поведения, а также воспитывать народную психику, повышать ее культуру и способность адаптироваться к требованиям социальной жизни. Цель развития права, считал Л.И. Петражицкий, состоит в нравственном совершенствовании человека. Направление совершенствования не конкретизировано в его теории, представляется, что оно должно соответствовать общечеловеческим ценностям.