Какие типы задвижек бывают: их конструкция и характеристики.
Задвижка применяется в качестве запорной арматуры на трубопроводах с высокими скоростями потока среды. Устройство подойдет для коммунальных систем, газоснабжения и газо-, нефтепроводов и других магистралей. Такое универсальное использование задвижки обусловлено ее конструкцией, которая обеспечивает малое гидросопротивление в условиях при давлении до 250атм. и температуре до +5700С.
Какие бывают?
Отрасль использования и режим работы системы определяют особенности в конструкциях задвижек, а также применяемые материалы при их производстве. Важен характер движения шпинделя:
При выдвижном движении, привод вынесен за пределы системы (т.е. находится вне полости среды). Для этого над крышкой предусмотрен бугель, высота которого равна или больше величины хода затвора. Эта особенная конструкция защищает резьбу гайки и шпинделя от коррозионного разрушения.
Если конструктивно предусмотрен невыдвижной шпиндель, гайка соприкасается со шпинделем в рабочем пространстве. Это оказывает негативное воздействие на привод, поэтому такие задвижки работают в системах с мягкой водой и маслами.
Материал
Корпус и крышка задвижки может изготавливаться из:
- чугуна (30ч39р);
- стали углеродистой (30с41нж);
- латуни;
- нержавеющей легированной стали (30нж41нж);
- алюминия;
- титана.
Если используется алюминий или чугун, то корпусные детали отливают в формы. А вот стальные изделия могут отливаться и штамповаться. При последнем методе, соединение частей производится сваркой.
Латунные и чугунные задвижки (30ч39р, 30ч6бр) применяются для воды T не более 1200С, и давлением 16-20атм. Монтаж на трубопровод осуществляется только при помощи фланцев (чугун) и муфты (латунь).
Стальные задвижки (30нж41нж, 30с41нж, 30с64нж) эксплуатируют в коммунальных сетях, а также на газо- и нефтепроводах. Здесь эксплуатационные показатели выше:
- диапазон T – от -200С до +4500С;
- давление системы – 16-40атм.
Монтаж стальных задвижек производится через фланцы или приваркой.
Клин
Выполняет главную функцию устройства – остановка движения среды в трубе. От его конструкции зависит степень герметичности, а также разрешенная к эксплуатации рабочая среда. Клин может быть:
- обрезиненным;
- металлическим.
В чугунных задвижках 30ч39р применяется клин, на поверхность которого нанесена резина EPDM. А вот в 30с41нж, 30с64нж, 30с15нж установлен стальной клин, на который наплавлен уплотнитель из высоколегированной нержавейки.
Затвор стальных задвижек уплотнен по типу «металл-по-металлу». Это означает, что помимо клина, в корпусе также имеются металлические кольца, на которых нанесен слой из легированной нержавейки. Стальные задвижки с таким уплотнением «имеют более высокие эксплуатационные показатели работы, чем у чугунных.