Человек ничего не стоит, если он не понимает, что «сейчас»
и «то самое время», есть одно и то же
Кто-то из гениальных японцев
1. Карфаген иностранцев приносит в жертву богам. В древности и совсем недавно чужеземец - варвар, обезьяна, дикарь. Чукчи именуют себя «луораветлан» - «настоящие люди». Все остальные – ненастоящие. Вероятно, луораветлан принадлежат к иному биологическому виду, нежели мы - кроманьонцы. Утверждают, неандертальцы напоминают нынешних чукчей. Поэтому, с неандертальской точки зрения, мы действительно не люди, позже луораветлан выделившиеся из животного мира, наделенные волей, разумом и душой значительно позднее, чем они. Законодатель Индии не сомневается, что помимо людей есть иные разумные, нелюди. Закон Ману гласит: «Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными – разумные, между разумными – люди, между людьми – брахманы». Чужой язык не речь, набор нечленораздельных звуков. Славяне – арийцы осознают себя таковыми, отграничивая себя от арийцев - германцев. Славянин – свой, знающий «слово», язык. Немец – не способный говорить, немой. Любой вправе обратить чужака в рабство, отобрать у него имущество или убить. Ненавидеть чужого, убивать его – первая добродетель гражданина. Каждый должен быть на страже интересов граждан и врагом всех, кто вне гражданской общины, гражданского общества (полиса, верви, марки, civitas, мiра). Община, по-славянски – вервь, т.е. веревка, связывает своих членов в единое целое. В общине ты личность, вне общины – изгой, живой труп без огня и воды. Посещающие чужую землю с торговыми, матримониальными, учебными целями, изгнанники и паломники обращаются к заступничеству частных лиц, отдаются патронам. Защищает клиентов авторитетный патрон от посягательств сограждан. Римский патриций, афинский эвпатрид оказывают помощь ради honor, ради чести. Недобросовестный патрон обречен мщению богов,[1] но мщению по божественному праву – fas, а не по праву людей – ius. На практике проксения, патронаж, предоставление убежища всегда есть удобный повод, предлог для вмешательства во внутренние дела чужой страны, чужой общины, чужой семьи.
Древний Египет (Кем, Кемет) запрещает общаться с чужеземцами. Иностранцы встречаются только со жрецами. Посещают Египет лишь по приглашению жрецов. Здесь стажируются, например, поэт, реформатор и законодатель Солон, философ Пифагор, историк Геродот. Несоблюдение табу, запрета на контакты с иностранцами влечет гибель страны Кем. Закрытость характерна для кастовых обществ, замкнутых в себе местечковых общин, кагалов. Китай, «страна чайного дерева и шелкового червя», «громадная фабрика», закрыт для европейцев вплоть до ХVI в. Япония свободна для иностранцев с XIX в., но свободна под угрозой артиллерии чужеземной эскадры. Жителям Дальнего Востока европеоид напоминает красноглазую обезьяну, вызывает отвращение. Псевдоинтеллигенты СССР, гомо советикус, «совки», «дети Арбата», будущие «демократы» и «либералы», прочее быдло смотрит на иностранцев, Asian, Negro, Аfrican, Latinos, без неприязни, с любопытством, на «бундесов» и «америкосов» – трепетно, с подобострастием. Но в «единой фабрике» не поощряется любознательность. Браки с иностранцами запрещаются. Хотя для русских, именно русских, а не совков, неприязнь к иностранцам, иноплеменникам, к малым народам, на генетическом уровне не характерна, не свойственна, в отличие скажем от поляков, хорватов и украинцев. Маргинальная голытьба жалеет сибирского инородца, «божью тварь», все равно, что кошку или пса: «Сколько тварь не парь будет тварь». Чем богаче местный русский, гуран и чалдон, тем больше у него родства и торговли с инородцами, тем чаще видит он в инородце не тварь божью, не животное, а субъекта права, лицо, персону. И белорусы, которых русские, московиты, когда-то называли литвинами, не противопоставляют себя им, говорят: «Мы те же русские, только тутейшие». Для украинцев же и черкасов, т. е. казаков, московиты не русские, а кацапы. Русскими христиане украины, окраины Великого Княжества Литовского и Русского именовали лишь себя. Карпатороссы Закарпатья, гуцулы, до сих пор не украинцы, а русины. Напротив, донские, гребенские, кубанские, терские, яицкие черкасы считаются русскими лишь с XIX в.
Древних египтян, обитателей Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, финикийцев Карфагена, совковую чернь, аутсайдеров и маргиналов нельзя осуждать. Просвещенные эллины полагают, что чужеземцы - варвары, не совсем люди. Что говорить о варварах, если эллины, греки, приехавшие в чужую, но греческую же общину, находятся под защитой не государственных, а божественных законов. Эллин из чужой общины в нашем полисе рассчитывает на помощь богов, но никак не на защиту нашего государства и нашего права. Иными словами, в чужом городе грек должен был рассчитывать только на самого себя и своих покровителей - проксенов, друзей из местной гражданской общины, но никак не на общину (полис). В чужом полисе эллина защищают боги Эллады, частные лица, но не законы.
Ромеи, т. е. византийские греки, приравнивают пребывание за пределами империи к нахождению во вражеском плену. В юридическом смысле возвращается из плена даже тот, кто возвращается из заграницы после победы над неприятелем.[2] Посещающие Византию иноземцы если, конечно, рассчитывают не на помощь богов, а на силу оружия, то ведут себя совсем не лучшим образом. Договором 944 г. н. э. князь Игорь, конунг Ингварь, обязался запретить русским, пребывающим в Византию, чинить бесчинства в самой мощной державе средневекового Средиземноморья: «И пусть запретит русский князь своим послам и вообще прибывающим сюда русским [гостям] творить бесчинство в наших селах и в нашей стране».[3] Черное море – Русское море. Арабы сообщают, что Понт Эвксинский бороздят разбойничьи лодьи русских гостей, и больше ничьи (ал-Масуди).
Коммерсантов, сочетающих переговоры и торговлю в другой стране с разбоями, кражами и грабежами, индоевропейцы (арийцы, индоиранцы, индогерманцы) именуют «гостями». Отсюда латинское hostis, т. е. враг, иностранец; древнерусское: «гость», обозначавшее в Киевском государстве купца-разбойника, и «гостить», т. е. торговать и разбойничать на чужой земле; испанское hostilidad и английское hostility – враждебность; французское hostilite – вражда или военные действия; пословица «незваный гость хуже татарина».
Во Владимирской, а затем на Московской Руси «гостями» именуют уже не коммерсантов-разбойников, а высший слой столичного купечества, крупных оптовых торговцев, ведущих дела с чужими землями, исполняющих при надобности казенные поручения.[4] Другими словами, заморские гости – не только коммерсанты, но и правительственные агенты стран своего гражданства.
Евреи, народ избранный, народ бескорыстных идеалистов, подвижников, апостолов, романтиков и мечтателей, относятся к иноплеменникам иначе. В Иудее один закон, что для местных, что для чужих: признается право убежища в храме для совершивших убийства по неосторожности, декларируется равенство пришельцев и евреев в сфере уголовного процесса, разрешаются браки евреев с иностранцами, проценты за кредит берутся только с иностранцев, с из гоев, временно пребывающих на территории общины.[5] Евреи признают право на жизнь не только за своими детьми, но и за детьми чужеземцев, гоев, иноплеменников, живущих вместе с евреями. Другие считают, что вправе убивать своих детей, и не только сразу после рождения.[6] Гуманизм подтверждает избранность еврейского народа, его исключительность. Неудивительно, что евреи пользуются уважением интеллектуалов. Овидий, самый читаемый из латинских поэтов, в поэме «Ars amatoria» рекомендует искать любовницу в синагоге (кн. I, стр. 75).[7] Особенно впечатляет «Шулхан Арух» - свод иудейского права XVI в., составленный на основе Талмуда.
2. Западноевропейское государство возникает благодаря захватнической войне. Киевская Русь - в результате эксплуатации монопольных торговых путей «из варяг в греки», «от хазар к варягам». Западноевропейское государство создает военная знать; Киевскую Русь – таможенники, гости, фискалы да мытари. Западноевропейское государство извлекает прибавочный продукт в покоренной стране. Киевская Русь собирает пошлины с транзитной торговли по Днепру и Волге. При столкновении интересов местных и иностранных купцов русское право отдает предпочтение заморским гостям. «Если купцу, уже задолжавшему многим, по неведению поверит в долг купец иногородний или иноземный и тот станет отказываться платить ему, а при принудительном взыскании станут мешать «первые заимодавцы», такого несостоятельного должника продать на рынке, и, прежде всего, заплатить долг сполна приезжему купцу, остаток же поделить между туземными заимодавцами».[8] Русская правда полагает иноземца кредитором первой очереди, предоставляет иностранцам привилегии, именует рабовладельцев – бояр (огнищан, мужей), торговцев, частных охранников (дружинников), русью, русскими, русинами. Сельские жители, общинники, на языке Русской правды - славяне.[9] Договоры Киевской Руси с Византией не знают славянских имен. Собиравшая пошлины русская элита вовсю продает славянских туземцев гостям. Арабы свидетельствуют: «Руссы производят набеги на славян, подъезжая к ним на кораблях, высаживаются, забирают в плен и продают».[10] Потому нет полян, и древлян, и северян, и дулебов, и тиверцев, и словен, и радимичей. Никого не осталось. Выловили и продали. Оставшихся «примучили». На западноевропейские языки «славянин», по-английски slave, по-испански esclavo, по-французски esclave, по-немецки Sklаvе переводится как «раб». Наименования структур: «Русский алюминий», «Русский уголь», «Русский сахар» - символ, знак, для знающих - пароль.
Господин Великий Новгород рад иностранцам, купцам из Ганзы. Ганзейцы имеют свои фактории, сеттльменты, пользуются иммунитетом. Экономика ориентирована на экспорт сырья. Сырьевая олигархия новгородских бояр опасается завести профессиональную армию. Ополченцев и боярских частных охранников громит московская конница. Вырван язык вечевого колокола. Утрачена независимость Великого Новгорода. Отныне и навсегда не является он себе господином.
В Московском государстве иностранцы поначалу напрочь отсутствуют. Новообращенных в христианство местных финнов, крестьян, превращают в крепостных и раздают на корм русским, в том числе из числа пришлых мужей. Желающие избежать крепостной неволи, принимают ислам и поступают в татары. В прошлом для русских любой мусульманин – татарин. Генетические корни современного татарского (болгарского) народа аналогичны русским корням. Алтайские тюрки - болгары дали свое имя дунайским славянам и финнам с берегов Камы и Волги. Отсюда поговорка: поскреби русского, найдешь татарина, т. е. голядь, меря, мурому и мещеру. В XVI в. после открытия морского пути из Англии в Архангельск Иван Грозный разрешает англичанам селиться в Москве и торговать беспошлинно по всей стране. Англичане теснят местных, ввозят табак и другие, запрещенные в обороте, товары. Известны челобитные 1646 г. и 1667 г. о запрете иностранцам вести дела торговые. Торговцы просили повелеть англичанам и «прочим немцам», чтобы они торговали только на пристани Архангельска, а по другим городам не ездили и торговли у московитов не отымали.[11]
В результате принят Новоторговый устав 1667 г., «немцам» дозволялось торговать лишь в Архангельске, Пскове и Новгороде, «персиянам» – в Астрахани, грекам – в Путивле, литвинам и ляхам из Речи Посполитой – в Смоленске. Транзитная торговля запрещается. Персы, бухарцы, армяне не могут продавать свои товары немцам, грекам и другим, минуя московских посредников. Лишь армянская компания, торгующая шелком, везет товары из Астрахани в Архангельск и совершает сделки с немцами. В отдельных случаях допускается проезд с товарами от Архангельска в Москву, но не иначе как по жалованной грамоте с красной печатью.[12] Здесь интересы московитов уступают выгодам казны. Предлог для запрета торговли иностранцев - англичане «всею землею учинили большое злое дело – государя своего Карлуса короля убили до смерти». Иноземцы, правда, присутствуют на Земском Соборе 1648 -1649 гг.[13] Делегируют на Собор своих представителей, но это не иноземцы – подданные иностранных государей, а подданные русского государства, царя Московского рабы иностранного происхождения: выходцы с Северного Кавказа, Западной и Центральной Европы, из Греции, Речи Посполитой.
Денис Фонвизин, Александр Пушкин, Владимир Даль, Михаил Лермонтов, юристы-философы И. А. Ильин и Б. Н. Чичерин - потомки иностранцев, принявших российское подданство. Иноземцами считались и местные, служившие в полках иноземного строя. Постепенно потомки славянизированных финнов, московиты, осознают себя русскими, по мере того как их допускают до кормлений, путей. Путная русская элита дает свое имя славянизированной мещере, меря и голяди, на языке черкасов Днепра, Яика, Кубани и Дона – кацапам.
Екатерина II с целью заселения и колонизации необозримых пространств предоставляет громадные льготы колонистам, расселила в Новороссии и Поволжье свыше 2 млн. иностранцев, но с иностранными подданными не милостива, жестокосердна. Подтверждает запрет вести розничную торговлю, зловредно запрещает покупать земли в Малороссии, наследовать имения и приобретать крестьян в собственность. Николай I разрешает иностранцам покупать морские и речные суда, торговать скотом, получать патенты на изобретения, торговать на Камчатке, дозволил покупать и продавать лес по рекам Днестр и Прут, не возражает против приобретения земли для размещения фабрик и мануфактур.[14] Другими словами, русское право медленно эволюционирует от полного, с немногими исключениями, запрета иностранцам проживать и заниматься предпринимательством в сторону предоставления права заниматься торговлей на равных с подданными российской короны. Иностранцам Петром Великим предоставлена возможность проживать в империи без приобретения подданства, и лишь затем, не менее через сто лет, иностранцы получили возможность обзаводиться предприятиями, лавками, магазинами и т. п. Образец для законодательства Петра I - шведское право, а в Швеции иностранцам запрещается торговать, держать фабрики и ремесленные заведения, приобретать недвижимость.[15] Политика Петра в традициях Московской Руси: иностранцев охотно вербуют, верстают на службу, а торговать дозволяют рабам своим, подданным.
3. Центр Евразии, престол «белого царя», перемещается из Москвы к пекинскому богдыхану. У доктрины «золотого миллиарда» всё больше адептов и прозелитов. Справедливо, правильно, гуманно, если благам планеты достанутся элите, т. е. самым лучшим, наиболее передовым и либеральным индивидам, истеблишменту, ныне проживающему на территории Европы, Северной Америки, Средиземноморья. Под управлением коллаборационистов, гаулейтеров из аборигенов, туземных квислингов и гостомыслов, прочие вымрут либо займутся обеспечением «золотого миллиарда». Национальная идея – царская карамель, газовая труба, прокормит выживших. Добывать нефть, газ, варить сталь, работать на предприятиях «большой химии», железной дороге, производить алюминий, вполне способны 10-12 млн. человек. Нехватка рабочей силы восполнится импортом из Китая. Теория достойная, правильная. Объясняет, оправдывает стремление влиться в мировую элиту. Забывает, что китайцы, т. е. ханьцы, работают на чужих хозяев только в течение пяти лет. Потом – на своих. В КНР искренне полагают, что «золотой миллиард» будет состоять из ханьцев. Поощряется эмиграция в соседние, а также в развитые, передовые страны с последующей натурализацией. Китай готов к колонизации и освоению Сибири и Дальнего Востока. Китай «переварил», ассимилировал завоевавших его монголов, а монголам принадлежали и Русь, и Поволжье, и Кавказ, и Сибирь, и Средний Восток. «Золотой миллиард» вполне может говорить по-английски, а выглядеть по-китайски. К 2080 г. демографическая ситуация позволяет прогнозировать распад РФ вследствие вымирания русского населения. Российские нации будут спасаться самостоятельно, не связывая более судьбу с русским народом. В Центральной России многие без видимых внешних причин, инстинктивно, принимают религию мира и милосердия – ислам, изумляя обывателей. Поволжье и Западная Сибирь повально изучают язык отюреченных малоазиатских греков и балканских славян, почему-то считающих себя турками. А ведь турок - железных османов - среди них нет.
Контрпродуктивно сопротивляться демографии. Иностранцы, легальные и нелегальные, значительный слой предпринимателей России. Институт гражданства здесь, как правильно сказано, не является определяющим.[16] Определяет всё место легитимации в качестве предпринимателя, а не гражданство. Иностранец, зарегистрированный в России как предприниматель, должен рассматриваться как предприниматель российский со всеми вытекающими из этого последствиями в сфере международного частного права и процесса. «Пусть равноправными будут пришельцы средь граждан: ведь все мы || Странствий удел переносим, живя на печальной чужбине || И ни в одной не считай ты земле себя прочно осевшим» (Еврейская Сивилла, сборник предсказаний I-II вв., кн. II, стр. 39-40).
P. S. Эссе, в отличие от обычной научной статьи, не аргументирует, не доказывает и не опровергает те или иные положения доктрины, а излагает их в художественной форме. Настоящее эссе объединяет материал двух статей о гражданско-правовом положении иностранных предпринимателей в России и административно-правовом режиме их деятельности. Одна из статей к моменту размещения эссе на сайте НП «Юрклуб» уже вышла из печати. Первоначальный вариант эссе также должен быть обнародован в сборнике материалов осенней (2005 г.) конференции студентов и преподавателей Юридического института Иркутского госуниверситета. Для этой публикации эссе дополнено, снабжено эпиграфом и постскриптумом.
P. P. S. Протестующий против «засилья» нелегальных мигрантов пусть возьмет в руки необходимый инструмент и, вместо нелегала, приступает к уборке мусора в московских дворах, за двести долларов США. Дворник – должность «руководящая», уж больно много руками надо водить. Нежелающий тратить время на «очистку Москвы от мусора», брезгующий «руководящей» работой, пренебрегающий вакансией дворника из-за столь мизерного оклада, с миграцией пусть согласится. К сожалению, многие наши сограждане требуют от предпринимателя выплаты заработной платы, и не маленькой, лишь за то, что они в офис пришли. Увы, их заработная плата, «зря плата», часто, слишком часто, не является заработанной. И всегда выигрывает тот, кто способен выполнять любую работу за меньшие деньги. Проблемы начинаются, когда мигрант бросает работу и начинает жить на пособие, паразитировать за счет приютившего его социума, объединившись с себе подобными, вымогает все новые и новые блага, не доступные автохтонному населению.
[1] См.: Смирнова Е. С. Правовые вопросы регулирования правового статуса иностранцев в Древнем Риме//История государства и права. 2005. № 5. С. 8.
[2] См.: Институции Юстиниана. М., 1998. С. 45 (Памятники римского права).
[3] См.: Памятники права Киевского государства/Под ред. проф. А. А.Зимина. М., 1952. Вып. 1. С. 43. В тексте летописи термин «гость», который должен быть по смыслу, пропущен. Подлинник договора не сохранился.
[4]См.: Ключевский В. О. Терминология русской истории//Сочинения. М., 1959. Т. 6. С. 161-162.
[5] См.: Смирнова Е. С. О правовом положении иностранцев в Древнем мире//Правоведение, 2004, № 5. С. 229
[6] См.: Шульговский Н. Н. Право на жизнь//Вестник права, 1903, № 9/10. С. 50
[7] См.: Овидий Публий Назон …Искусство любви: Пер. в стихах, с предисл. и коммент. проф. Г. С. Фельдштейна. М., 1926. 180 с. В современном издании: «Не пропусти священного дня сирийских евреев». (См.: Овидий. Собрание сочинений: В 2 т. Спб., 1994. Т. 1. С. 141).
[8] См.: Ключевский В. О. Русская правда//Сочинения. М., 1959.Т. 6: Специальные курсы. С. 103
[9] См.: Владимирский – Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-н/Д., 1995. С. 52.
[10] См.: Ключевский В. О. История сословий в России: Полный курс лекций. Минск: Харвест, 2004. С. 38
[11]См.: Беляев И. Д. История русского законодательства. СПб., 1999. С. 495.
[12] См.: Беляев И. Д. Указ. соч. С. 581-582. (Мир культуры, истории, философии).
[13] См.: Тарановский В. Ф. Новые данные по истории Уложения царя Алексея Михайловича//Тарановский В. Ф. История русского права. М., 2004. С. 123. (Русское юридическое наследие).
[14] См.: Иностранцы в России//Юридическая летопись. 1891. Январь. С. 68-70;
[15] См.: Иностранцы в России//Юридическая летопись. 1891. Январь. С. 70-71;
[16] См.: Григоренко С. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя//Хоз. и право. 1999. № 5. С. 19.