ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
УДК 342.25:346.232
Романов Леонид Петрович
romanovleon@yandex.ru
romanovleon@rambler.ru
8-905-714-31-56
студент Московского городского университета управления
Правительства Москвы,
г. Москва,
Построение правового государства признано приоритетным направлением политики России. Правовое государство в свою очередь не может существовать без развитого гражданского общества. Существует несколько представлений о понятии гражданского общества. Зачастую под гражданским обществом понимается система противостоящих и конкурирующих между собой взглядов, интересов и воззрений отдельных социальных групп и индивидов; комплекс различных общественных объединений и движений, связанных между собой личными и общественными интересами, экономическими взаимозависимостями, а также правовыми и внеправовыми правилами и обычаями. Анализируя многие точки зрения на гражданское общество можно выделить несколько характерных признаков, которыми должен обладать институт гражданского общества: 1) независимость от государства, 2)возможность свободного участия человека в деятельности института, 3)стремление к защите прав и свобод человека.
Рассматривая ТОС в соответствии с выделенными признаками, можно отметить наличие данных признаков. Во-первых, ТОС по замыслу законодателя является нижним звеном, формой участия граждан в местном самоуправлении а, в конечном счете, ТОС является формой выражения народом своей власти (ст.3 Конституции). Действующая Конституция отделила местное самоуправление от органов государственной власти, и объявило его самостоятельным институтом (ст.12). Во-вторых, исходя из определения ТОС, закрепленным в Федеральном законе No 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ТОС является самоорганизацией граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения. Принимать же участие в деятельности ТОС может каждый, проживающий на территории, охваченной его деятельностью. Любое ограничение участия в работе данного института будет прямым нарушением ст.3 Конституции РФ. Так же ст. 31 Конституции наделяет правом граждан на собрания и ст. 30 Конституции закрепляет право каждого на объединение, а ТОС как раз и является объединением граждан для защиты собственных интересов по территориальному признаку. В данном случае право на объединение реализуются с помощью права на проведение собраний (ст. 30 Конституции). В-третьих, сама деятельность ТОС направлена на отстаивание интересов лиц проживающих на определенной территории. В этом и заключается дуализм правовой природы ТОС: с одной стороны, территориальное общественное самоуправление содержит элементы публичных властеотношений (как форма участия в местном самоуправлении), с другой стороны, ТОС содержит элементы общественного управления. Некоторые исследователи небезосновательно предполагают, что ТОС является своеобразным посредническим механизмом между государством и гражданским обществом. Но в настоящий момент возникает ряд неразрешенных проблем, связанных с нормативным регулированием деятельности ТОС. Становится очевидным, что в виду специфики своей правовой природы, отношения, связанные с территориальным общественным самоуправлением уже не могут регулироваться существующим законодательством. Сегодня регулирование некоторых вопросов, связанных с ТОС отдается на откуп субъектам РФ и муниципальным образованиям. Отсутствует единый федеральный нормативный акт, регламентирующий основные принципы и начала деятельности ТОС, определения организационно-правовой природы, определения полномочий, прав и обязанностей ТОС, а также гарантий его деятельности. Попытки разработки такого закона уже предпринимались, но до сих пор они остались не замечены федеральной законодательной властью. Скорейшее принятие Федерального закона «О территориальном общественном самоуправлении» должно стать приоритетным направлением развития законодательства о местном самоуправлении.
Литература и примечания.
- 1.Становление гражданского общества в России (правовой аспект) / Под ред. О.И. Цыбулевской. Саратов. 2000.
- 2. Марченко М.Н.Теория государства и права: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 г. С. 442
- 3. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. No 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / СЗРФ, 28 августа 1995 г. No 35. Ст. 3506.
- 4. Полянский В.В. Некоторые проблемы гармонизации федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении / Нормотворчество муниципальных образований России. Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород. 2002.
- 5. Федотов А.В. Территориальное общественное самоуправление: конституционные основы, практика правового регулирования: Дис.
канд. юрид. наук: 12.00.02. М.: РГБ, 2003.