ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
УДК 342.25:346.232
Романов Леонид Петрович
romanovleon@yandex.ru
romanovleon@rambler.ru
8-905-714-31-56
студент Московского городского университета управления
Правительства Москвы,
г. Москва,
Построение правового государства признано приоритетным направлением политики России. Правовое государство в свою очередь не может существовать без развитого гражданского общества. Существует несколько представлений о понятии гражданского общества
. Зачастую под гражданским обществом понимается система противостоящих и конкурирующих между собой взглядов, интересов и воззрений отдельных социальных групп и индивидов; комплекс различных общественных объединений и движений, связанных между собой личными и общественными интересами, экономическими взаимозависимостями, а также правовыми и внеправовыми правилами и обычаями
. Анализируя многие точки зрения на гражданское общество можно выделить несколько характерных признаков, которыми должен обладать институт гражданского общества: 1) независимость от государства, 2)возможность свободного участия человека в деятельности института, 3)стремление к защите прав и свобод человека.
Рассматривая ТОС в соответствии с выделенными признаками, можно отметить наличие данных признаков. Во-первых, ТОС по замыслу законодателя является нижним звеном, формой участия граждан в местном самоуправлении а, в конечном счете, ТОС является формой выражения народом своей власти (ст.3 Конституции). Действующая Конституция отделила местное самоуправление от органов государственной власти, и объявило его самостоятельным институтом (ст.12). Во-вторых, исходя из определения ТОС, закрепленным в Федеральном законе No 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ТОС является самоорганизацией граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения. Принимать же участие в деятельности ТОС может каждый, проживающий на территории, охваченной его деятельностью. Любое ограничение участия в работе данного института будет прямым нарушением ст.3 Конституции РФ. Так же ст. 31 Конституции наделяет правом граждан на собрания и ст. 30 Конституции закрепляет право каждого на объединение, а ТОС как раз и является объединением граждан для защиты собственных интересов по территориальному признаку. В данном случае право на объединение реализуются с помощью права на проведение собраний (ст. 30 Конституции). В-третьих, сама деятельность ТОС направлена на отстаивание интересов лиц проживающих на определенной территории. В этом и заключается дуализм правовой природы ТОС: с одной стороны, территориальное общественное самоуправление содержит элементы публичных властеотношений (как форма участия в местном самоуправлении), с другой стороны, ТОС содержит элементы общественного управления. Некоторые исследователи небезосновательно предполагают, что ТОС является своеобразным посредническим механизмом между государством и гражданским обществом
. Но в настоящий момент возникает ряд неразрешенных проблем, связанных с нормативным регулированием деятельности ТОС. Становится очевидным, что в виду специфики своей правовой природы, отношения, связанные с территориальным общественным самоуправлением уже не могут регулироваться существующим законодательством. Сегодня регулирование некоторых вопросов, связанных с ТОС отдается на откуп субъектам РФ и муниципальным образованиям. Отсутствует единый федеральный нормативный акт, регламентирующий основные принципы и начала деятельности ТОС, определения организационно-правовой природы, определения полномочий, прав и обязанностей ТОС, а также гарантий его деятельности. Попытки разработки такого закона уже предпринимались
, но до сих пор они остались не замечены федеральной законодательной властью. Скорейшее принятие Федерального закона «О территориальном общественном самоуправлении» должно стать приоритетным направлением развития законодательства о местном самоуправлении.
Литература и примечания.
- 1.Становление гражданского общества в России (правовой аспект) / Под ред. О.И. Цыбулевской. Саратов. 2000.
- 2. Марченко М.Н.Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 г. С. 442
- 3. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. No 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / СЗРФ, 28 августа 1995 г. No 35. Ст. 3506.
- 4. Полянский В.В. Некоторые проблемы гармонизации федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении / Нормотворчество муниципальных образований России. Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород. 2002.
- 5. Федотов А.В. Территориальное общественное самоуправление: конституционные основы, практика правового регулирования: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. – М.: РГБ, 2003.