Консультант Правового управления Президента Республики Адыгея
Жанэ Азамат Давлетович
zhane@rambler.ru
НОВЫЙ ПОРЯДОК - НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Предоставление недр, расположенных на территории субъекта РФ, в пользование с целью добычи полезных ископаемых оформляется в соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 г. No 2395-1 «О недрах» (далее Закон) специальным государственным разрешением в виде лицензии. Законом определен также и порядок лицензирования, принципиальным образом пересмотренный недавно нормами статьи 13 Федерального закона от 22.08.2004 г. No 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон).
Напомним, что в соответствии с ранее действовавшей редакцией Закона основанием для получения права пользования расположенными на территории субъекта РФ участками недр с целью добычи полезных ископаемых являлось принятое по результатам конкурса или аукциона совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. При этом в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.09.2000 г. No 726 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» (далее Положение)001
, федеральным органом управления государственным фондом недр выступало Министерство природных ресурсов РФ (его территориальные органы) (далее Министерство). Организационное обеспечение государственной системы лицензирования в силу статьи 16 Закона, пунктов 6, 22 Положения возлагалось на Министерство. Выдача лицензий на пользование участками недр в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона также осуществлялась Министерством совместно с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.
Реализация указанных нормативных положений на практике оказалась несколько затруднительной. Так, отсутствие должного подзаконного регулирования как на федеральном, так и на региональном уровнях не позволяло однозначно трактовать понятие «совместное решение». В частности, отсутствовала ясность в том, должно ли данное решение быть оформлено правовым актом (иным документом), совместно утвержденным уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ и органом управления государственным фондом недр, или же совместность решения должна была выразиться в самостоятельном принятии указанными органами различных решений (правовых актов). Соответственно отсутствовала определенность и в процедуре принятия совместных решений (в частности, в последовательности их принятия), а также в содержании подготовительной (обеспечительной) работы, возложенной в силу статьи 16 Закона на Министерство.
Попытка снять указанное затруднение предпринималась в ряде субъектов РФ посредством принятия нормативных актов, регулирующих указанные правоотношения. Между тем, данная практика существовала не во всех регионах, что зачастую превращало получение хозяйствующими субъектами лицензии на их территориях в сизифов труд.
Статьей 13 Федерального закона в Закон внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования указанного Федерального закона. В частности, в новой редакции изложена статья 10.1 Закона, устанавливающая основания возникновения права пользования участками недр. Исключена статья 13 Закона, определявшая органы, выдающие лицензии на право пользования недрами. В новой редакции изложены статьи 13.1, 16 Закона, регулирующие порядок проведения конкурса и аукциона на право пользования участками недр, а также организационное обеспечение государственной системы лицензирования.
В соответствии с приведенными изменениями предоставление права пользования участком недр для целей добычи полезных ископаемых на территории соответствующего субъекта РФ осуществляется теперь по результатам конкурса (аукциона) на основании решения конкурсной или аукционной комиссии, порядок работы и состав которой определяется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами (пункт 2 статьи 10.1, абзац 1 статьи 13.1 Закона). Кроме того, определено, что федеральный орган управления государственным фондом недр принимает решение о проведении соответствующих конкурсов или аукционов (абзац 1 статьи 13.1 Закона), а также единолично осуществляет оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр (статья 16 Закона).
При этом необходимо отметить, что подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства РФ от 6.04.2004 г. No 171 «Вопросы Федерального агентства по недропользованию» управление государственным фондом недр теперь отнесено к компетенции Федерального агентства по недропользованию.
Что касается предоставления права пользования участками недр для целей добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории соответствующего субъекта РФ, то основанием возникновения права пользования ими теперь выступает исключительно решение уполномоченных органов государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ (часть 1 статьи 16 Закона). Также органами государственной власти субъекта РФ устанавливается порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых (часть 1 статьи 16 Закона), реализация которого возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр.
Вместе с тем, вследствие приведенных изменений хозяйствующие субъекты столкнулись с препятствиями иного плана. Так, во многих регионах РФ до сих пор:
1) не сформированы конкурсные (аукционные) комиссии;
2) не определен порядок работы конкурсных (аукционных) комиссий, а также их состав;
3) не определены органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные принимать решение о предоставлении участков недр для целей добычи общераспространенных полезных ископаемых;
4) не определен порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения полезных ископаемых, и расположенными на территориях соответствующих субъектов РФ.
Причина тому, на наш взгляд, в сроках введения в силу изменений в Закон. Так, согласно пункту 1 статьи 155 Федерального закона изменения вступили в силу со дня их официального опубликования, что сделало невозможным проведение компетентными органами своевременной подготовительной работы, исключающей указанные выше недочеты.
Возникают вполне резонные вопросы: как быть в сложившейся ситуации лицам, нуждающимся в получении лицензии; что делать тем, кто занимается предпринимательской деятельностью в сфере недропользования и для кого пользование недрами является гарантией исполнения принятых на себя обязательств перед контрагентами; кто компенсирует убытки, понесенные соответствующими хозяйствующими субъектами?
К сожалению, пока что такого рода вопросы остаются без сколько-нибудь внятных ответов.
001 Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 22.07.2004 г. № 370 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации" настоящее Положение признано утратившим силу.