Реклама с поправкой на закон (реклама в законе)
Тарас Боглюков, tboglukov@alliancem.ru
Реклама неотъемлемая составляющая мирового рынка: без нее невозможно продать ни один продукт, будь то недвижимость или мятные леденцы. Тем не менее, существуют товары и услуги, реклама которых строго запрещена. Для большинства государств понятие «реклама игорных заведений» является нонсенсом, а вскоре и в российских городах померкнут зазывно мерцающие цветными огнями вывески казино и игровых залов, с телеэкранов в «детское время» сойдут счастливчики, выигравшие миллионные состояния, а с улиц исчезнут растяжки и постеры, сулящие невиданные богатства. Тем не менее, реклама обладает способностью к перевоплощению и борется за свое существование всеми возможными способами.
Итак, Федеральный закон «О рекламе» дополняется статьей 16.1, в которой содержатся следующие правила о том, где и когда можно распространять рекламу игорных заведений:
- в радио и телепередачах с 22.00 до 7.00 часов местного времени;
- в зданиях, сооружениях, в которых проводятся азартные игры и (или) пари, за исключением вокзальных помещений, помещений аэровокзалов, станций метрополитена;
- в периодичных печатных изданиях рекламного характера, а также в специализированных периодических печатных изданиях, предназначенных для работников игорных заведений и (или) лиц, участвующих в азартных играх и (или) пари;
Изменения коснулись также объективной сущности рекламы. Согласно нововведениям реклама о деятельности по проведению азартных игр и (или) пари, в том числе реклама игорных заведений, не должна:
- создавать впечатление, что участие в азартных играх и (или) пари имеет значение для достижения общественного или личного успеха либо способно содействовать решению имущественных проблем;
- дискредитировать лиц, не участвующих в азартных играх и (или) пари;
- создавать впечатление, что выигрыш гарантирован или его вероятность высока;
- умалчивать об особых условиях или ограничениях участия в азартных играх и (или) пари либо об условиях выплаты выигрышей, если такие условия или ограничения установлены;
- обращаться непосредственно к несовершеннолетним, использовать образы людей и животных, а также распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, в печатных изданиях для несовершеннолетних.
Правила, закрепленные во втором пункте изменений федерального закона «О рекламе», содержат указанные выше «подводные камни» и неясности. И вот почему:
В Постановлении Конституционного суда РФ No 11-П от 15.07.1999 года выражена правовая позиция относительно равенства всех перед законом и судом: «Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19, часть 1), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона».
Конституционный суд указывает на то, что правовая норма должна быть выражена определенно, ясно и недвусмысленно, иначе допускается возможность в процессе правоприменения двоякого толкования, что ведет к произволу и коррупции.
В п.п. 1 п.2 статьи 16.1 Федерального закона «О рекламе» запрещено в процессе рекламирования игорного клуба «создавать впечатление, что участие в азартных играх и (или) пари имеет значение для достижения общественного или личного успеха либо способно содействовать решению имущественных проблем», «создавать впечатление, что выигрыш гарантирован или его вероятность высока».
Согласно статьи 2 Федерального закона «О рекламе» рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях - рекламная информация, - которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
В пункте 1 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» содержатся основные правила о наружной рекламе, в соответствии с которыми распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения (наружная реклама) в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 3 указанной статьи. Наружная реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения.
Проецируя эти понятия на окружающую нас действительность, можно сделать вывод, что все сверкающие множеством огней наружные вывески игровых клубов, столь часто встречающиеся на улицах городов, подпадают под понятие наружной рекламы, и, соответственно, должны отвечать требованиям, предъявляемым в изменениях к Федеральному закону «О рекламе», указанным выше!
Все было бы так, но в информационном письме Президиума ВАС РФ No 37 от 25 декабря 1998 года выражена правовая позиция, согласно которой указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой.
Суд исходил из следующего: «статья 54 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо имеет свое наименование, которое указывается в его учредительных документах. Пунктом 4 статьи 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Названные требования служат целям идентификации юридических лиц, индивидуализируют их как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений.
На основании пункта 2 статьи 52 ГК РФ наименование юридического лица определяется в его учредительных документах. По общему правилу изменения последних действительны с момента их государственной регистрации.
Данные государственной регистрации юридических лиц вносятся в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Следовательно, наименование является формальным и неотъемлемым признаком юридического лица, изменяемым установленным порядком.
Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.92 N 2300-1 (в редакции ФЗ от 09.01.96 N 2-ФЗ) потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
По смыслу статьи 2 Закона о рекламе под таковой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям или начинаниям.
Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.
Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
С учетом изложенного Закон о рекламе не регулирует вопросы, связанные с содержанием вывесок (табличек) в части обязательной информации».
Применяя по аналогии данный судебный прецедент, учитывая также конституционный принцип об единообразии в применении правовой нормы, можно придти к следующим выводам:
В статье 138 Гражданского кодекса РФ содержится указание на то, что в случаях и в порядке, установленных Гражданским кодексом РФ и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).
Соответственно, фирменное наименование, как и товарный знак юридического лица, являются средством индивидуализации юридического лица!
Статья 138 Гражданского кодекса РФ является бланкетной и отсылает нас к Федеральному закону 23 сентября 1992 г. N 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». В статье 2 указанного Федерального закона содержится определение, в соответствие с которым товарный знак представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.
Использованием товарного знака, согласно статьи 22 Федерального закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.
Использованием товарного знака может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке.
Таким образом, товарный знак юридического лица, как одно из средств индивидуализации, можно использовать как в рекламе, так и на вывесках! Причем сам по себе товарный знак юридического лица не является рекламой, а соответственно вывеска с изображением товарного знака также не должна являться рекламой! Однако если на вывеске помимо изображения товарного знака содержится еще какая-нибудь информация о дополнительных услугах, товарах, идеях, начинаниях, она вполне может попасть в разряд наружной рекламы.
Помимо этого любое игорное заведение имеет право через прессу информировать своих клиентов о выступлениях артистов, о том, кто из влиятельных особ стал посетителем данного клуба, казино или зала игровых автоматов.
Отметим, что во многих зарубежных странах, реклама игорных заведений, азартных игр и пари, либо полностью запрещена, либо сильно ограничена. Тем не менее, даже в условиях жесткой рекламной цензуры игорный бизнес продолжает благополучно развиваться и приносить немалый доход.
Итак, Закон, ограничивающий рекламу российских игорных заведений, вступит в силу с 21 января 2006 года. А пока у предпринимателей в запасе полгода, за которые им предстоит выработать новые компромиссные методы деликатного общения с потенциальными клиентами и представителями власти. При этом необходимо помнить, что реклама это, прежде всего, диалог.