Кукушкин Д.А.
Телефон: 8-904-98-90-510
E-mail: Deniskuk@mail.ru
«Свобода совести и вероисповедания, как предпосылка толерантности».
В конституционном праве свобода совести понимается как отношение человека к религии, как его самоопределение по отношению к ней. Свобода совести означает свободу убеждений по отношению к богу.
Свобода вероисповедания означает, что никто не может быть принуждаем в выборе религии, изменении вероисповедания. В Российской Федерации исторически сложилось религиозное многообразие: православие, католичество, протестантство, ислам, буддизм, иудаизм. Каждый человек по своему усмотрению приобщается к тому или иному вероисповеданию и тем самым реализует свою свободу вероисповедания. Но каждый равным образом свободен не исповедовать никакой религии.
«
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений....» (из Декларации принципов толерантности Утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)
Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе.
Культурный и религиозный плюрализм, развившийся в западном мире, особенно среди англосаксов, вызвал к жизни толерантность, необходимую для установления общности в условиях плюрализма. В западных странах, толерантность это с одной стороны, продукт плюрализма, а с другой необходимое условие его дальнейшего развития.
В России свобода совести и вероисповедания, провозглашена в ст. 28 Конституции РФ, но, несмотря на это, неуважительное (нетолерантное) отношение к ряду религиозных учений имеет место в российском обществе. И как мне кажется говоря о толерантности надо начинать именно со свободы совести и вероисповедания. Это необходимо в силу ряда причин: в советском обществе ненависть к религии воспитывалась с детства, и отголоски этого остались и по сей день; назревает конфликт между различными конфессиями в связи с привилегированным положением РПЦ; продолжается рост ненависти к мусульманам, что приводит к постоянным погромам и облавам на выходцев с Кавказа.
Сегодня для россиян толерантность понятие далекое. Превалируют иные умонастроения: озлобление против "неумелого руководства страной", ненависть к приезжим, презрение к инвалидам, желание "очистить Россию от иностранной скверны", искоренить "нетрадиционные религии" и фундаменталистов...
Смутное ощущение угрозы внешнего мира заставляет психику вырабатывать правдоподобное "рациональное" толкование, результатом чего чаще становятся предрассудки и ксенофобия (неприязнь к чужакам иным этносам, религиозным меньшинствам, к специфическим, заметно отличающимся от большинства общества по целям и интересам социальным группам и т.д.). Постоянный поиск "врага" рождает потребность защиты, выражающейся в приобщении к некой общности "своих", которые всегда сильнее "чужих". Терпимость, толерантность в этом аспекте означают признание многообразия истины, что требует внутренней силы, уверенности в своей способности найти истину в диалоге. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону.
Нетерпимый человек, напротив, требует однозначности: "Кто не с нами тот против нас".
Принятый в 1997 году Федеральный закон "О свободе совести и религиозных организациях" разделил религии на "традиционные" и "нетрадиционные", "централизованные" и "нецентрализованные" фактически закрепил привилегированный статус за православием, а также исламом, буддизмом и иудаизмом. Однако, как считают специалисты (С.Филатов, Р.Лункин), воспользоваться в полной мере этим статусом способна лишь РПЦ.
По мнению Алексея Малашенко, члена научного совета Московского центра Карнеги, в нынешней России для распространения религиозной нетерпимости сложились весьма благоприятные условия. Он считает, что для ее смягчения (об устранении говорить не приходится) "необходимы общие усилия политиков, экспертов, представителей духовенства, от которых требуются не только объективность, постоянная тактичность, но и глубокое проникновение в суть каждого отдельно связанного с ксенофобскими чувствами вопроса".
Сейчас в связи с рядом событий происходящих в РФ у населения возникают различные религиозные фобии и ненависть к лицам исповедующим ряд религии (в частности к мусульманам). В основном данные фобии возникают благодаря «несветским» действиям государственных чиновников и государства в целом. Так, имеется практика благословления православными служителями призывников в военкоматах, что может породить множество конфликтов среди сослуживцев, не исповедующих православие. Практика освещения государственных зданий, боевой техники, знамен и т.д. ставит перед собой благородную цель, но так же может повлечь конфликты на религиозной почве. Так, с точки зрения старообрядцев православное освещение военной техники является ее осквернением.
Другим фактором возникновения религиозных фобий стало развязывание первой чеченской войны. В средствах массовой информации тогда впервые получили хождение настойчиво распространяемые проправительственными и пропрезидентскими службами заявления о ваххабизме как экстремистском течении ислама. Во вторую чеченскую кампанию этот тезис дополнился рассуждениями о противостоянии России и исламского терроризма, концентрирующегося в Чечне. Значительная часть населения легко поддалась на эти простые, вполне укладывающиеся в сознание стереотипы. Раздражение, которое вызывали многочисленные выходцы из кавказских республик бывшего СССР, переросло в очередную фобию по отношению к исповедующим мусульманство. Свидетельством нарастания религиозных предрассудков и жестокости могут служить недавние преследования чиновниками и обычными горожанами мусульманской общины в Петрозаводске. Членов ее ретивые не в меру горожане обвинили чуть ли не в терроризме и религиозном экстремизме. Впрочем, желание поставить знак равенства между исламом и терроризмом в устах обывателей еще объяснимо. Но когда с подобными заявлениями выступают официальные лица, это уже более похоже на государственную политику притеснения инакомыслящих. И здесь государственные структуры с лихвой опережают некоторых слишком радеющих за чистоту православия священников. В качестве примера можно привести облаву на террористов в московских мечетях и спецоперацию "Фатима", когда мусульманских женщин задерживали за внешний вид. И уж совсем странно, почему в светском государстве 7 января является праздником и выходным днем.
И в заключении хотелось бы еще раз сказать, что до тех пор, пока наше государство не станет полностью светским и не приложит все усилия для действительной реализации статьи 28 Конституции РФ, мы не сможем говорить о толерантности, как о полноценном явлении в нашем обществе.