Результаты проверки исполнения соответствия федеральному законодательству нормативных и иных актов органов местного самоуправления Гиагинского района
Согласно плана работы прокуратуры Гиагинского района на I полугодие 2005 г. прокуратурой Гиагинского района проведена проверка соответствия федеральному законодательству нормативных и иных правовых актов органов местного самоуправления Гиагинского района за 2004 г. и текущий период 2005 г.
Проведение проверки обусловлено тем, что на территории района недостаточно ведется работа по исполнению п.2 ч.8 ст.85 Федерального закона No131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» о приведении до 1 июля 2005 г. в соответствие с требованиями федерального законодательства нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Однако процесс модификации и совершенствования системы местного самоуправления как на региональном, так и на местном уровне одна из основных правовых проблем, связанных с реформированием органов власти и местного самоуправления.
На сегодняшний день фактически ни один нормативный правовой акт органов местного самоуправления не приведен в соответствие с требованиями Федерального закона No131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и требованиями Федерального закона от 22.08.2004 г. 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В ходе проверки прокуратурой района совместно с органами местного самоуправления установлено, какие нормативные правовые акты муниципальных органов власти Гиагинского района необходимо привести в соответствие с вышеуказанными федеральными законами до 1 июля 2005 г., а какие необходимо принять в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. No 122-ФЗ.
Среди нормативных правовых актов, которые необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством следует отметить в первую очередь Устав МО «Гиагинский район», постановление СНД No66 от 21.05.2003 г. «Об утверждении новой редакции Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Гиагинский район», постановление СНД No87 от 03.06.2003 г. «О положении о порядке осуществления муниципального земельного контроля по «Гиагинскому район», постановление СНД No89 от 03.06.2003 г. «Об утверждении правил землепользования в Гиагинском районе», постановление СНД No98 от 29.08.2003 г. «О положении «О порядке предоставления гражданам компенсации (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг» и другие.
В части реализации Федерального закона от 22.08.2004 г. 122-ФЗ также органам местного самоуправления Гиагинского района необходимо принять правовые акты в соответствии со ст. ст. 4, 7, 16, 20, 22, 23, 26, 34, 35, 40, 41, 42, 58, 72, 89, 99, 117, 133, 138, 143, 149, 154 указанного Федерального закона.
Кроме этого, в ходе проведенной проверки выявлена типичная для российской правовой системы проблема неисполнения (нереализации) правовых актов, принимаемых органами власти. Так, несмотря на то, что главой администрации МО «Гиагинский район» после направления представления прокурора Гиагинского о необходимости утверждения на территории Гиагинского района перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, принято постановление от 26.10.2004 г. No127 «О наделении должностных лиц органов местного самоуправления «Гиагинский район» полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях», однако до настоящего времени должностными лицами органов местного самоуправления муниципального образования «Гиагинский район» не составлено ни одного протокола об административном правонарушении (ответ главы администрации МО «Гиагинский район» от 27.12.2004 г. No3744).
Между тем, согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрана окружающей среды, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Должностными лицами органами местного самоуправления Гиагинского района не реализуется решение межведомственного совещания руководителей правоохранительных и контролирующих органов Гиагинского района при прокуроре Гиагинского района от 31.05.04 г. о повышении качества и эффективности административного контроля.
К этой же проблеме, связанной с нереализацией возложенных полномочий, следует отнести и отсутствие надлежащего контроля со стороны должностных лиц органов местного самоуправления за принятием нормативных правовых актов предусмотренных федеральным законодательством. Так, прокуратурой Гиагинского района в ходе проведения проверки соответствия федеральному законодательству актов органов местного самоуправления муниципального образования «Гиагинский район» установлено, что в районе не урегулированы надлежащим образом правоотношения в части порядка ведения муниципальной долговой книги. В связи с представлением прокурора соответствующий правовой акт принят на очередной сессии СНД.
В ходе систематически проводимого мониторинга нормативных правовых актов органов местного самоуправления также прокуратурой района периодически выявляются существенные противоречия в действующих правовых актах.
В ходе данной проверки установлено, что в главу 4 (ст.12-37) Устава муниципального образования «Гиагинский район» регулирующую отношения в сфере наименования, структуры, порядка формирования и полномочий выборных и других органов местного самоуправления муниципального образования «Гиагинский район» включены не все действующие в районе органы местного самоуправления (не включены: Управление финансов, Управление сельского хозяйства, Управление архитектуры и градостроительства, Управление труда и социальной защиты, Управление культуры, Управление образования). Тем самым в Уставе муниципального образования «Гиагинский район» не предусмотрена в полном объеме структура органов местного самоуправления, их наименование (наименование должностных лиц), компетенция в решении вопросов местного значения, статус в форме юридического лица, чем нарушены ст. 8 и 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Закона Республики Адыгея «О местном самоуправлении».
После направления протеста в СНД Гиагинского района соответствующие изменения внесены в Устав МО «Гиагинский район».
Также, в период проведения проверки направлен протест главе администрации МО «Гиагинский район» в связи с выявленными нарушениями в постановлении главы администрации No 255 «О создании управления образования администрации муниципального образования «Гиагинский район».
Создание внебюджетного фонда Управления образования администрации муниципального образования «Гиагинский район» противоречит как нормам ст. 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и ст.ст. 6 и 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Помимо постоянного осуществляемого надзора за деятельностью главы администрации МО «Гиагинский район» и деятельностью CНД Гиагинского района в сфере принятия правовых актов, в прокуратуре района осуществляется систематический надзор за деятельность администраций сельских округов Гиагинского района. Следует указать, что указанными администрациями в 2004 г. и за текущий период 2005 г. не принимались нормативные правовые акты, однако в связи с наделением сельских администраций широким кругом распорядительных полномочий, в администрациях принимается широкий круг индивидуально-правовых актов.
Между тем, качество принятия указанных актов оставляет желать лучшего.
Так, Главой администрации Айрюмовского сельского округа приняты постановления No100 от 28.10.2004г., No101 от 5.11.2004г., No102 от 10.11.2004г., No103 от 11..11.2004г., No104 от 12.11.2004г., No106 от 19.11.2004г., No109 от 26.11.2004г., No110 от 26.11.2004г., No113-114 от 6.12.2004г., No115,116 от 8.12.2004г., No119 от 14.12.2004г., No120, 120а от 16.12.2004г., No123 от 17.12.2004г., No3 от 13.01.2005г., No5,7 от 17.01.2005г., согласно которых гражданам предоставлены в собственность земельные участки из категории «земли поселений» для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
В соответствии с ч.5 ст. 36 вышеуказанного Кодекса, орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка. При этом в силу ч.7 данной статьи границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка.
Частью 2 ст.6 Земельного кодекса РФ установлено, что земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Проверкой выявлено, что в вышеуказанных постановлениях Главы администрации Айрюмовского сельского округа площадь передаваемого земельного участка не определена, несмотря на наличие в постановлениях графы об обязательном указании площади участка.
Таким образом, данные постановления не содержат полной информации для предоставления земельных участков гражданам.
Главе Айрюмовского сельского округа направлено представление с требованием о привлечении ответственных лиц к дисциплинарной ответственности.
Также, несмотря на неоднократно поднимаемые прокуратурой района вопросы о необходимости строгого исполнения Земельного кодекса РФ, направление протестов, продолжают иметь место нарушения в порядке выделения земельных участков.
Таким образом, в ходе проведенной проверки обозначились две основные проблемы, связанные с надзором в области соответствия федеральному законодательству нормативных и иных правовых актов органов местного самоуправления Гиагинского района.
Первая. Отсутствие надлежащего контроля и «мобильности» органов местного самоуправления за соответствием федеральному законодательству собственных нормативных и иных правовых актов в связи с быстро трансформирующимся федеральным законодательством (в данном случае в связи с принятием Федеральных законов No122-ФЗ и No131-ФЗ).
Вторая. Слабая исполнительская дисциплина самих органов местного самоуправления, характерная, в принципе, для всей российской правовой системы. К сожалению, часть нормативных правовых актов органов местного самоуправления «существуют только на бумаге», реального их исполнения приходится добиваться с помощью надзорных полномочий прокуратуры, заявлений граждан и т.п.
Ст. помощник прокурора Гиагинского района
к. соц. наук
Лактионова М.А.
margosha75@mail.ru