Куренкова Наталья
nkasp@rambler.ru
Аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин
юридического факультета Владимирского Государственного Педагогического
Университета
Особенности преподавания правовых дисциплин в вузе (на
примере новой отрасли права – «Информационного права»).
Необходимо отметить, что бурные темпы развития науки и технологии, прежде
всего информационные технологии, ставят задачу подготовки специалистов,
обладающих наряду с глубокими узкоспециальными знаниями также и методологической
подготовкой широкого профиля, получаемой на базе особых образовательных
программ, индивидуальном выборе учебного маршрута, интенсивной учебной и
научно-исследовательской работе. На передний план выступают новые требования -
информационное образование, интегрированное с интенсивной
научно-исследовательской деятельностью, тесная связь вузовских исследований с
обучением.
В связи с этим мне хотелось бы уделить внимание двум блокам проблем
преподавания правовых дисциплин.
Первый блок проблем связан с общими особенностями преподавания правовых
дисциплин. Исследования последних десятилетий двадцатого века в области
педагогики высшей школы показали, что в учебный процесс привлекалось больше
специалистов без педагогического опыта из той или иной области специальной
правовой деятельности. Как правило, большинство из них не имели педагогического
образования и не владели методикой преподавания учебной дисциплины и, как
следствие, осуществляли свою преподавательскую деятельность на
ситуативно-практическом уровне. И лишь немногие из таких преподавателей обладали
собственным творческим стилем деятельности и на этой основе способны были
качественно осуществлять управление не только реализацией определенных задач
учебного процесса, но и оказывать влияние на воспитательную составляющую
обучающихся. Ситуация, когда на преподавательскую работу в вуз приходят
специалисты, проявляющие себя в той или иной научной либо практической
деятельности, сохраняется и по сей день.
Особенно это характерно для сферы юридического образования. Здесь основную
массу преподавателей правовых дисциплин на юридических факультетах в вузах
составляют либо выпускники аспирантуры этих факультетов, т. е. те, кто с первых
дней пребывания в вузе находился в атмосфере вузовского обучения, либо
специалисты-юристы, заработавшие свой авторитет вне стен учебного заведения.
Соответственно, главным критерием при отборе для работы в качестве преподавателя
вуза - являются практический опыт по специальности либо научные успехи в
юриспруденции.
В то же время педагогические способности, а уж тем более методические
умения и навыки, как правило, в расчет не берутся. Безусловно, специфика
профессии юриста предполагает наличие у претендентов педагогических умений.
Однако отсутствие элементарных педагогических знаний у профессиональных юристов
на преподавательском поприще приводит к тому, что эффективность занятий порой
бывает невысока. Проблема заключается еще им в том, что в юридической высшей
школе нет системы проверки на профессиональную пригодность специалистов в этой
сфере. Да и методикой правовых дисциплин как таковой в высшей школе практически
никто из юристов-преподавателей не занимается. Отрывочные рекомендации,
представленные в отдельных учебниках, учебных пособиях и методичках по
юридическим курсам, редкие статьи по единичным проблемам преподавания правовых
дисциплин — вот примерно то, чем располагает сегодня методика юридического
обучения в высшей школе.
Отчасти новый государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования по юриспруденции пытается решать эти вопросы за
счет системы двухступенчатой образовательной программы (направление 52.14.00.
юриспруденция). Только в структуре бакалавр-магистр учебный план предполагает
изучение студентами курса "Методика преподавания юриспруденции в высшей школе",
формирование и развитие у будущих магистров юриспруденции педагогических умений
и навыков. Учитывая потребности высшего юридического образования в
педагогических кадрах в МПГУ в рамках специальности 02.11.00 — юриспруденция в
учебный план как вузовский компонент введена учебная программа "Методика
преподавания правовых дисциплин". Особенностью курса является не только
компактная теоретическая дидактическая подготовка будущих юристов по проблемам
преподавания правовых курсов в высшей школе, но и практическая реализация
полученных знаний.
Таким образом можно констатировать, что для сведения к минимуму
педагогических экспромтов в практике преподавания правовых дисциплин и переходу
на путь предварительного проектирования учебного занятия и последующего
воспроизведения этого проекта в учебной аудитории необходимо определить место
методики преподавания правовых дисциплин как научной педагогической
дисциплины.
Второй блок проблем видится в особенностях преподавания нового и еще не в
каждом вузе включенного в учебную программу предмета - «Информационное право» и
соответственно, становление информационного права как новой отрасли права.
Важно отметить, что еще два года назад велись активные дискуссии о учебном
статусе «Информационного права». Эта дисциплина вызывала возражения у некоторых
юристов и чиновников от образования. Нет такой области права, говорили они.
Термин «информационное право» действительно нельзя пока считать устоявшимся и
общепринятым. И все же его уже употребляют – «Яндекс», например, находит более
ста его упоминаний. Считается, что информационная составляющая есть во всех
отношениях, возникающих между людьми, а значит, информационное право охватывает
вообще всю сферу права. Действительно, тема информационного права необозрима и
без такой расширительной трактовки. Она складывается из десятков направлений,
каждому из которых можно было бы посвятить монографию.
Вот почему, научное
сообщество столь горячо откликнулось на приглашение Кафедры правовой информатики
МГЮА и Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права
интеллектуальной собственности при ИМПЭ им. Грибоедова принять участие в круглом
столе "Актуальные проблемы информационного права".
Информационное право еще
только формируется. Более того, представления ученых-правоведов о его основных
характеристиках столь различны, что очевидно: речь идет не о естественном
расхождении во взглядах на один и тот же предмет, а о разных предметах,
единственная схожесть которых заключена в применении по отношению к ним общего
термина – "информационное право".
Разумеется, подобная ситуация вполне
естественна в условиях первоначального накопления научного знания. Но реальные
потребности вузовской науки в формировании правовой основы информационного
общества диктуют необходимость скорейшего прохождения этой фазы. Принципиально
важно синхронизировать прогресс информационных и коммуникационных технологий с
развитием правовых и этических регуляторов, применимых к отношениям в
информационной среде.
Была сделана попытка - включить дисциплину информационное право в теорию и
историю или в структуру конституционного права. Эти предложения не прошли, как и
первое предложение о включении в структуру административного права. Ни один из
этих вариантов относительно информационного права воспринят не был. Аргументация
"против" заключалась в том, что нет специалистов, и, что это - не
самостоятельная отрасль права. Она не имеет четко обозначенного предмета, а
главное - своего метода. С этим согласиться нельзя. В октябре 2001 г. приказом
Миннауки России в структуру правовых специальностей включено информационное
право. Отныне специальность 12.00.14 в разделе «Правовые науки» включает
«Административное право», «Финансовое право», «Информационное право». Этого
могло не произойти, если бы не развивалась так определенно нормативная основа
данной отрасли, не было бы доказано практикой, что настала пора сформировать
новую научную дисциплину.
Как следствие появления новой научно-правовой отрасли вытекает проблема
подготовки преподавательских кадров и специалистов для высшей школы. Современный
информационно-технологический прогресс в этой области уже сегодня остро ставит
на повестку дня проблему воспитания информационной культуры будущего
специалиста. Решать ее призван компетентный педагог вуза.
Правовое образования в области информационных правоотношений требует от
современного преподавателя не только постоянной работы над своим
профессиональным уровнем, и владения современными обучающими средствами, но и
мастерского владения методологией ведения учебного процесса, касающегося
стремительно развивающихся новейших информационно-правовых
отношений.
Путями, которые могут помочь частично решить, или хотя бы уменьшить данные
проблемы являются безусловное и необходимое обновление знаний преподавателей,
особенно в информационно-правовой сфере по вопросам методологии и технологии
процесса обучения. Возможны формы проведения конференций, в том числе
интернет-конференций и форумов, а также разработки методических пособий и других
способов повышения квалификации.
Мы действительно находимся в самом начале
пути и должны учитывать, что в современных условиях происходит передислокация
предметов отношений, которые вызывают новые правоотношения. Я только перечислю,
с чего мы начинали: было компьютерное право, затем во главу угла поставили
информацию и информационные ресурсы, сегодня мы говорим об информационных и
телекоммуникационных системах, и уже ставим вопрос об
информационно-кибернетических системах, об информационно-управляющих системах.
Весь этот конгломерат рано или поздно вызовет большие изменения в структуре
предметов правового внимания и в перестройке предметных областей целого ряда
отраслей права. Специалисты призваны наблюдать за этим процессом и пытаться
находить для этого обоснования или противодействия. И конечно задача вузовской
науки - готовить грамотных и заинтересованных специалистов в этой новой для
юриспруденции области.