Правовой аспект преподавания предмета «Основы и ценности
Православия» в светских учебных заведениях области.
Согласно п.1. статьи 14 Конституции РФ, Российская
Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в
качестве государственной или обязательной.
В п.2 этой же статьи закреплено положение, согласно
которого религиозные объединения отделены от государства и равны перед
законом.
В соответствии с этой статьей Российское государство
религиозно нейтрально, принципиально не приемлет никакой из религиозных
мировоззренческих систем в качестве официальной идеологии, в своей
законотворческой деятельности и практической политике не исходит из предписаний
какой-либо религии, предоставляя гражданам возможность свободно делать
мировоззренческий или вероисповедный выбор. Согласно толкового словаря С.И.
Ожегова слово светский, толкуется как не церковный, мирской или гражданский, но
не антирелигиозный или атеистический.
В части статьи 14 Конституции, где указано, что никакая
религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и
религиозные объединения отделены от государства, указывают на практические пути
и гарантии обеспечения светского характера Российского государства, а в
последствии реализации принципа светского государства для религиозных
организаций детально закреплены в статье 4 Закона РФ «О свободе совести и о
религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.
В частности п.2 этой статьи
гласит:
В соответствии с конституционным принципом отделения
религиозных объединений от государства государство, в том
числе:
- обеспечивает светский характер образования в
государственных и муниципальных образовательных
учреждениях.
Светский характер образования в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях закреплен в п. 4 статьи 2 Закона РФ
«Об образовании» от 13.01.1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Суть светского характера образования состоит в том, что
государственная и муниципальная
система образования и воспитания не преследует цели формирования того или иного
отношения к религии.
Светский характер образования
означает:
1.
Недопустимость в государственных и
муниципальных учебных заведениях обучения учащихся и студентов религии с целью
восприятия ими вероучения определенной конфессии, отсутствие вероучительных
предметов в образовательных программах и в сетке обязательных
занятий.
2.
Исключение, какого бы тот ни
было вмешательства религиозных организаций в содержание и организацию учебного
процесса в государственных и муниципальных учебных заведениях, недопустимость
цензуры с их стороны программ, учебников, учебных пособий, соответствующих
Образовательному стандарту.
3.
Запрет на размещение в
зданиях государственных и муниципальных учебных заведениях религиозной
символики, предметов культа, отправление молебнов и других религиозных обрядов,
мероприятий религиозного и миссионерского характера, любых форм религиозной
пропаганды.
Однако светский характер образования не означает,
что государство вообще не
взаимодействует с религиозными организациями. В частности, в соответствии с п. 4
ст. 5 Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозные
организации имеют право обучать детей религии, вне рамок образовательной
программы, по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей,
обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и
только при согласовании с администрацией этих же образовательных учреждений и
соответствующими органами местного самоуправления. Также светский характер
образования не означает ограничение возможности и необходимости широкого
ознакомления учащихся и студентов с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в
истории, культуре и современной жизни человечества, отдельных стран и народов.
Эти знания необходимы современному образованному человеку для достижения
высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения
духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе принципов
мировоззренческой, религиозной и национальной
терпимости.
Одновременно необходимо
учитывать, что согласно статьи 2 Закона РФ «Об образовании», государственная
политика в области образования основывается, в том числе и на принципе единства федерального
культурного и образовательного пространства, на защите и развитии системой
образования национальных культур, религиозных культурных традиций и особенностей
в условиях многонационального государства. Это же положение закреплено и в
Федеральном Законе от 10 апреля 2000 года «Об утверждении федеральной программы
развития образования». А согласно статьи 44 Конституции РФ каждому гарантируется
право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ
к культурным ценностям.
Участие в культурной жизни предполагает реализацию
возможностей каждого гражданина приобщаться к культуре, попасть в очаг её
распространения, получить соответствующее образование в различных институтах.
Статья 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре даёт перечень
таких ценностей, к ним относятся, в том числе нравственные и эстетические
идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты, национальные традиции,
обычаи и т.д. Согласно преамбуле к Федеральному Закону «О свободе совести и
религиозных объединениях», государством признается особая роль Православия в
истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры. Таким
образом, государство отдает дань уважения Православию – той вере, которая
одухотворяла жизнь многих десятков поколений русских и являлась символом их
национальной идентичности, внесла вклад в создание своеобразной, органически
входящей в мировую, национальную культуры, в становление русской нации – основы
современного общества.
В главе 4 «Обеспечение национальной
безопасности», «Концепции национальной безопасности Российской Федерации»
(утвержденной указом Президента РФ от 17 декабря 2000 года № 300), закреплено
положение, согласно которого одной из задач, в области обеспечения национальной
безопасности, является защита
культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм
общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России,
формирование государственной политики в области духовного и нравственного
воспитания населения, а также включает в себя противодействие негативному
влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.
В соответствии со статьей 4 федерального
закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от
24.07.1998г. № 124-ФЗ, целями государственной политики в интересах детей, в том
числе является содействие физическому,
интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей,
воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности
ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции
Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов
Российской Федерации, достижениями российской и мировой
культуры.
Таким образом, изучая Православие (которое внесло
особую роль в развитии российской культуры и самосознания российского народа) в
историческом, философском и культурологическом планах, выполняется одна из задач
в области обеспечения национальной безопасности, а также реализуется принцип
государственной политики в области образования и в области достижения целей
государственной политики в интересах детей, одновременно реализуется
конституционное право граждан РФ на приобщение к русской культуре.
В данном случае необходимо провести четкое
разграничение между изучением православной религии, что запрещено в рамках
образовательного процесса в государственных и муниципальных образовательных
учебных заведениях и получением знаний о Православии в историко-культурном,
этнокультурном и информационном аспекте, не сопровождающимся совершением
религиозных обрядов, что является реализацией права каждого на приобщение к
русской культуре. В данном вопросе необходимо учитывать, что согласно п. 2
письма Министерства образования РФ от 19 марта 1993 года № 47/20-11 «О светском
характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ»,
преподавание религиозно-познавательных, религиозных и религиозно-философских
дисциплин, не включающих участие в религиозных обрядах, может входить в учебную
программу государственных учебных заведений, так как носит светский характер.
Министерства образования своим письмом от 22.10.2002г. № 14-52-876ин/16, довело
до управлений образования субъектов РФ
примерное содержание по учебному предмету «Православная культура», в
соответствии с которым в рамках национально-регионального компонента (без
участия в Православных обрядах) предлагается изучать: историю православной
религии и культуры, православную словесность, православный образ жизни,
нравственную культуру православия, художественную культуру православия и
т.д.. В школах Белгородской области с 2000 года,
для изучения был введен курс «Основы и ценности Православия». В марте 2003 года
главой администрации Белгородской области утвержден «План комплексных
мероприятий по расширению изучения курса «Основы и ценности православия» в
школах области на 2003-3005 гг.». Также необходимо учитывать, что согласно п.5.
договора администрации области и Белгородской и Старооскольской епархии от 15
сентября 2001 года администрация области обязуется содействовать изучению в
государственных учебных заведениях области учебного предмета «Основы и ценности
Православия».
Одновременно необходимо знать, что отменяются, как
противоречащие законам «Об образовании» и «О свободе совести и о религиозных
объединениях», письма Министерства просвещения РСФСР – от 24 августа 1971 года №
389 «Об усилении атеистического воспитания просвещения учащихся
общеобразовательных школ и студентов
педагогических учебных заведений»; от 9 августа 1974 года № 389 «Об
усилении научно-атеистического воспитания учащихся средней образовательной
школы»; от 15 апреля 1984 года «О рекомендациях по дальнейшему улучшению
атеистической пропаганды среди учащихся в свете решений июньского (1982 года)
Пленума ЦК КПСС; от 14 января 1985 года «Об атеистическом воспитании детей в
дошкольных
учреждениях».
Для определения характера изучения предмета «Основы и
ценности Православия», необходимо четко определить параметры различия между
изучением Православия, как религии (что запрещено в рамках образовательного
процесса в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и
изучаются в Православных духовных семинария и т.д.) и изучением Православия в
историческом, философском и культурологическом планах, как это, например,
отражено в предмете «Основы и
ценности Православия».
По целям
Изучение Православной религии |
Изучение предмета «Основы и ценности
Православия» |
- внедрение Православной веры в сознание учащихся,
ее укрепление, богопознание; |
- вооружение учащихся научными знаниями о
Православии как социальном явлении и явлении культуры, о ее месте в
духовной жизни русского народа и
личности; |
- конфессиональное
самоопределение; |
-воспитание всесторонне развитой личности,
обладающей высоким культурным потенциалом, широтой
кругозора; |
- обучение догматам и обрядам Православной религии,
ее предписаниям и правилам поведения; |
- как итог: воспитание мировоззренческой,
религиозной и национальной терпимости. |
- как итог: воцерковление, воспитание верующей
личности. |
|
По
содержанию
Изучение Православной религии |
Изучение предмета «Основы и ценности
Православия» |
- вероучение, истины веры, догматы Русской
Православной Церкви |
- знания о Православии как о социальном явлении и
явлении культуры (о ее природе, происхождении, историческом
развитии); |
- изучение священных
книг; |
- знания о роли Русской Православной Церкви в
истории и культуре России; |
- нормы и правила
поведения; |
- знакомство с Библией, как культурно-историческим
памятником; |
соединение обучения с
богослужением; |
- знание об особенностях Православного вероучения,
системах нравственных норм и ценностей; |
система нравственных и культурных предписаний, норм
и ценностей; |
- знания о свободомыслии и атеизме и их роли в
духовной культуре отдельных народов. |
- история церкви. |
|
По субъектам
ответственности
(организация, финансирование, определение
содержания)
Изучение Православной религии |
Изучение предмета «Основы и ценности
Православия» |
- церковь, религиозные организации, руководящие
органы, соответствующие отделы, епархиальные управления, приходы,
религиозные фонды и т.п. |
-
государство в лице
Министерства образования, др. министерств и ведомств, имеющих
образовательные учреждения;
-
органы образования
субъектов РФ;
-
муниципальные органы
власти и их отделы
образования. |
По субъектам
исполнения
Изучение Православной религии |
Изучение предмета «Основы и ценности
Православия» |
- духовные учебные заведения (академии, семинарии и
т.д.) для подготовки клириков, священно и
церковнослужителей |
- государственные вузы всех
типов; |
- Православные учебные заведения (гимназии, школы)
для получения общего образования в сочетании с религиозным
воспитанием; |
- государственные и муниципальные средние и средние
специальные учебные заведения. |
- богословские университеты и институты для
подготовки преподавателей религиозных
дисциплин. |
|
Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие
выводы:
1. Изучение религии с
включением в учебные программы участия в религиозных обрядах в рамках
образовательной программы в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях запрещено действующими законодательством, так как при этом
нарушается принцип светского
образования, который закреплён в Конституции РФ и в федеральном Законе «Об
образовании», при этом нарушается право каждого на свободу совести (то есть
право каждого, в том числе и на выбор религии), так как включение дисциплины в
учебный процесс влечёт за собой обязательность её изучения и, соответственно,
обязательное участие в религиозных обрядах не зависимо от желания
обучающихся.
2. Согласно п.1 статьи 5
федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» каждый
имеет право на получение
религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с
другими. Реализуя это право, государство в соответствии с п.4 этой же статьи
предоставляет религиозным организациям возможность обучать детей своей религии, но при
наличии:
-
просьбы родителей или лиц их
заменяющих (по этому вопросу);
-
согласия детей, обучающихся
в государственных и муниципальных образовательных учебных
заведениях;
-
наличия согласования между
администрацией учебного заведения и соответствующим органом местного
самоуправления.
При
этом обучать детей религии можно только вне рамок образовательной программы.
В данном случае при изучении религии религиозной
организацией не нарушается принцип светского образования в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях, так как обучать детей религии
(согласно Закона) религиозная организация может только вне рамок учебного
процесса. И не нарушается закон «О свободе совести и о религиозных
объединениях», так как обучать детей религии религиозная организация может
только при согласии детей и по просьбе родителей или лиц их
заменяющих.
3.
Изучение предмета «Основы и ценности Православия» в рамках
образовательных программ не является нарушением принципа светского образования в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях и нарушением свободы совести каждого,
так как в данном случае, изучая этот предмет, учащиеся не обязаны участвовать в
религиозных обрядах, а получают религиозно-познавательную и
религиозно-философскую информацию в целом, например: об истории Православной
Церкви, о Православных праздниках, о Православной и русской религиозной
философии и т.д. Изучение Православия в данном аспекте, не только не приводит к
нарушению права каждого на свободу совести и вероисповеданий, но и реализует
права граждан РФ на изучение русской культуры (в становлении и развитии которой
Православие сыграло особую роль), а также приводит к выполнению одной из задач в
области обеспечения национальной безопасности и в области достижения целей
государственной политики в интересах детей. При изучении предмета «Основы и
ценности Православия» также практически реализуется принцип государственной
политики в области образования в части защиты и развития системой образования
национальных культур, и в части реализации свободы и плюрализма в
образовании.