Разное
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Разное

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Как начисляются алименты на ребенка www.patent-law.ru.

    Добавлено 29.12.2003

    Владимир Лукин
    Loukin@belnet.ru

    Правовой аспект преподавания предмета «Основы и ценности Православия» в светских учебных заведениях области.

     

    Согласно п.1. статьи 14 Конституции РФ, Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    В п.2 этой же статьи закреплено положение, согласно которого религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    В соответствии с этой статьей Российское государство религиозно нейтрально, принципиально не приемлет никакой из религиозных мировоззренческих систем в качестве официальной идеологии, в своей законотворческой деятельности и практической политике не исходит из предписаний какой-либо религии, предоставляя гражданам возможность свободно делать мировоззренческий или вероисповедный выбор. Согласно толкового словаря С.И. Ожегова слово светский, толкуется как не церковный, мирской или гражданский, но не антирелигиозный или атеистический.

    В части статьи 14 Конституции, где указано, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и религиозные объединения отделены от государства, указывают на практические пути и гарантии обеспечения светского характера Российского государства, а в последствии реализации принципа светского государства для религиозных организаций детально закреплены в статье 4 Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

    В частности п.2 этой статьи гласит:

    В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство, в том числе:

    - обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

    Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях закреплен в п. 4 статьи 2 Закона РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

    Суть светского характера образования состоит в том, что государственная и  муниципальная система образования и воспитания не преследует цели формирования того или иного отношения к религии.

    Светский характер образования означает:

    1.                  Недопустимость в государственных и муниципальных учебных заведениях обучения учащихся и студентов религии с целью восприятия ими вероучения определенной конфессии, отсутствие вероучительных предметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий.

     

    2.                      Исключение, какого бы тот ни было вмешательства религиозных организаций в содержание и организацию учебного процесса в государственных и муниципальных учебных заведениях, недопустимость цензуры с их стороны программ, учебников, учебных пособий, соответствующих Образовательному стандарту.

     

    3.                      Запрет на размещение в зданиях государственных и муниципальных учебных заведениях религиозной символики, предметов культа, отправление молебнов и других религиозных обрядов, мероприятий религиозного и миссионерского характера, любых форм религиозной пропаганды.

     

    Однако светский характер образования не означает, что  государство вообще не взаимодействует с религиозными организациями. В частности, в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозные организации имеют право обучать детей религии, вне рамок образовательной программы, по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и только при согласовании с администрацией этих же образовательных учреждений и соответствующими органами местного самоуправления. Также светский характер образования не означает ограничение возможности и необходимости широкого ознакомления учащихся и студентов с религией, многообразием  религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современной жизни человечества, отдельных стран и народов. Эти знания необходимы современному образованному человеку для достижения высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе принципов мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.

    Одновременно необходимо учитывать, что согласно статьи 2 Закона РФ «Об образовании», государственная политика в области образования основывается, в том числе  и на принципе единства федерального культурного и образовательного пространства, на защите и развитии системой образования национальных культур, религиозных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Это же положение закреплено и в Федеральном Законе от 10 апреля 2000 года «Об утверждении федеральной программы развития образования». А согласно статьи 44 Конституции РФ каждому гарантируется право на участие в культурной жизни и пользование  учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям.

    Участие в культурной жизни предполагает реализацию возможностей каждого гражданина приобщаться к культуре, попасть в очаг её распространения, получить соответствующее образование в различных институтах. Статья 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре даёт перечень таких ценностей, к ним относятся, в том числе нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты, национальные традиции, обычаи и т.д. Согласно преамбуле к Федеральному Закону «О свободе совести и религиозных объединениях», государством признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры. Таким образом, государство отдает дань уважения Православию – той вере, которая одухотворяла жизнь многих десятков поколений русских и являлась символом их национальной идентичности, внесла вклад в создание своеобразной, органически входящей в мировую, национальную культуры, в становление русской нации – основы современного общества.

     В главе 4 «Обеспечение национальной безопасности», «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (утвержденной указом Президента РФ от 17 декабря 2000 года № 300), закреплено положение, согласно которого одной из задач, в области обеспечения национальной безопасности, является  защита культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

    В соответствии со статьей 4 федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ, целями государственной политики в интересах детей, в том числе является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

    Таким образом, изучая Православие (которое внесло особую роль в развитии российской культуры и самосознания российского народа) в историческом, философском и культурологическом планах, выполняется одна из задач в области обеспечения национальной безопасности, а также реализуется принцип государственной политики в области образования и в области достижения целей государственной политики в интересах детей, одновременно реализуется конституционное право граждан РФ на приобщение к русской культуре.

    В данном случае необходимо провести четкое разграничение между изучением православной религии, что запрещено в рамках образовательного процесса в государственных и муниципальных образовательных учебных заведениях и получением знаний о Православии в историко-культурном, этнокультурном и информационном аспекте, не сопровождающимся совершением религиозных обрядов, что является реализацией права каждого на приобщение к русской культуре. В данном вопросе необходимо учитывать, что согласно п. 2 письма Министерства образования РФ от 19 марта 1993 года № 47/20-11 «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ», преподавание религиозно-познавательных, религиозных и религиозно-философских дисциплин, не включающих участие в религиозных обрядах, может входить в учебную программу государственных учебных заведений, так как носит светский характер. Министерства образования своим письмом от 22.10.2002г. № 14-52-876ин/16, довело до управлений образования субъектов РФ  примерное содержание по учебному предмету «Православная культура», в соответствии с которым в рамках национально-регионального компонента (без участия в Православных обрядах) предлагается изучать: историю православной религии и культуры, православную словесность, православный образ жизни, нравственную культуру православия, художественную культуру православия и т.д..  В  школах Белгородской области с 2000 года, для изучения был введен курс «Основы и ценности Православия». В марте 2003 года главой администрации Белгородской области утвержден «План комплексных мероприятий по расширению изучения курса «Основы и ценности православия» в школах области на 2003-3005 гг.». Также необходимо учитывать, что согласно п.5. договора администрации области и Белгородской и Старооскольской епархии от 15 сентября 2001 года администрация области обязуется содействовать изучению в государственных учебных заведениях области учебного предмета «Основы и ценности Православия».

    Одновременно необходимо знать, что отменяются, как противоречащие законам «Об образовании» и «О свободе совести и о религиозных объединениях», письма Министерства просвещения РСФСР – от 24 августа 1971 года № 389 «Об усилении атеистического воспитания просвещения учащихся общеобразовательных школ и студентов  педагогических учебных заведений»; от 9 августа 1974 года № 389 «Об усилении научно-атеистического воспитания учащихся средней образовательной школы»; от 15 апреля 1984 года «О рекомендациях по дальнейшему улучшению атеистической пропаганды среди учащихся в свете решений июньского (1982 года) Пленума ЦК КПСС; от 14 января 1985 года «Об атеистическом воспитании детей в дошкольных  учреждениях».

    Для определения характера изучения предмета «Основы и ценности Православия», необходимо четко определить параметры различия между изучением Православия, как религии (что запрещено в рамках образовательного процесса в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и изучаются в Православных духовных семинария и т.д.) и изучением Православия в историческом, философском и культурологическом планах, как это, например, отражено в  предмете «Основы и ценности Православия».

     

    По целям

    Изучение Православной религии

    Изучение предмета «Основы и ценности Православия»

    - внедрение Православной веры в сознание учащихся, ее укрепление, богопознание;

    - вооружение учащихся научными знаниями о Православии как социальном явлении и явлении культуры, о ее месте в духовной жизни русского народа и личности;

    - конфессиональное самоопределение;

    -воспитание всесторонне развитой личности, обладающей высоким культурным потенциалом, широтой кругозора;

    - обучение догматам и обрядам Православной религии, ее предписаниям и правилам поведения;

    - как итог: воспитание мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.

    - как итог: воцерковление, воспитание верующей личности.

     

     

    По содержанию

    Изучение Православной религии

    Изучение предмета «Основы и ценности Православия»

    - вероучение, истины веры, догматы Русской Православной Церкви

    - знания о Православии как о социальном явлении и явлении культуры (о ее природе, происхождении, историческом развитии);

    - изучение священных книг;

    - знания о роли Русской Православной Церкви в истории и культуре России;

    - нормы и правила поведения;

    - знакомство с Библией, как культурно-историческим памятником;

    соединение обучения с богослужением;

    - знание об особенностях Православного вероучения, системах нравственных норм и ценностей;

    система нравственных и культурных предписаний, норм и ценностей;

    - знания о свободомыслии и атеизме и их роли в духовной культуре отдельных народов.

    - история церкви.

     

     

    По субъектам ответственности

    (организация, финансирование, определение содержания)

    Изучение Православной религии

    Изучение предмета «Основы и ценности Православия»

    - церковь, религиозные организации, руководящие органы, соответствующие отделы, епархиальные управления, приходы, религиозные фонды и т.п.

    -         государство в лице Министерства образования, др. министерств и ведомств, имеющих образовательные учреждения;

    -         органы образования субъектов РФ;

    -         муниципальные органы власти и их отделы образования.

     

    По субъектам исполнения

    Изучение Православной религии

    Изучение предмета «Основы и ценности Православия»

    - духовные учебные заведения (академии, семинарии и т.д.) для подготовки клириков, священно и церковнослужителей

    - государственные вузы всех типов;

    - Православные учебные заведения (гимназии, школы) для получения общего образования в сочетании с религиозным воспитанием;

    - государственные и муниципальные средние и средние специальные учебные заведения.

    - богословские университеты и институты для подготовки преподавателей религиозных дисциплин.

     

     

    Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

     

    1. Изучение религии с включением в учебные программы участия в религиозных обрядах в рамках образовательной программы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях запрещено действующими законодательством, так как при этом нарушается принцип  светского образования, который закреплён в Конституции РФ и в федеральном Законе «Об образовании», при этом нарушается право каждого на свободу совести (то есть право каждого, в том числе и на выбор религии), так как включение дисциплины в учебный процесс влечёт за собой обязательность её изучения и, соответственно, обязательное участие в религиозных обрядах не зависимо от желания обучающихся.

     

    2. Согласно п.1 статьи 5 федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» каждый имеет право на получение  религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Реализуя это право, государство в соответствии с п.4 этой же статьи предоставляет религиозным организациям возможность обучать детей  своей религии, но при наличии:

    -         просьбы родителей или лиц их заменяющих (по этому вопросу);

    -         согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учебных заведениях;

    -         наличия согласования между администрацией учебного заведения и соответствующим органом местного самоуправления.

            При этом обучать детей религии можно только вне рамок образовательной программы.

    В данном случае при изучении религии религиозной организацией не нарушается принцип светского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, так как обучать детей религии (согласно Закона) религиозная организация может только вне рамок учебного процесса. И не нарушается закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», так как обучать детей религии религиозная организация может только при согласии детей и по просьбе родителей или лиц их заменяющих.

     

    3.       Изучение предмета «Основы и ценности Православия» в рамках образовательных программ не является нарушением принципа светского  образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и нарушением свободы совести каждого, так как в данном случае, изучая этот предмет, учащиеся не обязаны участвовать в религиозных обрядах, а получают религиозно-познавательную и религиозно-философскую информацию в целом, например: об истории Православной Церкви, о Православных праздниках, о Православной и русской религиозной философии и т.д. Изучение Православия в данном аспекте, не только не приводит к нарушению права каждого на свободу совести и вероисповеданий, но и реализует права граждан РФ на изучение русской культуры (в становлении и развитии которой Православие сыграло особую роль), а также приводит к выполнению одной из задач в области обеспечения национальной безопасности и в области достижения целей государственной политики в интересах детей. При изучении предмета «Основы и ценности Православия» также практически реализуется принцип государственной политики в области образования в части защиты и развития системой образования национальных культур, и в части реализации свободы и плюрализма в образовании.

     







    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru