Муллануров
Айдар, помощник
судьи
Арбитражного
суда
РБ aidar_sud@mail.ru
Институт
помощников
судей новый
для
российской
судебной
системы. В
арбитражное
судопроизводство
он был введен
чуть более
двух лет
назад, его
появление
обусловлено
проводимой
судебной
реформой.
Введение
такой
должности
преследует
сразу две
цели:
во-первых,
создание
эффективной
системы
подготовки
судейских
кадров и их
качественного
отбора и
освобождение
судьи от
технической
работы,
уменьшении
нагрузки на
него, -
во-вторых.
Указанные
проблемы
весьма
актуальны
для
современной
России. О
необходимости
организации
целенаправленной
подготовки
претендентов
на должность
судьи и
повышении
роли
аппарата
суда в
процессе
осуществления
правосудия
постоянно
говорится в
монографической[1]
и
периодической[2]
правовой
литературе.
Названные
вопросы
оказались в
спектре
внимания и
Президента
Российской
Федерации[3]. По
итогам
истекших
двух лет
существования
института
помощников
судей
невозможно
дать
окончательное
заключение:
прижилось ли,
состоялось
ли
нововведение,
достигло ли
оно своей
цели. Однако,
уже можно
говорить о
предварительных
результатах.
Впервые
на
официальном
уровне
институт
помощников
судей
предусмотрен
Указом
Президента
РФ от 21.02.2000 г. № 428 "Об
увеличении
штатной
численности
судей и
работников
аппаратов
арбитражных
судов в
Российской
Федерации" и
Федеральным
законом от 28.05.2001
г. № 61-ФЗ "Об
увеличении
штатной
численности
судей и
работников
аппаратов
арбитражных
судов в
Российской
Федерации".
Важно, что
упоминание
этой
должности
содержит и
Федеральная
целевая
программа
«Развитие
судебной
системы
России», а в
перечне
мероприятий
в рамках
указанной
программы на
2002-2006гг.
предусмотрено
выделение из
федерального
бюджета на
введение в
судах
должности
помощника
судьи 836,6 млн.
рублей[4]. Поскольку
помощник
судьи
является
федеральным
государственным
служащим,
входящим в
аппарат суда,
то на его
деятельность
распространяются
требования
Федерального
Закона
Российской
Федерации
«Об основах
государственной
службы
Российской
Федерации»
от 31.07.1995 г., все
права и
обязанности,
а также
определённые
ограничения,
установленные
указанным
законом. Помимо
названных
федеральных
законов,
помощники
судей
руководствуются
инструкцией
по
делопроизводству
в конкретном
арбитражном
суде,
являющейся
основным
нормативным
документом,
регулирующим
деятельность
работников
аппарата
суда,
должностной
инструкцией,
закрепляющей
их права и
обязанности
и Положением
о помощнике
судьи. С
введением в
действие
нового
Арбитражного
процессуального
кодекса РФ
должность
помощника
судьи
получила
свое
процессуальное
закрепление.
Целый ряд
статей
кодекса
содержит
упоминание
об этом
субъекте,
определены
его место и
роль в
арбитражном
процессе. В
соответствии
со ст.54 АПК РФ
помощник
относится к
числу лиц,
именуемых
иными
участниками
арбитражного
процесса и
содействующих
осуществлению
правосудия, а,
следовательно,
выступает
как носитель
определенных
прав и
обязанностей.
Помощник
судьи должен
оказывать
судье помощь
в подготовке
и
организации
судебного
процесса, но
при этом его
действия не
должны влечь
за собой
возникновение,
изменение
либо
прекращение
права или
обязанностей
лиц,
участвующих
в деле, и
других
участников
арбитражного
процесса. Помощники
судей в
соответствии
с
функциональными
обязанностями
по
содействию
судьям в
подготовке
дел к
рассмотрению
в судебных
заседаниях
выполняют
действия,
предусмотренные
пп.2, 3 п.2 ст.45 ФКЗ
«Об
арбитражных
судах в
Российской
Федерации»:
принимают и
выдают
документы;
удостоверяют
копии
документов
арбитражного
суда;
проверят
уплату
государственной
пошлины и
оплату
судебных
расходов,
подлежащих
внесению на
депозитный
счет суда, а
также
штрафов[5].
Помощникам
поручаются
анализ
соблюдения
требований
АПК РФ к форме
и содержанию
заявления,
проверка
наличия
документов,
которые
прилагаются
к заявлению,
правильности
уплаты
государственной
пошлины, а
также
проверка
наличия либо
отсутствия
оснований
для принятия
заявления,
оставления
его без
движения,
возвращения.
Помощники
судей также
осуществляют
подбор
законов и
иных
нормативных
правовых
актов,
материалов
судебной
практики,
необходимых
для
рассмотрения
дела
судьей. Свои
выводы по
указанным
вопросам
помощник
судьи
излагает
письменно на
приобщаемом
к материалам
заявления
(отзыва,
ходатайства)
документе
либо в форме
проекта
судебного
акта. В
последствии,
судья, изучив
материалы
заявления,
оценивает
обоснованность
выводов
помощника и
принимает
решение о
вынесении
соответствующего
определения. Помимо
указанного,
помощники
судей также
осуществляют
контроль за
делами, по
которым
отложено
рассмотрение,
приостановлено
производство;
контролируют
работу
специалистов
по
оформлению
материалов
дела,
своевременному
направлению
лицам,
участвующим
в деле,
решений,
постановлений,
определений,
исполнительных
листов,
составлению
карточек
первичного
учета. Статья
155 АПК РФ
впервые
предусматривает
возможность
ведения
протокола
судебного
заседания
помощником
судьи[6].
Помощники
подготавливают
проекты
ответов на
обращения и
запросы,
поступающие
в адрес судей,
подготавливают
материалы и
участвуют в
приеме
представителей
юридических
лиц и
граждан-предпринимателей. На
основании
изложенного,
предлагаю
следующее.
1.
Предоставить
помощнику
судьи
процессуальные
права,
которые
позволили бы
ему
совершать
некоторые из
действий по
подготовке
дела к
судебному
разбирательству,
перечисленных
в ст. 135 АПК РФ.
Представляется,
что помощник
судьи мог бы
вести
"календарь"
организации
работы судьи
в рамках
каждого
конкретного
дела,
например,
осуществлять
вызов сторон
и (или) их
представителей,
определять
по
согласованию
со сторонами
сроки
проведения
собеседования
и
предварительного
судебного
заседания,
представления
необходимых
доказательств
и др.,
самостоятельно
проводить
собеседования
со сторонами,
истребовать
документы,
предлагать
сторонам
заключить
мировое
соглашение.
Именно
помощник
судьи
способен
оказать
содействие в
организации
судебного
процесса, в
его
планировании
и в
управлении
движением
дела, что
позволило бы
судьям
работать с
уже
подготовленными
делами, не
откладывать
рассмотрение
дела в связи с
непредставлением
документов,
отзыва. Такое
перераспределение
полномочий
позволит
судье
сосредоточиться
непосредственно
на
разрешении
спора, на
оценке
доказательств,
что в
конечном
счете станет
следующей
ступенью на
пути к
состязательному
процессу. 2.
Институт
помощников
судей в
России
способствует
формированию
полноценного
кадрового
резерва
судей. Около 80
помощников
были
назначены
Президентом
РФ на
должность
судьи, многие
из
работающих
успешно
сдали
квалификационный
экзамен на
должность
судьи. Однако
в этом
направлении
предстоит
еще многое
сделать. В
большинстве
стран мира
существует
система
подготовки
судебных
кадров.
Судьей
обычно
становится
лицо, имеющее
стаж работы
по
юридической
специальности,
юридическое
образование,
прошедшее
стажировку в
суде или
обучение в
специализированном
заведении. В
России же
продуманная
система
подготовки и
отбора
кадров для
судебной
системы
отсутствует.
Для того,
чтобы стать
нотариусом,
например,
претендент
обязательно
должен
сначала
поработать
на должности
стажера.
Представляется,
что на судье
лежит
больший груз
ответственности,
а
осуществлении
правосудия
требует не
меньшей
квалификации
и
способностей,
нежели
нотариальная
деятельность.
Тем не менее,
судьей может
стать любое
лицо,
удовлетворяющее
формальным,
ничего не
говорящим
цензам -
возраст и
высшее
юридическое
образование.
Таким
образом, на
должность
судьи может
успешно
претендовать,
например,
юрист,
проработавший
5 лет в мелкой
фирме, не
имевший
широкой
практики или
специализировавшийся
на узкой
проблеме. А
окончание
ВУЗа в наше
время не дает
гарантии
наличия у
кандидата
достаточных
специальных
познаний. Поэтому
полагаю
целесообразным
назначить
судьями
только лиц,
которые до
этого
проработали
в должности
помощника
судьи не
менее 5
лет. Одновременно
следует
ужесточить
требования,
предъявляемые
к кандидатам
в помощники.
Помощниками
судьи должны
назначаться
только те
лица, кто
сдаст
специальный
экзамен в
квалификационной
коллегии
судей.
Существующая
практика
назначения
помощников
исходя из
субъективных
критериев
председателей
судов
видится не
самой
удачной. В
целом
надеюсь, что
институт
помощников
судей в
России
зарекомендует
себя c
положительной
стороны и в
ближайшие
годы
полностью
оправдает
возлагаемые
на него
надежды:
станет
ведущим
звеном в
системе
подготовки и
отбора
судейских
кадров и
постепенно
разгрузит
судей от
технической
работы,
позволяя тем
самым
сосредоточиться
им на
осуществлении
основной
функции –
осуществлении
правосудия.
[1]
Радченко В.И.
Судебная
реформа в
Российской
Федерации.
Некоторые
теоретические
и
практические
проблемы. М., 1999.
– 56с.; Аппарат
суда:
организация
работы в
современных
условиях. М., 1998.
– 136с. [2]
Как
преодолеть
кризис
правосудия //
Российская
юстиция, 1999. – № 2.
– С. 4;
Клеандров М.И.
Целесообразно
личное
поручительство
для
кандидата в
судьи //
Российский
судья, 2000. – № 4. –
С.3-5; Радченко
В.И. Судебную
власть – в
центр
правовой
реформы //
Российская
юстиция, 1999. – № 10.
– С.3-4. [3]
Суд – это
власть.
Власть
огромная и ко
многому
обязывающая.
Из
выступления
В.В. Путина
перед
руководителями
судов 24.01.2002г. //
Российская
юстиция, 2000. – № 3.
– С.1 [4]
Федеральная
целевая
программа
«Развитие
судебной
системы
России» //
http://www.neweco.ru/main.html?r=12. [5]
ФКЗ «Об
арбитражных
судах в
Российской
Федерации» N
1-ФКЗ от 28.04.1995 //
Российская
газета. – № 93. –
16.05.95. [6]
Арбитражный
процессуальный
кодекс
Российской
Федерации //
Российская
газета. – № 137. –
24.07.2002.