Разное
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Разное

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    купить дипломную работу синергия
    Добавлено: 09.10.2012


    О праве студентов высших учебных заведениях на бесплатное посещение музеев.

    Санкт-Петербургский государственный университет

    магистрант

    Копьяк Антон Сергеевич

    kaso2008@yandex.ru

        Проблема, которую мы затронем относится к весьма актуальный и редко затрагиваемым, она касается права российского студенчества на бесплатное посещение музеев предусмотренное федеральным законодательством. Данная правовая норма закрепляется п. 3 ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее - ФЗ «ОВиПВО»), где установлено, чтостуденты высших учебных заведений предоставляется право на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев [5]. Из данной нормы мы видим, что пользоваться могут этим правом исключительно студентам высших учебных заведений, при этом закон не говорит предоставляется ли это право студентам государственных или негосударственных ВУЗов, тем самым тут говорится в целом о понятии «студент ВУЗа». Определение данного момента для нас представляется довольно важным, т.к. тот же п. 3 говорит «студенты федеральных государственных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере одна тысяча сто рублей. Кроме этого мы не видим упоминание о форме обучения, сравните с другим положением этого же пункта: «Студентам очной формы обучения федеральных государственных высших учебных заведений выделяются дополнительные средства на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере двадцати пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета»; «для студентовочной и очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем семь недель». Как мы видим в некоторых случаях от формы обучения зависит содержание тех или иных прав. В статье 16 настоящего закона в п. 1 раскрывается понятие «студент» высшего учебного заведения, а именно, что это лицо которое в установленном порядке зачислено в высшее учебное заведение (т.е. зачисленные в соответствии с ФЗ «ОВиПВО» и внутренними правилами ВУЗа). О принадлежности к этой категории граждан говорит наличие у этого лица студенческого билета и зачетной книжки, которая выдается ВУЗом бесплатно. Данную категорию нужно отличать от школьников, проходящих по программах основного общего и среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях (школах), а также учреждениях начального профессионального образование. В целом категория студент относима исключительно к области высшего и среднего профессионального образования, об этом можно говорить проанализировав многочисленные нормативные акты (некоторые мы указываем [6;7;8;9]), к остальным категориям, нами обозначенным выше, применимо понятие «учащийся». Хотя на наш взгляд правильнее было бы относить категорию студент исключительно к области высшего профессионального образования. Однако мы отнюдь не имеем ввиду, что студент и учащийся это разные категории, категория учащийся она более широкая и включает в себя категорию студент. Однако данное выделение проходит через законодательные акты и находит свою основу в Конституции Российской Федерации (далее – К РФ) [1]. Чтобы это увидеть предлагаю сравнить п. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» [3] и п. 3 ст. 43 К РФ. Так в законе «Об образовании» говорится, что государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Конституция более выделяет высшее образование – каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получать высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Любопытно отметить, что законодатель здесь не указывает, что высшее образование получается в учреждениях высшего профессионального образования, кроме этого в качестве места получения высшего образования указаны предприятия. По нашему мнению тут законодатель имеет ввиду получение очно-заочного (вечернего) и заочного образования, ввиду того, что теоретические знание получаются в вузе, а практические на предприятии, предполагается, что студент заочник работает по той специальности, по которой и учится, т.е. он имеет какие то знание и лишь повышает свой профессиональный уровень. Вместе с тем необходимо отделять категорию студент от других категорий лиц обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования. Так пп. 4 п. 3 ст. 2 ФЗ «ОВиПВО» использовано понятие обучающиеся, которое раскрывается в скобках, там перечислены студенты, аспиранты, докторанты и другие категории обучающихся). Под иными категориями закон вероятно подразумевает, к примеру слушателей курсов повышения квалификации и других лиц. Таким образом нам необходимо отличать круг лиц подпадающих под категорию студентов ВУЗов – это обучающиеся по программам высшего профессионального образования: бакалавриата, специалитета и магистратуры, - от других категорий, это прежде всего лица получающие послевузовское образование в аспирантуре или докторантуре (что предполагает получение обучающимся там лицом ученой степени, соответственно кандидата или доктора наук) или лица повышающие свою квалификацию на курсах, которые отличаются друг от друга уровнем углубленности обучения и учебными часами, что отражается в последствии в выдаваемых слушателям этих курсов документов об образовании (свидетельство, удостоверение, диплом о дополнительном (к высшему) образованию). Как мы видим данное отграничение также необходимо, т.к. из всех категорий имеют рассматриваемое нами право именно студенты ВУЗов. Сложность состоит с определением тождественность понятия «курсант» с понятием «студент ВУЗа» применительно к данной норме. Курсантом является учащийся военных образовательных учреждений или приравненных к ним (например, учебные заведения МВД России), в т.ч. и военные учреждений осуществляющих подготовку по программам высшего профессионального образования [10], а следовательно подпадающих под понятие «студент» которое использует в ФЗ «ОВиПВО». Однако в случае если в его документе будет указано не студент, а курсант, рискую предположить, что использование лицом данного права будет существенно затруднено, т.к. порой непосредственные правоприменители толкуют норму закона буквально. Законодатель указал на право бесплатного посещения исключительно государственных и муниципальных музеев. Для начала нам необходимо определить, а что понимается под понятием «музей». Данное определение содержится в специальном нормативном правовом акте – Федеральном законе «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» [4], в ст. 3 среди основных понятий используемых в законе, мы встречаем и определение «музея», как некоммерческого учреждения культуры, созданного собственником (в нашем случае это орган государственной власти федерального или регионального или уровня местного самоуправления) для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. Любопытно отметить, что ст. 7 данного закона несмотря на выделение муниципальных музеев (п. 3 ст. 16 ФЗ «ОВиПВО») говорит, что в Российской Федерации существует только государственная часть Музейного фонда РФ и негосударственная часть Музейного фонда РФ (следовательно совокупность музейных предметов и музейных коллекций находящихся в муниципальных музеев относится именно сюда). Следует отметить, что включение тех или иных предметов культуры и искусства в состав Музейного фонда РФ является административной процедурой (См.: ст. 8 ФЗ). Следовательно, если данная процедура не соблюдена, то учреждение экспонирующее и изучающее этот предмет не является в смысле закона музеем. Кроме этого из положения п. 3 ст. 16 ФЗ «ОВиПВО» мы знаем, что в перечень бесплатного посещения не подпадают негосударственные музеи учрежденные физическими и юридическими лицами. Право решать имеют ли студенты ВУЗов и иные граждане бесплатный или льготный проход в данные учреждения остается в компетенции руководства этих музеев или лиц их учредивших.

    Важным также является попытка установить какие причины побудили государство предоставить студентам ВУЗов данное право, почему правам закрепленным в п. 2 ст. 44 К РФ (пользоваться учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям) для данной категории отведено такое важное место? На наш взгляд ответ довольно прост. Если обратить внимание на п. 2 ст. 8 ФЗ «ОВиПВО» в которой сказано о задачах высшего учебного заведения, то мы увидим: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии … (пп. 1.); формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии (пп. 4.); сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества (пп. 5.); распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня (пп. 6.) – все эти принципы применимы и к рассматриваемой нами проблеме. Так как предоставление студентам ВУЗов данного права преследует те же задачи.

    Однако законодатель не только должен прописать нормы, но и следить за их выполнением и именно тут мы и натыкаемся на проблему - наличие прописанного права однако не означает, что это право будет соблюдаться на местах, непосредственными правоприменителями. Порой норма закрепленная в законе рискует так и остаться мертвой нормой или, говоря более мягко, нормой не рабочей. К таким нормам относится и право на бесплатное посещение студентами ВУЗов государственных и муниципальных музеев. Бороться с мертвыми нормами необходимо не только сверху (путем законодательных или административных мер), но и снизу, т.е. непосредственным правоприменителям. По информации СМИ [11] ситуация по этому вопросу остается довольно сложная, к примеру в Санкт-Петербурге один студент решил проверить выполнение данной нормы городскими музеями. Результат оказался не совсем удовлетворительный. Так в ряде музеев вместо бесплатного входа для студентов установлена только льгота. Мы также решили разобраться в данной проблеме. Далее мы будем излагать собственный опыт сопровождая цитированием ответов из музея и от органов государственной власти. Нами было установлено, что ФГУКИ Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи Минобороны РФ (далее – музей) вместо того чтобы установить бесплатный вход для студентов ВУЗов установил своими локальными актами только льготный проход, так билет для «взрослого» стоил сто рублей, а для студента ВУЗа – пятьдесят рублей (на конец 2009 г.). Последовало наше обращение в прокуратуру. Из ответа Военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона от 13.10.2010 г. № 11182 причиной нарушения права, явилось то, что нет какого-либо правового механизма регулирования вопросов компенсации расходов бюджетного учреждения, понесенных в результате реализации бесплатного посещения студентами ВУЗов музеев. В связи с этим, до 2010 года государственные музеи г. Санкт-Петербурга для посещения студентами применяли льготные цены на входные билеты, а не бесплатное посещение. 12 июля 2010 года директором музея был издан приказ № 173 «Об уточнении перечня лиц, имеющих право бесплатного посещения музея» согласно которому установлено бесплатное посещения музея студентами ВУЗов. Аналогичным было и письмо из музея от 12.07.2010 г. № 453, там также отмечалось на отсутствие механизма компенсации музеям понесенных расходов, в нарушение ст. 83 БК РФ [2] – законодательством не установлено, что право бесплатного посещения реализуется за счет самих музеев. На запрос в Министерство культуры РФ, было рекомендовано, письмом от 21.06.2010 г. № 1885-05-09, обратиться непосредственно к учредителю музея – Министерство обороны РФ, ввиду того что данный музей находится в их ведении. На обращение в Министерство образование и науки РФ, не смотря на то, что именно это министерство должно защищать права студентов, был получен ответ от 30.06.2010 г. № 03-ПГ-МОН-6905 (Департамент государственной политики в образовании) – подтверждено, что в указанной норме говорится о праве студентов ВУЗа на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев, а далее, цитирую: «Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. № 354 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия» определено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию осуществления контроля и надзора в указанной сфере ведения является Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия». На повторный запрос, был получен ответ от 4.04.2011 г. № 12-ПГ-МОИ-1052 (Департамент профессионального образования), цитирую: «В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1242 (в ред. постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49) контроль за обеспечением гарантированного законом права лиц не достигших восемнадцати лет (а также других категорий посетителей, обслуживание которых осуществляется на льготных условиях), на ежемесячное бесплатное посещение музеев возлагается на Федеральное агентство по культуре и кинематографии и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное регулирование в области культуры. День работы музея с бесплатным посещением определяется органами управления музея и доводится до сведения посетителей».

    В настоящий момент, по нашим сведениям платный вход для студентов ВУЗов, хотя и льготный установлен в Зоологическом музее РАН.

    Мы выражаем надежду, что в скором будущем данная проблема будет решена, не смотря на всю ее сложность.

     

    Библиографический список

     

    1. Конституция Российской Федерации. М., 2011.

    2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (по состоянию на 21 сентября 2010 г.) // СЗ РФ 1998. 3 авг. № 31. Ст. 3823.

    3. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (по состоянию на 21 сентября 2010 г.) // СЗ РФ. 1996. 15 янв. № 3. Ст. 150.

    4. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ (по состоянию на 21 сентября 2010 г.) // СЗ РФ. 1996. 27 мая. № 22. Ст. 2591.

    5. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (по состоянию на 21 сентября 2010 г.) // СЗ РФ. 1996. 26 авг. № 35. Ст. 4135.

    6. О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования: Указ Президента Российской Федерации от 12 апреля 1993 г. № 443. (по состоянию на 21 сентября 2010 г.) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. 19 апр. № 16. Ст. 1341.

    7. О стипендиях Президента Российской Федерации для студентов, аспирантов, адъюнктов, слушателей и курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования: Указ Президента Российской Федерации от 14 февраля 2010 г. № 182 (по состоянию на 21 сентября 2010 г.) // СЗ РФ. 2010. 22 фев. № 8. Ст. 837.

    8.Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении): Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 543. // СЗ РФ. 2008. 28 июля. № 30. Ч. 2. Ст. 3631.

    9. Об изменении условий проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 г. № 699 (по состоянию на 21 сентября 2010 г.) // СЗ РФ. 2009. 14 сен. № 37. Ст. 4413.

    10.Об утверждении инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования министерства обороны Российской Федерации: Приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 июля 2006 г. № 280. // РГ. 2006. 22 сен. № 212.

    11. Одынец А. Прокуратура потребовала от петербургских музеев обеспечить право студентов на бесплатное посещение // Фонтанка. Ру. 2009. 6 окт.

     

     

     









    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru