Фискальный
беспредел
(Проблемы взимания
портовых сборов в морских портах ДВ)
Евгений Лысак, ген. директор Юридической компании
«Юррусфлот» (г.Владивосток) jurrosflot@stl.ru
Многие судовладельцы, эксплуатирующие свои суда в дальневосточных
морях, отмечают высокий рост портовых сборов. Особенно стремительный подъём
ставок портовых сборов замечен в последние годы. Наибольший интерес вызывает тот
факт, что в одних портах ставки сборов остаются на прежнем уровне, в других
становятся непомерно высокими. Попробуем подробно проанализировать сборы,
которым подвергается судно и разобраться в чём тут дело.
В статье 8 Налогового кодекса РФ содержится определение не только
понятия "налог", но и понятия "сбор" (п. 2 ст. 8). Под сбором понимается
обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого
является одним из условий совершения определенных юридически значимых действий в
интересах плательщиков портовых сборов. Уплачивая сбор, плательщик всегда
преследует определенные цели (предоставление ему каких-либо прав, например,
право выйти из порта) и, таким образом, всегда индивидуально возмезден
(поскольку в качестве эквивалента получает юридически значимые для него действия
определенных органов или должностных лиц). И, кроме того, (хотя и не в полном
объеме) предполагается, что суммы сборов являются покрытием расходов
соответствующих органов при выполнении ими необходимых действий в пользу
плательщика сбора. Могут ли быть эти суммы сборов необоснованно завышены? Если
посмотреть на порядок взимания портовых сборов в порту Владивосток, то с
уверенностью можно дать положительный ответ. Показателен в этой связи недавний
пример, когда с судна совершившего каботажный рейс взимался сбор по ставкам,
установленным для рейсов загранплавания. Причём морская администрация порта даже
подводит псевдонаучное обоснование под такой порядок взимания портовых сборов.
Насколько правомерна такая позиция?
Правила
взимания портовых сборов в российских морских портах регламентирует документ
"Ставки сборов с судов в морских торговых портах Российской Федерации",
утверждённые Минэкономики РФ 04 августа 1995 года. В соответствии с п. 1.2.
Ставок сборов, ставки для российских судов установлены для рейсов в каботажном
плавании и для рейсов в заграничном плавании. Основным критерием, принятым для
разграничения каботажного и заграничного рейсов, является место выполнения
погрузочно-разгрузочных работ (п.1.7): если судно осуществляет погрузку в
российском порту, а его разгрузка предстоит в иностранном порту, рейс является
заграничным; если судно грузилось в иностранном порту и выгружается в российском
порту, такой рейс также является заграничным. Все остальные рейсы
рассматриваются как каботажные рейсы.
Следовательно, должны применяться соответствующие ставки сборов.
Любое иное толкование, без нарушения основных критериев, невозможно. И
судовладельцам необходимо более уверенно отстаивать свои права, в том числе и в
судебном порядке, поскольку только суду, а не морской администрации,
предоставлено право толковать закон. Статья 1102 Гражданского кодекса РФ
устанавливает обязанность лица, которое без установленных законом оснований
приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, возвратить неосновательно
приобретённое имущество потерпевшему.
Поскольку
Морская администрация порта без установленных законом оснований приобрела
имущество (денежные средства, которые составляют сумму излишне уплаченных
портовых сборов), она обязана вернуть сумму неосновательного обогащения. Как
показывает судебная практика, закон на стороне судовладельцев, и суды взыскивают
с морских администраций неосновательное обогащение, составляющие сумму излишне
уплаченных портовых сборов.