Разное
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Разное

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Добавлено: 01.02.2012


    Невольник власти, или Долгий президент.

    Vox populi, vox dei

    Александр Студенцов

    Президент Беларуси, он же глава государства, он же гарант Конституции и прав и свобод граждан, он же главнокомандующий Вооруженными силами, он же руководитель Совета безопасности обладает обширными полномочиями. Круг его профессиональных интересов и разнообразие должностных функций впечатляют. Наверняка простое ознакомление с их неполным перечнем утомит любого. Столько власти «поднято из грязи» с момента первого вступления в должность! Обычному смертному не хватит сил, времени и знаний хотя бы умозрительно войти в президентское положение. Предполагается ведь, что он разбирается во всех вопросах, проявляя должный уровень разумности и осведомленности.

    Честная дележка

    Согласно Конституции (воле народа), президент назначает республиканские референдумы, выборы в Национальное собрание и местные Советы депутатов; распускает палаты парламента; решает вопросы о приеме в гражданство Беларуси, его прекращении и предоставлении убежища; осуществляет помилование осужденных; ведет переговоры и подписывает международные договоры; назначает и отзывает дипломатических представителей Беларуси; принимает верительные и отзывные грамоты; вводит чрезвычайное или военное положение; объявляет частичную мобилизацию; имеет право отложить проведение забастовки или приостановить ее, отменить акты правительства и решения местных исполнительно-распорядительных органов, а также приостановить решения Советов депутатов; подписывает законы; формирует Совбез.

    На президенте лежит огромная кадровая нагрузка. Приходится назначать премьер-министра и членов правительства, председателя и шесть членов центризбиркома, председателя и шесть судей Конституционного суда, председателей и судей Верховного, Высшего хозяйственного и нижестоящих судов, генпрокурора, председателя и членов Правления Нацбанка, высшее командование вооруженных сил и командиров частей, госсекретаря Совбеза и председателя Комитета госконтроля (КГК осуществляет функции «народного контроля» и заодно правоохранительного силового органа), руководителей республиканских органов госуправления и национальной гостелерадиокомпании, председателя, его замов и главного ученого секретаря Высшей аттестационной комиссии (через ВАК проводятся все ученые степени), а также других официальных лиц «в соответствии с законодательством».

    Например, согласно указу от 8.11.2001 № 645, президент тем или иным образом (согласование, назначение, утверждение) приводит к должности: председателя президиума НАН, председателя правления союза потребительских обществ (причем по декрету от 20.08.1999 № 32 его кандидатура согласовывается, а не утверждается, как по указу), зампредов КГК, начальника Белорусской железной дороги, руководителей подчиненных Совмину объединений, генконсулов, судей Экономического суда СНГ, ректоров госвузов, главного редактора «Советской Белоруссии» и руководителей «важнейших» государственных СМИ. В соответствии с декретами №№ 24 и 7 от 23.12.1998 и 05.03.2002 к ним добавились начальник объединения «Охрана» МВД, вице-председатели и главный ученый секретарь НАН.

    Но ресурсы организма президента все-таки не безграничны. Поэтому он сохранил за собой право согласовывать кандидатуры зампредов, управделами и членов областных и столичного исполкомов, а также рекрутировать руководителей других исполкомов. Зато отказался от чести назначать глав местных администраций. Теперь их выдвигают лишь по согласованию с ним вопреки Закону «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

    Но и на заочное знакомство, хотя бы автобиографии прочесть, требуется немало времени. Это чревато ошибками при подборе и расстановке кадров. К тому же надо отслеживать состояние их здоровья. В соответствии с указом от 18.01.1999 № 32 Межведомственная  медкомиссия утверждается сами-догадайтесь-кем. Ежегодно обследование в ней проходят госслужащие от премьер-министра до глав местных администраций. Окончательное решение по результатам освидетельствования принимает президент (врачебная тайна перестает быть таковой). Перед ним обнажаются все болячки, будь то люмбаго или геморрой, номенклатурных работников, что не прибавляет им авторитета в его глазах. Для полноты картины не хватало назначать руководителя госслужбы судебно-медицинских экспертиз. Это право закреплено указом от 29.12.2001 № 808.

    Он же и освобождает от должностей большинство из перечисленных лиц, в том числе отправляет в отставку правительство или отдельных его членов. Их общее количество не поддается исчислению. Например, в стране образовано больше 140 судов общей юрисдикции. Судейское сообщество вообще очень многим обязано президенту. Он образует межгарнизонные военные суды, устанавливает условия оплаты труда судей, порядок их обеспечения бесплатной форменной одеждой и прохождения ими аттестации, присваивает квалификационные классы, определяет численный состав судей Верховного суда и приводит к присяге судей ВС и ВХС (декреты №№ 1 и 5 от 21.01.1999 и 20.02.2002 соответственно).

    Именно он является последней инстанцией, исключающей необоснованный арест судей Конституционного суда или их привлечение к уголовной ответственности; устанавливает порядок соцобеспечения и социально-бытового обслуживания, назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания; материально-технического обеспечения деятельности КС, включая транспортное обслуживание и снабжение средствами связи; утверждает описание и образцы мантий судей. Где тут место судейской независимости?

    Когда у 67-летнего председателя Верховного суда В. Сукало спросили (он и после 69 при должности), отчего он нарушает норму закона об ограничении предельного возраста пребывания на государственной службе, тот пояснил: «Поскольку судей… назначает и освобождает у нас один человек — глава государства, поэтому все эти вопросы входят в его компетенцию. И я не могу больше ничего сказать на этот счет. Думаю, глава государства сам определит, кому и сколько работать». Чтобы прояснить смысл этого высказывания, в качестве иллюстрации обратимся к положению о выгуле собак, согласно которому требуется немедленно удалять их экскременты. Но собаководы обычно не имеют при себе совка и пакета, наличие которых предписано. А поскольку никто не применяет к нарушителям установленного административного взыскания, наблюдается повсеместная антисанитария. Так и чиновник, пока не будет одернут, склонен игнорировать закон в нынешней системе ассиметрично властных координат.

    Не приходится удивляться, что президентская компания поставила на поток производство суррогата правосудия. Издаются указы, «освобождающие от уголовной ответственности» бизнесменов за отступные в эквиваленте почти до 40 млн. USD (рекорд поставлен по совладельцу рынка «Ждановичи»), перечисляемых в бюджет. Конечно, не гнушаются и меньшими суммами. Подозреваемые или даже обвиняемые не признаны виновными, не приговорены судом к наказанию, а их поспешно освобождают от него.

    Заметим, что парламентарии не скупятся на полномочия для президента. Благодаря сотворенным при их участии законам он проявляет свои недюжинные разносторонние способности:

    осуществляетгосрегулирование и (или) управление в следующих областях и сферах деятельности: обращение электронных документов; дорожное движение и обеспечение его безопасности; функционирование особо охраняемых природных территорий, включая объявление, преобразование и прекращение заповедников и национальных парков; охрана и использование животного мира; автомобильный и магистральный трубопроводный транспорт; обеспечение демографической безопасности; оборот драг- металлов и камней; внешняя торговля, включая введение количественных ограничений на экспорт и (или) импорт товаров;

    определяетпорядок в части: предоставления льгот по налогам и сборам, зачисляемым в местные бюджеты; оборота боевого, служебного оружия и боеприпасов к нему, а также изъятия оного; перевозок опасных грузов; установления тарифов на перевозки во внутриреспубликанском железнодорожном сообщении; создания спецподразделений в органах внутренних дел, госбезопасности и прокуратуры по борьбе с оргпреступностью и коррупцией; финансирования республиканских собраний; ценообразования, а также устанавливает перечень социально значимых товаров, по которым применяются регулируемые цены;

    создает (реорганизует и упраздняет, а также осуществляет контроль над ними): аварийно-спасательные службы; свободные экономические зоны; государственные внебюджетные страховые фонды; Комитет госконтроля (в том числе утверждает его структуру и штатную численность) и его территориальные органы; органы госуправления; консультативно-совещательные и иные органы при президенте;

    наделяетполномочиями: определяет организации, выполняющие функции центрального депозитария, и органы, разрешающие обработку информресурсов государственного значения, а также осуществляющие управление стандартизацией. Он же и перераспределяет полномочия. Так, согласно Закону «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах», правительство регулирует внешнеэкономическую деятельность, в том числе определяет меры тарифного и нетарифного регулирования ввоза в страну и вывоза товаров. Тем не менее оно отказалось от этой обязанности, с подачи президента, в пользу МИДа, а затем Минторга, т.е. низвело на другой уровень;

    осуществляетруководство (иногда – общее): борьбой с терроризмом и ее обеспечением; органами госбезопасности, а также контролирует их, устанавливает их численность и находящихся в их подчинении учебных заведений, организаций, воинских формирований; деятельностью органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;

    «рисует» политическую карту страны: образует и упраздняет административные районы, устанавливает и переносит их центры, устанавливает и изменяет границы Минска, областей и районов; присваивает наименования районам, городам областного подчинения и их районам, а также районам Минска; относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения; определяет порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов депутатов, исполнительно-распорядительных органов, не ослабляя контроля над ними;

    утверждает: положение о Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей; программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и важнейшие параметры прогноза соцэкономразвития на краткосрочную перспективу; перечень объектов исключительно государственной собственности, которые могут являться объектами концессий; перечень государств, а также отдельных объектов экспортного контроля, запрещенных к экспорту в эти государства; программы по защите госсекретов; мобилизационные планы и планы накопления матценностей в госрезерве; образцы и описание орденов, медалей, нагрудных знаков к почетным званиям, определяет порядок представления к наградам, а также присваивает звания «Герой Беларуси», почетные звания (38 видов), производит награждение орденами и медалями (9 и 8 видов соответственно, причем некоторые имеют несколько степеней) и лишает знаков отличия.

    На него возложено много чего еще всякого, не поддающегося классификации. В регионах его влияние осуществляется опосредованно: в Беларуси «вертикаль» исполнительной власти создана задолго до появления аналогичной в России. И в течение первых десяти лет своего правления он вознесся, по восторженному признанию одного из региональных чиновников во время селекторного совещания, «Немного выше бога». В ответ последовало «Спасибо», не в пример царю Антигону I, который не стыдился своей человеческой природы и остроумно одернул Гермодота, называвшего его в своих стихах богом и сыном солнца: «Мой лазанофор (лицо, выносящее нечистоты. - Прим. автора.)этого не находит».

    А. Лукашенко не ведает границ в демонстрации своей влиятельности. Преисполненный конструктивных амбиций, отечески вразумляет Россию, гневно увещевает НАТО, готов великодушно принять распластавшийся Запад, который «приползет» с деньгами на борьбу с нелегальной миграцией. Общеизвестна домовитость белорусского президента, охотно занимающегося не свойственными его рангу проблемами. Например, киносъемками блокбастеров вплоть до вычитки сценариев на досуге. Помог крестьянской семье обзавестись коровой; патронировал конкурс женской красоты. Неудивительно, что «простой народ» не мыслит себя без опеки главы государства. Подобные чувства плебса к ней (главе) наиболее ярко выразил древнеримский поэт Вергилий:«Он и коровам моим пастись, как видишь, позволил,/И самому мне играть, где хочу, на сельской тростинке».

    Очевидно, А. Лукашенко отвергает гегелевскую доктрину развития личности: «Человек, разумный в себе, должен, созиданием самого себя, выйти за свои пределы». Наоборот, замкнулся внутри себя, ввиду чего развиваются такие черты характера, как мелочность и сумасбродство. Ничем другим не объяснить, зачем вскоре после президентских выборов-2006 вульгарно отзываться об одном из экс-кандидатов, к тому моменту находившемуся под стражей. В обращении к белорусским парламенту и народу прозвучало такое, что не всякий балагур позволит себе приличном собрании:«Его использовали, как туалетную бумагу». А спустя пять лет, вместо того чтобы забыть неприятный эпизод давно минувших дней, снова не смог сдержать связанных с А. Козулиным ассоциаций. Не постеснявшись картинно плюнуть перед журналистами и телезрителями: «Даже произносить эту фамилию противно!», выдал психологические комплексы и особенности воспитания.

    В очередной раз обладатель новенького удостоверения высшего должностного лица публично пренебрег советом великого философа через несколько месяцев после избирательной кампании-2010. Высказывание о поверженном сопернике стало еще резче:«Какой ты президент, если тебе по морде дали, и ты вопишь на весь мир?» Как понимать этот пассаж, вызвавший нездоровый смешок в зале? Вопрос здесь заключается отнюдь не в риторике, привычной для публики. Ведь президент, вообще-то, – ты сам. Неужели это обязывает безропотно жертвовать собственной физиономией? И не это ли высочайшее оправдание рукоприкладства провоцирует сотрудников спецотрядов милиции безнаказанно избивать даже женщин, само собой, если те не на подиуме?

    Такой настрой на конфронтацию может далеко завести. Особенно на фоне несколько запоздалого, но «исповедального» признания в своей потенциальной готовности применить войска против демонстрантов, посмевших выразить коллективное недовольство выборами. Между прочим, коль скоро ощущаешь себя победителем, постфактум уместнее проявить благородство. Но тут даже принцип дворовых потасовок – «После драки кулаками не машут» – не срабатывает. Похоже, никак не удается выйти за рамки сугубо личных представлений.

    Внешние сдерживающие факторы тоже отсутствуют. Прорвать эту блокаду никто из ближайшего окружения не осмеливается. Не приходится ожидать каких-то инициатив от министерского сословия, смиренно принимающего на свой счет изобличающие президентские эпитеты:«Больше сплетен, чем дела»,«Составить документик… постоять за спиной – и точка»,«Давайте без вранья», «Как дети: от вас надо спички в доме прятать» (странно, что им предстоит строить атомную электростанцию).

    Прекрасно, конечно, если президент сознает и бичует низменные нравы «придворных». От этого у многих прочих укрепляется иллюзия, аллегорически показать которую опять позволяет наследие Гегеля: «В деспотических государствах деспот всегда щадит народ, и его ярость обрушивается только на тех, кто его окружает». Однако следует понять, что отчасти вследствие безапелляционности начальника и «толерантности» подчиненных к нему стагнирует экономика, общество находится в ступоре.

    Например, зачем укорять автомобилистов за ввоз в 2011 году подержанных транспортных средств на 1 млрд. USD, если собственная популярность превыше введения заградительных таможенных пошлин? И почему с целью создания на белорусской земле транснационального hi-tech предприятия полного производственного цикла не было простимулировано образование консорциума местных банков, порознь не способных к инвестиционному кредитованию крупного проекта? Вместо этого финансовые транши направлялись через розничную торговую сеть, посредством необузданного потребительского кредитования, зарубежным производителям на их территориях. Это в большей степени способствовало валютно-финансовому кризису в стране, чем ажиотажная скупка в магазинах «живой валюты» – сахара.

    Притом пострадавшими оказалось подавляющее большинство семей, не позволивших себе лишний автомобиль и не заложивших в чуланы стратегический сладкий резерв. Поэтому вполне применимы к Беларуси строфы многогранного В. Высоцкого: «Мне кажется, ученые наврали,/Пробел у них в теории, порез:/Развитие идет не по спирали,/А вкривь и вкось, вразнос, наперерез». Например, только по Первомайскому р-ну столицы отрицательное внешнеторговое сальдо за 2010 год составило 1,1 млрд. долларов США.

    При таких условиях президенту тяжело стать политическим «воротилой» мирового масштаба. В этом качестве он хотел проявить себя на почве белорусско-российской интеграции, итогом которой якобы должно было стать союзное государство (единое целое). Но после того как последовало предложение вступить-таки договаривающимся сторонам в непосредственное соприкосновение, а не прикрываться союзом двух субъектов, белорусскую сторону долго сотрясали пароксизмы негодования. Правда, с осени 2003 она согласилась рассматривать свою неприкосновенность (суверенитет) как предмет меркантильного торга. Однако стороны долго не могут сойтись в вопросе о размере компенсации за такую уступку. Например, в оценке стоимости «Белтрансгаза», пока кризис 2011 года не спровоцировал его спешную продажу.

    В то же время, Россия явно недооценивает самое дорогостоящее – административный ресурс. А здесь есть что подсчитать, по крайней мере, в политологическом смысле.

    Охота пуще неволи

    Президент перегружен полномочиями, многие из которых осуществляются «в случаях, предусмотренных законодательством». Конечно, это никак его не сдерживает: чаще всего приходится действовать по своему почину.

    Его декреталии, включая появившуюся однажды Высшую правительственную телеграмму, имеют де-юре надзаконную силу. Любой его указ де-факто равен по силе декрету. В частности, указом от 01.09.2010 № 450 отменены несколько декретов, один изменен и частично приостановлено действие еще одного. Помимо этого существуют директивы, не менее строгие.

    Тем самым граница между исполнительной и представительной ветвями власти стерта. Правда, пересекать эту незримую черту можно лишь в одном направлении. Согласно ч. 3 ст. 101 Конституции, если какие-то правоотношения возникли на основе декрета, парламент не вправе до его отмены регулировать их законом, что равнозначно запрету на законотворчество. Каждый декрет парламентарии только «принимают к сведению», по-видимому, чтобы знать, где пролегает запретная зона. Философ Т. Гоббс в XVII в. анализировал эту модель автократического правления:«Суверен… не подчинен гражданским законам. В самом деле, обладая властью издавать и отменять законы, суверен может, если ему угодно, освободить себя от подчинения отменой стесняющих его законов и изданием новых…»

    Например, принятыми во изменение законов декретами отменены чернобыльские пособия и доплаты и льготы по подоходному налогу в части освобождения от налогообложения уплаченных за стационарное лечение сумм, уточнены расходы госбюджета, в том числе увеличен резервный фонд президента за счет сокращения расходов на содержание представительных, налоговых и других госорганов. Ему даже не требуется издавать свой акт, при желании откорректировать закон, или возвращать его в парламент для доработки. Он дополнил одним абзацем ст. 27 Закона 1999 г. «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления» при его подписании, сузив круг подпадающих под действие этого закона лиц.

    В то же время президент всегда готов лично прийти на помощь. В частности, устанавливает льготы по налогам и таможенным платежам, предоставляет отсрочку или рассрочку по уплате налогов или налоговый кредит, а также упорядочивает нормативное распределение выручки либо оказание господдержки налогоплательщикам, предоставляет индивидуальные льготы по таможенным платежам инвалидам I гр. или многодетным родителям при ввозе ими товаров на таможенную территорию Беларуси.

    В последнем случае дело проходит предварительно несколько инстанций. Прежде всего, местный исполнительно-распорядительный орган обследует имущественное положение просителя. Затем обл- (Мингор-) исполком готовит заключение о целесообразности предоставления льгот и согласовывает его в Минфине, Минюсте и Государственном таможенном комитете. Если после всего этого Совмин положительно оценит работу смежников, нужно передать проект решения на одобрение президенту. Но самому правительству не доверяется завершить столь деликатное дело.

    Лично он определяет порядок ограничения объемов производства алкогольной продукции, выдачи лицензий на оптовую и розничную торговлю алкоголем, осуществления игорного и лотерейного бизнеса. Определяет основные направления госполитики в области страховой деятельности, вводит новые виды обязательного страхования, создает объединения страховщиков и устанавливает правила их деятельности; пользуется правом решающего голоса по вопросу о целесообразности приватизации крупных предприятий, а также при продаже имущественных комплексов за символическую цену; устанавливает основания для приостановления любой процедуры банкротства; утверждал состав Республиканской комиссии по регистрации общественных объединений, включая политические партии. Напрямую подчинил себе ВАК, утверждает численный и персональный состав президиума НАН.

    При такой обширной компетенции «титульного» государственного деятеля тревогу вызывает не столько его персона как таковая, сколько абсолютизация власти вообще. Политическая система общества не способна (не может или не желает) повлиять на распределение властных полномочий. Один из оппозиционных претендентов на столь богатый административный арсенал опрометчиво объявлял в 2006 году, что не будет от него отказываться после своего избрания. Ему не стоило об этом беспокоиться. Народные массы на референдуме изъявили желание, чтобы А. Лукашенко и впредь не выпускал из рук переполненный сосуд президентской формы правления. Тут угадывается подтекст: «За неимением лучшего». Открыто твердить об этом не стесняется российский писатель А. Проханов, по сути, оскорбляя белорусский народ: видите ли, нет у него достойных сынов, кроме одного. (Может быть, это обусловлено его готовностью культурологически оформить любую идею, если ему «ее подкинуть по настоятельной просьбе и помочь деньгами и прочим»?)

    Расхожее мнение об отсутствии альтернативы бессменному президенту и его управленческим методам губительно для прогресса страны. В этом фатальном доминировании скрыт опаснейший фактор, поскольку подавляется развитие интеллектуального потенциала руководителей разного уровня. Фактически речь идет о деградации нации. Либо имеет место дискредитация народа (единственный источник государственной власти), который так якобы измельчал, что за несколько пятилеток не может взрастить достойного преемника. Подобный пробел в исторической перспективе невозможно компенсировать непродолжительным периодом номинально успешного роста экономики. Тем более что он (рост) имел сугубо конъюнктурный характер, т.е. не обусловленный институциональными (глубинными) преобразованиями.

    Долгодействующий объявляет, мол, не могу оставить страну на произвол судьбы: «Или кто-нибудь к чему-нибудь ее присоединит или что-то не так приватизирует». Но народ же тогда спросит: «А ты, Лукашенко, струсил?» И после «элегантной победы» 2010 года не грех о следующем сроке начинать думать. «Для меня, наверное, покой мне только снится… – сообщил он российским журналистам 18.03.2011. – Ну, вот представьте, какой-нибудь придет, сейчас себе, думаю, отморозок, и начнет здесь: «Приватизируем, раздадим, продадим, улицы не уберем, не подметем, людей не накормим» и прочее…» Этак он представляет себя фигурой совсем уж библейской величины, вроде Моисея, предводительствовавшего своим народом сорок лет.

    Что ж получается: несамостоятелен белорусский электорат, не приспособлен к жизни вне связи с первым президентом? Последний будет управлять, пока не взрастит преемника достойного и «по-собственному» не уйдет на покой? Но к тому времени инфантильное население, привыкшее к «направляющей и руководящей длани», все-таки окажется в руках злодейки-судьбы. И как выкручиваться после такой медвежьей услуги? В общем, затягивание нынешнего властвования – это дальнейшее измельчание того самого источника власти. Подобное противопоставление особенно уместно, если иметь в виду весеннее признание А. Лукашенко после возвращения из Казахстана о том, как ему было стыдно за белорусский народ, скупающий продовольствие в условиях стремительной девальвации национальной валюты.

    (Материал основан на нормативных актах преимущественно по состоянию на 2005 год и высказываниях президента разных периодов (выделено курсивом); его компетенция и амбиции явно не уменьшаются, разве что растут.)

     









    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru