Гуманизм с точки зрения
четвёртого и пятого поколений прав
человека
С.И.Ивентьев.
г.Казань, Россия
Россия
является первооткрывательницей
четвёртого и пятого поколений прав
человека, которые, в отличие от гуманизма,
провозгласили и провозглашают духовные
и нравственные ценности личности.
Гуманизм базируется на первом-третьем
поколении прав человека. Наблюдается
смена антропоцентрического
мировоззрения на духовно-нравственное
и энергоинформационное аксиологические
мировоззрения. В связи с открытием
четвёртого и пятого поколений прав
человека, автор рассматривает гуманизм
с позиции новых прав человека и гражданина.
Традиционно
под гуманизмом (от лат.humanitas)
понимают мировоззрение, в центре которого
находится идея человека как высшей
ценности по отношению к самому человеку
и относительная в ряду других ценностей
мира и общества.
Согласно
Философскому энциклопедическому
словарю, гуманизм – рефлектированный
антропоцентризм, который исходит из
человеческого сознания и имеет своим
объектом ценность человека, за исключением
того, что отчуждает человека от самого
себя, подчиняя его сверхчеловеческим
силам и истинам или используя его для
недостойных человека целей [6,с.120-121].
Гуманизм
базируется на первом-третьем поколениях
прав человека (конец XVIII-XX вв.), которые
породили секулятивного человека
(безразличного к нормам морали и религии).
Гуманизм
относится к житейскому (обыденному) и
философскому мировоззрению и противостоит
религиозному мировоззрению.
В науке
под общечеловеческими ценностями
понимают то, что для человека имеет
главное значение и стоит выше интересов
не только отдельных людей, но и различных
классов и групп [8,с.9-12].
В
конце ХХ века в России было открыто
четвёртое поколение прав –
духовно-нравственные права и свободы
человека и гражданина, которые
провозгласили и провозглашают духовные
и нравственные ценности личности
[1-5,7,10-12,20-22].
К
четвёртому поколению прав относятся
право на жизнь, уважение духовного и
нравственного достоинства человека,
запрет пыток и бесчеловечного обращения,
право на творчество, право выбора,
свобода совести и вероисповедания,
право на духовное образование и воспитание
и др.
С
момента открытия духовно-нравственных
прав и свобод человека и гражданина
стало формироваться духовно-нравственное
аксиологическое мировоззрение.
В начале
нашего столетия в России было провозглашено
и введено в юридическую науку пятое
поколение прав – Божественные права и
свободы, основу которых составляют
Любовь, информация и энергия [4,10-12,14].
Указанное нововведение дало начало
развитию так называемому энергоинформационному
аксиологическому мировоззрению.
К пятому
поколению прав относятся такие права,
как право на Любовь, Вера и любовь к
Богу, единство с Творцом, право на
рождение в Любви, право на информацию
и управление энергией, право на управление
пространством-временем, право на
Сотворчество и совершенствование
окружающего мира и другие права, которые
вытекают из Любви и Божественной энергии.
В своё
время Генрих Гейне указывал: «Мы боремся
не за человеческие права народа, но за
Божественные права человека».
Россия,
провозгласив Божественные и
духовно-нравственные права и свободы
человека, отнесла к главным общечеловеческим
ценностям Любовь и Божественную
информацию (энергию) [17,с.373-377].
Любовь
– это главная и абсолютная Божественная,
Вселенская и общечеловеческая ценность.
Только
Иисус Христос (Сын Божий, Пророк, Великий
моралист) возвысил любовь до уровня
основополагающего, высшего закона
жизни, дав ему адекватное метафизическое
обоснование [9,11]. В этом вопросе Иисус
Христос совершил подлинную революцию,
изложив в своей заповеди следующее:
Но
вам слушающим говорю: любите врагов
ваших,
благотворите
ненавидящим вас,
Благословляйте
проклинающих вас и
молитесь
за обижающих вас (Лк. 6:27-28).
Как
высший, основополагающий закон жизни,
Любовь является единственным нравственным
законом человеческой и иной цивилизации
[11,с.23-32].
Человечество
не может отступить от закона Любви,
чтобы не деградировать в «нравственную
порочность» [11,с.23-32].
Как
писал Л.Н.Толстой, «Закон любви – не
заповедь, а выражение самой сущности
христианства. Это вечный идеал, к которому
люди будут стремиться».
Любовь
– это очень мощный вид Божественной
энергии, распространяющийся на всех и
на каждого на Земле и Вселенной, в
Духовном и Материальном мирах.
Любовь
способствует жизни других и является
связующей нитью между Богом-Творцом и
человеком и всеми мирами. Поэтому каждый
человек имеет право на рождение в Любви,
которая через Бога исходит от женщины
и мужчины [14,с.87-92].
Любовь
– понятие всесущее и многогранное.
В.В.Марасин,
к примеру, говорил, что «Любовь – это
дар небес, который требует, чтобы его
лелеяли самые совершенные души и самое
прекрасное воображение» [13].
Известный
русский писатель Л.Н.Толстой неоднократно
повторял: «Где любовь, там и Бог»
[9,с.605].
В
Любви и через Любовь в человеке
обнаруживается Божественное начало:
Бог
есть Любовь,
и
пребывающий в Любви
пребывает
в Боге,
и
Бог в нём (1 Ин.4:16).
Академик
А.С.Маркон отмечает, что «Бог - прежде
всего информационное Бытие, идея, дух,
Слово, Логос. Но Он же – и тонкоэнергетическое
Бытие, эмоция, душа, Любовь» [15].
Человек
наделён правом на управление информацией
и энергией, которое происходит через
сознание и мысль. Сверхсознание
рассматривается как высшая форма
развития информации [16,с.10-16].
Считается,
что наивысшим уровнем управления
является управление посредством Энергии
Любви.
Божественные
и духовно-нравственные права и свободы
человека и гражданина несут в себе
ценности автономии человеческого духа,
души и тела, которые являются естественными
правами, принадлежащие человеку в силу
его рождения, а также в силу позитивного
права.
Провозглашённые
права и свободы человека и гражданина
не умаляют религиозные учения о
достоинстве, свободе и правах человека,
а наоборот дополняют их. Основу
духовно-нравственных прав и свобод
человека и гражданина составляют
фундаментальные ценности основных
религиозных учений. Рассматриваемые
права систематизируют по своей важности
духовные и моральные ценности человека
и устраняют конфликт прав человека с
религиозными учениями о человеке.
В
отличие от четвёртого и пятого поколений
прав человека, гуманизм, а также
первое-третье поколение прав человека,
не ставят на главное место Любовь и
духовно-нравственные ценности личности,
а направлены только на удовлетворение
материальных потребностей человека.
Заместитель
председателя Отдела внешних церковных
связей Московского Патриархата протоиерей
Всеволод Чаплин о гуманизме говорит
следующее: «Нужно различать гуманизм
и гуманность. В словаре российских
шестидесятников смешались понятия
«гуманность» и «гуманизм». Для многих
они остаются смешанными до сих пор. А
разница между ними большая. Гуманность,
человечность, любовь к людям – это
естественное состояние души христианина
и побудительный мотив для его работы в
обществе. А гуманизмом во всём мире
называется антропоцентричное
мировоззрение, в центре которого не
Бог, не высшие идеалы, а индивидуум,
который является мерой всех вещей… К
сожалению, эта терминологическая
путаница прокралась и в российское
законодательство» [19].
Сущность
гуманизма раскрывает настоятель храма
св.Митрофания Воронежского протоиерей
Димитрий Смирнов: «Гуманизм – это культ
человека. Гуманизм – это такая религия,
в центре которой не Бог, а человек. А Бог
– за рамками гуманизма. Это направление
мыслей берёт начало в эпоху Возрождения.
Не все знают, эпохой возрождения чего
она была… Ведь самый высокий идеал
человека был достигнут во Христе, в
котором Божество соединилось с
человечеством. Поэтому Христос и стал
образцом во всём: и в отношении к жизни,
и в отношении к миру и к ближнему. А
гуманизм – это отношение без эталона,
где каждый волен объявить себя мерилом
всех вещей, и часто так и делает» [19].
В
дополнение к сказанному можно процитировать
В.Б.Слёзина: «Основная трагедия теперешней
Европы и вообще западной цивилизации
– это утрата истинной любви, любви к
ближним, той любви, которая заложена в
нас природой, которая есть даже у высших
животных» [18,с.84].
Таким
образом, из вышеизложенного можно
констатировать, что на смену
антропоцентрического мировоззрения
(гуманизма) приходят духовно-нравственное
и энергоинформационное аксиологические
мировоззрения, которые направлены на
сохранение человеческой цивилизации.
Библиографический
список
1. Ивентьев
С.И. Духовно-нравственные права и свободы
человека и гражданина//Актуальные
проблемы права на современном этапе
развития российской государственности:
материалы Всероссийской научно-практической
конференции (25-26 марта 2010г.).Ч.1.-Уфа: РИЦ
БашГУ. 2010.с.94-97.
2.
Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права
и свободы человека и гражданина//Ежемесячный
научный журнал «Дискуссия», № 2 февраль
2010г. с.92-93.
3. Ивентьев
С.И. Духовно-нравственные права и свободы
человека и гражданина. Казань, ТИСБИ.
1999. 2 сентября. [Электронный
ресурс] – режим доступа:http://iventev.narod.ru/.
с.5-6.
4.
Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение
прав человека//Гуманитарные науки:
сборник научных трудов. Часть II. –
Караганда: Издательство КарГУ. 2010.
с.47-49.
5.
Ивентьев С.И.
Духовно-нравственные права и свободы
человека и гражданина. Выбор.//Система
ценностей современного общества. Сборник
материалов X Международной научно-практической
конференции 3 марта 2010г. Часть 2/Под
общ.ред.С.С.Чернова. – Новосибирск:
Издательство «СИБПРИНТ». 2010. с.210-213.
6.
Философский энциклопедический словарь.
– М.: ИНФРА-М. 2009. с.120-121.
7.
Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права
и свободы человека и гражданина.
Воспитание//Современное образование в
условиях реформирования: Инновации и
перспективы: Материалы I Всероссийской
научно-практической конференции 17 марта
2010/Под общ.ред.А.И.Таюрского. –Красноярск.
Ч.3. 2010. с.229-331.
8. Утяшев
М.М. Права и свободы человека и
общечеловеческие ценности//История
государства и права. 2010. № 7. с.9-12.
9. Толстой
Л.Н. Собрание сочинений: В 8 т. Т.2. –М.:
Лексика, 1996. с.166,605.
10.
Ивентьев С.И. Классификация прав человека
и гражданина//Казанская наука. – Казань:
Изд-во Казанский Издательский Дом. №
3. 2010. с.199-203.
11.
Ивентьев С.И. Религиозные и нравственные
нормы//Нравственность и религия: сборник
статей VII Всероссийской научно-практический
конференции. – Пенза: Приволжский Дом
знаний. 2010. с.23-32.
12.
Ивентьев С.И. Вопросы духовно-нравственной
безопасности//Актуальные проблемы
экономики, социологии и прав в современных
условиях. 5-я Международная научно-практическая
конференция, 05-06 марта 2010/Международная
академия финансовых технологий; отв.за
выпуск А.Е.Медовой. – Пятигорск:
Издательство МАФТ. 2010. с.250-252.
13.
Марасин В.В. 56 полюсов
поведения. -Д.: Сталкер, 1997. с.47.
14. Ивентьев
С.И. Пятое поколение прав человека.
Энергия Любви//Современность и
психолого-педагогические науки.
Современность и лингвистические науки.
Современность и юриспруденция. Сборник
материалов I Всероссийской научно-практической
Интернет-конференции/Под общ.ред.В.С.Курчеева
и Т.В.Сидориной. –Новосибирск: ЦПИ –
Издательство СИБПРИНТ. 2010. с.87-92.
15.
Маркон А.С. Вера и религия//Сознание
и физическая реальность. Т.5. № 2. 2000.
с.17.
16.
Ивентьев С.И. Основа субъективного
права: четвёртое и пятое поколение прав
человека//Система ценностей современного
общества. Сборник материалов XII
Международной научно-практической
конференции/Под общ.ред.С.С.Чернова. –
Новосибирск: Издательство НГТУ. 2010.
с.10-16.
17.
Ивентьев С.И. Общечеловеческие ценности:
четвёртое и пятое поколение прав
человека//там же. с.373-377.
18. Слёзин
В.Б. Геноцид белой расы. Кризис Европы.
Как спастись, как преуспеть. – М.: АСТ;
СПб.: Астрель-СПб. 2010. с.236.
19. Религия
и гуманизм, - мнения священнослужителей.
[Электронный ресурс] – режим доступа:http://www.religare.ru/2_44266.html
20. Ивентьев
С.И. Духовно-нравственные права и свободы
человека и гражданина//Системный подход
в вопросах формирования молодёжной
политики со стороны общества и государства6
труды Всероссийской научно-практической
конференции, Свободный, 25-26 марта 2010.,
под ред.В.В.Рожковой. Т.2.-Хабаровск:
Изд-во ДВГУПС. 2010. с.130-133.
21. Ивентьев
С.И. Духовно-нравственные права и свободы
человека и гражданина//Экономика,
социология и право: новые вызовы и
перспективы: материалы научно-практической
конференции 10-15 мая 2010г. Т.2 –Москва. №
5. 2010. с.61-64.
22. Ивентьев
С.И. Духовно-нравственные права и свободы
человека и гражданина. Экология//В мире
научных открытий. 2010. № 4 (10). Часть 6. с.39-40.