Современные
духовно-правовые ценности
С.И.Ивентьев
г.Казань
Русская Православная
Церковь (РПЦ) опубликовала Свод вечных
общечеловеческих ценностей: свобода,
жертвенность и любовь. В связи с чем,
Церковь предложила обществу обсудить
список ценностей, которые остаются для
России вечными [1,с.7], что
и послужило основанием для написания
настоящей работы.
Под ценностью понимают то,
что имеет для человека значимость в
духовном, нравственном, эстетическом
и познавательном отношении.
Различают моральные,
научные, эстетические, юридические
(правовые), философские, религиозные,
социальные, политические, экономические,
финансовые, экологические и другие
ценности.
Как правило, в науке
ценности подразделяют на материальные,
социально-политические и духовные. В
свою очередь, эти ценности могут быть
личными и коллективными.
К материальным ценностям относят
природные объекты (богатства) и предметы,
изготовленные человеком, включая
средства труда.
Социально-политические ценности
включают в себя социальные и политические
явления, политические акты и действия.
Духовными ценностями
принято считать ценности науки, морали,
искусства, философии, права и др., несмотря
на то, что некоторые указанные области
вообще никакого отношения к духовности
не имеют.
Традиционно
под духовностью понимают совокупность
проявлений духа в мире и человеке. В
свою очередь, право -
это совокупность установленных или
санкционированных государством
общеобязательных правил поведения
(норм), соблюдение которых обеспечивается
мерами государственного воздействия.
При этом, как правило, право как жесткий
социальный регулятор лишено духовной
и нравственной составляющей.
Как
отмечает Д.Л.Андреев, во всех сферах
жизнедеятельности человека, наблюдаются
два рада различных явлений: духовный и
интеллектуальный [2,с.446]. Почти вся
область науки и тем более техники
принадлежит ко второму ряду; в него
также входят философские (кроме духовной
философии), правовые, эстетические и
моральные построения. Сюда же относятся
общественные объединения с различными
организационно-правовыми формами, кроме
религиозных, политические программы и
партии, экономическая и социальная
деятельность, даже искусство и
художественная литература. Духовный
же ряд состоит из человеческих проявлений.
Сюда полностью относятся области
религии, спиритуалистической или
духовной философии, метаистории, магии,
высокой этики или нравственности и
наиболее глубокие творения литературы,
музыки, пространственных искусств,
отражающих сферы духовных материй
только светлых проявлений.
В.В.Сорокин
в своей работе "Понятие совести в
правовом измерении" подчёркивал, что
"В России же всегда признавалось
существование естественной духовности,
свойственной человеческой душе
изначально, по самой её природе" [3],
тем самым, показывая нам веские основания
для синтеза интеллектуальной и духовной
сфер.
Как
нами отмечалось, до конца XX века основными
причинами невозможности одухотворения
права и выделения духовно-правовых
ценностей являлись: 1.Многие духовные
и морально-нравственные явления, будучи
подвергнутыми анализу со стороны самых
различных наук (включая теологию, этику),
оставались вне юридического осмысления.
2.К существующей традиционной классификации
(группе) прав юридическая наука не
относила духовно-нравственные аспекты
развития человека, в том числе
религиозно-нравственные категории
[4,с.388-389].
Справедливо
отмечает М.А.Супатаев, что в правовом
государстве право должно быть нравственным
и содержать духовно-нравственные начала
[5,с.11]. Данные потребности человеческой
цивилизации нашли своё воплощение через
открытие и введение в юриспруденцию
совсем новых поколений прав человека
(четвёртое и пятое поколение).
Конец
ХХ века ознаменовался объединением
этики и юриспруденции [13,с.107-109], связанного
с открытием в России четвёртого поколения
прав – духовно-нравственных прав и
свобод человека и гражданина, которые
провозгласили и провозглашают духовные
и нравственные ценности личности
[6,с.47-49;7,с.199-203;8,с.87-92;14,с.272-275], что являлось
крупной научной революцией.
Духовно-нравственные
ценности человечества базируются на
нормах морали (нравственности) и религии,
которые затрагивают фактически все
сферы жизнедеятельности человека
(духовная и интеллектуальная).
К
четвёртому поколению прав относятся
право на жизнь, уважение духовного и
нравственного достоинства человека,
запрет пыток и бесчеловечного обращения,
право на творчество, право выбора,
свобода совести и вероисповедания,
право на духовное образование и
воспитание, право на благоприятную
окружающую среду и др.
Благодаря
духовно-нравственным правам и свободам
человека и гражданина в юридическую
науку были введены понятия «дух», «душа»,
«пространство души», а также «духовное
пространство», которые приобрели также
правовую природу [13,с.107-109,15] .
В начале
XXI века в России было провозглашено и
введено в юридическую науку пятое
поколение прав – Божественные права и
свободы, основу которых составляют
Любовь, Божественная информация и
энергия [8,с.87-92;9,с.373-377;11,с.129-131].
К пятому
поколению прав относятся такие права,
как право на Любовь, Вера и любовь к
Богу, единство с Творцом, право на
рождение в Любви, право на информацию
и управление энергией, право на управление
пространством и временем, право на
развитие энергетической мощи своей
души и своих энергооболочек, право на
Сотворчество и совершенствование
окружающего мира и другие права, которые
вытекают из Любви и Божественной энергии.
В
связи с открытием четвёртого и пятого
поколений прав человека,Любовь в России была
признана главной общечеловеческой
ценностью [9,с.373-377;11,с.129-131].
В
иерархии общечеловеческих ценностей
потребности человека выглядят следующим
образом:
1. Божественные
(Бог, Любовь, энергия и информация,
Сотворчество);
2. Духовно-нравственные
(Вера в Бога, религия, мораль, творчество);
3. Витальные
(биологические);
4. Социальные
[22,с.10-11].
Следует
отметить, что Любовь стали относить не
только к нравственной и духовной
категориям (религиозной и философской),
но и к правовой (юридической) категории.
Л.В.Грицай
относит Любовь к основной культурной
и духовной ценности [16,с.165-167]. С позицией
данного автора мы полностью солидарны.
В
соответствии со статьей 3 Основ
законодательства Российской Федерации
о культуре [20], Божественные права и
свободы (пятое поколение прав человека),
как и духовно-нравственные права и
свободы человека и гражданина (четвёртое
поколение прав), и закрепляемые ими
ценности относятся к культурному
наследию и достоянию народов России.
Любовь
как общечеловеческая ценность и
национальная идея страны была уже
заложена в Конституцию России, из
преамбулы которой следует, что наши
предки передали нам такие ценности, как
Любовь, которая является основной
ценностью пятого поколения прав человека,
а также уважение к Отечеству, веру в
добро и справедливость [17].
А.А.Абракшин,
исследуя русские былины, сказания и
сказки, отмечает, что наши предки были
верны космическому закону «rta»
- «роты» - Рода, который является символом
Любви и плодородия [19,с.98-100]. Как указывает
тот же автор, языческая (масонская)
реформа князя Владимира, проводимая до
Крещения Руси, разрушала существующую
систему ценностей нашего народа, в
которую входили Любовь, гармония и
другие добродетели [19,с.108].
Согласно
статье 1 Семейного кодекса Российской
Федерации семейное законодательство
исходит из необходимости укрепления
семьи, построения семейных отношений
на чувствах взаимной любви и уважения,
взаимопомощи и ответственности перед
семьей всех её членов [18].
Семейное
законодательство на уровне семьи
раскрыло сущность любви как основного
источника построения человеческих
отношений. Об этом говорил в своё время
Иисус Христос:
«Но
вам слушающим говорю: любите врагов
ваших, благотворите ненавидящим вас,
Благословляйте проклинающих вас и
молитесь за обижающих вас» (Лк. 6:27-28).
Например,
в исламе Аллах (Бог) своими качествами
показывает, каким должен быть человек:
любящим и дающим, великодушным и
благожелательным, прощающим и милосердным,
добрым и оценивающим и т.д. [21,с.12-77].
«Скажи:
«Если вы любите Аллаха, то следуйте за
мной, будет любить вас тогда и прости
вам ваши грехи» - поистине, Аллах –
прощающий, милосердный» (Коран, 3:31)
Основы
любви также заложены в других
вероисповеданиях.
С
учётом открытия четвёртого и пятого
поколений прав человека, была принята
Декларация Божественных и духовно-нравственных
прав и свобод человека от 23.11.2010г. [10].
Указанная Декларация относится к одному
из источников права – к договору
нормативного содержания, носящего
всемирный и надгосударственный характер
[12,с.254-257].
В
народе Декларацию Божественных и
духовно-нравственных прав и свобод
человека назвали Декларацией Любви,
которая отражает потребности современного
человеческого общества.
Согласно
части 1 статьи 1 Декларации Божественных
и духовно-нравственных прав и свобод
человека основу Божественных и
духовно-нравственных прав и свобод
человека составляет Любовь.
Как
нами отмечалось, право приобрело ярко
выраженный духовно-нравственный аспект
[13,с.107-109].
Таким
образом, из изложенного видно, что, в
связи с открытием в России и введением
в юриспруденцию четвёртого и пятого
поколений прав человека, произошло
объединение духа с правом, а также
закрепление основных духовных ценностей
в праве.
Список литературы
1.
Новоселова Е. Свобода, жертвенность,
любовь//Российская газеты, № 15(5391),
27.01.2011г.
2. Андреев
Д.Л.Собрание сочинений: В 3 т. Т.2. –М.:
Московский рабочий; Присцельс, 1995. с.446.
3.
Сорокин В.В. Понятие совести в правовом
измерении//История государства и права.
№ 21. 2009г. с.2-5.
4.
Ивентьев С.И. Триединство прав человека:
религия, наука и мораль//Церковь в истории
и культуре России: сборник материалов
Международной научной конференции.
Киров (Вятка), 22-23 октября 2010г. – Киров:
Изд-во ВятГГУ, 2010. с.388-389.
5.
Супатаев М.А. Свобода и справедливость
в российском праве (цивилизационный
аспект)//Государство и право. № 4. 2010.
апрель. С.5-11.
6.
Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение
прав человека//Гуманитарные науки:
сборник научных трудов. Часть II. –
Караганда: Издательство КарГУ.
2010.с.47-49.
7.
Ивентьев С.И. Классификация
прав человека и гражданина//Казанская
наука. - Казань: Изд-во Казанский
Издательский Дом. N 3. 2010. с.199-203.
8. Ивентьев
С.И. Пятое поколение прав
человека. Энергия Любви. //Современность
и психолого-педагогические науки.
Современность и лингвистические науки.
Современность и юриспруденция. Сборник
материалов I Всероссийской научно-практической
Интернет-конференции/Под общ.ред.В.С.Курчеева
и Т.В.Сидориной. –Новосибирск: ЦПИ –
Издательство СИБПРИНТ. 2010. с.87-92.
9.
Ивентьев С.И. Общечеловеческие ценности:
четвёртое и пятое поколение прав
человека//Система ценностей современного
общества. Сборник материалов XII
Международной научно-практической
конференции/Под общ.ред.С.С.Чернова. –
Новосибирск: Издательство НГТУ. 2010.
с.373-377.
10.
Декларация Божественных и духовно-нравственных
прав и свобод человека от 23.11.2010г.
[Электронный ресурс] – режим доступа:http://zhurnal.lib.ru/editors/i/iwentxew_s_i/deklarazia.shtml
11. Ивентьев
С.И. Любовь
как вселенская и общечеловеческая
ценность//Социально-гуманитарное знание:
поиск новых перспектив: сборник статей
IV Международной научно-практической
конференции. – Пенза: Приволжский Дом
знаний, 2010. с.129-131.
12.
Ивентьев С.И. Декларация Божественных
и духовно-нравственных прав и свобод
человека как источник права//Казанская
наука. №10 2010г. – Казань: Изд-во Казанский
Издательский Дом, 2010, с.254-257.
13. Ивентьев
С.И. Союз этики и юриспруденции//Казанская
наука. - Казань: Изд-во Казанский
Издательский Дом. N 7. 2010. с.107-109.
14. Ивентьев
С.И. Вопросы гуманитарных и естественных
наук в связи с открытием четвёртого и
пятого поколений прав человека и
гражданина//Современные проблемы
гуманитарных наук: Материалы III
Международной научно-практической
конференции 20-25 июня 2010: Москва: 2010.
с.272-275.
15. Ивентьев
С.И. Философия и право: сфера духа. –
Казань. 2010. [Электронный ресурс] – режим
доступа: http://zhurnal.lib.ru/editors/i/iwentxew_s_i/
16. Грицай
Л.В. Любовь как основная культурная и
духовная ценность человека//Система
ценностей современного общества. Сборник
материалов XII Международной
научно-практической конференции/Под
общ.ред.С.С.Чернова. – Новосибирск:
Издательство НГТУ. 2010. с.165-167.
17.
Конституция РФ//Российская газета,
25.12.1993.
18. Семейный
кодекс РФ//Российская
газета, № 17, 27.01.1996.
19.
Абракшин А.А. Русский Дьявол: от Кощея
до Волонда. – М.: Яуза-пресс,2009. с.98-100.
20.
Основы законодательства РФ о
культуре//Российская газета, № 248,
17.11.1992.
21.
Хаммудах Абдалати. Ислам какой он есть.-
Баку: Азербайджанская Государственная
Книжная Палата, 1999. с.12-77.
22. Ивентьев
С.И. Основа субъективного права: четвёртое
и пятое поколение прав человека//Система
ценностей современного общества. Сборник
материалов XII Международной
научно-практической конференции/Под
общ.ред.С.С.Чернова. – Новосибирск:
Издательство НГТУ. 2010. с.10-11.