Обсудить материал и почитать отзывы на него можно здесь
Трудоустройство молодых
специалистов в области юриспруденции
Социально-экономические преобразования в обществе
требуют от современного работника готовности действовать в условиях меняющегося
рынка труда, жестких требований к личностным и профессиональным качествам
человека. Особые трудности в адаптации к рынку труда испытывают молодые люди,
которые не имеют достаточной профессиональной квалификации и опыта практической
деятельности. В настоящей статье хочется уделить внимание как раз тому
обстоятельству, что устроиться на работу студенту и молодому специалисту сегодня
очень сложно, даже при наличии желания работать по специальности и хорошего
уровня подготовки в институте. Российский работодатель предпочитает брать не
только состоявшихся специалистов, имеющих опыт работы, но и тех, кто способен
работать полный рабочий день и при необходимости надолго задерживаться сверх
установленного времени.
Пролистывая журналы и
газеты, в поисках статей, посвященных этой парадоксальной ситуации, приходишь к
выводу, что данной теме в науке уделяется не так много внимания, как хотелось бы
и как требует современная жизнь. Может быть она просто не воспринимается как
проблема, над которой следует задумываться? На мой взгляд, должно быть наоборот.
А именно, она требует заострения на себе особого внимания. Связано это с тем,
что от ее разрешения в какой-то степени зависит будущее и дальнейшее развитие
любой профессии. Ведь хорошим специалистом не рождаются, им становятся. А для
того, что бы таковым стать необходимо набираться опыта. «Какого?» – сразу
возникает вопрос. Для начала это должен быть опыт хорошего ориентирования в
теоретических знаниях, полученных во время обучения в институте. Со студенческой
скамьи уже следует вникать в проблемы, которые ставит перед нами правовая жизнь,
уметь разбираться в различных теориях, иметь свою точку зрения по дискуссионным
вопросам. После чего требуется опыт применения полученных знаний на практике.
Вот здесь и происходит столкновение интересов работодателя и молодых
специалистов, здесь и проявляет свою актуальность этическая сторона вопроса
трудоустройства. «Опыт или молодость?» - становится работодатель перед
выбором.
Бесспорно, что стаж работы является
неотъемлемым требованием при устройстве на работу, например, судьи, прокурора,
нотариуса, адвоката. Это связано с тем, что работа специалистов данной области
характеризуется применением норм различных отраслей права. Они должны обладать
универсальными правовыми знаниями, высоким профессионализмом, жизненным опытом,
мудростью, обладать выдержкой и невозмутимостью при выполнении возложенных на
них задач. От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание
законности и правопорядка, крайне необходимых любому демократическому
государству. Но существуют профессии, по которым стаж работы, по
законодательству, не является обязательным требованием, ведь юридическая работа
– это весьма многогранная деятельность, а не только вышеперечисленные; она
осуществляется во всех сферах социальной жизни. Выпускники высших
образовательных учреждений юридического профиля могут назначаться на первичные
должности – оперативного сотрудника, участкового инспектора милиции, помощника
следователя, юриста и др. Но в реальной жизни и на эти должности работодатель
предпочитает брать лиц, имеющих стаж.
В любом
случае, время поиска работы – тяжелое и беспокойное время для всех: и для
опытных профессионалов и начинающих специалистов. Они волнуются, стремятся
произвести благоприятное впечатление на работодателя, с надеждой ожидают
результатов собеседования. Конечно, лица, имеющие солидный профессиональный
опыт, тревожатся меньше. Они уже состоялись как специалисты и почти уверены: не
сегодня так завтра работу себе обязательно найдут. Для них смена работы, как
правило, связана с поиском лучших условий труда, более высокой заработной платы
и интересной работы.
Сложнее приходится тем, у кого,
кроме желания работать и зарабатывать, ничего нет – выпускникам ВУЗов. Буквально
в каждом объявлении о вакансии содержится требование к опыту работы по
специальности. Анализируя объявления в газете «Работа для Вас» можно сделать
вывод, что в 8-ми случаях из 10-ти требуется опыт, продолжительность которого
составляет в основном от трех до двух лет[1]:
№ газеты
Всего вакансий
Требуемый стаж работы
Без опыта
От 1года
От 2-3 лет
Более 5 лет
№ 36 от 11.09.01
9
3
4
1
1
№ 37 от 18.09.01
8
2
3
2
1
№ 38 от 02.10.01
7
3
2
2
-
№ 41 от 16.10.01
8
4
3
1
-
№ 44 от 06.11.01
4
2
2
-
-
№ 46 от 20.11.01
8
3
4
-
1
№ 47 от 27.11.01
8
2
3
1
2
№ 48 от 04.12.01
7
1
4
-
2
№ 49 от 11.12.01
7
1
4
-
2
Итого:
66
21
29
7
9
В процентах:
100 %
31,8 %
44 %
10,6 %
13,6
%
Получается парадоксальная ситуация: работодателю
необходим работник со стажем, но где, где студент будет набираться этому опыту?
Неизвестно. Ведь в институте этому не учат.
Требование обязательного опыта работы по специальности представляет
серьезную проблему не только в практическом, а также в психологическом плане;
оно вызывает у некоторых лиц не только отчаяние, но и возмущение в адрес
работодателя: «Откуда я возьму этот опыт? Ведь я только окончил институт. Вот
пусть они примут меня на работу, тогда и появится опыт». Данная позиция тоже
является неправильной. Вместо того, чтобы возмущаться следует разумно подойти к
ситуации и понять своего будущего работодателя.
Не
нужно забывать, что у любой ситуации выход есть, главное – попытаться его найти.
При данных обстоятельствах, во-первых, нужно забыть о своих обидах, возмущении и
потребительском подходе к трудоустройству: «Они (работодатели) должны принять
меня на работу, обучать, платить зарплату и т.д.» Ничего они не должны, поэтому
нужно постараться просто принять завышенные, с точки зрения выпускника,
требования к опыту работы по специальности.
Конечно,
очень неприятно сознавать, а тем более слышать от работодателя, что отсутствие
опыта – ваша, а не его проблема. Но это правда, и с ней приходится считаться,
как бы горько и цинично она ни звучала. Причиной тому может служить то, что не у
каждого работодателя в современной рыночной ситуации есть время и возможность
обучать неопытного молодого работника азам профессии. Не может он ждать месяц,
два, год, пока работник будет вникать в суть дела, правильно заполнять бумаги,
оформлять документы и т.д. Работодателю придется тратить дополнительное время,
чтобы контролировать выполнение трудовой функции молодым специалистом, принимать
на себя ответственность за его работу, исправлять ошибки и улаживать
недоразумения с партнерами и руководством. Кому же нужны такие неудобства, когда
конкуренты не дремлют и идут вперед?
Во-вторых,
студенту следует «брать» работодателя другими своими качествами, в том числе и
личностными. Нужно постараться сконцентрироваться и убедить работодателя, что и
при отсутствии опыта работы вы прекрасно справитесь с заданиями. Следует сделать
упор на: свою работоспособность, умение осваивать и применять на практике
полученную разными путями информацию, легкообучаемость, самостоятельность в
решении различных проблем, хорошее знание учебного материала, ориентированность
в законодательстве, умение пользоваться правовыми базами (что даже необходимо во
время учебы), показывать позитивное отношение к себе и к окружающим, умение
ладить с коллегами и подчиненными, стремление к повышению квалификации и живой
интерес к своей профессии. Да мало ли какие другие полезные качества бывший
студент сумел приобрести во время обучения.
В-третьих, - умение выпускника себя преподнести. Это является не
последним из атрибутов успеха, отмечаемых работодателем. Специалист должен
играть свою роль делового человека строго по правилам. Как положительное
соответствие воспринимаются безупречный внешний вид, безукоризненные манеры и
грамотно составленное резюме.
В заключении, хотелось
обратить внимание еще на один момент. При данной экономической ситуации, возраст
молодых работников, желающих получить работу – снижается, а их количество
возрастает. Это обстоятельство является еще одной причиной сложности
трудоустройства. Каждый должен сам принимать решение, когда ему начинать искать
и уже непосредственно начинать работу. Самые дальновидные и настроенные на
карьеру студенты пытаются начать работать с первых курсов, занимая по окончании
института (при удачных обстоятельствах) довольно солидные должности. Но с другой
стороны, нет ничего хорошего в том, что студенты вынуждены сочетать напряженную
учебу с не менее напряженной работой. Это отражается как на самих студентах,
которые подрывают свое здоровье, так и на экономике, которая получает не совсем
квалифицированных специалистов.
Бесспорно, что
«негласное противоборство» работодателя и молодого работника может привести к
довольно плачевным результатам в целом. Именно поэтому и следует обращать на
данную проблему больше внимания.