Уголовное
наказание с точки зрения четвёртого и пятого
поколений прав человека
Сергей
Иванович Ивентьев
Россия,
Казань
Ноября
5, 2010
В
России были открыты четвёртое и пятое
поколения прав человека, что, в свою
очередь, позволяет нам рассмотреть
назревшие проблемы существующей
уголовно-исполнительной системы.
В
юриспруденции под уголовным наказанием
понимают меры государственного
воздействия, применяемые к лицу,
совершившему правовое преступление,
которое определено законом.
Учёные
наделяют уголовное наказание правовой
и социальной функциями [1,с.180-181]. Правовая
функция наказания – меры реализации
уголовной ответственности, а социальная
функция, в свою очередь, выражена в том,
что наказание выступает средством
борьбы с преступностью, защитой общества
от посягательств на основные его
ценности.
Следует
отметить, что уголовное наказание также
имеет нравственную функцию, которая
предотвращает нравственное разложение
граждан и общества. К большому сожалению,
о нравственной функции учёные стараются
не упоминать.
Согласно
статье 43 Уголовного кодекса РФ, уголовное
наказание преследует три главные цели:
1.Восстановление социальной справедливости;
2.Исправление
осуждённого;
3.Предупреждение
совершения новых преступлений [2].
В
настоящей работе уголовное наказание
будет рассмотрено с позиции четвёртого
и пятого поколений прав человека, что
представляет собой несомненный научный
интерес.
Духовно-нравственные
права и свободы человека и гражданина
(четвёртое поколение прав человека)
были открыты в конце ХХ века в России,
которые провозгласили и провозглашают
духовные и нравственные ценности
личности
[3,с.94-97;4,с.47-49;5,с.199-203;7,с.39-40;18,с.80-82].
К
четвёртому поколению прав относятся
право на жизнь, уважение духовного и
нравственного достоинства человека,
запрет пыток и бесчеловечного обращения,
право на творчество, право выбора,
свобода совести и вероисповедания,
право на духовное образование и
воспитание, право на возмещение морального
и духовного вреда, право человека на
благоприятную окружающую среду и др.
В
начале XXI века также в России было открыто
пятое поколение прав – Божественные
права и свободы, основу которых составляют
такие ценности, как Любовь, информация
и энергия [6,с.87-92].
К
пятому поколению прав относятся такие
права, как право на Любовь, Вера и любовь
к Богу, единство с Творцом, право на
рождение в Любви, право на информацию
и управление энергией, право на управление
пространством и временем, право на
Сотворчество и совершенствование себя
и окружающего мира, право на развитие
энергетической мощи своей души и своих
энергооболочек и другие права, которые
вытекают из Любви и Божественной энергии
[8,с.83-86;9,с.147-151;10,с.85-89].
Полем
четвёртого и пятого поколений прав
человека выступают Любовь, Божественная
информация (энергия), мораль, религия,
«золотое правило» и этика ненасилия.
В
соответствии со статьей 3 Основ
законодательства Российской Федерации
о культуре [11], Божественные права и
свободы (пятое поколение прав человека)
и духовно-нравственные права и свободы
человека и гражданина (четвёртое
поколение прав), а также закрепляемые
ими ценности относятся к культурному
наследию и достоянию народов России.
В связи
с открытием четвёртого и пятого поколений
прав человека, Любовь в
России была признана главной
общечеловеческой ценностью
[12,с.373-377].
Общечеловеческая
ценность и национальная идея были уже
заложены в Конституцию РФ, из преамбулы
которой следует, что наши предки передали
нам такие ценности, как Любовь, которая
является основной ценностью пятого
поколения прав человека, и уважение к
Отечеству, веру в добро и справедливость
[13]. Сказанное прозвучало и в
выступлении Президента России
Д.А.Медведева на торжественном приёмепо
случаю празднования Дня народного
единства 04
ноября 2010г.: «Современная
Россия закрепила идею народного единства
в Конституции, придала этой идее силу
Основного закона. Напомню, что в преамбуле,
по сути, в первых строках нашей Конституции
российский народ заявляет о себе как о
соединённом общей судьбой, как о
сохраняющем государственное единство
народе. И здесь же, в юридическом
документе, говорится о вещах очень
далеких от юридической терминологии:
о любви и уважении к Отечеству, о вере
в добро и справедливость. Думаю, что
сегодня День народного единства уже
стал праздником для всех, кто любит и
уважает нашу страну, для всех, кто говорит
по-русски и ценит русскую культуру».
Согласно
статье 1 Семейного кодекса РФ семейное
законодательство исходит из необходимости
укрепления семьи, построения семейных
отношений на чувствах взаимной любви
и уважения, взаимопомощи и ответственности
перед семьей всех её членов [19].
Семейное
законодательство на уровне семьи
раскрыло сущность любви как основного
источника построения человеческих
отношений. Об этом говорил в своё время
Иисус Христос:
«Но
вам слушающим говорю: любите врагов
ваших,
благотворите
ненавидящим вас,
Благословляйте
проклинающих вас и
молитесь
за обижающих вас» (Лк. 6:27-28).
Преступления
являются следствием нарушения Божественных
и духовно-нравственных законов, которые
были отражены в Священных писаниях,
Библии, Коране и др. Как правило, все
правовые преступления носят нравственный
характер [14,20-22].
Причину
совершения правовых преступлений точно
раскрывает С.Н.Лазарев, говоря следующее:
«Нравственное преступление наказанием
не лечится. Оно есть результат неправильного
воспитания, искажённого мировоззрения.
Оно есть утрата любви и веры…наши
привычки и чувства подготавливают почву
для будущих преступлений и смерти»
[15,с.83].
Нравственные
и правовые преступления противостоят
четвёртому и пятому поколению прав
человека. Например, терроризм, наркомания
и проституция нарушают право человека
на жизнь, являющегося неотъемлемой
частью духовно-нравственных прав и
свобод человека и гражданина (четвёртого
поколения прав человека)
[17,с.122-125;20,с.133-137;21,с.102-105].
Уголовное
наказание является следствием преступления
и не всегда устраняет его причину, что
не способствует исправлению осуждённого.
Исправление
осуждённого происходит, в первую очередь,
в результате изменения его мировоззрения,
соблюдение нравственных законов и
устремление к Любви.
Существующая
система наказания нарушает Божественные
и духовно-нравственные права и свободы
человека и гражданина, т.к. в ней
отсутствуют нравственное отношение к
осуждённому, Любовь и соответствующие
условия для духовно-нравственного
изменения обвиняемых. К примеру, смертная
казнь нарушает право человека на жизнь,
являющегося неотъемлемой частью
духовно-нравственных прав и свобод
человека и гражданина (четвёртого
поколения прав человека) [17,с.122]. Кроме
того, пеницитарная
система построена так, что она лишает
человека не только свободы, но и
дополнительно некоторых Божественных
и духовно-нравственных прав и свободы
(например, право на Сотворчество, право
на управление энергией (информацией),
право выбора, свобода совести и
вероисповедания, экологическое право,
т.к. многие колонии находятся в промышленных
зонах, и т.д.).
При
назначении наказания государство, к
большому сожалению, не использует
принцип, о котором говорит С.Н.Лазарев:
«Тому, кто устремлён к любви, развитию
и изменению, нужно всячески помогать,
спасать его и отдавать последнее, если
ситуация того требует. А к тому, кто
отказывается от любви, развития и
изменения, необходимо принимать жесткие
методы воспитания. Первым – любовь и
поддержка, вторым – любовь и наказание»
[16,с.89].
Обратим
особое внимание на то, что за нарушение
нравственных и правовых преступлений
человек несёт духовно-нравственное и
уголовное наказание одновременно. Об
этой закономерности указывает С.Н.Лазарев:
«Такое понятие, как нравственность даёт
представление о Божественных законах.
Вор и убийца должны быть наказаны –
гласят законы человеческие. Но они
исходят из законов Божественных. На
самом деле, вор и убийца всегда будут
наказаны свыше, причём неотвратимо.
Причём не только они, но и их потомки.
Человеческие законы, ускоряя наказание,
позволяют сузить его масштабы» [15,с.82].
Вышеизложенное должно учитываться
судом при назначении уголовного
наказания, а также являться основанием
для принятия государством мер по
устранению причин совершения нравственных
и правовых преступлений (например,
изменение мировоззрения осуждённого,
его родителей и педагогов, культивирование
в обществе нравственных норм, устранения
средств, влекущих к нравственной
деградации человека (порнографическая
продукция, сцены насилия в СМИ и т.д.) и
прочие меры).
Учитывая,
что человеку, в том числе осуждённому,
принадлежат Божественные и
духовно-нравственные права и свободы,
цели уголовного наказания должны
выглядеть следующим образом:
1.Восстановление социальной и нравственной
справедливости;
2.Нравственное
исправление правонарушителя (осуждённого),
направление осуждённого в сторону Любви
и совершенствования;
3.Изменение
мировоззрения осужденного и его
окружения, включая родственников;
4.Предупреждение
совершения новых преступлений;
5.Устранение
причин, приводящих к совершению
преступления.
В
результате открытия четвёртого и пятого
поколений прав человека уголовное право
должно претерпеть существенные изменения
в сторону общечеловеческой ценности –
Любви, а также гуманизации
уголовно-исполнительной системы.
Используемые
источники
1.Уголовное право
России/Под ред.А.И.Рарога. –М, 2008. –
с.180-181.
2.Уголовный
кодекс РФ//Российская газета, № 113,
18.06.1996.
3. Ивентьев
С.И.Духовно-нравственные права и свободы
человека и гражданина// Актуальные
проблемы права на современном этапе
развития российской государственности:
материалы Всероссийской научно-практической
конференции 25-26 марта 2010г. В 3-х т. Часть
1. –Уфа: РИЦ БашГУ. 2010. – с.94-97.
4. Ивентьев
С.И. Четвёртое и пятое поколение прав
человека//Гуманитарные науки: сборник
научных трудов. Часть II. – Караганда:
Издательство КарГУ. 2010. - с.47-49.
5.
Ивентьев С.И. Классификация
прав человека и гражданина//Казанская
наука. - Казань: Изд-во Казанский
Издательский Дом. N 3. 2010. - с.199-203.
6. Ивентьев
С.И. Пятое поколение прав
человека. Энергия Любви. //Современность
и психолого-педагогические науки.
Современность и лингвистические науки.
Современность и юриспруденция. Сборник
материалов I Всероссийской научно-практической
Интернет-конференции/Под общ.ред.В.С.Курчеева
и Т.В.Сидориной. –Новосибирск: ЦПИ –
Издательство СИБПРИНТ. 2010. - с.87-92.
7.
Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права
и свободы человека и гражданина.
Экология//В мире научных открытий. 2010.
№ 4 (10). Часть 6. - с.39-40.
8. Ивентьев
С.И. Четвёртое и пятое поколение прав
человека. Свобода творчества//Ежемесячный
научный журнал «Дискуссия», N 5 май 2010г.
- с.83-86.
9. Ивентьев
С.И. Четвёртое и пятое поколении прав
человека.Время//Казанская наука. - Казань:
Изд-во Казанский Издательский Дом. N 5.
2010. - с.147-151.
10. Ивентьев
С.И. Четвёртое и пятое поколении прав
человека. Пространство//Казанская наука.
- Казань: Изд-во Казанский Издательский
Дом. N 6. 2010. - с.85-89.
11. Основы
законодательства РФ о культуре//Российская
газета, № 248, 17.11.1992.
12. Ивентьев
С.И. . Общечеловеческие ценности: четвёртое
и пятое поколение прав человека//Система
ценностей современного общества. Сборник
материалов XII Международной
научно-практической конференции/Под
общ.ред.С.С.Чернова. – Новосибирск:
Издательство НГТУ. 2010. - с.373-377.
13.
Конституция РФ//Российская газета,
25.12.1993.
14.
Ивентьев С.И. Вопросы,
возникающие при оказании услуг подвижной
связи//Казанская наука. - Казань: Изд-во
Казанский Издательский Дом. N 8. 2010.
15.
Лазарев С.Н. Человек будущего. Воспитание
родителей. Часть 4. –СПб.: ООО «Глобус».
2010. – с.83.
16.
Лазарев С.Н. Человек будущего. Воспитание
родителей. Часть3. –СПб.: ООО «Глобус».
2009. – с.89.
17.
Ивентьев С.И. Нравственные
и правовые преступления Мира//Казанская
наука. - Казань: Изд-во Казанский
Издательский Дом. N 7. 2010. – с.122-125.
18.
Ивентьев С.И. Вопросы компенсации
морального и духовного вреда//Ежемесячный
научный журнал «Дискуссия», N 5 май 2010г.
- с.80-82.
19. Семейный
кодекс РФ//Российская
газета, № 17, 27.01.1996.
20. Ивентьев
С.И. Нравственный аспект
коррупции//Современность
и психолого-педагогические науки.
Современность и лингвистические науки.
Современность и юриспруденция. Сборник
материалов I Всероссийской научно-практической
Интернет-конференции/Под общ.ред.В.С.Курчеева
и Т.В.Сидориной. –Новосибирск: ЦПИ –
Издательство СИБПРИНТ. 2010.
- с.133-137.
21.
Ивентьев С.И. Вызовы
современности: терроризм и наркомания//Там
же. - с.102-105.
22. Ивентьев
С.И. Проституция с точки зрения четвёртого
и пятого поколений прав человека//Казанская
наука. - Казань: Изд-во Казанский
Издательский Дом. N 9. 2010.