Проблемы
применения норм законодательства о
противодействии экстремизму
Султанов А.Р.
«…есть
три источника несправедливости: явное
насилие, злостное улавливание в сети
под предлогом закона и жестокость самого
закона».
Френсис Бэкон «Великое восстановление
наук. Новый Органон» .
Длительное
время в российском праве не существовало
легального термина «экстремизм». Попытки
его использования без раскрытия в тексте
закона в свое время были пресечены
Конституционным Судом РФ, который
проверяя конституционность Указа
Президента Российской Федерации от 28
октября 1992 года "О мерах по защите
конституционного строя Российской
Федерации" постановил: «Признать не
имеющим юридического значения содержащееся
в данном пункте Указа понятие
"экстремистские элементы", поскольку
оно не имеет определенного юридического
содержания, что может при применении
Указа привести к нарушению конституционных
прав граждан» (Постановление
Конституционного Суда РФ от 12 февраля
1993 г. N 3-П).
Даваемое
определение в словарях экстремизма,
как «приверженность к крайним взглядам
и мерам»,
не было правовым, порождающим юридическую
ответственность или какие-либо правовые
последствия.
Впервые
понятие «экстремизм» в российском праве
в качестве юридического термина возникло
в связи с подписанием и ратификацией
Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 года
"О борьбе с терроризмом, сепаратизмом
и экстремизмом". Согласно данной
Конвенции, экстремизм определяется как
"какое-либо деяние, направленное на
насильственный захват власти или
насильственное удержание власти, а
также на насильственное изменение
конституционного строя государства, а
равно насильственное посягательство
на общественную безопасность, в том
числе организация в вышеуказанных целях
незаконных вооруженных формирований
или участие в них".
В
принятом позже федеральном законе от
25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии
экстремистской деятельности" под
экстремистской деятельностью
(экстремизмом) было дано более широкое
понятие, включавшее в себя, в том числе,
возбуждение расовой, национальной или
религиозной розни, а также социальной
розни, связанной с насилием
или призывами к насилию,
а также пропаганду исключительности,
превосходства либо неполноценности
граждан по признаку их отношения к
религии, социальной, расовой, национальной,
религиозной или языковой принадлежности;
нарушение прав, свобод и законных
интересов человека и гражданина в
зависимости от его социальной, расовой,
национальной, религиозной или языковой
принадлежности или отношения к религии.
Комитет
по правам человека, действующий на
основании Международного пакта о
гражданских и политических правах,
рассмотрев пятый периодический доклад
Российской Федерации (CCPR/C/RUS/2002/5) принял
6 ноября 2003 г. «Заключительные замечания
Комитета по правам человека ООН по
докладу Российской Федерации». В п. 20
данных замечаний Комитет приветствуя
усилия Государства-участника, направленные
на запрещение и преследование групп,
распространяющих расистские и ксенофобные
взгляды, тем не менее, выразил озабоченность
тем, что определение «экстремистской
деятельности» в федеральном законе от
июля 2002 г. «О противодействии экстремистской
деятельности» слишком расплывчатое и
не защищает граждан и организации от
риска его произвольного толкования.
Комитет рекомендовал пересмотреть
указанный закон с целью большей
конкретизации понятия «экстремистской
деятельности», чтобы исключить любую
возможность произвольного толкования,
и уведомить заинтересованных лиц о том,
за какие именно действия они будут
подлежать уголовной ответственности
.
Изменения
были внесены, но в Федеральном
законе от 27.07.2006 N 148-ФЗ понятие экстремизма
было расширено: при определении как
экстремисткой деятельности «возбуждение
расовой, национальной или религиозной
розни, а также социальной розни» было
удалено «связанной с насилием или
призывами к насилию».
Надо
отметить, что такое изменение было
расценено, как угроза для религиозных
меньшинств и для этих опасений имелись
основания. Так например, заместитель
генерального прокурора РФ рассматривая
проблему экстремизма пришел к выводу,
что «религиозный экстремизм имеет
догматическую основу, поскольку каждая
религия стремится утвердить собственный
абсолютный и всеобъемлющий характер и
ложность других религиозных учений».
Действительно,
верующие почти каждой конфессии заявляют,
что именно их религия дает правильные
ответы на вопросы жизни и мироздания,
что, исповедуя только их религию, можно
достичь своих целей. Но причина этому
не желание кого-либо дискриминировать.
Человек, познав то, что помогло ему,
хочет также помочь другим и хочет их
уберечь от ошибок и заблуждений. Разве
такое желание может быть порицаемо?
Осуждаемы, могут быть только насильственные
действия и такие, которые призывают к
насилию. По определению
экстремизм все же только приверженность
к крайним взглядам и мерам.
Но
после того, как были из закона «связанной
с насилием или призывами к насилию»,
возник риск, того что утверждение об
истинности религиозного учения, может
быть ошибочно воспринято как проявление
экстремизма. Тем более, что исключив из
критерия отнесения деятельности к
экстремисткой фактов призыва к насилию
и фактов насильственных действий,
возникла угроза отнесения к экстремистской
деятельности не на основе фактов, а на
основе субъективных мнений.
Так
возникла угроза того, что борьба с
несправедливостью в виде борьбы с явным
насилием, может обратиться в несправедливость
в виде злостного улавливания в сети под
предлогом закона и в несправедливость
в связи с жестокостью самого закона.
Внесенные
ФЗ от 24.07.2007 N 211-ФЗ предоставили прокуратуре
возможность обращаться в суды с заявлением
о признании материалов экстремистскими,
а суды стали обязаны рассматривать
такие дела, правда, в несколько
неопределенной процедуре, ну об этом
чуть позже.
Пока
же выскажем мнение, что вследствие того,
что целый ряд террористических актов
вызвал указание руководства страны
бороться с терроризмом и экстремизмом,
возросла и активность правоохранительных
органов, которым стало необходимо
отчитываться о проделанной работе по
борьбе с экстремизмом.
В
то время, когда вся страна, возмущена
терактами и требует принятия эффективных
мер по недопущению угроз жизни от
террористов, правоохранительные органы,
в том числе органы прокуратуры зарабатывают
«галочки»
борясь с «экстремистами» - религиозными
меньшинствами.
Чей «экстремизм» заключается лишь в
том, что они считают свою религию
истинной. Пока преследуют Свидетелей
Иеговы, тех, которые даже взятие оружия
в руки не приемлют, реальные экстремисты
остаются без внимания.
Неправедным
путем, заработанные «галочки», являются
нарушением прав человека и основных
свобод. Антиэкстремисткое законодательство
становится в результате экстремистким
по отношению к религиозным меньшинствам,
поскольку его применение
вызывает нарушение прав, свобод и
законных интересов человека и гражданина
в зависимости от его религиозной
принадлежности или отношения к религии
(что является одним из проявлений
экстремизма).
В
2009 году Комитет по правам человека
рассмотрел шестой периодический доклад
Российской Федерации (CCPR/C/SR.2681)
принял заключительные замечания, в
которых вновь обратил внимание на
Федеральный закон "О противодействии
экстремистской деятельности".
Комитет, с учетом наличия
многочисленных сообщений о том, что
законы об экстремизме используются
против организаций и отдельных лиц,
критикующих правительство, выразил
сожаление в связи с тем, что определение
"экстремистской деятельности" в
Федеральном законе "О противодействии
экстремистской деятельности" осталось
расплывчатым, допускающим произвольный
подход к его применению, а также в связи
с тем, что вследствие внесенных в этот
Закон в 2006 году изменений некоторые
формы диффамации государственных
должностных лиц объявлены актами
экстремизма.
Комитет выразил обеспокоенность
тем, что некоторые положения статьи 1
Федерального закона "О противодействии
экстремистской деятельности" включают
меры, не предусмотренные в Уголовном
кодексе, а также тем насколько свободным
образом трактуется судами определение
"социальных групп" в статье 148
Уголовного кодекса и их ссылкой на
мнение различных экспертов в этом
отношении, обеспечивающая защиту
государственных органов и должностных
лиц от "экстремизма" (статьи 9 и
19).
Комитет
подтвердил свою ранее сформулированную
рекомендацию (CCPR/CO/79/RUS, пункт 20) о том,
что государству-участнику следует
пересмотреть Федеральный закон "О
противодействии экстремистской
деятельности", с тем чтобы сделать
определение "экстремистской
деятельности" более точным и тем
самым исключить любую возможность его
произвольного применения, и рассмотреть
вопрос об отмене поправки 2006 года.
Кроме того, при определении, является
ли письменный материал "экстремистской
литературой", государству-участнику
следует принять все меры по обеспечению
независимости экспертов, на заключениях
которых основываются решения судов, и
гарантировать право обвиняемого на
контрэкспертизу с привлечением
альтернативного эксперта.
Было
также рекомендовано дать определение
понятию "социальные группы" в том
виде, как оно предусмотрено в статье
148 Уголовного кодекса, таким образом,
чтобы оно не включало органы государства
или государственных должностных лиц.
Надо
отметить, что в том виде, в котором сейчас
существует антиэкстремистское
законодательство, оно может стать
нарушением не только положений
Международного пакта о гражданских и
политических правах, но и ст. 9 (свобода
совести) и ст. 10 (свобода распространения
информации) Европейской Конвенции о
защите прав человека и основных свобод.
Вряд ли Европейский Суд по правам
человека (далее ЕСПЧ) придет к иным
выводам относительно российского
законодательства о противодействии
экстремизму нежели Комитет по правам
человека. Хотя ЕСПЧ рассматривает
конкретные нарушения прав и свобод
человека, но при рассмотрении конкретного
дела, ЕСПЧ вправе рассмотреть насколько
соответствует Конвенции закон или
нормативный акт и практика их применения.
К
сожалению, зачастую дела о признании
религиозной литературы рассматриваются
кулуарно, за закрытыми дверьми, с
препятствием в участии рассмотрения
дел верующим.
Известны даже случаи, когда дела о
признании материалов экстремистскими
рассматривались в особом производстве
– процедуре известной тем, что она может
быть применена лишь при отсутствии
спора о праве.
Однако
признание материалов экстремистскими
есть мера, применяемая одновременно с
привлечением к ответственности лиц,
распространяющих экстремистские
материалы (ст.13 ФЗ "О противодействии
экстремистской деятельности"). Тот
факт, что законодатель предусмотрел
возможность рассмотрения вопроса о
признании материалов экстремистскими,
в том числе, при производстве гражданского
дела, отнюдь не означает возможность
рассмотрения дела без участия лица,
распространявшего оспариваемые
материалы, без возможности предоставления
им доводов в свою защиту.
Но
самое тревожное, это то, что признание
материала экстремистским чаще всего
не имеет никакого отношения к фактам,
а является лишь фиксацией в судебном
акте субъективного мнения о материале,
как об экстремистском и придание данному
субъективному мнению силы судебного
решения.
Поэтому
присоединимся к пожеланиям Уполномоченного
по правам человека в РФ о том, чтобы
под плохо обоснованным и бездоказательным
предлогом борьбы с экстремизмом не было
допущено вмешательство в дела убеждений
и веры миллионов граждан, которое может
спровоцировать реальные массовые
нарушения их прав на свободу вероисповедания
и социально-религиозные конфликты в
нашей стране, и тем самым не было допущено
повторения практики запретов и гонений
в отношении инаковерующих и инакомыслящих,
свойственных недемократическим,
тоталитарным государствам.
(с) 2010 Султанов Айдар Рустэмович
Опубликовано
в журнале «Российская Юстиция» №9, 2010