О некоторых
идеях социальных идеалов
…иногда осознание
условий другой жизни пугает…
Лыков Андрей
Юрьевич
Эксперт
Красноярского УФАС России
Аспирант
Наш
мир полон прекрасного, посмотрите, как
много дает нам природа – водоемы, горы,
растения, животный мир, нас самих. И наша
жизнь может быть так же прекрасна, как
и гармония нашей планеты, ведь мы умеем
дружить, любить, радоваться, творить,
верить, учиться. К сожалению, для того
чтобы оценить все то хорошее, что есть
у нас, нельзя не понимать, что людям
свойственны и злоба, конкуренция,
безразличность, ненависть, ревность,
зависть. Если постараться выявить
какие-либо общие признаки данных
негативных явлений, то можно смело
сказать – что это яркое проявление
эгоизма. Если мы обратимся в период,
когда люди еще были охотниками, то эгоизм
тогда был необходимым условием выживания,
уже тогда люди понимали – что для того
чтобы выжить, особенно в холодные
периоды, нужно ловить животных, есть
мясо. Как думаете, что происходило, если
на определенное количество человек
мяса не хватало? Мясо вырывал сильнейший
и совершенно не делился ни с кем – его
задача была выжить. Нельзя ни оправдывать,
ни осуждать данные поступки, ведь тогда
мы были совершенно другими. И биологический
и социальный мир практически были
неразделимы. Однако вернемся к истории.
Можно ли назвать период или место, когда
не господствовал эгоизм? Рабовладельческий
строй, феодальный, индустриальный,
информационный или иной тип общества,
в каждом всегда был кто-то, кто доминировал.
Индивид всегда хотел, чтобы все окружающее
строилось вокруг него, чтобы он обладал
как можно большим количеством всевозможных
благ. При этом в большинстве случаев
фундамент этих строений закладывал не
он сам, а за счет блага других людей и
даже больше – за счет блага природы и
окружающего мира в целом. Разумеется,
когда мир концентрируется на удовлетворении
потребностей какой-то определенной его
составляющей, он начинает рушиться.
Например, представьте, если бы вымерли
все птицы – тогда в окружающем мире
господствовали бы насекомые. Или же
погибли все травоядные, тогда хищникам
тоже было бы нечем питаться.
Но
самое интересное заключается в том, что
если мы проанализируем то, что происходит
в окружающем нас мире здесь и сейчас,
то с ужасом можно заметить, что несмотря
на наше всестороннее развитие, умение
побороть эгоизм осталось на том же
первобытном уровне, что и много-много
тысяч лет назад. Люди живут, стремятся
к популярности, деньгам, власти, реализации
огромных амбиций. На самом деле в этом
нет ничего плохого, ведь если бы люди
ни к чему не стремились, то не было бы
прогресса. Однако человек забывает о
своей ответственности, как самого
разумного биологического вида. Он должен
понимать, что часть своей жизни нужно
тратить на совершенствование не только
условий своего собственного существования,
но на общее благо людей, на сохранение
окружающей среды. Человек забыл о
главном правиле, что для того чтобы быть
счастливым, нужно чтобы счастливым был
окружающий мир.
Почему
с таким интеллектуальным потенциалом
у человека, в мире, в обществе и отношениях
между людьми все равно что-то не так?
Почему до сих пор возникают конфликты,
войны, кризисы и другие негативные
явления? Человек смотрит только через
призму собственной выгоды, где же желание
развивать не только личный ареол
обитания, но желание сделать счастливым
все общество? При чем это проявляется
не только на фоне жизни конкретного
человека, более того, даже современные
государства и общественные организации
стремятся, чтобы, прежде всего,
реализовывались их собственные цели.
Но практически ни кто из них не понимает,
что реализация их целей, т.е. целей
конкретного субъекта, иногда ведет к
разрушению всего общества и окружающего
мира. Оставим в покое индивида на
некоторое время. Возьмем основного
субъекта – государство. В большинстве
государств ведется политика увеличения
демографического состояния, рождаемости,
популяции, вроде бы хорошая цель. Но
представьте, что каждое государство
будет стремиться к увеличению количества
своего народа? Популяция земли со
временем возрастет в десятки раз, будет
составлять десятки миллиардов людей.
Но ресурсы нашей планеты ограничены,
чем больше нас – тем больше мы расходуем
и потребляем нашу природу. И смерть от
голода в таком случае будет лучшим
исходом, по сравнению с последствиями
мировой ядерной войны или хуже того –
каннибализма. Хотя речь не идет о введении
ограничения рождаемости и других жестких
императивных норм, но однозначно
определенный контроль над данными
процессами необходим. Смежный пример
– пример относительно ядерного оружия.
Вопрос о том, когда им будут располагать
все страны, это лишь вопрос времени, а
не ресурсов. Если не разуметь людей к
моменту, когда у каждого государства
будут такие средства массового поражения,
то последствия будут ужасающими. А
представьте, сколько ресурсов тратится
на создание и производство оружия во
всем мире? Миллионы, миллиарды долларов,
которые могли бы пойти на благотворительность
или другие реально социально полезные
цели. Жаль, что люди просто не могут все
поголовно договориться и сложить свое
оружие. А государству ничего не остается
для того, чтобы обезопасить своих граждан
тоже вкладывать огромные суммы для
осуществления безопасности. Но что бы
не происходило на государственном
уровне – это всегда следствие, следствие
внутренних ценностей людей – его граждан
и людей кто руководит государством.
Ряд
авторов считает, что мир сам по себе
гармоничен, каков бы он не был. С этим
нельзя не согласиться. Если принять все
что существует, за одно большое икс, то
да, что бы в этом икс не происходило, оно
гармонично, так как все обуславливает
друг друга и все происходит так, как и
должно происходить. Но данная позиция,
однако, играет на гране фола с фатализмом.
Ведь если думать, что все предопределено,
то можно ничего не делать. Тем не менее,
представляется, что люди должны выбрать
ту часть этой самой гармонии, которая
делает мир лучше, добрей, ведет к взаимному
развитию всех его частей. Ведь это так
необходимо. Достаточно посмотреть на
нищету в Индии, где многодетные семьи
живут в десяти квадратных метрах и спят
по очереди, или на жестокость радикальных
группировок в Африке, которые заставляли
малолетних детей убивать с юного
возраста. Что говорить о простых феноменах
как преступность, бездомность, войны….
Как
не жаль, но как бы мы не стремились к
определенному идеалу совместных
взаимоотношений, мы никогда не сможем
отказаться от части нашего эгоизма,
никогда не сможем отказаться от
конкуренции, борьбы. Ведь это то, что
приводит наш мир к развитию, совершенствованию
и даже делает жизнь интересной.
Представьте, если бы в мире не было ни
конкуренции, ни спорта, ни азарта, ни
игр. Мягко говоря, он бы был скучным. Но
для нашего мира нужно установить
минимумы, которые будут действительны
для каждого человека, которые будут
неотчуждаемы независимо от социальных
достижений, его субъективных целей, от
уровня его успешности в конкурентной
сфере и других факторов. В какой-то мере,
данные аспекты затрагивались еще в
работах К. Маркса и идеологии коммунизма.
Однако те минимумы и их количество было
равносильно полному отсутствию
социальной дифференциации, отсутствию
конкуренции. Что само собой привело к
краху системы. Тем не менее, положительные
ее элементы надолго остались в разговорах
старого поколения.
Так
каким же образом нужно стремиться к
правильным ценностям, как должен жить
каждый человек, чтобы мы могли сказать,
что мир справедлив? Кто-то скажет, что
мир и так сам по себе справедлив, но мы
скажем, что его можно сделать лучше. Не
будем затрагивать природу, разумеется,
окружающую среду человек обязать
охранять и беречь. Возьмем социальные
явления. Существует четыре основных
минимума, которые должны быть у каждого
человека.
Дом.
У каждого человека должен быть дом,
издревле начиная с пещер и заканчивая
современными небоскребами, наличие
дома является важным условием жизни.
Если у человека нет персонального
пространства, где он может отдохнуть
или поработать, он не чувствует себя
защищенным. Посмотрите сколько бездомных
в нашем государстве? Это явление нужно
не минимизировать, а искоренять напрочь.
Ряд социологов говорят, что даже если
предоставить квартиру бездомному, он
ее продаст, пропьет и ничего хорошего
из этого не выйдет. Такие мысли неправильны.
Ведь можно сделать эту квартиру
неотчуждаемой, тогда бездомный не сможет
разменять ее на деньги. А если же лицо
хочет поменять или купить новую квартиру,
то до приобретения новой квартиры,
продать старую просто нельзя. Если
нравится быть бездомным бродягой –
пожалуйста, гуляй, сколько захочется,
но вот от дома ты своего «никогда не
отделаешься». При этом вопрос должен
решаться с момента рождения ребенка –
родился ребенок, за ним закрепилось
право на жилую недвижимость, которую
он не может продать. Таким образом, не
просто у каждого должен быть дом или
квартира, более того, у каждого должен
быть личный дом или квартира.
Еда.
Попробуйте не есть неделю, и вы ни о чем
кроме как о еде думать не сможете. Ваши
приоритеты, об учебе, карьере, любви и
всем другом кинут в небытие. Большинство
кто читает эти слова, скорее всего не
думает о голоде. Но голод в мире гораздо
распространенней, чем кто-либо может
подумать. Именно из-за еды можно встретить
детей – попрошаек у магазинов, а в ряде
стран третьего эшелона из-за провизии
ведутся военные конфликты. Каждый
человек должен быть сыт, каждый день
ему в дом должен поставляться определенный
минимум еды если он не может получить
его сам. При чем в натуральной форме, а
не денежной, чтобы опять же, он использовал
средства по назначению. Это не будет
еда ресторанного качества, но пища
должна быть полезной и здоровой, в том
числе, чтобы дети могли получать нормы
витаминов и минералов. От поставки можно
отказаться, если ты обеспечен и можешь
приобрести товары высокого качества.
А если хочешь ходить в ресторан или кафе
– будь добр пойди работать, здесь уже
бесплатно ни кто ничего тебе не
предоставит, на этом минимум заканчивается.
Здоровье.
Жаль, что все живое настолько тленно.
В идеальном понимании, минимум здоровья
должен проявляться в следующем: идет
человек, на него обрушилась скала, он
регенерировался и пошел дальше. К
сожалению, такой идеал не может быть
достигнут просто государственной
политикой. Это вопрос, который решается
наукой, надеемся когда-нибудь будет
именно так, и гибельные разрушения
организма научатся преодолевать, чтобы
восстановление здоровья было возможно
всегда. До сих пор же, каждому человеку
должно предоставляться бесплатное
медицинское лечение в случае его
заболевания, при этом здесь лечение
должно быть качественным и не
формализированным. Достаточно лишь
того, что ты человек, и что ты болен.
Сейчас же на формализм не обращают
внимание только когда бессознательное
тело везут в реанимацию.
Время
и возможности. Наша жизнь не только
труд, хотя большее время нашей жизни,
если мы не берем в расчет сон – мы
трудимся. Интересно заметить следующий
факт. В первобытном обществе люди
работали не более двух часов, так как
занимались в основном собирательством
и охотой. И только с приходом неолитической
революции, главным образом фермерства
и возникает традиционный восьми часовой
рабочий день. Очень здорово, если наш
труд и наше хобби одно и то же, и доставляет
нам удовольствие. Однако есть работа,
которая тяжела и после которой человеку
необходимо отдыхать. Каждый должен
обладать временем для развлечения,
игр, общению с близкими, друзьями и
просто заниматься чем-то интересным не
в камках рабочего дня, иметь возможность
наслаждаться жизнью.
Теперь
представьте, если у каждого человека
есть эти четыре минимума? Это не утопия,
а реальность, к которой нужно стремиться.
Некоторые возможно скажут, что много
людей, если им предоставить эти минимумы
не будут ничего делать. Но это далеко
не так, ведь проанализировав окружающий
мир становится очевидно, что человек
не ограничивается минимумами, ему всегда
хочется больше и он стремится к новым
знаниям, вершинам и пониманию. А для
достижения данных целей нужно чтобы
люди осознавали ценность общественного
блага, и чтобы каждый из нас хотя бы
десять процентов своей жизни отдавал
другим, обществу и природе. Да, среди
нас останется конкуренция и борьба в
различных ее проявлениях, останутся
суды, останется коммерция. Но ни кто и
никогда не должен быть лишен основных
элементов нормальной жизни.