ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
ОБРАЗОВАНИЕ.
С.И.Ивентьев,
начальник юридического
отдела
ООО «РАФФ+»
В конце ХХ века в России
было открыто четвертое поколение прав
– духовно-нравственные права и свободы
человека и гражданина, которые
провозгласили и провозглашают
духовно-нравственные ценности личности¹.
С учетом открытия совсем нового
поколения прав, предметом нашего
рассмотрения являются духовно-нравственные
права и свободы человека, которые
непосредственно были отражены в основных
источниках международного и российского
права.
Во Всеобщей
декларации прав человека
(статья 26), Европейской
конвенции о защите прав человека и
основных свобод, Международном
пакте об экономических, социальных и
культурных правах
(статьи 13 и 14), Конвенции
о правах ребёнка (статьи
28 и 29) и Конституции Российской Федерации
(статья 43) закреплено право каждого
человека на образование.
В юридической науке
право на образование относят
ко «второму поколению прав».
Непосредственно к духовно-нравственным
правам и свободам человека, которые, по
нашему мнению, были закреплены в
международном и российском праве,
следует отнести право человека на
образование, направленное на глубокое
изучение религии, морали и этики. В свою
очередь, светское образование следует
отнести к социальным правам и свободам
человека и гражданина.
Образование —
целенаправленная познавательная
деятельность человека по получению и
совершенствованию знаний, умений и
навыков.
Согласно пункту IV.6. Основ учения
Русской Православной Церкви о достоинстве,
свободе и правах человека: «Уподобление
Богу в добродетели является целью земной
жизни человека. Образование – это не
только средство для приобретения знаний
или для введения человека в жизнь
общества, но и воспитание личности в
соответствии с замыслом Творца. Право
на образование предполагает приобретение
знаний с учетом культурных традиций
общества и мировоззренческой позиции
семьи и личности. В основе большинства
культур мира лежит религия, поэтому
всестороннее образование и воспитание
человека должно включать в себя
преподавание знаний о религии, создавшей
ту культуру, в которой этот человек
живет. При этом должна уважаться свободы
совести».
Важность процесса образования
заключена в том, что через него происходит
передача от поколения к поколению знаний
о духовном и материальном мире,
духовно-нравственных ценностях
цивилизации.
Человеку принадлежат материальные
и неимущественные (духовные и моральные)
блага.
Духовно-нравственные
ценности человечества базируются на
нормах морали (нравственности) и религии,
которые затрагивают фактически все
сферы жизнедеятельности
человека (духовную и интеллектуальную)².
В настоящее время человечество
все больше обращается к проблемам
образования, его развития и
совершенствования.
Современное развитие науки и
техники перед человечеством ставит
задачу по повышению эффективности
образования.
Российская национальная
система образования состоит из духовного
и светского образования. Как указывает
Н.А.Лобанов, объектом воздействия и
светского, и духовного образований
является человек как неделимая духовная
сущность. Духовное образование направлено
на духовное и нравственное развитие
человека, а светское образование –
материалистическое развитие человека.
Духовное образование базируется
на религии, морали и нравственности,
которые являются высокоэнергетическим
структурами³. В свою очередь, основу
светского образования составляет наука.
В отличие от науки, мораль и
нравственность, в первую очередь,
защищают не тело человека, а Любовь и
человеческую душу³.
Российское светское
образование находится в глубоком
кризисе, связанного с резким снижением
материальной базы образовательных
учреждений и отсутствием конкретных
целей и содержания самого образования,
утратой системой образования
духовно-нравственных ценностей.
Духовное и светское образование
разобщены по причине отделения государства
от религии.
Государство, отделив себя от
религии, фактически отказалось заниматься
вопросами духовного и нравственного
образования и развития человека.
В основу своего
существования государство поставило
науку и нормы права, которым чужды мораль
и религия. Поэтому законы имеют прямую
научно-материалистическую направленность
и являются безнравственными. При этом
государство духовное и нравственное
развитие человека возложило на религиозные
объединения и самого человека, не
определив на государственном уровне
духовно-нравственные ценности и
приоритеты человека, общества и
государства в области духовного и
нравственного развития. Государство,
основываясь на научных достижениях,
провозгласило и активно занимается
только улучшением материального
благосостояния страны. На этом фоне мы
наблюдаем конфликт права и морали,
государства и религии.
Между духовным и
светским образованием существует
большая пропасть. Многие преподаватели
светских учреждений далеки от основ
духовного образования. Преподаватели
духовных учреждений не допускаются до
преподавания светских и духовных
дисциплин.
Духовное и светское
образование не могут существовать
раздельно по причине неправильного
осознания человеческих ценностей и
идеалов, неравномерного духовно-нравственного
и физического развития человека.
Фундаментом развития человека являются
духовно-нравственные ценности, которые
должны быть поставлены в основу
международной и национальной системы
образования.
Как указывает
Г.Н.Манов, «история показывает, что
государственное разрушение религии
неизбежно влечет за собой нравственную
деградацию общества…, ибо в конечном
счете и право и религия призваны
закреплять и утверждать нравственные
ценности, в этом основа их взаимодействия»
4.
Указанные проблемы системы
образования можно решить через интеграцию
духовного и светского образования,
формирование высоких духовных запросов,
определения на государственном уровне
приоритетов человека, общества и
государства в области духовного и
нравственного образования и развития.
__________________________
1.Ивентьев
С.И. Духовно-нравственные права и свободы
человека и гражданина. Казань, 1999.http://iventev.narod.ru/с.5-6.
2.Андреев Д.Л. Собрание
сочинений. Т.2. М.: Московский рабочий:
Присцельс,1995. с.446.
3.Лазарев С.Н.Диагностика
Кармы. Преодоление чувственного счастья.-
Спб., 2001. с.236.
4.Манов Г.Н. Теория
права и государства. -М.: Изд.Бек,1995.,
с.128.