Многообразие
прав и свобод человека и гражданина
вызывает необходимость их классификации.
По этому в теории права существуют
различные подходы классификации прав
и свобод человека и гражданина.
В
настоящее время одним их распространенных
подходов классификации является
выделение так называемого «твердого
ядра» прав и свобод человека, то есть
тех прав, которые не могут нарушаться
при каких-либо обстоятельствах.
Впервые
«твёрдое ядро» прав появилось в
международном праве, в частности, в
Европейской Конвенции о защите прав и
человека и основных свобод от 4 ноября
1950 года.
Итак, в «твёрдое ядро» входят
следующие права и свободы человека:
1.Право на жизнь; 2.Запрет пыток
или бесчеловечных или унижающих
человеческое достоинство обращения
или наказания; 3.Запрет рабства или
подневольного состояния; 4.Запрещение
ретроактивного закона, вводящего или
ужесточающего уголовное наказание. К
указанному перечню прав и свобод,
неподлежащих ограничению, в соответствии
с Международным пактом о гражданских
и политических правах от 16 декабря 1966
года, следует отнести такие права:
1.Запрет лишения свободы из-за невозможности
выполнения договорных обязательств;
2.Право на свободу мысли, совести и
религии, включая право родителей давать
своим детям религиозное и нравственное
воспитание в соответствии с собственными
убеждениями.
Несмотря
на то, что международное право в этом
плане продвинулось дальше некоторых
законодательств стран мира, следует
отметить, что многие национальные
законодательства содержат в себе также
так называемые «твердые ядра» прав и
свобод человека (гражданина), которые
по некоторым положениям аналогичны
«твёрдому ядру» международного права.
Например, в Конституции Российской
Федерации имеется «твёрдое ядро» прав,
в которое входят более восьми основных
прав и свобод человека и гражданина. И
только три перечня прав, предусмотренных
Конституцией России, идентичны
международным правам, вошедших в «твердое
ядро» прав. Это право на жизнь, запрет
пыток, насилия, жестокого или унижающее
человеческое достоинство обращения
или наказания, а также медицинских,
научных и иных опытов, право на свободу
совести и вероисповедания.
В
последнее время ученные все чаще говорят
о так называемых «трех поколениях прав»
человека или о разных «возрастных
правах» [2].
«Первое поколение» прав человека
(конец XVIII века) – это этап юридического
провозглашения тех прав и свобод, которые
вытекают из особого достоинства человека
и гражданина в правовом государстве.
Цель их: обеспечить свободу, то есть
позволить людям освободиться от стеснений
и ограничений старого феодального
порядка. Эти права являются атрибутами
человеческой личности. «Первым поколением»
прав человека принято считать гражданские
и политические прав. Данные права в
целом противостоят государству, от
которого требуется, чтобы прав и свободы
уважались, а также принятия поведения
воздержания. Гражданские и политические
права были завоеваны в ходе
буржуазно-демократических революций
в Европе, а также США, которые были
отражены, как указывалось выше, во
французской Декларации прав и свобод
человека и гражданина, Декларации
независимости США.
«Второй
возраст прав» человека связан с процессом
социализации общества. Это конец XIX –
начало XX столетия. Здесь речь идет о
правах и свободах, реализуемых при
помощи государства. Их называют
права-поручениями к государству, которые
у него для реализации должны быть
истребованы. Эти прав по своей природе
позволяют людям стать равными. По
содержанию это экономические, социальные
и культурные права и свободы или так
называемые права равенства. Прежде
всего, к ним относятся право на труд, на
приемлемый уровень жизни, право на
образование и многие социальные гарантии:
прав на пособие по безработице и пенсию
и др.
«Третий
возраст прав» (третье поколение прав)
связан с интернализацией. Это новые
права, которые характеризуются, как
правило, следующими параметрами: 1.Они
вводят человеческое измерение в те
области, где оно отсутствовало, такие
как мир, развитие, гуманитарная помощь
в случае бедствия, окружающая среда,
общее наследие человечества и т.д.; 2.Для
их реализации необходимо, чтобы они
были противопоставлены государству и
требовали бы от него их реализации; 3.
Могут быть реализованы только при
условии всех участников социального
действия индивида, государства, различных
социальных обществ на национальном и
международном уровне, то есть это прав
братства, поскольку они вытекают из
очевидной и необходимой солидарности
людей в этом конечном мире.
Итак, «права солидарности»
имеют надгосударственную и наднациональную
природу и коллективный характер. По
общему правилу в качестве таковых
называют право на мир, право на безопасную
экологию, право пользования экономическими
и культурными ценностями.
В конце ХХ
века в России было открыто четвёртое
поколение прав – «духовно-нравственные
права и свободы человека и гражданина»,
которые провозгласили и провозглашают
духовные и моральные ценности личности
[1]. К ним относят право
на жизнь, уважение достоинства, запрет
пыток и бесчеловечного обращения, права
на творчество, право выбора, свобода
совести и вероисповедания, право на
духовное образование и воспитание и
др.
Духовно-нравственные
права и свободы человека и гражданина
несут в себе ценности автономии
человеческого духа, души и тела, которые
являются естественными правами,
принадлежащие человеку в силу его
рождения, а также в силу позитивного
права.
Провозглашенные
духовно-нравственные права и свободы
человека и гражданина не умоляют
религиозные учения о достоинстве,
свободе и правах человека, а наоборот
дополняют их. Основу духовно-нравственных
прав и свобод человека и гражданина
составляют фундаментальные ценности
основных религиозных учений. Рассматриваемые
права систематизируют по своей важности
духовные и моральные ценности человека
и устраняют конфликт прав человека с
религиозными учениями о человеке.
Анализируя
духовно-нравственные права, мы видим,
что базовые религиозно-нравственные
категории (Любовь, вера в Бога, достоинство,
свобода выбора и воли, право на духовное
развитие и творчество, справедливость
и др.) составляют фундамент указанных
прав, а также поставлены на порядок выше
традиционных прав (политических,
экономических и пр.). Следует отметить,
что ценности духовного мира - фундаментальная
основа всех существующих прав человека,
которые были даны человеческой душе и
человеку с момента их сотворения и
рождения.
Открытие
духовно-нравственных прав и свобод
человека и гражданина позволило, наконец,
выстроить единую и стройную систему
прав и свобод, включающую в себя все
Заповеди Божии, Любовь и Веру, тонкий и
грубый миры, науку и религию, право и
мораль.
Таким образом, можно с
уверенностью сказать, что фундаментом
духовно-нравственных прав и свобод
человека и гражданина являются религия
и мораль.
Самое большое богатство
во Вселенной после Любви – это информация
и энергия [3]. Любовь – это ценность
высшего Божественного порядка, которая
составляет пятое поколение прав и свобод
человека (Божественные права и свободы)
[1]. Пятое поколение прав было открыто в
начале ХХ века также в России. Перечисленные
ценности пятого поколения прав являются
основой четвёртого поколения прав.
К пятому поколению прав
относятся такие права, как право на
Любовь, Вера и любовь к Богу, единство
с Творцом, право на рождение в Любви,
право на информацию и управление
энергией, право на Сотворчество и другие
права, которые вытекают из Любви. Закон
Вселенной универсален, это Закон Любви
и единства с Творцом и он одинаково
справедлив для всех [4].
Фундаментом всех прав и свобод
выступают Божественные права и свободы,
т.к. они охватывают не только Человека
и наш Мир, но и Вселенную.
Список
литературы
1. Ивентьев С.И.
Духовно-нравственные права и свободы
человека и гражданина. Казань, 1999.
с.5-6. http://iventev.narod.ru/
2.Лазарев В.В.Общая теория прав
и государства. – М.: Юристъ,1996, с.399.