Разное
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Разное

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Добавлено 17.07.2002


    Обсудить материал и почитать отзывы на него можно здесь

    Ю.С. Галинова
    julia_galin@mail.ru
    аспирант кафедры Экономики и
    Государственного управления
    Байкальского Государственного
    Университета экономики и права

    Проблемы государственного контроля процессов экономической концентрации: некоторые аспекты


    В соответствии с требованиями статей 17 и 18 закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (далее – Закона РФ «О конкуренции...») антимонопольными органами осуществляется государственный контроль над процессами экономической концентрации на территории Российской Федерации. Согласно указанным статьям, экономическая концентрация включает в себя следующие виды сделок и действий:
    • создание, слияние и присоединение объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);
    • создание, слияние и присоединение коммерческих организаций;
    • ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий;
    • приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций (долей);
    • получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, составляющих более 10 процентов балансовой стоимости его основных производственных средств и нематериальных активов;
    • приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа;
    • участие физического лица в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) двух и более хозяйствующих субъектов.
    На сегодняшний день сложились различные схемы совершения сделок и действий, приводящих к реальной экономической концентрации, в зависимости от того, какие цели преследует то или иной субъект рынка. Экономическая концентрация достигается за счет различных способов, преимущественно путем приобретения крупных пакетов акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ, создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, получения в собственность основных производственных средств, участия физических лиц в советах директоров и исполнительных органах коммерческих организаций двух и более коммерческих организаций.
    До недавнего времени подавляющее большинство сделок, в особенности, в соответствии с требованиями ст. 18 Закона РФ «О конкуренции...» осуществлялось юридическими лицами в рамках построения корпоративных структур, увеличения финансовой мощи, наращивания рыночного потенциала по принципам горизонтальной и вертикальной интеграции. Существенные изменения претерпевают сложившиеся схемы осуществления сделок, которые могут иметь своим результатом чрезмерную концентрацию рыночной власти, ограничение конкуренции и усиление доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках.
    С введением в законную силу с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) изменились некоторые правовые нормы, касающиеся регулирования процессов экономической концентрации. В частности, статьей 19.8 Кодекса, не предусмотрено никакой ответственности за действия (бездействие) физических лиц, осуществляющих сделки и действия в нарушение требований статей 17 и 18 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и статей 16 и 19 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» - сделки (действия), в том числе приводящие к экономической концентрации. Как следствие, Сделки осуществляются через физических лиц, представляющих в таких случаях интересы третьих лиц (главным образом, юридических). Такая схема уже сейчас начинает использоваться для того, чтобы избежать государственного контроля, раскрытия информации о реальных участниках сделок – лицах, концентрирующих в своих руках контроль финансовых потоков, деятельность крупнейших российских предприятий-производителей, в том числе и стратегически важных для экономики страны отраслях. В то же время схемы ухода реальных приобретателей, в частности, юридических лиц в тень при совершении сделок не могут носить долгосрочный характер, т.к. в этом случае происходит «провисание» акций (долей), основных производственных средств – предмета сделки, в которые были вложены значительные финансовые средства. Вследствие этого приобретенные физическим лицом в интересах третьих лиц активы не используются эффективно, не позволяют в полной мере и в то же время при сохранении нелегальности реализовать первоначально обозначенные цели приобретения, если только целью сделки не была дальнейшая перепродажа активов в целях получения «теневой» прибыли. Таким образом, участившиеся случаи использования схем приобретения более 20 процентов акций (долей) с правом голоса в уставном капитале коммерческой организации, более 10 процентов основных производственных средств хозяйствующего субъекта физическими лицами в интересах третьих лиц не могут претендовать на роль одного из механизмов осуществления сделок, ведущих к реальной экономической концентрации.
    Усиление роли физических лиц в процессах экономической концентрации в целях избежания антимонопольного контроля под влиянием действующего законодательства, а также приводит к тому, что у антимонопольных органов отсутствует возможность объективной оценки реально происходящих процессов концентрации и интеграции на рынках, а следовательно, и предотвращения потенциально опасных сделок для рынков, экономики отдельно взятого региона и страны в целом.
    Необходимо заметить, что новым Кодексом установлена давность нарушения в размере одного года. Это означает, что если нарушение антимонопольного законодательства, в том числе и по рассматриваемым статьям, совершено ранее одного года с момента его обнаружения антимонопольным органом, в этом случае также лицо, совершившее сделку, не несет административной ответственности. Более того, антимонопольный орган не вправе обратиться в судебные органы с иском о признании такой сделки недействительной в случае, если ее совершение привело к ограничению конкуренции на товарном рынке.
    Процессы экономической концентрации развиваются, но их развитие обусловлено в том числе и особенностями действующего законодательства в этой области. Последние изменения меняют формы осуществления сделок и действий, тем самым затрудняя работу антимонопольных органов в сфере государственного контроля экономической концентрации.


    Обсудить материал и почитать отзывы на него можно здесь










    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru