Ю.С. Галиноваjulia_galin@mail.ruаспирант кафедры Экономики и Государственного управленияБайкальского
ГосударственногоУниверситета экономики и
права
Проблемы государственного контроля
процессов экономической концентрации: некоторые аспекты
В соответствии с требованиями статей 17 и 18 закона РФ «О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (далее – Закона РФ «О
конкуренции...») антимонопольными органами осуществляется государственный
контроль над процессами экономической концентрации на территории Российской
Федерации. Согласно указанным статьям, экономическая концентрация включает в
себя следующие виды сделок и действий:
- создание, слияние и присоединение объединений
коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);
- создание, слияние и присоединение коммерческих
организаций;
- ликвидация и разделение (выделение) государственных и
муниципальных унитарных предприятий;
- приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом
голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо
(группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных
акций (долей);
- получение в собственность или пользование одним
хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или
нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, составляющих более 10
процентов балансовой стоимости его основных производственных средств и
нематериальных активов;
- приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих
определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской
деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа;
- участие физического лица в исполнительных органах,
советах директоров (наблюдательных советах) двух и более хозяйствующих
субъектов.
На сегодняшний день сложились различные схемы совершения
сделок и действий, приводящих к реальной экономической концентрации, в
зависимости от того, какие цели преследует то или иной субъект рынка.
Экономическая концентрация достигается за счет различных способов,
преимущественно путем приобретения крупных пакетов акций (долей) в уставном
капитале хозяйственных обществ, создания, слияния и присоединения коммерческих
организаций, получения в собственность основных производственных средств,
участия физических лиц в советах директоров и исполнительных органах
коммерческих организаций двух и более коммерческих организаций.
До недавнего времени подавляющее большинство сделок, в особенности, в
соответствии с требованиями ст. 18 Закона РФ «О конкуренции...» осуществлялось
юридическими лицами в рамках построения корпоративных структур, увеличения
финансовой мощи, наращивания рыночного потенциала по принципам горизонтальной и
вертикальной интеграции. Существенные изменения претерпевают сложившиеся схемы
осуществления сделок, которые могут иметь своим результатом чрезмерную
концентрацию рыночной власти, ограничение конкуренции и усиление доминирующего
положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках.
С введением в законную силу с 1 июля 2002 года Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) изменились
некоторые правовые нормы, касающиеся регулирования процессов экономической
концентрации. В частности, статьей 19.8 Кодекса, не предусмотрено никакой
ответственности за действия (бездействие) физических лиц, осуществляющих сделки
и действия в нарушение требований статей 17 и 18 Закона РФ «О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и статей 16 и 19
Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» - сделки
(действия), в том числе приводящие к экономической концентрации. Как следствие,
Сделки осуществляются через физических лиц, представляющих в таких случаях
интересы третьих лиц (главным образом, юридических). Такая схема уже сейчас
начинает использоваться для того, чтобы избежать государственного контроля,
раскрытия информации о реальных участниках сделок – лицах, концентрирующих в
своих руках контроль финансовых потоков, деятельность крупнейших российских
предприятий-производителей, в том числе и стратегически важных для экономики
страны отраслях. В то же время схемы ухода реальных приобретателей, в частности,
юридических лиц в тень при совершении сделок не могут носить долгосрочный
характер, т.к. в этом случае происходит «провисание» акций (долей), основных
производственных средств – предмета сделки, в которые были вложены значительные
финансовые средства. Вследствие этого приобретенные физическим лицом в интересах
третьих лиц активы не используются эффективно, не позволяют в полной мере и в то
же время при сохранении нелегальности реализовать первоначально обозначенные
цели приобретения, если только целью сделки не была дальнейшая перепродажа
активов в целях получения «теневой» прибыли. Таким образом, участившиеся случаи
использования схем приобретения более 20 процентов акций (долей) с правом голоса
в уставном капитале коммерческой организации, более 10 процентов основных
производственных средств хозяйствующего субъекта физическими лицами в интересах
третьих лиц не могут претендовать на роль одного из механизмов осуществления
сделок, ведущих к реальной экономической концентрации.
Усиление роли физических лиц в процессах экономической концентрации в
целях избежания антимонопольного контроля под влиянием действующего
законодательства, а также приводит к тому, что у антимонопольных органов
отсутствует возможность объективной оценки реально происходящих процессов
концентрации и интеграции на рынках, а следовательно, и предотвращения
потенциально опасных сделок для рынков, экономики отдельно взятого региона и
страны в целом.
Необходимо заметить, что новым
Кодексом установлена давность нарушения в размере одного года. Это означает, что
если нарушение антимонопольного законодательства, в том числе и по
рассматриваемым статьям, совершено ранее одного года с момента его обнаружения
антимонопольным органом, в этом случае также лицо, совершившее сделку, не несет
административной ответственности. Более того, антимонопольный орган не вправе
обратиться в судебные органы с иском о признании такой сделки недействительной в
случае, если ее совершение привело к ограничению конкуренции на товарном
рынке.
Процессы экономической концентрации
развиваются, но их развитие обусловлено в том числе и особенностями действующего
законодательства в этой области. Последние изменения меняют формы осуществления
сделок и действий, тем самым затрудняя работу антимонопольных органов в сфере
государственного контроля экономической
концентрации.
Обсудить материал и почитать отзывы на него можно здесь