ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ю.Ю.
Чурилов
Адвокат
Сеймской коллегии адвокатов г.Курска
http://chur-j.narod2.ru/
Важнейшей
составляющей реформы государственной
службы в Российской Федерации является
создание такого кадрового потенциала,
который бы обеспечил социальную
ориентированность государства,
направленность его на защиту прав и
свобод граждан.
В 90-х годах
в России были заложены основы качественно
новой системы административного
управления, основанной на принципе
разделения власти «по вертикали» и
связанной с развитием федеративных
отношений. В результате реформ численность
госслужащих на региональном уровне к
2002 году стала составлять примерно 2/3
всего состава госслужащих в Российской
Федерации.
Совершенствование кадровой политики
в системе госслужбы субъектов РФ, таким
образом, имеет в настоящее время особое
значение и должно быть законодательно
обеспечено.
На территории
Курской области базовым законодательным
актом устанавливающим правовые основы
организации государственной службы
Курской области является Закон«О
государственной службе Курской
области»(далее-Закон)
№101-12-ПД от 14.12.1995г.(в ред.Закона от
01.12.2004 №61).
Анализ данного нормативного акта
позволяет выделить три основных
направления, развиваемых законодателем
с целью решения кадрового вопроса.
Во- первых,п.6 ст.6Закона
к числу важнейших принципов кадровой
политики относит принцип равного
доступа граждан к государственной
службе
области в соответствии со способностями
и профессиональной подготовкой. В
развитие данного принципа ст.26
Закона
определяя порядок проведения конкурса
на замещение вакантной государственной
должности, устанавливает, что информация
о проведении конкурса публикуется в
официальных изданиях, в состав
государственной конкурсной комиссии
помимо заместителя руководителя
соответствующего органа государственной
власти, специалистов кадровой и
юридической служб могут включаться
независимые эксперты ( психологи, научные
работники и др.), каждому участнику о
результатах конкурса сообщается в
письменной форме, при этом решение
должно приниматься конкурсной комиссией
на основании документов о профподготовке,
о трудовой деятельности, рекомендаций,
результатов тестирования и квалификационных
экзаменов.
Во-
вторых, в формировании кадрового
потенциала играет важную роль принцип
профессионализма и компетентности
государственных служащих,
закрепленный п.12
ст.6 Закона, поскольку
деятельность государственных служащих
имеет значение для всего государства
и требует высокого мастерства,
приобретаемого и поддерживаемого в
результате систематического и непрерывного
образования. Ст.4 Закона содержит
квалификационные требования по
государственным должностям государственной
службы области, включающие компетентность,
стаж и опыт работы по специальности,
знание Конституции и законов, образование
средне- профессиональное и высшее, а
при наличии среднего образования-
необходимость переподготовки по профилю
должности. В законе также предусмотрены
средства, обеспечивающие проверку
профессионализма и компетентности
госслужащих, к которым относитсяквалификационный
экзамен
при поступлении на госслужбу, перед
переводом на государственную должность
другой группы, при присвоении очередного
классного чина ( ст.27 Закона), испытаниена срок
от трех до шести месяцев при замещении
государственной должности для гражданина
впервые принятого на государственную
службу, а также при переводе на
государственную должность иной группы
(ст.28 Закона),аттестация
государственного служащего области,которая
проводится не чаще одного раза в два
года, но не реже одного раза в четыре
года для определения уровня профессиональной
подготовки госслужащего, а также для
решения вопроса о присвоении ему
квалификационного разряда.
Ст.11,
16 Закона возлагает на госслужащих
области непосредственную обязанность
по повышению квалификации и переподготовке,
а также устанавливает гарантии
сохранения денежного содержания за
госслужащим на период его обучения. В
то же время, в Законе оставлен без
должного внимания вопрос организации
профессиональной подготовки кадров и
повышения их квалификации.
В–третьих,
успех кадровой политики в регионе
напрямую зависит от стабильности
кадров государственной службы (п.11
ст.6 Закона). Реализация указанного
принципа непосредственно связана с
двумя рассмотренными ранее.
С одной
стороны, стабильность кадров достигается
искоренением практики подбора кадров
по принципу личной преданности и
существованием системы гарантий против
произвольных действий, затрагивающих
профессиональную деятельность
госслужащих. С другой стороны, стабильность
кадров обеспечивают мероприятия по
своевременному освобождению от должности
лиц профессионально непригодных и
некомпетентных.
Кроме
этого, стабильность кадров связана с
усилением социальной защищенности
госслужащих. Это имеет значение не
только для закрепления квалифицированных
кадров и повышения престижа профессии,
но и выполняет антикоррупционную
функцию.
Следует
отметить, что финансирование всех
денежных выплат и гарантий госслужащих
согласно Закона осуществляется
централизованно за счет средств
областного бюджета. К числу особых
гарантий для государственного служащего
ст.16-23 Закона относит денежное содержание,
включающее надбавки и премии, дополнительные
отпуска за выслугу лет после 5 лет службы,
отпуск без сохранения зарплаты на срок
не более года, право на получение льготной
путевки, бесплатного медицинское
обслуживание( в том числе после выхода
на пенсию) госслужащего и членов его
семьи, право на получение беспроцентной
ссуды за счет областного бюджета сроком
на 10 лет на приобретение жилья,
преимущественное право на получение
проездного документа и заселение в
гостиницу при нахождении госслужащего
в командировке, право на государственное
страхование госслужащего за счет средств
областного бюджета на случай причинения
ущерба имуществу и здоровью, гибели при
исполнении обязанностей, право на
дополнительную пенсию по выслуге лет
при наличии специального стажа на менее
15 лет , а в отношении лиц, замещавших
государственные должности категории
«А» не менее одного года- право на доплату
к трудовой пенсии, право членов семьи
госслужащего на пенсионное обеспечение
в случае гибели госслужащего, право на
вознаграждение в размере 10 должностных
окладов при выходе в отставку.
К
антикоррупционным нормам, обеспечивающим
стабильность государственной службы
области, следует отнести ст.13 Закона
содержащую запрет госслужащему выполнять
иную оплачиваемую работу, кроме научной,
творческой преподавательской, а также
заниматься предпринимательской
деятельностью. Отдельно выделен запрет
совмещения функций госслужащего и
депутата представительного органа РФ,
области или местного самоуправления и
запрет использования своего служебного
положения в интересах партий, общественных
и религиозных организаций. Ст.13-14 Закона
также предусматривает обязательное
декларирование доходов и имущества
госслужащих, передачу в доверительное
управление под гарантию государства и
на время прохождения госслужбы доли
госслужащего в уставном капитале
коммерческих организаций.
Изложенное
выше позволяет говорить о том, что в
Курской области сложилось законодательное
обеспечение кадровой политики в системе
государственной службы, которая также
должна быть подкреплена необходимым
финансированием и организационными
мероприятиями.
2.11.2009
г.
Юрий Юрьевич Чурилов
- Е-mаilchur.j@yandex.ru
Сайт адвоката
Ю.Ю. Чурилова http://chur-j.narod2.ru/