В своей повседневной деятельности юристы зачастую оставляют тематику PR-сопровождения судебных разбирательств с участием их компаний (судебный PR (litigation public relations)) без должного внимания. Вместе с тем, практика свидетельствует о том, что судебный PR является весьма действенным инструментом повышения эффективности судебной работы и защиты деловой репутации компании.
В самом общем виде судебный PR можно определить вкачестве комплекса мер, направленного на повышение эффективности участия компании в судебных разбирательствах, а также на формирование (поддержание) благоприятного общественного мнения о компании до, во время и после соответствующего судебного разбирательства с ее участием
Косновным мероприятиям PR-сопровождения можно отнести:
1) размещение информационных пресс-релизов, статей в СМИ и на официальном сайте компании;
2) интервьюирование представителей компании;
3) проведение пресс-конференций с участием СМИ и представителей компании;
4) привлечение представителей СМИ в судебное заседание с участием компании.
В чем эффективность PR-сопровождения судебных разбирательств и каковы его основные цели?
По мнению специалистов, грамотно спланированная PR-компания может настолько воздействовать на мораль людей, что в состоянии менять их представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, об общественно полезном или вредном для общества поведении1.
Аналогичного эффекта, но уже применительно к формированию общественного мнения относительно добросовестности компании, а также ее правоты в контексте конкретного судебного разбирательства, вполне справедливо можно ожидать и от мероприятий, организуемых в рамках судебного PR.
Еще в XIX веке издатель американской газеты «Атлантик мансли» Джеймс Ловелл отмечал: «Давление общественного мнения подобно атмосферному. Его не видно, однако оно давит с силой шестнадцать фунтов на квадратный дюйм»
В этом смысле формирование «правильного» общественного мнения посредством судебного PR является эффективным средством борьбы с ангажированностью судей, их предвзятым отношением к компании как участнику судебного разбирательства.
Кроме того, судебный PR позволяет сформировать у суда понимание высокой значимости рассматриваемого спора для бизнеса компании и, как результат, более ответственное отношение к правовому анализу конфликта.
Изложенное позволяет сформулировать две основные цели судебного PR:
1) повышение эффективности участия компании в судебных разбирательствах;
2) защита деловой репутации компании.
II. Регламентация судебного PR
Не секрет, что судебное разбирательство с привлечением к участию в нем компании и активное PR-сопровождение указанного мероприятия может быть инициировано потенциальным процессуальным оппонентом в самое неподходящее время, когда этого никто не ждет. Чтобы подобного рода проблема не застала компанию врасплох, следует позаботиться о необходимости ее решения значительно раньше, чем в этом возникнет насущная потребность.
Эффективным инструментом решения указанной задачи является заблаговременно регламентированный в компании алгоритм действий по информационному сопровождению судебных разбирательств с ее участием.
Что представляет собой регламент PR-сопровождения судебных разбирательств с участием компании и каковы параметры его эффективности?
Регламент PR-сопровождения судебных разбирательств с участием компании представляет собой локальный правовой акт, утверждаемый приказом руководителя компании
Как показывает практика, эффективность PR-сопровождения напрямую зависит от степени взаимодействия в компании юридической и PR-службы. По этой причине концепция неукоснительности взаимодействия данных подразделений компании в рамках PR-сопровождения судебных разбирательств с ее участием должна быть положена в основу регламента и является гарантией эффективной защиты ее интересов.
Помимо этого, эффективность PR-сопровождения судебных разбирательств с участием компании видится во включении в регламент положений, предусматривающих:
Рекомендуемыми к освещению в СМИ являются сведения относительно решений и постановлений федеральных судов и органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, вынесенных в пользу компании (о решениях и постановлениях судов об удовлетворении исковых и иных требований компании или об отказе в удовлетворении исковых и иных требований, предъявленных к компании, о решениях об отказе в удовлетворении требования административного органа в привлечении к административной ответственности и т.п.) по следующим категориям споров:
дела по спорам, связанным с оспариванием нормативных и ненормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и (или) органов местного самоуправления;
дела по спорам, связанным с оспариванием действий (бездействия) и решений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и (или) органов местного самоуправления;
дела по спорам в сфере антимонопольного законодательства;
дела по налоговым спорам, в т.ч. по спорам, связанным с оспариванием ненормативных правовых актов налоговых органов.
Вместе с тем, определение в регламенте данного перечня не должно исключать необходимость оценки в каждом конкретном случае и рисков, связанных с PR-сопровождением указанных категорий дел.
Важно учитывать, что выигранный судебный процесс еще не является гарантией защиты имиджа компании, поскольку, зачастую, тень на ее деловую репутацию может бросить сам факт участия в судебном разбирательстве
2. Недопустимость реализации мероприятий PR-сопровождения без их предварительного согласования с юридической службой компании.
Соблюдение указанного условия является необходимым, поскольку правовая непроработанность мероприятий PR-сопровождения влечет за собой риск нанесения ущерба интересам компании.
3. Обязательность мониторинга СМИ на предмет распространения в них информации, затрагивающей интересы компании, и незамедлительность проведения позитивного контр-PR, направленного на минимизацию для компании «репутационных» рисков.
«Организация, у которой возник кризис, должна выйти на публику не позже, чем через 3-6 часов после того, как об этом будет сообщено по каналам новостей. В противном случае можно считать, что она уже мертва»
Роберт Делиншнейдер, бывший президент одной из крупнейших в США фирм паблик рилейшнз «Хилл энд Ноултон»
5. Обязательность оказания содействия инициатору PR-сопровождения судебного разбирательства иными структурными подразделениями компании в реализации мероприятий по PR-сопровождению судебного разбирательства.
6. Обязательность определения в компании лиц, правомочных на взаимодействие со СМИ от имени компании в рамках PR-сопровождения судебных разбирательств с ее участием.
Данная мера необходима в целях централизации исходящей от компании информации и исключения возможности распространения в СМИ «невыгодных» для компании сведений.
Важным элементом эффективности регламента является проработанность механизма взаимодействия структурных подразделений компании в рамках PR-сопровождения судебных разбирательств с ее участием.
В качестве рекомендуемого можно привести следующий алгоритм2:
№
п/п
Наименование
мероприятия
Исполнитель
(инициатор)
Сроки
исполнения
(реализации)
Результат
1.
Подготовка заявки на PR-сопровождение и медиа-плана информационного сопровождения судебного разбирательства
инициатор информационного сопровождения (PR-служба либо юридическая служба)
-
заявка на PR-сопровождение и медиа-план информационного сопровождения судебного разбирательства
2.
Согласование заявки на PR-сопровождение и медиа-плана информационного сопровождения судебного разбирательства
согласующее подразделение (PR-служба, если инициатором выступает юридическая служба; юридическая служба, если инициатором выступает PR-служба)
не более 1 рабочего дня со дня поступления документов на согласование
согласование либо возврат документов инициатору с письменными замечаниями3
3.
Подготовка служебной записки на имя руководителя компании с обоснованием необходимости PR-сопровождения судебного разбирательства (с приложением заявки на PR-сопровождение судебного разбирательства и медиа-плана сопровождения судебного разбирательства)4
инициатор информационного сопровождения (PR-служба либо юридическая служба)
-
служебная записка
4.
Согласование заявки на PR-сопровождение и медиа-плана информационного сопровождения судебного разбирательства
руководитель
компании
не более 1 рабочего дня со дня поступления документов на согласование
проставление на заявке резолюции с указанием лиц, уполномоченных на взаимодействие со СМИ от имени компании, либо принятие решения о нецелесообразности PR-сопровождения
5.
Формирование текстов информационных сообщений (пресс-релизов); подготовка тезисов выступлений представителей компании в СМИ
PR-служба
не более 1 рабочего дня со дня согласования заявки руководителем компании
информационные сообщения; тезисы выступлений
6.
Согласование текстов информационных сообщений (пресс-релизов), тезисов выступлений представителей компании в СМИ
юридическая
служба
не более 1 рабочего дня со дня поступления документов на согласование
согласование либо возврат документов инициатору с письменными замечаниями
не более 1 рабочего дня со дня согласования юридической службой текстов информационных сообщений и тезисов выступлений
размещение в СМИ информационных сообщений (пресс-релизов); выступление представителей компании в СМИ
Эффективность регламента зависит и от стандартизации форм документов, используемых при взаимодействии структурных подразделений компании в рамках PR-сопровождения судебных разбирательств с ее участием.
В качестве рекомендуемых можно привести типовые формы:
1) заявки на информационное сопровождение судебного разбирательства с участием компании;
2) замечаний на заявку, медиа-план, информационное сообщение;
3) медиа-плана информационного сопровождения судебного разбирательства с участием компании.
Типовая форма заявки на информационное сопровождение судебного
(подпись руководителя подразделения, подготовившего замечания
«____»________________200__ г.
____________________________________________
(Ф.И.О.)
Типовая форма медиа-плана информационного сопровождения судебного
разбирательства с участием компании
МЕДИА-ПЛАН
информационного сопровождения судебного
разбирательства с участием ________________________
(наименование компании)
№ п/п
Освещаемое
мероприятие
(процессуальное
событие)
Цель размещения информации
Краткие тезисы размещаемой
информации
СМИ, в которых необходимо размещение информации
Сроки
размещения информации
в СМИ
1.
2…
__________________________________________
(подпись руководителя подразделения-инициатора
информационного сопровождения)
«____»________________200__ г.
____________________________________________
(Ф.И.О.)
__________________________________________
(подпись руководителя согласующего
подразделения)
«____»________________200__ г.
____________________________________________
(Ф.И.О.)
В заключение хотелось бы отметить, что судебный PR не является панацеей от всех бед, а исход конкретного судебного разбирательства с участием компании зависит от множества факторов, на которые компания порой повлиять не в состоянии. Вместе с тем, практика красноречиво свидетельствует о превентивном характере судебного PR, систематичность применения которого позволяет минимизировать риск вынесения в будущем в отношении компании заведомо необоснованных (незаконных) решений.
1 См., Разуваев В.Э. Информационное право: актуальные проблемы формирования новой отрасли. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2002. С. 160.
2 В случае необходимости оперативного PR-реагирования, решением руководства компании предусмотренный регламентом алгоритм может быть изменен.
3 Инициатор информационного сопровождения может учесть замечания согласующего подразделения и представить ему заявку и медиа-план на повторное согласование, либо передать первоначальный текст заявки и медиа-плана (с замечаниями согласующего подразделения) непосредственно на рассмотрение руководителя компании для принятия решения.
4 При необходимости разового размещения информации о судебном или административном деле в СМИ медиа-план может не составляться.
В случае наличия замечаний юридической службы PR-служба обязана их учесть и представить документы на повторное согласование юридической службы в срок, не превышающий один рабочий день, (с замечаниями юридической службы) непосредственно на рассмотрение руководителя компании для принятия решения.