Правовой аспект преподавания предмета «Православная культура» в светских учебных заведениях
В.П.Лукин, помощник управляющего Белгородской и Старооскольской епархии по юридическим вопросам и внешнеэкономическим связям
vldmrlukin@rambler.ru
Согласно п.1. статьи 14 Конституции РФ, Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
В п.2 этой же статьи закреплено положение, согласно которого религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В соответствии с этой статьей Российское государство религиозно нейтрально, принципиально не приемлет никакой из религиозных мировоззренческих систем в качестве официальной идеологии, в своей законотворческой деятельности и практической политике не исходит из предписаний какой-либо религии, предоставляя гражданам возможность свободно делать мировоззренческий или вероисповедный выбор. Согласно толкового словаря С.И. Ожегова слово светский, толкуется как не церковный, мирской или гражданский, но не антирелигиозный или атеистический.
В части статьи 14 Конституции, где указано, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и религиозные объединения отделены от государства, указывают на практические пути и гарантии обеспечения светского характера Российского государства, а в последствии реализации принципа светского государства для религиозных организаций детально закреплены в статье 4 Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.
В частности п.2 этой статьи гласит:
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство, в том числе:
- обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях закреплен в п. 4 статьи 2 Закона РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Суть светского характера образования состоит в том, что государственная и муниципальная система образования и воспитания не преследует цели формирования того или иного отношения к религии.
Светский характер образования означает:
Недопустимость в государственных и муниципальных учебных заведениях обучения учащихся и студентов религии с целью восприятия ими вероучения определенной конфессии, отсутствие вероучительных предметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий.
Исключение, какого бы тот ни было вмешательства религиозных организаций в содержание и организацию учебного процесса в государственных и муниципальных учебных заведениях, недопустимость цензуры с их стороны программ, учебников, учебных пособий, соответствующих Образовательному стандарту.
Запрет на совершение в государственных и муниципальных учебных заведениях религиозных обрядов, мероприятий религиозного и миссионерского характера, любых форм религиозной пропаганды.
Однако светский характер образования не означает, что государство вообще не взаимодействует с религиозными организациями. В частности, в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозные организации имеют право обучать детей религии, вне рамок образовательной программы, по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и только при согласовании с администрацией этих же образовательных учреждений и соответствующими органами местного самоуправления. Также светский характер образования не означает ограничение возможности и необходимости широкого ознакомления учащихся и студентов с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современной жизни человечества, отдельных стран и народов. Эти знания необходимы современному образованному человеку для достижения высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе принципов мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.
Одновременно необходимо учитывать, что согласно статьи 2 Закона РФ «Об образовании», государственная политика в области образования основывается, в том числе и на принципе единства федерального культурного и образовательного пространства, на защите и развитии системой образования национальных культур, религиозных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Это же положение закреплено и в Федеральном Законе от 10 апреля 2000 года «Об утверждении федеральной программы развития образования». А согласно статьи 44 Конституции РФ каждому гарантируется право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям.
Участие в культурной жизни предполагает реализацию возможностей каждого гражданина приобщаться к культуре, попасть в очаг её распространения, получить соответствующее образование в различных институтах. Статья 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре даёт перечень таких ценностей, к ним относятся, в том числе нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты, национальные традиции, обычаи и т.д. Согласно преамбуле к Федеральному Закону «О свободе совести и религиозных объединениях», государством признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры. Таким образом, государство отдает дань уважения Православию – той вере, которая одухотворяла жизнь многих десятков поколений русских и являлась символом их национальной идентичности, внесла вклад в создание своеобразной, органически входящей в мировую, национальную культуры, в становление русской нации – основы современного общества.
В главе 3 «Угрозы национальной безопасности Российской Федерации» «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (утвержденной указом Президента РФ от 17 декабря 2000 года № 300), отмечается, что, в том числе и девальвация духовных ценностей, способствует усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации, одновременно в данной главе отмечается, что снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту коррупции и преступности, особенно ее организованных форм, а углубление кризиса в духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.
В главе 4 «Обеспечение национальной безопасности» «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», закреплено положение, согласно которого одной из задач, в области обеспечения национальной безопасности, является защита культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.
В соответствии со статьей 4 федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ, целями государственной политики в интересах детей, в том числе является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
Таким образом, изучая Православие (которое внесло особую роль в развитии российской культуры и самосознания российского народа) в историческом, философском и культурологическом планах, выполняется одна из задач в области обеспечения национальной безопасности, а также реализуется принцип государственной политики в области образования и в области достижения целей государственной политики в интересах детей, одновременно реализуется конституционное право граждан РФ на приобщение к русской культуре.
В данном случае необходимо провести четкое разграничение между изучением православной религии, что запрещено в рамках образовательного процесса в государственных и муниципальных образовательных учебных заведениях и получением знаний о Православии в историко-культурном, этнокультурном и информационном аспекте, не сопровождающимся совершением религиозных обрядов, что является реализацией права каждого на приобщение к русской культуре. В данном вопросе необходимо учитывать, что преподавание религиозно-познавательных, религиозных и религиозно-философских дисциплин, не включающих участие в религиозных обрядах, может входить в учебную программу государственных учебных заведений, так как носит светский характер. Министерство образования своим письмом от 22.10.2002г. № 14-52-87ин/16, довело до управлений образования субъектов РФ примерное содержание по учебному предмету «Православная культура», в соответствии с которым в рамках национально-регионального компонента (без участия в Православных обрядах) предлагается изучать: историю православной религии и культуры, православную словесность, православный образ жизни, нравственную культуру православия, художественную культуру православия и т.д..
3 июля 2006 года в Белгородской области был подписан и вступил в действие с момента опубликования закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образование в Белгородской области», в соответствии с которым в образовательных учреждениях Белгородской области на ступенях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в рамках регионального компонента государственных образовательных стандартов, вводится учебный предмет «Православная культура», который имеет культурологическую направленность и предполагает знакомство обучающихся с православной христианской картиной мира, обеспечивает научные знания учащихся о православии как традиционной национальной культуре в историко-культурном аспектах.
Одновременно необходимо знать, что давно прекратили свое действие все нормативные документы, которые регламентировали атеистическое воспитание и обучение детей в образовательных учреждениях.
Для определения характера изучения предмета «Православная культура», необходимо четко определить параметры различия между изучением Православия, как религии (что запрещено в рамках образовательного процесса в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и изучаются в Православных духовных семинария и т.д.) и изучением Православия в историческом, философском и культурологическом планах, как это, например, отражено в предмете «Православная культура».
По целям
Изучение Православной религии
Изучение предмета «Православная культура»
- внедрение Православной веры в сознание учащихся, ее укрепление, богопознание;
- вооружение учащихся научными знаниями о Православии как социальном явлении и явлении культуры, о ее месте в духовной жизни русского народа и личности;
- конфессиональное самоопределение;
-воспитание всесторонне развитой личности, обладающей высоким культурным потенциалом, широтой кругозора;
- обучение догматам и обрядам Православной религии, ее предписаниям и правилам поведения;
- как итог: воспитание мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.
- как итог: воцерковление, воспитание верующей личности.
По содержанию
Изучение Православной религии
Изучение предмета «Православная культура»
- вероучение, истины веры, догматы Русской Православной Церкви
- знания о Православии как о социальном явлении и явлении культуры (о ее природе, происхождении, историческом развитии);
- изучение священных книг;
- знания о роли Русской Православной Церкви в истории и культуре России;
- нормы и правила поведения;
- знакомство с Библией, как культурно-историческим памятником;
соединение обучения с богослужением;
- знание об особенностях Православного вероучения, системах нравственных норм и ценностей;
система нравственных и культурных предписаний, норм и ценностей;
- знания о свободомыслии и атеизме и их роли в духовной культуре отдельных народов.
- история церкви.
По субъектам ответственности
(организация, финансирование, определение содержания)
Изучение Православной религии
Изучение предмета «Православная культура»
- церковь, религиозные организации, руководящие органы, соответствующие отделы, епархиальные управления, приходы, религиозные фонды и т.п.
государство в лице Министерства образования, др. министерств и ведомств, имеющих образовательные учреждения;
органы образования субъектов РФ;
муниципальные органы власти и их отделы образования.
По субъектам исполнения
Изучение Православной религии
Изучение предмета «Православная культура»
- духовные учебные заведения (академии, семинарии и т.д.) для подготовки клириков, священно и церковнослужителей
- государственные вузы всех типов;
- Православные учебные заведения (гимназии, школы) для получения общего образования в сочетании с религиозным воспитанием;
- государственные и муниципальные средние и средние специальные учебные заведения.
- богословские университеты и институты для подготовки преподавателей религиозных дисциплин.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
Изучение религии с включением в учебные программы участия в религиозных обрядах в рамках образовательной программы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях запрещено действующими законодательством, так как при этом нарушается принцип светского образования, который закреплён в Конституции РФ и в федеральном Законе «Об образовании», при этом нарушается право каждого на свободу совести (то есть право каждого, в том числе и на выбор религии), так как включение дисциплины в учебный процесс влечёт за собой обязательность её изучения и, соответственно, обязательное участие в религиозных обрядах не зависимо от желания обучающихся.
Согласно п.1 статьи 5 федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Реализуя это право, государство в соответствии с п.4 этой же статьи предоставляет религиозным организациям возможность обучать детей своей религии, но при наличии:
просьбы родителей или лиц их заменяющих (по этому вопросу);
согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учебных заведениях;
наличия согласования между администрацией учебного заведения и соответствующим органом местного самоуправления.
При этом обучать детей религии можно только вне рамок образовательной программы.
В данном случае при изучении религии религиозной организацией не нарушается принцип светского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, так как обучать детей религии (согласно Закона) религиозная организация может только вне рамок учебного процесса. И не нарушается закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», так как обучать детей религии религиозная организация может только при согласии детей и по просьбе родителей или лиц их заменяющих.
3. Изучение предмета «Православная культура» в рамках образовательных программ не является нарушением принципа светского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и нарушением свободы совести каждого, так как в данном случае, изучая этот предмет, учащиеся не обязаны участвовать в религиозных обрядах, а получают религиозно-познавательную и религиозно-философскую информацию в целом, например: об истории Православной Церкви, о Православных праздниках, о Православной и русской религиозной философии и т.д. Изучение Православия в данном аспекте, не только не приводит к нарушению права каждого на свободу совести и вероисповеданий, но и реализует права граждан РФ на изучение русской культуры (в становлении и развитии которой Православие сыграло особую роль), а также приводит к выполнению одной из задач в области обеспечения национальной безопасности и в области достижения целей государственной политики в интересах детей. При изучении предмета «Православная культура» также практически реализуется принцип государственной политики в области образования в части защиты и развития системой образования национальных культур, и в части реализации свободы и плюрализма в образовании.