Как известно, современному гражданину довольно часто приходится различными способами защищать свои права и законные интересы от посягательств на них со стороны третьих лиц. Сделать это в одиночку, хотя право на самозащиту и декларировано в законодательстве1, проблематично, а порой и вовсе невозможно из-за отсутствия средств, возможности, здоровья, воли или неграмотности. Поэтому за защитой человек вынужден обращаться в правоохранительные органы, суд, к должностным лицам, организациям и т.д. Часто, ничего не добившись в данных инстанциях, люди в отчаянии начинают обращаться к высшей власти - к тем людям, за которых они проголосовали, чьим предвыборным обещаниям поверили, - президентам и депутатам. Так наряду с законодательной и другими функциями, депутат Государственной Думы занимается (или, по крайней мере, должен заниматься) правозащитной деятельностью. Это очень важно, поскольку депутат, будучи лицом неприкосновенным, избирается (или не избирается) раз в четыре года. И от его действий (бездействия) зависит - будет ли он участвовать в работе следующего созыва Государственной Думы или нет. Симпатию со стороны избирателя можно заслужить в том числе решая его проблемы и заботы.
Одно из конституционных прав граждан упомянуто в ст.33 Конституции РФ - это право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Данное право закрепляется также в ст.2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". При этом граждане реализуют свое право на обращение свободно и добровольно (ч.2 ст.2 Федерального закона №59-ФЗ). Это исключает принудительный характер обращения. Однако осуществление гражданами данного права не должно нарушать права и свободы третьих лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Действующее законодательство под термином "обращение" понимает направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложения, заявления или жалобы, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления2.
Одновременно ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" признал не действующим Указ Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан". Слово "обращение" упоминается в этом документе пять раз и только в контексте "триады" "предложение, заявление, жалоба". По сути термин "обращение", законодательно определенный, является новеллой современного законодательства. Данный Указ Президиума ВС СССР к моменту принятия ФЗ "О порядке рассмотрения обращений…" устарел, поскольку не отражал реалий нового времени, апеллировал к старой административной и хозяйственной системе и в целом не вписывался в современное законодательство.
ФЗ "О порядке рассмотрения обращений…" устанавливает обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц рассматривать поступившие по компетенции обращения граждан и принимать по ним соответствующие, установленные законом, адекватные меры. Также закон содержит положения об организации личного приема граждан. Гражданин, как автор обращения приобретает права представлять дополнительные документы либо обращаться с просьбой об их истребовании, получать письменный ответ по существу поставленных вопросов и уведомление о переадресации обращения в тот орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение по данному обращению. Также автор обращения вправе знакомиться с материалами по своему обращению, если это не затрагивает права и законные интересы других лиц, и если данные материалы не содержат сведений, составляющих государственную или иную, охраняемую законом, тайну. Гражданин вправе обжаловать принятое по обращению решение или действие (бездействие) в административном или судебном порядке. К обращению также предъявляются требования относительно его подачи и оформления (ст. 7 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений…").
Когда обращение гражданина поступает на рассмотрение депутату Госдумы, последний предпринимает следующие действия: обращается в органы прокуратуры, другие государственные органы с требованиями проверки фактов, изложенных в обращении, отправляет депутатские запросы в органы власти и должностным лицам, собирает необходимую "фактуру" для разрешения сложившейся ситуации, формирует протокольное поручение и парламентский запрос, которые выносятся на рассмотрение палаты, действует через "свою" политическую партию и ее структуры для решения вопросов, поставленных в обращении, предпринимает другие действия, указанные в законодательстве, предусмотренные Регламентом Государственной Думы. Как правило, депутат направляет депутатские запросы. Выбор депутатом своих действий в связи с обращением зависит от ситуации, изложенной в обращении и масштабов нарушения прав и свобод граждан.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", одной из форм деятельности депутата является обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. Депутат обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом Государственной Думы, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, а также осуществлять предусмотренные законодательством Российской Федерации иные меры, обеспечивающие связь с избирателями (ч.2 ст.8 ФЗ "О статусе…").
Депутат совместно со своими помощниками постоянно работает с обращениями граждан. Так в период весенней сессии 2008 года отделом рассмотрено более 27,4 тысячи писем и телеграмм граждан, трудовых коллективов предприятий, профсоюзных организаций, советов ветеранов войны и труда, других общественных объединений из 83 субъектов Российской Федерации и государств ближнего зарубежья3. Вопросы укрепления законности и правопорядка в стране затрагивались в 6,6 тысячи обращений. Более 12,6 тысячи писем касались проблем социальной сферы. 3,6 тысячи писем и телеграмм затрагивали деятельность органов государственной власти в центре и на местах, вопросы гражданства, миграционной политики, избирательной системы, религии, отражали позицию авторов по вопросам внешней и внутренней политики государства.
Существенная доля обращений, исходя из просьб и требований, которые в них содержатся, посвящена нарушениям законных прав и свобод граждан. Так люди зачастую жалуются на неправомерные, а порой и преступные действия (бездействие) должностных лиц и местных органов власти.
Необходимая юридическая квалификация депутата и его помощников позволяет им лично представлять интересы граждан в гражданском и административном производстве, либо оказывать им содействие в подготовке к процессу, что поднимает правозащитную деятельность депутата на более высокий уровень. Так необходимая консультация, данная депутатом в письменной форме или на личном приеме, может помочь гражданину в дальнейшей защите его прав и законных интересов, при обращении в адвокатуру или другие правозащитные организации. В настоящее время правозащитная деятельность депутата является особым видом деятельности, обособленной от общей системы правозащиты, в которую включены государственные правоохранительные органы, адвокатура и другие институты.
Депутат с помощью своего депутатского запроса может инициировать служебное расследование по месту службы чиновника, действия которого обжалуются, на основании обращения гражданина (граждан) депутату. Данная форма правозащитной деятельности депутата, как и в целом его взаимодействие с госорганами различного уровня, позволяет предотвратить потенциальные нарушения прав граждан или же косвенно "наказать" нерадивого чиновника, который действует не в интересах людей и закона. Также открытый депутатский запрос (или же парламентский запрос, принятый палатой), опубликованный в СМИ, может привлечь общественность к фактам нарушения прав граждан.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ, в России была введена новая должность в системе правозащиты - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Согласно данному закону, он назначается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности Государственной Думой. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо органам власти и обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Уполномоченный взаимодействует с Государственной Думой и отдельными депутатами и депутатскими объединениями как входе своей правозащитной деятельности (обращается с предложениями о проведении парламентских слушаний, о создании парламентских комиссий, принимает меры по отдельным обращениям депутатов, направляет в Госдуму ежегодные и специальные доклады и т.д.), так и в связи с исполнением своих обязанностей (назначении или освобождении от должности, иными вопросами, в том числе связанными с привлечением Уполномоченного к ответственности). Постановлением Государственной Думы от 13 февраля 2004 г. N 77-IV ГД на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначен Лукин Владимир Петрович. Еще в самом начале своих полномочий В.П. Лукин отмечал, что сегодня в России отсутствует всесторонне разработанная единая концепция защиты прав и свобод человека, которая разделялась бы и поддерживалась всеми ветвями власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, обществом в целом. Проблематика прав и свобод человека не стала приоритетной для подавляющего большинства политических партий. Она редко находит свое отражение в избирательных программах кандидатов на выборные должности, оставаясь в основном второстепенной в ходе избирательных кампаний4. С того времени мало что изменилось. К тому же Уполномоченным не озвучивались предложения по более плотному взаимодействию с депутатами Госдумы в связи с их правозащитной деятельностью.
Кроме того, большой поток обращений граждан в Госдуму по вопросам защиты их прав ставит вопрос о создании в рамках Государственной Думы особой "правозащитной" комиссии. Ведь создана же Комиссия по законодательному обеспечению противодействия коррупции. Почему бы не создать Комиссию по вопросам парламентской защиты прав и законных интересов граждан? Члены этой Комиссии смогли бы более плотно в этой связи взаимодействовать с Уполномоченным по правам человека и другими институтами. Это было бы актуально в свете развития правового государства и гражданского общества в России.
На данном этапе целесообразно заключить соглашение между Уполномоченным по правам человека и Государственной Думой о совместных действиях по защите прав и свобод граждан. Такое соглашение было подписано 24 июля 1998 г. между Уполномоченным и Генеральной прокуратурой5. Данное Соглашение, в частности, предусматривает обмен информацией (каждое полугодие) о нарушениях основных прав и свобод человека и гражданина, рассмотрение в каждом полугодии на совместных совещаниях результатов работы по защите прав граждан, разработка планов совместных мероприятий, внесение государственным органам совместных предложений, обращение в СМИ по фактам нарушения прав и свобод и другое. Данная практика себя оправдывает исходя из общего анализа докладов Уполномоченного и позволяет тесно взаимодействовать правоохранительным институтам в решении общих задач, оперативно обмениваться информацией. Почему бы не заключить такое же соглашение между Уполномоченным и Государственной Думой?
Таким образом, правозащитная деятельность депутата Государственной Думы достаточно широка, принимая во внимание его функции, возложенные на него законодательством и обществом. В настоящее время представляется необходимым сделать акцент именно на этой деятельности депутата. Законотворчество должно идти бок о бок с защитой прав и законных интересов граждан, а принятые законы должны работать во благо общества, а не вопреки ему. Представляется, что в будущем, когда наше государство станет в достаточной мере правовым и социальным, когда поднимется общий уровень правовой грамотности народа и его благосостояние, граждане будут сами защищать свои права и свободы в рамках созданного законодательства, а задачей депутатов станет как раз принятие этого законодательства, задачей исполнительной власти - разработка соответствующего механизма его реализации. Но до этого времени потребуется решить еще очень много проблем, которые есть сейчас, и постараться не создавать их в дальнейшем.
Использованная литература:
Практические рекомендации по организации деятельности помощника депутата Государственной Думы. - М., 2006.
Комментарий к Федеральному закону "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"/Г.П. Ивлев, О.И. Ковалев. - М., 2008.
Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (постатейный)/М. Миронов, А. Сурков, С. Попов. - М., 2006.
2 См.: ст.4 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3 См.: Об обращениях, рассмотренных отделом по работе с обращениями граждан (приёмной Государственной Думы) Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ в период весенней сессии 2008 года. - М., 2008.
4 См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 год "Что для гражданина право, то для чиновника долг"//"Российская газета" от 31 марта 2005 г. N 64.
5 Соглашение Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ от 24 июля 1998 г. "О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан"//ИПС "Гарант" (текст официально не публиковался).