Нужны качественные устройства для системы оповещения? Здесь большой выбор и низкие цены!
Добавлено: 29.05.2008
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦИИ
Мосин О.В.
Целью настоящей работы являлся всесторонний анализ Французской конституции 1958 г.,Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г., других нормативно-правовых актов на предмет прав и свобод человека. При написании работы автор1 использовал зарубежную и отечественную юридическую литературу по конституционному праву Франции и правам человека.
Философско-теоретической основой прав и свобод человека явились идеи о привате человека как высшей социальной ценности общества и государства, высказанные в XYII-XYIII веках философами-просветителями Дж. Локком (1632-1704), Ш.Л.Монтескье (1689-1755), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), Ф.М.А.Вольтером (1694-1778). Они считали, что человек обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), принадлежащие ему от рождения, которые не могут быть отняты ни государством, ни обществом.
Современному человеку трудно представить, что первые идеи прав и свобод человека воспринимались когда-то как социальная утопия, что идеи великих мыслителей прошлого, на много опередивших свое время и оказавшие огромное влияние на все последующие политические события, очень медленно и трудно приживались в сознании людей и обществе в целом. Первые попытки воплотить эти идеи в реальность предприняты в период буржуазных революций во Франции, Англии, Америке, когда на законодательном уровне были закреплены основные права и свободы человека, используемые в юридической практике и поныне. В частности, во Франции 26 августа 1789 г. была провозглашена Декларация прав и свобод человека и гражданина и гражданина, а в Америке 26 сентября того же года - Билль о правах (поправка к Конституции США). Однако, фактически, вплоть до гигантских социальных потрясений XX века - первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 г., второй мировой войны - даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи. Достаточно вспомнить отношение к евреям и другим некоренным национальностям в фашистской Германии и в России.
Наиболее четкое понимание свободы было сформулировано в Декларации прав и свобод человека 1786 г., где сказано, что:"... все люди рождены свободными, и все они одарены создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью".Однако признание обществом прав и свобод человека предполагало не только некий общественный договор, который призывал людей уважать личность, но и создание мощной правовой системы, защищающей человека от произвола властей. История Западной Европы и, в частности Франции свидетельствует, что права и свободы человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, поскольку все крупнейшие мировые события, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров, накладывают на нее свой отпечаток. Поэтому вполне закономерно, что мировое сообщество пришло к пониманию и осознанию прав и свобод человека как важнейшей фундаментальной проблемы человечества.
Особенностью действующей Конституции Французской Республики 1958 г. является то, что нынешняя французская Конституция состоит из 3 частей, принятых в разное время:
-собственно Конституции 1958 г.
-Преамбулы к Конституции 1946 г.
-Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.
Конституция 1958 г. регулирует только вопросы организации власти (устройство государства, структуру, порядок формирования государственных органов). Права и свободы человека урегулированы не в тексте Конституции, а в других исторических документах Преамбулы к Конституции 1946г.и Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г., которые являются составными частями Конституции 1958 г.
В Конституции 1958 г. определена структура и порядок закрепления провозглашаемых прав и свобод. Ее основные разделы:
-Раздел 5. Об отношениях между Правительством и Парламентом (ст. 34-51)
-Раздел 6. О международных договорах и соглашениях (ст. 51-55)
-Раздел 7. Конституционный совет (ст. 56-63)
-Раздел 8. О судебной власти (ст. 64-66)
-Раздел 9. Высокая палата правосудия (ст. 67-68)
-Раздел 10. Об уголовной ответственности членов Правительства (ст. 68.1-68.3)
-Раздел 11. Экономический и социальный совет (ст. 69-71)
-Раздел 12. О местных коллективах (ст. 72-76)
-Раздел 13. О сообществе (ст. 77-87)
-Раздел 14. О соглашениях об объединении (ст. 88)
-Раздел 15. О Европейских сообществах и Европейском Союзе (ст. 88.1-88.4)
-Раздел 16. О пересмотре Конституции (ст. 89)
-Раздел 17. Переходные положения
2. Место cвободы в Конституции Франции
«О, свобода! Сколько преступлений совершается твоим именем!» С этими словами Гракх Бабёф поднялся на эшафот гильотины.
Событиям Французской революции минуло два века. А провозглашенные ей принципы актуальны и поныне! Современная Франция – “неделимая, светская, социальная, демократическая республика, обеспечивающая равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, рассы и религии” (Ст. 1. Конституции Франции).
Права и свободы человека – это важнейшая сфера Французкого конституционного законодательства. «Люди рождаются и остаются... равными в правах, свобода — естественное и неотъемлемое право и состоит она в том, чтобы «делать все, что не наносит вреда другому», — провозглашает Декларация о правах и свободах человека 1789 г. В этом отношении свобода - «необходимые отношения, вытекающие из природы вещей».
Исторически сложилось, что основные юридические положения о правах и свободах человека содержатся в двух включенных в Конституцию 1958 г. нормативно-правовых актах
-Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.
-Преамбуле Конституции 1946 г.
С одной стороны это хорошо, поскольку права и свободы человека “освящаются” авторитетом этих выдающихся исторических документов (особенно Декларации 1789 г.). Но с точки техники конституционного регулирования это плохо. Поскольку -права и свободы человека – важнейший элемент предмета современной конституции, и поэтому было бы неправильно их регулировать в тексте самой конституции.
-Декларация 1789 г. и Преамбула Конституции 1946 г. – памятники права; они (особенно Декларация) зафиксировали те права и свободы, которые были актуальны 200 и 50 лет назад, а жизнь меняется, с усложнением социально-экономической организации общества появляются новые права (например, социальные, трудовые, экологические и др.), которые остаются за бортом конституционного регулирования
- Декларацию 1789 г. и Преамбулу Конституции 1946 г. нельзя новеллизировать, приводить в соответствие с требованиями сегодняшнего дня, в них невозможно внести дополнения. Тем не менее, несмотря на отмеченные недостатки, во Франции исторически сложился именно такой, оригинальный порядок урегулирования прав и свобод – в двух памятниках права, включенных в Конституцию.
Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г. закрепила следующие принципы и свободы:
-свободу и равенство от рождения;
-право на собственность;
-право на сопротивление унижению;
-суверенитет народа;
-право делать все, что не запрещено законом;
-право на равный доступ всех граждан к государственным должностям;
-свобода слова;
-свобода мысли;
-свобода совести;
-презумпция невиновности;
-ответственность власти перед народом;
Данные права дополняются более современными, в основном социальными, правами и свободами, закрепленные в преамбуле Конституции 1946 г., демократической по духу и принятой вскоре после освобождения Франции от гитлеровской оккупации. Среди них
-равенство мужчины и женщины;
-право на труд и одновременно обязанность трудиться;
-свобода профсоюзной деятельности;
-право на стачку;
-право на отдых и досуг, социальное обеспечение;
-право на развитие личности;
3. Свобода и равенство.
Вовенарг, который еще не мог читать ни Монтескье, ни Руссо, ни Декларации, писал: «Неправильно утверждать, будто равенство является законом природы; природа ничто не сделала равным». Альфред де Мюссе, который прочитал произведения всех просветителей, писал о том же самом, но в стихах: “Пусть люди будут равными друг с другом на земле, Уразуметь сие не мог я никогда, возможно ль это?”
Французкие юристы часто ссылаются на принцип равенства в обращениях к Конституционному совету, когда ему передается на рассмотрение какой-либо закон. Так как формально «равноправные» люди чаще всего находятся в неодинаковом положении, то необходимо юридическое толкование. Юридическая деятельность Констуционного совета может выглядеть как практика защиты равенства в том смысле, в каком его понимали юристы эпохи Французской революции 1789 г.; но вырисовывается и иная идея: если неодинаковое положение людей в обществе оправдывает необходимость дифференцированного подхода, то в условиях социальной республики (статья 2 Конституции) оправданно наличие норм, призванных сглаживать социальные противоречия общества, ибо совершать посягательство на формальное равенство с целью приближения общества к действительному равенству — это тоже своеобразная форма обеспечения принципа равенства. Таким образом, очевидна формальность принципа равенства. Конституционный суд Франции утверждает, что законодатель не может «ни произвольно рассматривать то, что в основном является равным с неодинаковых позиций, ни произвольно рассматривать то, что в основном является неравным с позиций принципа равенства».
Равенство прав осуществляется в различных формах:
-Равенство граждан перед законом - «закон должен быть единым для всех, охраняет он или карает» (статья 6 Декларации 1789 г.). Государство «обеспечивает равенство перед законом всем гражданам без различия происхождения, расы или религии» (Ст. 2 Конституции 1958).«Франция обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии» статья 2 Конституции 1958 г.
-Равный доступ граждан к публичным должностям - «Все граждане равны перед законом и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями» (Ст. 6 Конституции 1958).
-Равенство политических прав - «выборы всегда являются всеобщими, равными и тайными» (Ст. 3 Конституции 1958).
-Равенство перед бременем общественных расходов «солидарность и равенство всех французов в несении повинностей) обусловленных национальными бедствиями». (Конституция 1958 г.)
-Равенство в области налогообложения: - «Общие износы должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возможностям» (статья13 Декларации 1789г.).
-«Равенство всех французов в отношении бремени, вытекающего из национальных бедствий (абзац 12 преамбулы Конституции 1946 г.).
-«Равный доступ детям и взрослым к образованию, приобретению профессий и к культуре».
-Равенство в условиях труда - «никто не может быть ущемлен в труде и в профессии по причине своего происхождения, своих взглядов или своего вероисповедания» (абзац 5 преамбулы Конституции 1946 г.),
-Равенство в доступе к занятию публичных должностей - «все граждане... имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных раличий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями» (ст. 6 Декларации)
— “неделимость Республики” (статья 2 Конституции) – “Франция является неделимой, светской, социальной демократической республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, рассы или религии. Она уважает все вероисповедания” (Ст. 1 Конституции);
— “условия осуществления свободы и равенства должны быть одинаковыми па всей французской территории” (решение Конституционного совета от 18 января 1985 г.);
— “самоуправные и произвольные действия являются посягательством на принцип равенства” (статья 7 Декларации 1789 г. и статья 66 Конституции 1958 г.).
Следует отметить, что принципам свободы и равенства противоречит любая дискриминация человека в обществе (т.е., такие различия, которые ставят одну категорию граждан в менее благоприятные условия по сравнению с другими категориями), но сами люди находятся в разном положении, и закон должен учитывать этот факт. Французская Конституция запрещает любые дискриминационные подходы. Одни из этих запретов имеют общий, а другие - сцифический характер, присущий некоторым определенным сферам деятельности. Это побуждает Конституционный совет выступать против какой бы то ни было законодательной регламентации привилегий для одних в ущерб другим. Речь идет прежде всего о любом «различии в зависимости от происхождения, расы или религии» (статья 2 Конституции). Не следует ли к этому добавить различие, основанное на верованиях, ведь статья 2 Конституции провозглашает: «Франция... уважает все верования»? Преамбула Конституции 1946 г. ставит людей в одинаковое положение, провозглашая, что «всякое человеческое существо независимо от расы, религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми и священными правами» и «никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные» (статья 10 Декларации 1789 г).
4. Юридическое определение свободы в Конституции Франции – право делать все, что не запрещено законом
Из всех принципов Французкой Конституции, важнейшая роль принадлежит правам и свободам человека. «Свобода есть право делать все, что разрешено законом», — писал Ш. Монтескье. Декларация 1789 г. устанавливает) что люди рождаются и остаются свободными, что свобода — естественное и неотъемлемое право и состоит она в том, чтобы «делать все, что не наносит вреда другому». Следовательно, закон должен конструироваться не на дозволениях, а на запретительных предписаниях. «Закон правомочен запрещать только действия, вредные для общества», — провозглашает статья 5 Декларации. Для революционеров такое ограничение законодательной власти не нуждалось в санкционировании, так как, будучи приверженцами идеи Ж. Ж. Руссо, они полагали, что выражаемая в законе общая воля не может «заблуждаться»; Руссо отмечал: «Суверен всегда находится в курсе того, что должно делать». Конституция 1958 г. ознаменовала торжество традиционной французской концепции свободы, и не случайно Конституционный совет в своем решении от 23 августа 1985 г. установил, что «одобренный закон... отражает общую волю лишь в той мере, в какой в нем соблюдена Конституция». Свободу следует понимать как право делать все, что не запрещает закон.
Из этой трактовку в Конституции 1958 г. вырисовывается основная идея: свободная деятельность человека есть его естественное право. Поэтому не возникает и надобности в перечислении дозволений: все, что не запрещено законом, стало быть, и позволено.
4.1. Право требовать от других воздержания от действий
Свобода можно противопоставить другому лицу, впрочем, как и обществу в целом. Грамотное юридическое пользование ею предполагает воздержание других лиц от препятствующих этому пользованию действий. Значит, она предполагает воздержание от определенных действий.
Французкие философы-мыслители 18-го в. имели перед собой чисто формальную концепцию свободы; они мало задумывались о реалиях жизни. Свобода реально достижима лишь при наличии определенных средств. Например, что значит свобода распоряжения имуществом для нищего?
5. Классификация свобод
Существует множество классификаций прав и свобод человека. Например, французкие ученые-юристы разделяли права и свободы следующим образом:
-личные свободы(свобода личности, свобода мысли, слова, совести и др.)
-социально-экономические свободы (КА. Кольяр),
-физические свободы (свобода разума, свобода выражения коллективной воли) (Ж. Робер),
-индивидуальные и коллективные свободы (Ж. Моранж),
-публичные свободы и т.д.
Философско-правовой аспект этих классификаций, несомненно, представляет интерес, но в юридическом смысле все они малозначительны для конституционного определения.
Современная классификация прав и свобод человека подразделяет их на три основных категории:
-права “первого поколения” (право на жизнь, право частной собственности, неприкосновенность жилища, частной жизни)неотъемлемые и неотчуждаемые права присущи человеку просто потому, что он человек. Это естественные (личные) права, которые вытекают из самой человеческой природы каждого индивидуума, и назначение их в том, чтобы поддерживать в человеке чувство собственного достоинства.
-права“второго поколения”, устанавливаемые в соответствие с нормотворческими процессами, происходящими как на национальном, так и на международном уровнях (гражданские, политические, избирательные, социально-культурные и др. права).Их основой является согласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие субъектов права, тогда как основу первого поколения прав составляет естественный порядок.
-права “третьего поколения” (экономические, экологические и др). Эти права возникают на более поздних этапах развития общества
Декларация прав и свобод человека 1789 г. и Конституция Франции 1958 г. закрепляют следующие основные права и свободы человека:
-свободу и равенство от рождения;
-право на собственность;
-право на сопротивление унижению;
-суверенитет народа;
-право делать все, что не запрещено законом;
-право на равный доступ всех граждан к государственным должностям;
-свобода слова;
-свобода мысли;
-свобода совести;
-презумпция невиновности;
-ответственность власти перед народом;
Конституция Франции также выделяет
-индивидуальную свободу, или свобода личности, хранительницей которой в рамках, предусмотренных законом, является судебная власть (статья 66).
-публичные свободы, основные гарантии которых определяются законом (абзац 2 статьи 34).
-свободы местных и территориальных коллективов, самостоятельность которых принципиально признается статьей 34 и статьей 72 Конституции.
5.1. Всеобщность свободы
Трактовка Декларацией 1789 г.
Свобода есть «естественное и неотъемлемое право человека»; в этом ее всеобщее значение. Согласно статьям 1 и 2 Декларации 1789 г. свобода есть естественное и неотъемлемое право, принадлежащее любому человеку. Поскольку «люди рождаются и остаются свободными», то свободу нельзя предоставлять или отчуждать - она составляет неотъемлемый принцип. Закон не предоставляет свободы; каждый человек располагает ею с момента рождения. Однако некоторые законы могут ограничивать свободу, впрочем, как и всякое естественное право (статья 4). Согласно Декларации 1789 г. свободу можно ограничить только на основе закона и поэтому «все, что не запрещено законом, то дозволено» (статья 5). Законом могут также предусматриваться и меры принуждения. В Декларации это выражено дополняющей формулой к статье 5: «Никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом».
Декларация не уточняет, что, собственно, закон может предписывать, будь то полезное или необходимое для общества, а стало быть, и неугодное отдельному лицу. Но общая концепция проясняется из содержания статьи 4, согласно которой «осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами».
5.2. Трактовка Конституционным советом
Ссылки на общий принцип свободы содержались в решениях как по отношению к иностранным, так и к французским гражданам. Так, в решении Сонета от 3 сентября 1986 г. по поводу выдворения из страны иностранцев была целиком воспроизведена статья 4 Декларации; на этой же статье основывалось решение Совета от 16 января 1982 г. по вопросу о национализации.
В вышеупомянутых решениях указаны и пределы действия общего принципа, выведенные на основе сравнения статьи 4 Декларации 1789 г. со статьями 34 и 66 Конституции 1958 г., где указано, что законодательная власть имеет соответствующие прерогативы как в области публичных, так и индивидуальных свобод. Такое сравнение позволило Совету сделать вывод, что «законодатель правомочен определять с учетом общественных интересов условия реализации свободы» (решение от 3 сентября 1986 г.). Такая формулировка охватывает все аспекты реализации свободы и в сфере дозволений, и в сфере принуждения и запретов.
К этому необходимо сделать ряд замечаний.
Во-первых, Совет трактует статью 34 Конституции о свободе как общем принципе, отбрасывая прилагательное «публичные».
Во-вторых, упоминаемое в Конституции правомочие законодательной власти устанавливать основные гарантии для реализации свобод позволяет трактовать его и как правомочие устанавливать рамки или ограничения для такой реализации.
В-третьих, Совет своим решением от 16 января 1982 г. по вопросу о национализации вывел еще одно условие для реализации свободы, установив, что «принципу свободы будет нанесен ущерб, если произвольно и злонамеренно будет стесняться свобода предпринимательской деятельности».
Следует отметить, что контроль за соблюдением «общего интереса» во Франции осуществляют одновременно и Конституционный и Государственный совет; но первый орган это делает применительно к общему принципу свободы, а второй —- оценивая правомерность управленческих решений с точки зрения охраны прав граждан. При этом Конституционный совет не ставит под вопрос целесообразность самой ограничительной меры, однако он вникает в способы ее реализации и сферу ее распространения. А если такая мера содержит в себе неоправданную дискриминацию, то Совет указывает на недостаточность сопровождающих ее правозащитных мер и гарантий.
6. Основные права и свободы человека
6.1. Свобода личности
“Свобода личности (или индивидуальная свобода) составляет один из основных принципов”, гарантированных законами Республики и провозглашенных преамбулой Конституции 1946 г. и Конституцией 1958 г.” — гласит решение Совета от 12 января 1977 г.
Для случаев применения статьи 66 Конституции Совет никогда не отделял прилагательное «личная» от существительного «свобода», напротив, он всякий раз подчеркивал, что в этой статье речь идет только о личной свободе, а не о какой другой свободе или о свободе выражения мнений (решения от 17 июля 1985 г., 19 и 20 октября 1984 г.).
Свобода личности это “право индивида вести подобающий ему образ жизни, т.е. выбирать в жизни то, что ему представляется наиболее походящим”. Однако Совет в своей юридической практике более придерживается довольно емкого представления о свободе личности.
-Во имя принципа свободы личности Совет опротестовал закон, разрешающий полиции в массовом порядке осуществлять досмотр автомашин (решение от 12 января 1977 г.), на том основании, что подобная норма не только стесняет свободу передвижения, но и представляет собой посягательство на частную жизнь, это также нарушает тайну корреспонденции (если будут обнаружены документы) и даже в определенном смысле составляет деликт вторжения в жилище (поскольку Кассационный суд однажды определил, что автомашина служит жилищем).
-В решении от 29 декабря 1983 г. по вопросу об ответственности за укрывательство от налогообложения Совет поставил под сомнение правомерность санкционированных законодательством реквизиций имущества, установив, что «свобода личности имеет разноплановые аспекты, в том числе она предполагает и ненаруши-мость жилища».
-Совет в своем решении от 14 декабря 1982 г. согласился с тем, что наниматели вправе оглашать сведения относительно нанятых ими на работу лиц с целью внесения их фамилий в избирательные списки по общественным организациям, исходя из того, что «тайна их частной жизни от посторонних лиц продолжает сохраняться rотношении всего того, что не должно фигурировать в избирательной документации». Аналогичное решение (от 26 июля 1984 г.) было принято в отношении объявления сведений о нуждаемости в социальной помощи.
Свобода личности в конституционном законодательстве Франции имеет градации: Она включает:
-Свобода беспрепятственного передвижения.
-Свобода частной жизни.
Свобода семейной жизни.
-Свобода располагать собственным достоянием.
6.2. Свобода передвижения
Конституционное значение
“Свобода передвижения есть принцип конституционного значения» (решение Конституционного совета от 12 июля 1979 г.). На этом основании Кассационный суд в своем определении от 1 февраля 1956 г. пришел к выводу о незаконности постановления о задержаниях на дорогах автомобилей, пассажирами которых предполагались проститутки, поскольку такое постановление было принято «в нарушение основных прав, относящихся к области публичных свобод, и в частности к области свободы личности». Такими же соображениями руководствовался и Конституционный совет, вынося решение по аналогичному вопросу. Противоречить Конституции будет любой закон, ограничивающий передвижение по национальной территории. Хотя Французское законодательство и предусматривает некоторые “стеснительные” ограничения передвижения, устанавливая проверку личности с целью предупреждения всякого рода посягательств на публичный порядок (решения от 19 и 20 января 1981 г., 26 августа 1986 г.). А в случаях угрозы публичному порядку Конституционный совет допускает как задержание в пенитенциарных учреждений иностранных граждан для их оследующей высылки или выдворения из страны (в случае незаконного въезда), а также незаконно находящихся на территории Франции выдворения иностранцев (решение от 3 сентября 1986 г.) Позволяет ли право на свободу передвижения покидать пределы государственной территории? Безусловно, да, если следовать международным соглашениям: статье 2-2 дополнительного протокола Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод (опубликованного декретом от 3 мая 1974 г.) и статье 12-2 международного пакта о гражданских и политических правах (опубликованного декретом от 24 января 1986 г.). Именно такими и были определения Кассационного суда от 28 ноября 1984 г. по поводу отказа в выдаче паспортов и изъятия выездных виз. Трибунал по конфликтам в своем постановлении от 9 июня 1986 г. пришел к выводу, что свобода передвижения вытекает из Декларации 1789 г., ведь она не ограничивает данную свободу пределами национальной территории. На этом основании Конституционный совет может подвергнуть цензуре любой правовой акт, предоставляющий властям право отказывать в выдаче выездных виз или паспортов. Поэтому всякий раз, когда свобода передвижения ограничивается законом, на который поступила жалоба в Конституционный совет, он вынужден проверять закон на предмет того, достигнута ли в нем необходимая сбалансированность между интересами личной свободы и безопасности, включая правопорядок, безопасность граждан и их имущества, раскрытие преступления и обнаружение виновных, охрана здоровья и т.п. Но в то же время он следит и за тем, в какой мере судебная власть сумела на деле выполнить свою функцию хранительницы личной свободы.
6.3. Свобода и уважение частной жизни
-Свобода располагать собой
-Тайна интимных сторон жизни
-Защита личности и личного статуса.
6.4. Свобода располагать собой
«Люди рождаются и остаются свободными» (ст. 1 Декларации 1789 г.). А поскольку человек имеет право располагать свободой; ему нельзя навязывать определенный образ жизни, мысли, идеи, нравственные идеалы и т. п., или запрещать их. Законом могут запрещаться лишь действия, посягающие на свободу других лиц, а следовательно, вредные или антиобщественные действия (статьи 5 и 6 Декларации). Занятие проституцией, гомосексуализм и лесбиянство не включены в разряд антиобщественных действий. Согласно статье 283 Уголовного кодекса Франции они наказуемы, если «наносят оскорбление добрым нравам», когда распространяется с помощью прессы, книг, афиш или фильмов, тогда как оскорбление против чувства стыдливости наказуемо лишь при условии публичности этого действия (ст. 330 УК) или когда акт совершается отношению к ребенку (ст. 331)
Свобода личности предполагает, что каждый вправе свободно располагать своей жизнью, здоровьем, физическим и нравственным достоянием и т. п. Этот почти неоспоримый принцип имеет ряд проблемных моментов. Вот ряд примеров.
6.5. Свободна ли женщина в своем намерении прервать беременность?
То, что она свободна не прибегать к этому средству, не вызывает сомнений: Конституционный Совет пришел к выводу, что закон должен признавать за ней право выбора в случае, если производство аборта ненаказуемо ввиду «угрожающей здоровью ситуации или из-за терапевтических соображений». Однако, в силу «признания права на жизнь за каждым из человеческих существ, начиная с момента зачатия», Конституционный совет полагает, что закон не может посягать на этот принцип, а следовательно, должен и разрешать добровольное прерывание беременности лишь «в случаях необходимости» с предусмотренными ограничениями (решение от 15 января 1975 г.). Право свободного распоряжения предполагает, чтобы каждый смог принять распоряжения на случай смерти, закрепленный республиканским законом от 15 ноября 1887 г.
6.6. Защита интимной стороны жизни
Этот принцип есть необходимое следствие уважения частной жизни. Статья 9 Гражданского кодекса провозглашает, что «каждый имеет право на уважение своей частной жизни». Эта статья была включена в ГК законом от 17 июляя 1970 г. Первое упоминание этого принципа содержалось в ордонансе французского Комитета национального освобождения от 6 мая 1944 г. “О запрещении расовой пропаганды, изданном во изменение закона 1881 г. о печати”.
6.7. Право на тайну
Из права на уважение частной жизни вытекает обязанность воздерживаться от разглашения сведений о личности, кроме тех, которые необходимы для ее идентификации. На этом основании пометки в реестрах актов гражданского состояния «отец и мать не известны или не установлены» не допускаются. Закон, который предписывал бы занесение в акты гражданского состояния подобных пометок, противоречит принципу, зафиксированному в законе от 22 июля 1922 г., равно как и в законе от 2 июля 1966 г., которыми запрещалось разглашать сведения об усыновлении. Конституционный совет не раз рассматривал ряд законоположений, имеющих отношение к соблюдению тайны некоторых сторон частной жизни. Его реакция была дифференцированной: в необходимых случаях заинтересованные лица вправе сами давать о себе сведения по просьбе властей или третьих лиц, в других, напротив, опротестовать соответствующие домогательства. Так, обязанность сообщать о себе сведения, закладываемые в электронные информационные системы интернета, не может противоречить Конституции при наличии условия, что за их предоставлением осуществляется контроль со стороны Национальной комиссии по информатике и свободам (решение Совета от 26 июля 1984 г
Что же касается налоговой тайны, то Совет не признает за ней значение конституционного принципа (решение от 29 декабря 1983 г.), поскольку гласное содержание налоговых ведомостей «способствует искренности в составлении деклараций о доходах», а с другой — облегчается осведомление кредиторов и истцов по алиментам о состоянии доходов и поступлений от прибыли в отношении должников, что ни в коей мере не подрывает базу конституционных гарантий. В частности, принцип соблюдения тайны нашел отражение в законе от 17 июля 1980 г. об изменении статьи 368 и следующих УК (касающихся клеветы и оскорблений). Судебная практика в свою очередь извлекла из этого принципа ряд следствий, в частности запрещая без согласия заинтересованного лица запись и публикацию устных выступлений, фиксацию и воспроизведение образа лица, находящегося в уединенном месте, и т.п.
6.8. Соблюдение тайны переписки и телефонных разговоров
Происхождение этого принципа следует искать в статье 23 Уголовного кодекса 1791 г.; затем сам принцип нашел подтверждение в статье 638 республиканского кодекса, одобренного 3 брюмера IV года Республики. Следует отметить, что в те времена речь шла о почтовой корреспонденции, но с принципиальной точки зрения действие этой нормы вполне можно отнести и к телефонным переговорам. Ныне эта норма воспроизведена в статье 26 Кодекса почт и телекоммуникаций в отношении переписки и в статье 241 того же Кодекса в отношении телефонных переговоров. Нарушение тайны корреспонденции наказуемо по статье 187 УК (в редакции законов от 28 апреля 1832 г. и 15 июня 1922 г.) и по статье 368 УК (в редакции закона от 17 июля 1970 г.). С тайной корреспонденции связана деликатная проблема правомочий администрации телефонной связи: должна ли она записи телефонных переговоров во всех деталях доводить сведения о абоненте и членах его семьи. Комиссия по информатике и свободам, созданная законом от б января 1978 г., дает на это отрицательный ответ, а Комиссия по обеспечению доступа к управленческой документации отвечает положительно.
Телефонное «прослушивание» нередко практикуется полицией по постановлению прокурора, судьи или по распоряжению правительства с целью пресечения крупных бандитских операций и обеспечения государственной безопасности. Конституционный совет допускает такую практику с соблюдением тех же условий, что и для конфискаций при налоговых злоупотреблениях. В проекте Декларации прав и свобод от 19 апреля 1946 г. фигурировало специальное положение: «Тайна любой корреспонденции ненарушима. Отступления от этого принципа допустимы лишь на основании закона при наличии специального решения судебных органов». Не по этой ли причине до сих пор в парламенте так и не обсуждался вопрос о телефонных подслушиваниях?
6.9. Уважение личного статуса гражданина
Любой человек носит фамилию, принадлежит к определенной национальности, имеет жилище; совокупность этих атрибутов идентифицирует и персонализирует индивида. Всеобщая декларация нрав человека в статье б и Международный пакт о гражданских и политических правах в статье 16 устанавливают, что «любое лицо имеет право на признание в любом месте своего правового статуса». Что это может значить в конституционном праве?
6.10. Уважение фамилии
Право на фамилию специально не зафиксировано в Гражданском кодексе, но в косвенной форме такое право можно вывести из его положений, в которых подтверждается тот обычай, когда дети заимствуют фамилию отца (ст. 321 наполеоновского Гражданского кодекса). Столь же действенно и то положение, что никто. lie может быть лишен присвоенной ему фамилии, так как она представляет собой основу идентификации личности, а следовательно, и компонент частной жизни. Право замены существующей фамилии и право опротестования закреплено законом от II жерминаля XI года Республики.
6.11. Уважение национальности
«Любое лицо имеет право на национальную принадлежность». Этот принцип закреплен в абзаце 1 статьи 15 Всеобщей декларации прав человека. Этот принцип, основанный на законе от 10 августа 1927 г. и позже обновленный законом от 9 апреля 1973 г. об изменении Кодекса французского гражданства, имеет конституционное значение; любой закон, разрешающий правительству произвольно лишать французского гражданина его национальности, должен рассматриваться как не соответствующий Конституции.
6.12. Защита жилища
«Ненарушимость жилища» фигурирует в качестве важного принципа свободы личности, охрана которого согласно статье 66 возложена на судебную власть. Но, с одной стороны, ненарушимость нельзя считать абсолютной и беспредельной, а с другой — этот критерий не единственный, который характеризует жилище как обитель, имеющую под собой конституционные гарантии. Необходимо считаться и с такими обстоятельствами, как право свободно выбирать себе местожительства и менять его. Итак, что же следует понимать под таким собирательным понятием, как жилище?
Домицилий — это место проживания лица, хотя бы и временного, независимо от того, каким правовым статусом обладает занятое лицом помещение. Им может быть дом, комната, гостиница, терраса, огороженный двор или сад как с правом постоянного, так и временного проживания. Но понятие жилища не распространяется на автомобиль. Конституционный совет пока не сформулировал исчерпывающее определение жилища, но он также придерживается широкого толкования этого понятия, указав в одном из своих решений, что производимый систематически досмотр автомашин «посягает на основные принципы, на которых базируется обеспечение свободы личности» (решение от 12 января 1977 г.).
Свобода выбора места жительства закреплена в статьях 102 Гражданского кодекса, который предусматривает также свободу перемены места жительства. Впрочем, каждый вправе и не иметь жилища; отсутствие такового ненаказуемо, если это мотивируется отсутствием средств к существованию и привычкой не иметь постоянных занятий или профессии (ст. 270 УК). Требование иметь постоянное место жительства находится в противоречии со свободой передвижения, зато в некоторых юридических ситуациях нужна привязка к определенному месту жительства или месту пребывания, например, чтобы вести судебный процесс, гражданин должен выбрать себе домицилий.
Статья 359 Конституции VIII года Республики устанавливала, что дом каждого гражданина служит ему ненарушимым прибежищем; Конституция от 22 фримера VIII года Республики распространила действие этого принципа на всех лиц, находящихся во Франции, установив в статье 76, что «жилище любого лица, проживающего на французской территории, является ненарушимым прибежищем». В Конституции от 4 ноября 1848 г. была воспроизведена примерно та же формулировка, а в проекте Конституции от 19 апреля 1946 г. повторялось то же, что было записано в Декларации 1789 г. о ненарушимости жилища.
Конституции первых республик позволяли осуществлять обыски только в дневное время, но уже Конституция 1848 г. стерла границы между дневными и ночными обысками, возложив на власти определение допустимости вторжения в жилище. Впрочем, ни в одном из законодательных актов в период до 1946 г. не предусматривалась возможность проведения обысков в ночное время; такая практика запрещалась статьей 1037 ГПК, и суды продолжали опираться на статью 76 Конституции от 22 фримера VIII года Республики, нормы которой имели значение ординарного закона. Если иметь в виду, что и УПК в статье 59 запрещает производить обыски и проникновение в жилище до 6 часов утра и после 21 часа вечера, то становится ясной конституционная значимость этой нормы. Отсюда следует, что нормы ордонанса от 25 ноября 1960 г., позволявшие осуществлять обыски “в любое время дня и ночи”, шли вразрез с конституционным принципом.
Конституционный совет облачил этот принцип дополнительными правовыми гарантиями.
-Для проведения обысков в жилище или других местах пребывания лица требуется получение санкции судьи или прокурора, оформляемой с учетом специфических местных условий.
-Судья должен иметь правомочия «конкретно проверить обоснованность требования о проникновении в жилище».
Статья 102 ГК оперирует формулой: «осуществление гражданских прав» производится по «месту жительства каждого француза» или там, «где он имеет свое основное обзаведение».
6.13. Уважение личного статуса
«Граждане Республики, не обладающие общей гражданской правоспособностью, сохраняют свой личный статус, если они от него не отказались» (Ст. 75 Конституции). При этом необходимо иметь в виду, что выходцы из французских заморских территорий вправе опираться в гражданских правоотношениях на свои обычаи.
6.14. Свобода семейной жизни
Семья и Конституция
Концепция семьи в Декларации 1789 г. не фигурирует; в конституциях революционной эпохи семья упоминается лишь в связи с возложением обязанности ее содержания на отцов (отцовская власть). Но уже в Конституции 1848 г. содержалась обязанность граждан соблюдать нравственные принципы и писаные законы, регламентирующие отношения индивида в семье и обществе. В преамбуле к этой Конституции говорилось о том, что Республика «предоставляет вспомоществование тем, кто не имеет семьи и не в состоянии трудиться».
Правовой статус семьи определяется Преамбулой Конституции 1946 г. и Гражданским кодексом: свобода брачного выбора, право обзаводиться семьей как по закону, так и вне зарегистрированного брака. Государство должно создавать «необходимые условия для развития семьи».
Брак основывается на согласии супругов (статья 146 ГК); совершеннолетние дети вправе вступать в брак без чьего-либо на то разрешения (закон от 17 июля 1927 г. об изменении статьи 158 ГК). Законом от 29 октября 1981 г. было снято ограничение действующего Ордонанса, согласно которому для вступления в брак иностранных граждан, временно проживающих во Франции, требовалось разрешение административных органов. Государственный совет в своем постановлении от 18 января 1980 г. объявил, что правительство не вправе требовать своими декретами о предварительном разрешением со стороны административных властей на заключение брака дипломатических представителей, поскольку свободный выбор ими супруга — составная часть «основных гарантий, предоставляемых государственным гражданским и военным чиновникам». Государственный совет заключил, что свободный выбор супруга есть общепризнанное право и нельзя ограничивать в нем ни французов, ни иностранцев, ни рядовых граждан.
Право основывать семью вне брака, т.е. без его регистрации (конкубинат) признается Гражданским кодексом, статья 340 которого устанавливает, что фактические брачные связи предполагают либо «совместную жизнь», либо наличие свободных и постоянных отношений. Однако в случае, если один из сожителей состоит в браке, то фактическое сожительство для него будет составлять уклонение от супружеского долга (ст. 212 ГК). Санкция в отношении супружеской неверности заключается в возможности требовать развода — при зарегистрированном браке и прекращения обязательств — по свободному союзу.
6.15. Эмансипированное положение супругов в браке
Необходимые условия для развития семьи предполагают полную гражданскую правоспособность супругов. На этом основании несовершеннолетний ребенок в случае вступления в брак освобождается от родительской власти. Эта норма, содержащаяся в статье 476 ГК в редакции закона от 5 июля 1974 г., имеет конституционное значение и не может быть отменена обычным законом.
6.17. Родительская власть
Родительская власть является одним из необходимых условий развития семьи; она принадлежит родителям в той мере, в какой они в состоянии ее осуществлять (статья 371 и следующие ГК). Следовательно, законодатель не вправе лишать родителей их власти в общем порядке, не нарушая при этом Конституцию.
6.17. Право и обязанность осуществлять воспитание детей
Родительская власть включает в себя одновременно и право и обязанность по воспитанию детей; обязанность по воспитанию предоставляет родителям возможность выбора между обучением ребенка в государственной или частной школе или «в семейных условиях». Право такого выбора было закреплено в статье 7 закона от 28 марта 1882 г. и ныне имеет конституционное значение. Однако согласно статье 16 того же закона предусматривается педагогический контроль за семейным обучением в целях обеспечения действенности родительской обязанности заботиться об образовании своих детей.
6.18. Свобода завещательных распоряжений
Свобода семейной жизни предполагает право одного из переживших супругов назначить для детей «опекуна по завещанию» (статья 397 и следующие ГК).
6.19. Свобода распоряжаться своим состоянием
По мнению Планьо-ля, Риперта и Буланже, использование такой свободы «в мире, где движущим мотивом всех сделок является своекорыстный интерес, может нанести ущерб состоянию семейной собственности». Не случайно, что в Гражданском кодексе содержится много предосторожностей в отношении свободного распоряжения, например в ряде случаев требуется удостовериться в истинности намерений распорядителя; содержатся возможности оспариваний и аннулирования распоряжений, когда по ним передается имущество, превышающее свободную для распоряжения квоту (например, когда закон предусматривает выделение обязательных наследственных долей). В некоторых случаях для распоряжения имуществом требуется разрешение административных органов или согласие со стороны юридических лиц, не преследующих цели извлечения прибыли.
По мнению А. Мазо, судебная практика развивается по пути: судьи не склонны расширять имеющийся перечень законных предосторожностей, который и без того достаточно полон. Конституционная практика идет в таком же направлении: свобода распоряжаться своим достоянием есть принцип, поскольку все, что не запрещено законом, не возбраняется. Следовательно, акты, ограничивающие эту свободу, должны толковаться ограничительно; именно так и поступал Конституционный совет, выносят одному из гражданско-правовых казусов. Видимо, такие же решения могут последовать и в области реализации гражданских свобод.
6.20. Свобода предоставлять и получать имущество
Свобода завещательных распоряжений закреплена в статье 902 и статье 967 Гражданского кодекса. Эта свобода (между живыми и в силу завещаний) ограничена наличной наследственной массой, поскольку вольные распоряжения не могут затрагивать гарантированных законом обязательных наследственных долей (статья 913 ГК) в отношении нисходящих, восходящих родственников и родственников по боковой линии, а также пережившего супруга.
Свобода принимать наследство закреплена в статье 902 и статье 906 Гражданского кодекса; эта свобода признается только за физическими, а не за юридическими лицами (статья 910 ГК и статья II закона от 1 июля 1901 г.). Непринятие наследства сопровождается отказом от него. Это правило закреплено статьей 775 ГК в следующей формулировке: «Никто не обязан принимать открывшегося ему наследства». Оно упоминается в статье 932 ГК, согласно которой «дарения между живыми действительны только со дня констатации их принятия, выраженного в четкой и недвусмысленной форме», а также в статье 938 ГК, которая гласит, что надлежащим образом принятым считается дарение, основанное на одном лишь согласии сторон.
6.21. Свобода договорных отношений
Эта свобода закреплена Статьей 1123 Гражданского кодекса - «Всякое лицо может вступать в договорные отношения, если оно по закону не признано недееспособным».
Свобода вступления в торговые сделки на основе договора упоминается и в статье 1594 ГК; это, однако, не препятствует законодателю устанавливать перечень случаев недееспособности в отношении торговых операций. Статья 1598 в еще большей мере ограничивает свободу продажи, уточняя, что «все, что находится в торговом обороте, может продаваться, если законами специально не запрещается отчуждение определенных видов товаров».
В своем решении от 27 ноября 1949 г. Конституционный совет тоже пришел к выводу о том, что законодатель вправе обставлять действие принципа свободного волеизъявления сторон в сделках купли-продажи «ограничениями общего характера, чтобы дать возможность государственным властям в необходимых случаях вмешиваться в регулирование рыночных отношений, основанных на волеизъявлении отдельных лиц».
6.22. Публичные свободы
Термин «публичные свободы» обозначен в статье 34 Конституции - закон устанавливает нормы, касающиеся «основных гарантий, предоставляемых гражданам для осуществления публичных свобод».
Закон устанавливает не столько свободы, сколько гарантии, необходимые для пользования ими, ибо ограничение свободы кого-либо из людей может стать гарантией свободы для других людей (статья 4 Декларации прав человека и гражданина). Следовательно, закон может и ограничивать пользование свободами; это конституционное право на установление ограничений варьируется по своему объему в зависимости от объективной сущности каждой из свобод. В этом отношении уместно проводить некоторые разграничения.
Термин «публичные свободы» впервые появился в тексте Конституции Четвертой Республики 1946 г., поскольку в статье 72 Конституции говорилось, что «в заморских территориях парламент наделен законодательными прерогативами в отношении уголовного законодательства, установления режима общественных свобод и политического и административного устройства». Эта статья охватывала три категории свобод, которые в настоящее время различаются в Конституции 1958 г.:
-личные свободы – свобода личности, ограниченную рамками действия уголовного закона,
-публичные свободы, местные свободы в рамках политического или административного устройства.
Ввиду данных разграничений становится понятным толкование, данное Государственным советом понятию «публичные свободы» в своих заключениях, которые были запрошены у него правительством: действительно ли Государственный совет считает, что понятие «публичные свободы» включает, помимо свободы личности, и основные свободы, которые не ограничиваются только одним индивидом, а дают «возможность распространения мыслей в общественном сознании». К их числу относятся:
-свобода митингов, собраний, демонстраций,
-свобода ассоциаций, объединений и культов,
-свобода печати,
-свобода слова, мыслей, совести,
-свобода образования,
-профессиональная свобода
-свобода предпринимательства
6.23. Свобода совести
«Республика обеспечивает свободу совести», — гласит закон от 9 декабря 1905 г.. Контитуционный совет отвечает в решении от 21 ноября 1977 г., что «свобода совести должна рассматриваться в качестве одного из основных принципов, признанных законами Республики». Статья 10 гласит: «Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже р-лигиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом».
Свобода совести запрещает всякую дискриминацию между гражданами в зависимости от их верований. Однако врач может отказаться от производства аборта, который противоречит его нравственным или религиозным чувствам (решение Конституционного совета от 15 января 1975 г.); журналист может считать себя уволенным из газеты, которая стала придерживаться нового курса, могущего причинить ущерб нравственным интересам этого журналиста (статья L 791-9 Кодекса законов о труде); правовой статус лица, отказывающегося от военной службы по соображениям совести, закреплен в Кодексе национальной службы (законы от 21 декабря 1963 г.
6.24. Свобода ассоциаций.
«Принцип свободы объединений» должен быть «отнесен к числу основных принципов, признаваемых законами Республики». (закон от 1 июля 1901 г. о ассоциации).
-Это — прежде всего свобода создания ассоциации без разрешения и даже без предварительного объявления (статья 2 закона); Конституционный совет констатирует, что «ассоциации создаются свободно».
-Возможность для членов ассоциации сделать ее публичной при единственном условии регистрации предварительного объявления о ее создании.
-Возможность ассоциации заниматься деятельностью, основанной на получении прибыли, но только в связи с достижением декларированной цели, а не для распределения прибылей между своими членами (решение Конституционного совета от 25 июля 1984 г.).
6.25. Свобода собраний
«Публичные собрания являются свободными, — провозглашает закон от 30 июня 1881 г., — публичные собрания, какими бы ни были их цели, могут проводиться без предварительного объявления».
Закон 30 июля 1881 г. признает за администрацией право роспуска собрания в случае «столкновений и насильственных действий»; эти условия и ограничения не имеют конституционного статуса и потому могут изменяться в законодательном порядке. После вынесения постановления по делу Бенжамена 19 мая 1933 г. Государственный совет решил, что административный орган может «принимать меры, которых требует поддержание общественного порядка», и «координировать осуществление своих властных полномочий с соблюдением свободы собраний»; этот орган может, запретить собрание, но только в случаях, если такая мера вызвана серьезностью угрозы общественному порядку; необходимость принятия такой меры определяет судья по административным делам.
Если сходки в общественных местах запрещаются, то для проведения всех остальных манифестаций в общественных местах обязательно требуется представление предварительного заявления, если только такие манифестации соответствуют местным обычаям. Впрочем, этот принцип, установленный декретом-законом от 23 октября 1935 г., нельзя считать имеющим конституционную силу. Однако подобная регламентация вовсе не противоречит Конституции, поскольку она исходит из согласования требований по поддержанию общественного порядка (администрация, информированная о манифестации, может запретить ее, если это может привести к нарушению общественного порядка) и свободы проведения собраний
6.26. Свобода отправления культов
«Французская Республика обеспечивает свободу совести. Она гарантирует свободу отправления религиозных культов при наличии только тех ограничений, которые устанавливаются ниже в интересах поддержания общественного порядка».(Статья 1 Закона от 9 декабря 1905 г.). В Конституции 1946 г. декларируется, что эта свобода «гарантирована нейтральным отношением государства ко всем верованиям и всем культам; она гарантирована, в частности, отделением церкви от государства, а также светским характером государственной власти и государственного образования».
6.27. Свобода профессий и предпринимательства
Свобода выбора профессии является публичной свободой; Конституционный совет подтвердил это в своем решении от 3 марта 1976 г., отнеся к компетенции законодателя установление «основных гарантий для свободного выполнения профессиональной деятельности учреждений» на примере частных больничных учреждений (решение Конституционного совета от 27 февраля 1967 г.).
Статья 7 гласит: «Любое лицо имеет право заниматься торговлей или работой, ремеслом или промышленной деятельностью по своему усмотрению»