Нахождение
военнослужащего в двух очередях на получение жилья
Глухов Е.А.,
подполковник юстиции, преподаватель СПВИ ВВ МВД России,
кандидат
юридических наук.
В
настоящей статье будут проанализированы положения законодательства о
возникновении у военнослужащих[1],
ранее претендовавших лишь на получение служебных жилых помещений, права на
обеспечение т.н. «постоянным» жильем. Здесь же мы рассмотрим вопрос о
возможности нахождения военнослужащего сразу в нескольких очередях на жилье: в
очереди на служебное жилье и в очереди на жилье по договору социального найма.
Прежде
всего, обратим внимание на нормы законодательства, регулирующие данные вопросы.
В
соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»[2]
военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы
служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в
соответствии со статьей 51 Жилищного
кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной
службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими
предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в
связи с организационно-штатными мероприятиями[3]
при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые
помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан
в собственность бесплатно на основании решения федерального органа
исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору
социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по
избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами
предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1настоящего
Федерального закона.
Как
видно, вышеприведенная норма – одно предложение закона (далее – комментируемая
норма) состоит из более сотни слов и нескольких причастных оборотов, поэтому
является трудной для восприятия, из-за чего возможны различные спорные ситуации
в ее применении. Рассмотрим ее значение более подробно.
Во-первых, указанное законоположение
распространяется только на военнослужащих, обеспечиваемых служебными жилыми
помещениями именно на весь срок военной службы. К ним
относятся:
военнослужащие, назначенные на воинские
должности после окончания военного образовательного учреждения
профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского
звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;
офицеры, заключившие первый контракт о
прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно
проживающие с ними члены их семей;
прапорщики и мичманы, сержанты и
старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную
службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними
члены их семей.
При этом необходимым условием обеспечения всех вышеназванных
категорий военнослужащих служебными жилыми помещениями является отсутствие у
них в
собственности, пользовании и владении других жилых помещений по месту прохождения военной службы (ст. 99 ЖК Российской
Федерации). Даже право пользования жилым помещением по договору социального
найма размером менее учетной нормы, если это жилое помещение находится по месту
военной службы военнослужащего, влечет отказ в признании его нуждающимся в
служебном жилье[4].
И наоборот, прибытие военнослужащего к новому месту
военной службы, т.е. перевод из одной воинской части в другую не является
обязательным условием для признания его нуждающимся в служебном жилом
помещении. Именно такой вывод сделала Военная коллегия Верховного Суда
Российской Федерации при рассмотрении
гражданского дела по надзорной жалобе заявителя Несмеянова А.Е.[5]
Следует отметить, что в абз 12. п. 1 ст. 15
Федерального закона «О статусе военнослужащих» приведен не исчерпывающий
перечень военнослужащих, обеспечиваемых служебным жильем. Так, например,
военнослужащие, проходящие военную службу в закрытых военных городках, военнослужащие,
заключившие первый контракт до 1 января 1998 года и не имеющие права
пользования жилыми помещениями по месту прохождения военной службы также имеют
право на получение служебного жилого помещения по месту военной службы. Однако
они еще в период прохождения военной службы, до начала увольнения с нее могут
претендовать и на получение постоянного жилья, до приобретения статуса увольняемых
военнослужащих они могут стать на очередь для его получения. Законодатель не
указал их в комментируемой норме закона, поэтому ниже мы не будем рассматривать
правоотношения с их участием.
Итак, упрощенно можно сказать, что комментируемая
норма закона распространяется на военнослужащих, заключивших первый контракт о
прохождении военной службы после 1 января 1998 года либо курсантов военных
вузов, окончивших военные учебные заведения позже указанной даты. Именно они
при продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной
службы по т.н. «льготным основаниям» при продолжительности военной службы 10
лет и более получает право на обеспечение постоянным жильем. Естественно при
условии предварительного признания их нуждающимися в жилых помещениях
в соответствии со статьей 51 Жилищного
кодекса Российской Федерации.
Если учесть, что
срок обучения курсантов в высших военных учебных заведениях составляет, как
правило, пять лет, а с момента вступления в силу Федерального закона «О статусе
военнослужащих» прошло как раз 15 лет, то именно в настоящее время офицеры -
выпускники военных вузов 1998 года получили право на обеспечение постоянным
жильем от военного ведомства. И с каждым следующим годом таких офицеров будет
все больше и больше, - выпускники военных вузов последующих лет (вплоть до тех,
кто обеспечивается жильем посредством накопительно-ипотечной системы жилищного
обеспечения) будут получать такое право. Вышеуказанные военнослужащие не могут
претендовать на получение постоянного жилья до начала процесса своего
увольнения по «льготным статьям» либо наступления у них 20 лет военной выслуги.
Ну
а первым шагом для получения постоянного жилья, для возникновения такого рода
жилищных отношений, является признание такого гражданина нуждающимся в жилом
помещении. Ведь бесплатно жилище предоставляется только гражданам, нуждающимся
в нем (ч. 3 ст. 40 Конституции России).
Важно
отметить, что право на получение постоянного жилья носит заявительный характер,
поэтому без волевых действий военнослужащего по постановке на жилищный учет его
право на обеспечение жильем так и останется декларативным. Поэтому при
наступлении у военнослужащего основания для постановки на учет на получение
постоянного жилья ему необходимо письменно обращаться в органы жилищного
обеспечения с соответствующим заявлением.
Раз порядок обеспечения военнослужащих
постоянным жильем не содержит принципиальных различий в зависимости от вида
предоставляемых жилых помещений (на праве собственности или по договору
социального найма), рассмотрим алгоритм постановки на жилищный учет
офицера-выпускника военного вуза 1999 года при достижении его выслуги на
военной службе 20 лет на примере реализации им права на получение жилья по
договору социального найма.
Поскольку
мы говорим о признании такого военнослужащего нуждающемся в постоянном жилье
(по договору социального найма или в собственности), то подразумеваем, что
такого жилья у него нет. Причем в отличие от условий признания гражданина
нуждающимся в служебном жилье, для признания военнослужащего в постоянном жилье
учитывается все жилые имеющиеся у его семьи помещения, в том числе и на праве
пользования по договору социального найма, в том числе и в других регионах
России. Как отметил Верховный Суд Российской Федерации, при определении уровня
обеспеченности общей площадью жилого помещения федеральное законодательство не
ограничивает включение в сумму общей площади имеющихся у гражданина жилых
помещений пределами лишь одного субъекта, в котором планируется улучшение
жилого помещения[6].
Здесь
возможны следующие варианты. Первый вариант – военнослужащий к моменту
наступления у него выслуги 20 лет на военной службе обеспечен служебным жилым
помещением по месту прохождения военной службы. Второй вариант – не обеспечен
им и признан нуждающимся в служебном жилом помещении. На практике возможен,
хоть и редко, вариант, когда военнослужащий не обеспечен ни служебным, ни
постоянным жильем и не числится даже нуждающимся в служебном жилом помещении.
В
первом и третьем случае (военнослужащий обеспечен служебным жильем по месту
военной службы по нормам законодательства либо вообще не состоит на жилищном
учете даже на служебное жилье) он в соответствии со ст. 51-52 ЖК РФ
представляет в органы жилищного обеспечения военного ведомства (в структурные
подразделения Департамента жилищного обеспечения Минобороны России, в жилищные
или жилищно-бытовые комиссии военных организаций) полный набор документов,
свидетельствующий о наличии у него права на обеспечение постоянным жильем.
Будучи обеспеченным служебным жильем по
месту военной службы по установленным нормам, военнослужащий, который на весь
период военной службы обеспечивается только служебным жильем, все равно при
определенных условиях может стоять в очереди на получение постоянного жилья
(как по месту военной службы, так и по избранному постоянному месту
жительства). Так, согласно п. 9 Правил учета военнослужащих, подлежащих
увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или
в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых
помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте
жительства[7]
военнослужащие, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения
достигает 10 лет в календарном исчислении могут быть поставлены на очередь на
получение жилых помещений:
- не более чем за 3 года до увольнения с
военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
-
в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями.
Во
втором случае (военнослужащий не обеспечен служебным жильем и состоит на
жилищном учете для его получения) действия военнослужащего аналогичны, но при
этом его документы для постановки в очередь на служебное жилье уже имеются в
органах жилищного обеспечения. Поэтому представляемый военнослужащим набор
документов для постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях по
договору социального найма будет либо частично дублировать уже имеющиеся в
наличии у этого органа документы, либо должен быть уменьшен на уже отправленные
ранее в органы жилищного обеспечения документы.
С одной стороны исходя из положений ч. 4
ст. 52 ЖК РФ для постановки на учет в целях получения жилья по договорам
социального найма граждане должны сами представить документы, подтверждающие их
право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Но с 1
января 2013 года заявители (в т.ч. и военнослужащие) получили законодательную
возможность представлять указанные документы через многофункциональный центр, а
на органы жилищного обеспечения возложена обязанность самостоятельно
запрашивать документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые
для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах
местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам
местного самоуправления организациях.
Таким образом, все документы,
необходимые для признания на жилищный учет на постоянное жилье, которые
находятся в распоряжении органов военного управления (жилищных органов и
кадровых органов, воинских частей) должны получать сами органы жилищного
обеспечения. Действительно, выглядит странной ситуации, когда для постановки на
жилищный учет сам военнослужащий вынужден получать различные справки из своей же
воинской части, отвлекаясь от исполнения должностных обязанностей, и сам же
направлять их в свою же жилищную комиссию.
Следующим спорным моментом является
довольно распространённая во многих воинских частях практика снятия с жилищного
учета на служебное жилье тех военнослужащих, которые после признания их
нуждающимися в служебном жилье представляют в жилищные органы заявления о
признании их нуждающимися уже в постоянном жилье. И если в Вооруженных Силах
Российской Федерации учет военнослужащих, нуждающихся в служебных жилых
помещениях и нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма,
ведут разные структурные подразделения ДЖО МО РФ, которые принимаю решения без
согласования друг с другом, то в иных военных ведомствах это одни и те же органы
– жилищные или жилищно-бытовые комиссии. По таким заявления часто имеет место
перевод военнослужащего из одной очереди (на служебное жилье) в другую (на
постоянное жилье) вместо постановки его во вторую очередь.
По мнению
автора, юридических оснований для снятия военнослужащего с жилищного учета в
этом случае не имеется. Обращаясь в жилищные органы с заявлением о постановке
на жилищный учет, сам заявитель-военнослужащий не просит снять его с другого
жилищного учета. Ни в Разделе IV, ни в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ не
содержится такого основания снятия военнослужащего с жилищного учета как
постановка его в очередь на жилье по договору социального найма. А само по себе
признание военнослужащего нуждающимся в получении постоянного жилья не влечет
прекращения его права на обеспечение служебным жильем.
Кроме того, при рассмотрении такого рода
дела в суде (о снятии военнослужащего с жилищного учета на служебное жилье при
обращении его с заявлением о постановке в очередь на постоянное жилье) суд
будет не должен выходить за пределы заявленных требований, а ими в данном
случае будут именно признание незаконными действий, связанных со снятием с
жилищного учета. Причем в данном судебном процессе не должен рассматриваться
вопрос о законности признания этого военнослужащего нуждающимся в постоянном
жилье, т.к. эти действия им не оспариваются.
Следовательно, при наступлении оснований
для признания военнослужащего нуждающимся в постоянном жилье при условии его
предварительного признания нуждающимся в служебном жилье такой военнослужащий
имеет право стоять в двух жилищных очередях.
Такое положение дел даже выгодно
военнослужащему.
Во-первых, при подходе его очереди на
постоянное жилье он его получает, снимается с очереди на служебное жилье, и
ничего не теряет. При подходе же очереди такого военнослужащего на служебное
жилье соответствующей площади он также может его получить, оставаясь при этом
стоять в очереди на постоянное жилье. Естественно, что человеку приятнее и
удобнее жить в своей, хоть и служебной квартире, нежели снимать жилье у
сторонних лиц, где не затруднительно делать ремонт, где в любое время возможно
выселение по требованию хозяина, где стоимость договора поднайма, как правило,
выше компенсации за наем жилья и т.д. Иногда в военных организациях практикуется
и последующая передача занимаемого им служебного жилья ему в собственность (в
порядке приватизации) при увольнении его с военной службы и наличии
соответствующей выслуги лет[8].
Во-вторых,
при документально подтвержденной нуждаемости в служебном жилье военнослужащий
может требовать его предоставления в трехмесячный срок с момента прибытия к
новому месту военной службы и постановки на жилищный учет (абз. 2 п.1 ст. 15
Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Как указал Конституционный Суд
Российской Федерации, буквальный смысл названной нормы свидетельствует о том,
что в ней ясно и однозначно установлен срок, в течение которого прибывшие на
новое место службы военнослужащие должны быть обеспечены жильем. Данная норма
обязывает командование обеспечить вновь прибывших военнослужащих жильем в
трехмесячный срок независимо от того, кто из военнослужащих, проходящих службу в данной воинской части, и с какого времени состоит на
учете на улучшение жилищных условий. Такое законодательное установление
направлено на реализацию жилищных прав военнослужащих, прибывших для
прохождения военной службы на новое место. Поскольку у военнослужащих род
трудовой деятельности таков, что в любое время в приказном порядке они могут
быть переведены на новое место службы, т.е. они лишены возможности выбирать
место службы, оспариваемая норма является формой обеспечения их права на
жилище. Именно из такого конституционно-правового смысла оспариваемой нормы
должны исходить суды при рассмотрении аналогичных дел[9].
При
нахождении же военнослужащего только в очереди на постоянное жилье, военнослужащий
менее социально защищен, т.к. срок его предоставления законодательно не
определен и определяется возможностями государства и наличием впереди стоящих
очередников на такого рода жильё. Такой вывод содержится, например, в Обзор судебной практики
гарнизонных военных судов Московского округа по гражданским делам за 2-е
полугодие 2009 года.
Кроме
того, при нахождении военнослужащего в очереди на постоянное жилье и не признании
его нуждающимся в служебном жилье у такого военнослужащего возможны проблемы при
заявлении им требований о получении компенсации за наем жилых помещений или
аренде для него жилого помещения. В последнее время военные суды исходят из
правовой позиции о том, что для получения указанной денежной компенсации либо
права на аренду помещения необходимо доказать факт признания заявителя
нуждающимся в служебном жилье и невозможность обеспечения его указанным жильем[10].
Подводя
итог настоящей статьи, считаю необходимым отметить, что нахождение
военнослужащего в двух очередях не запрещено законодательством и становится в
настоящее время распространенным явлением. Военнослужащие и органы,
осуществляющие жилищный учет, должны иметь это в виду.
[1] Далее в настоящей статье под
военнослужащими будем понимать лишь военнослужащих-граждан Российской
Федерации, проходящих военную службу по контракту.
[2] Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О
статусе военнослужащих" // СЗ РФ, № 22, 01.06.1998, ст. 2331.
[3] Далее – льготные основания
увольнения.
[7] Рос.газ. 1998.
19 сентября.
[8]Однако предоставление военному
ведомству возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения
специализированного жилищного фонда в собственность военнослужащих не влечет за
собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых
помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права
требовать их передачи в собственность.
[9] Определение
Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 г. № 115-О "Об отказе в
принятии к рассмотрению жалобы граждан Блинова Д. А. и Бойко Ю. И. на нарушение
их конституционных прав положениями пункта 1 статьи 15 Федерального
закона "О статусе военнослужащих" // http://zakon.law7.ru/base96/part8/d96ru8221.htm