Закон Азербайджанской Республики
О Конституционном суде
Глава первая. Общие положения
Статья 1. Назначение Конституционного суда Азербайджанской Республики
Конституционный суд Азербайджанской Республики (далее — Конституционный суд) является высшим органом конституционного правосудия по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией Азербайджанской Республики.
Статья 2. Правовые основы деятельности Конституционного суда
Правовую основу деятельности Конституционного суда составляют Конституция Азербайджанской Республики и настоящий Закон.
Статья 3. Основная цель и задачи Конституционного суда
Основной целью Конституционного суда является обеспечение верховенства Конституции Азербайджанской Республики.
Основными задачами Конституционного суда являются решение вопросов, предусмотренных частью III статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, толкование Конституции и Законов Азербайджанской Республики на основе запросов органов, указанных в части IV статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики и осуществление других полномочий, предусмотренных Конституцией Азербайджанской Республики.
Статья 4. Защита прав и свобод человека в Конституционном суде
Конституционный суд в своей деятельности должен защищать права и свободы человека.
В случае нарушения прав и свобод личности действующими нормативными актами он может посредством соответствующих судов обратиться в Верховный суд Азербайджанской Республики с просьбой направить запрос в Конституционный суд. Порядок обеспечения данного права определяется Законом Азербайджанской Республики “О судах и судьях”, гражданско-процессуальным и уголовно- процессуальным законодательством Азербайджанской Республики.
Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного суда
Деятельность Конституционного суда строится на основе принципов верховенства Конституции Азербайджанской Республики, справедливости, независимости, коллегиальности и открытости.
Статья 6. Основы независимости Конституционного суда
Конституционный суд является независимым государственным органом и в организационном, финансовом, а также в любом другом отношении не зависит от органов законодательной, исполнительной власти и других органов судебной власти, органов местного самоуправления, политических партий, общественных объединений, профессиональных союзов и их должностных лиц, а также юридических и физических лиц.
Глава вторая. Основы организации и деятельности Конституционного суда
Статья 7. Состав, организация и полномочия Конституционного суда
Состав, организация и полномочия Конституционного суда регулируются статьями 86, 88, 95, 104, 107, 109, 125, 130, 153 и 154 Конституции Азербайджанской Республики.
Статья 8. Присяга судьи Конституционного суда
Судья Конституционного суда в день своего назначения приносит на заседание Милли Меджлиса Азербайджанской Республики присягу следующего содержания:
“Клянусь с честью и достоинством осуществлять полномочия судьи Конституционного суда Азербайджанской Республики, защищать Конституцию Азербайджанской Республики, решать рассматриваемые вопросы на основе права и справедливости''.
Полномочия судьи Конституционного суда начинаются с момента принесения им присяги.
Статья 9. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи Конституционного суда
Согласно части I статьи 126 Конституции Азербайджанской Республики судьями Конституционного суда могут быть граждане Азербайджанской Республики в возрасте не моложе 30 лет, обладающие правом участия в выборах, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.
Согласно части II статьи 126 Конституции Азербайджанской Республики судьи Конституционного суда не могут занимать никакую выборную или назначаемую должность, не могут заниматься предпринимательской, коммерческой и иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и творческой деятельности, не могут заниматься политической деятельностью и состоять в политических партиях, не могут получать иное вознаграждение, кроме должностного оклада и средств, полученных за научную, педагогическую и творческую деятельность.
Статья 10. Срок полномочий судей Конституционного суда
Судьи Конституционного суда назначаются сроком на 10 лет.
После истечения срока полномочий судья Конституционного суда может быть заново назначен на эту должность только один раз.
Статья 11. Независимость судей Конституционного суда
Согласно части I статьи 127 Конституции Азербайджанской Республики судьи Конституционного суда независимы при исполнении своих полномочий, подчиняются только Конституции Азербайджанской Республики и настоящему Закону и несменяемы в течение срока своих полномочий.
Статья 12. Неприкосновенность судей Конституционного суда
Согласно частям I — III статьи 128 Конституции Азербайджанской Республики судьи Конституционного суда неприкосновенны.
Судья Конституционного суда не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан или арестован, к нему не могут быть применимы в судебном порядке административные меры взыскания, он не может быть подвергнут обыску, приводу и личному досмотру. Неприкосновенность судьи Конституционного суда распространяется также на его жилище
, служебную комнату, транспортные средства и средства связи, почтово-телеграфную переписку, личное имущество и документы.Судья Конституционного суда, задержанный в качестве подозреваемого в совершении преступления или административного правонарушения, после установления его личности должен быть немедленно освобожден. В этом случае орган, задержавший судью Конституционного суда, обязан незамедлительно сообщить об этом Генеральному прокурору Азербайджанской Республики. Генеральный прокурор Азербайджанской Республики должен проверить законность задержания судьи Конституционного суда в качестве подозреваемого в совершении преступления или административного правонарушения.
Судья Конституционного суда, в действиях которого содержатся признаки преступного деяния, может быть отстранен от должности в порядке, предусмотренном частями IV и V статьи 128 Конституции Азербайджанской Республики.
Отстраненный от должности судья Конституционного суда получает только должностной оклад, установленный для судьи Конституционного суда.
Отстраненный от должности судья Конституционного суда может быть привлечен к уголовной ответственности, а также арестован только на основании постановления Генерального прокурора Азербайджанской Республики.
Полномочия отстраненного от должности судьи Конституционного суда восстанавливаются в том случае, если в отношении его вынесен оправдательный приговор, или если производство предварительного следствия по делу прекращено по оправдательным основаниям (отсутствие события преступления, состава преступления, недоказанность вины в совершении преступления). В других случаях производство предварительного следствия по делу о судье Конституционного суда не может быть прекращено.
Судья Конституционного суда не может быть привлечен к юридической ответственности за его деятельность, голосование, высказанные мысли в Конституционном суде, в связи с этими случаями у него не могут быть истребованы объяснения и показания.
Статья 13. Назначение председателя и заместителя председателя Конституционного суда
После назначения на основании пункта 10 части I статьи 95, пункта 9 статьи 109, части II статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики Милли Меджлисом Азербайджанской Республики по представлению Президента Азербайджанской Республики судей Конституционного суда вопрос о назначении председателя и заместителя председателя Конституционного суда решается в соответствии с пунктом 32 статьи 109 Конституции Азербайджанской Республики.
Председатель и заместитель председателя Конституционного суда освобождаются от должности только по собственному желанию. В этом случае они остаются в должности судьи Конституционного суда.
Статья 14. Права судей Конституционного суда
Судьи Конституционного суда имеют право:
Статья 15. Обязанности судей Конституционного суда
Судьи Конституционного суда обязаны:
Статья 16. Председатель Конституционного суда
Председатель Конституционного суда:
Председатель Конституционного суда имеет все права и несет все обязанности судьи Конституционного суда.
Статья 17. Заместитель председателя Конституционного суда
Заместитель председателя Конституционного суда решает вопросы, определенные председателем Конституционного суда, выполняет по поручению председателя Конституционного суда отдельные его функции и замещает председателя Конституционного суда в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
Статья 18. Равноправие судей Конституционного суда
Судьи Конституционного суда, в том числе председатель Конституционного суда и его заместитель пользуются равными правами при решении всех вопросов, относящихся к полномочиям Конституционного суда.
Статья 19. Досрочное прекращение полномочий судьи Конституционного суда
Полномочия судьи Конституционного суда досрочно прекращаются в случае:
1. смерти;
2. подачи письменного заявления о добровольном отказе от должности;
4. наличия вступившего в силу в отношении него обвинительного приговора суда или решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
5. признания решением суда его недееспособности или ограниченной недееспособности;
6. объявления его решением суда умершим или без вести пропавшим;
7. признания недействительным назначение на должность в связи с обнаружением его несоответствия требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи Конституционного суда, предусмотренным в части I статьи 126 Конституции Азербайджанской Республики;
8. нарушения им ограничений, предусмотренных в части II статьи 126 Конституции Азербайджанской Республики;
9. пропуска по неуважительным причинам 3 раза подряд или 10 раз в течение года заседаний Конституционного суда;
10. отказа от участия в голосовании по вопросу, рассматриваемому Конституционным судом;
11. невыполнения обязанностей в связи с болезнью сроком более четырех месяцев, при наличии заключения специальной врачебной комиссии, образованной Конституционным судом, подтверждающего его болезнь.
Вопрос о досрочном прекращении полномочий судьи Конституционного суда в случаях, предусмотренных в пунктах 1 — 6 настоящей статьи, решается в соответствии с пунктом 32 статьи 109 Конституции Азербайджанской Республики.
В случаях, предусмотренных в пунктах 6 — 11, Конституционный суд дает предложение для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий судьи Конституционного суда в соответствии с пунктом 32 статьи 109 Конституции Азербайджанской Республики.
Глава третья. Принципы производства в Конституционном суде
Статья 20. Беспристрастность, справедливость, равноправие сторон
Согласно части II статьи 127 Конституции Азербайджанской Республики судьи Конституционного суда при ведении производства в Конституционном суде рассматривают дела беспристрастно, справедливо, соблюдая равноправие сторон, на основе фактов и в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики и настоящим Законом.
Статья 21. Независимость производства
Согласно части III статьи 127 Конституции Азербайджанской Республики прямое или косвенное ограничение производства в Конституционном суде с чьей-либо стороны и по какой-либо причине, незаконное воздействие, угроза и вмешательство недопустимы.
Лица, допустившие такие действия, несут ответственность в установленном законом порядке.
Статья 22. Принцип открытости
Согласно части V статьи 127 Конституции Азербайджанской Республики производство дел в Конституционном суде проводится открыто.
Рассмотрение дела в закрытом заседании разрешается только в случае, если Конституционный суд полагает, что открытое производство может стать причиной раскрытия государственной, профессиональной или коммерческой тайны, либо обнаруживает необходимость сохранения тайны личной или семейной жизни граждан.
Производство в Конституционном суде ведется устно, а заседания Конституционного суда стенографируются.
На открытых заседаниях Конституционного суда могут присутствовать аккредитованные в Конституционном суде представители средств массовой информации.
Сообщение о предстоящем заседании Конституционного суда публикуется в официальной государственной газете не позднее чем за 5 дней до начала заседания. В неотложных случаях, когда соблюдение этого правила не представляется возможным, сообщение о дате проведения заседания Конституционного суда должно быть объявлено по телевидению и радио.
Статья 23. Принцип состязательности
Согласно части VII статьи 127 Конституции Азербайджанской Республики конституционное производство ведется на основе принципа состязательности.
Конституционный суд не связан доказательствами и доводами сторон и заинтересованных субъектов и обязан добиваться всестороннего, полного и объективного разбирательства рассматриваемых вопросов.
Статья 24. Язык, на котором ведется производство
Согласно части X статьи 127 Конституции Азербайджанской Республики производство в Конституционном суде ведется на государственном языке Азербайджанской Республики.
Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется конституционное производство, гарантируется перевод всех материалов дела на язык, которыми они владеют и выступление на заседаниях Конституционного суда на родном языке.
Статья 25. Принцип коллегиальности
Заседания Конституционного суда проводятся коллегиально.
Статья 26. Непосредственность производства в Конституционном суде
При рассмотрении вопросов, относящихся к его полномочиям, Конституционный суд обязан непосредственно исследовать относящиеся к делу документы, материалы, доказательства, заслушивать стороны, свидетелей и экспертов, оглашать на заседании исследуемые документы.
Глава четвертая. Заседания Конституционного суда
Статья 27. Правомочность заседания Конституционного суда
Заседание Конституционного суда правомочно при участии на нем не менее 6 судей.
Статья 28. Общие правила ведения заседания Конституционного суда
При входе судей Конституционного суда в зал судебного заседания секретарь судебного заседания объявляет: “Прошу встать, идет Конституционный суд Азербайджанской Республики''. Все лица, находящиеся в зале судебного заседания, должны встать, а затем по приглашению председательствующего на заседании Конституционного суда занять свои места.
Заседание Конституционного суда ведет председательствующий на заседании Конституционного суда. Председательствующий открывает заседание и сообщает о делах, вынесенных на рассмотрение Конституционного суда. Председательствующий может в ходе заседания объявить перерыв. В случае, когда невозможно завершить рассмотрение дела в течение одного рабочего дня, председательствующий объявляет перерыв в заседании Конституционного суда и объявляет дату его возобновления.
По завершении вопросов, входящих в повестку дня заседания Конституционного суда, председательствующий объявляет заседание закрытым.
При выходе судей Конституционного суда из зала судебного заседания все находящиеся в зале судебного заседания должны встать.
Статья 29. Отзыв направленных в Конституционный суд запросов и обращений
Орган, направивший запрос или обращение в Конституционный суд, вправе отозвать свой запрос или обращение до начала заседания, посвященного рассмотрению этого запроса или обращения.
Статья 30. Откладывание или перенос заседания Конституционного суда на другое время
Назначенное заседание Конституционного суда может быть отложено или начатое заседание может быть перенесено на другое время в случае:
1) отсутствия кворума на заседании Конституционного суда;
2) неявки на заседание какой-либо из сторон, заинтересованных субъектов, свидетеля, эксперта, если это обстоятельство может отрицательно отразиться на всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела;
3) непредставления и несвоевременного представления затребованных Конституционным судом документов и материалов;
4) удовлетворения Конституционным судом мотивированных ходатайств сторон или заинтересованных субъектов об откладывании или переносе заседания на другое время;
5) наличия других обстоятельств, препятствующих всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела на заседании Конституционного суда.
Статья 31. Подготовка заседания Конституционного суда
При поступлении запроса в Конституционный суд или для разрешения вопросов, отнесенных Конституцией Азербайджанской Республики к компетенции Конституционного суда, председатель Конституционного суда назначает из числа судей Конституционного суда докладчика по данному вопросу.
Судья-докладчик всесторонне изучает вопрос и подготавливает в сроки, предусмотренные настоящим Законом, заседание Конституционного суда по данному вопросу: собирает необходимые документы и материалы; направляет запрос сторонам, другие же документы заинтересованным субъектам и изучает их мнение по данному вопросу; организует вызов на заседание свидетелей, экспертов, других лиц; принимает необходимые меры для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела; подготавливает доклад по вопросу.
Судья-докладчик осуществляет все меры, связанные с подготовкой заседания, от имени Конституционного суда.
Статья 32. Составление конституционного дела
По завершении стадии подготовки к заседанию Конституционного суда составляется конституционное дело, которое включает:
1) запрос, обращение, заявление или другой документ, послуживший основанием для начала конституционного дела;
2) материалы, приобщенные к запросу, обращению, заявлению или другому документу, послужившему основанием для начала конституционного дела;
3) материалы, приобщенные к конституционному делу судьей-докладчиком;
4) заключение эксперта, если он был привлечен к конституционному делу;
5) дополнительные материалы, приобщенные сторонами или заинтересованными субъектами;
6) другие документы, связанные с конституционным делом;
7) доклад судьи-докладчика.
Судьи Конституционного суда после составления конституционного дела могут ознакомиться с ним.
Статья 33. Председательствующий на заседании Конституционного суда
На заседаниях Конституционного суда председательствует председатель Конституционного суда, в его отсутствие либо по его поручению — заместитель председателя Конституционного суда, а в их отсутствие — старейший судья Конституционного суда. Судья-докладчик не может председательствовать на заседании Конституционного суда.
Председательствующий на заседании Конституционного суда:
Статья 34. Полномочия судьи Конституционного суда на заседании Конституционного суда
Судья Конституционного суда на заседании Конституционного суда вправе:
В совещательной комнате судья Конституционного суда может высказывать свое мнение по принимаемому Конституционным судом решению, голосовать за или против принятия данного решения.
Глава пятая. Конституционное производство
Статья 35. Способы и виды производства, осуществляемого в Конституционном суде
Производство в Конституционном суде осуществляется двумя следующими способами:
1) конституционное судебное производство;
2) конституционное особое производство.
Конституционное судебное производство по конституционным делам, рассматриваемым в Конституционном суде, осуществляется в следующих видах:
1) производство по делам, касающимся запросов, поданных для разрешения вопросов, предусмотренных в пунктах 1 — 6 и 8 части III статья 130 Конституции Азербайджанской Республики;
2) производство по делам, касающимся запросов о ликвидации политических партий и иных общественных объединений;
3) производство по делам, касающимся запросов, связанных со спорами о разделении полномочий между органами законодательной, исполнительной и судебной власти.
Осуществляются следующие виды конституционного особого производства по конституционным делам, рассматриваемым в Конституционном суде:
1) производство по делам, касающимся запросов, поданных с целью толкования Конституции Азербайджанской Республики;
2) производство по делам, касающимся обращений Милли Меджлиса Азербайджанской Республики о выяснении сообщения о полной утрате Президентом Азербайджанской Республики по состоянию здоровья способности исполнять свои полномочия;
3) производство по делам, касающимся рассмотрения заявления Президента Азербайджанской Республики об отставке;
4) производство по делам, касающимся вопроса об отстранении Президента Азербайджанской Республики от должности;
5) производство по делам, касающимся проверки и утверждения результатов выборов депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики;
6) производство по делам, касающимся назначения даты проведения первого заседания вновь избранного Милли Меджлиса Азербайджанской Республики;
7) производство по делам, касающимся дачи заключения Конституционного суда по предложениям Милли Меджлиса Азербайджанской Республики или Президента Азербайджанской Республики о внесении изменений в текст Конституции Азербайджанской Республики.
Статья 36. Стороны в конституционном судопроизводстве
Сторонами в конституционном судопроизводстве являются заявители и ответчики.
Согласно части III статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики заявителями в конституционном судопроизводстве могут быть Президент Азербайджанской Республики, Милли Меджлис Азербайджанской Республики, Кабинет министров Азербайджанской Республики, Верховный суд Азербайджанской Республики, Прокуратура Азербайджанской Республики, Верховный Меджлис Нахчыванской Автономной Республики.
Согласно части III статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики ответчиками в конституционном судопроизводстве могут быть:
1) орган, принявший нормативный правовой акт, который не соответствует по мнению заявителя Конституции и законам Азербайджанской Республики, указам Президента Азербайджанской Республики, постановлениям Кабинета министров Азербайджанской Республики;
2) Верховный суд, принявший руководящие разъяснения, которые не соответствуют по мнению заявителя Конституции и законам Азербайджанской Республики;
3. орган местного самоуправления, принявший муниципальный акт, который не соответствует по мнению заявителя Конституции и законам Азербайджанской Республики, указам Президента Азербайджанской Республики, постановлениям Кабинета министров (а в Нахчыванской Автономной Республике — также Конституции и законам Нахчыванской Автономной Республики, постановлениям Кабинета министров Нахчыванской Автономной Республики);
5) должностное лицо, подписавшее межправительственный договор Азербайджанской Республики, который не соответствует по мнению заявителя Конституции и законам Азербайджанской Республики;
6) политическая партия или общественное объединение, запрещения которого требует заявителя;
7) орган законодательной, исполнительной или судебной власти, который обвиняется заявителя в нарушении разделения полномочий.
В конституционном судопроизводстве заявителя и ответчиков могут представлять их законные представители.
Статья 37. Заинтересованные субъекты в конституционном особом производстве
Заинтересованными субъектами в конституционном особом производстве являются органы, направившие в Конституционный суд обращение в случаях, предусмотренных в Конституции Азербайджанской Республики, и органы и лица, интересы которых затрагиваются на основе таких обращений.
В конституционном особом производстве заинтересованных субъектов могут представлять их законные представители.
Статья 38. Права и обязанности сторон и заинтересованных субъектов
Стороны и заинтересованные субъекты вправе ознакомиться с материалами конституционного дела, делать выписки из них, снимать их копии. При рассмотрении конституционного дела на заседании Конституционного суда стороны и заинтересованные субъекты могут заявлять протесты, привести доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы друг другу, свидетелям и экспертам,
заявлять ходатайства, отвечать на задаваемые вопросы, возражать на ходатайства, доказательства и мысли, содержащиеся в выступлениях другой стороны, выступить с заключительным выступлением или заключительным словом.Стороны и заинтересованные субъекты обязаны уважать Конституционный суд, соблюдать требования конституционного особого производства. Стороны и заинтересованные субъекты должны своевременно явиться по вызову Конституционного суда, уважительно относиться к порядку, установленному в Конституционном суде, незамедлительно выполнять распоряжения председательствующего на заседании Конституционного суда.
Статья 39. Свидетель
Свидетелем является лицо, которому известно какое-либо обстоятельство по конституционному делу, рассматриваемому на заседании Конституционного суда. По предложению заявителя, ответчика, заинтересованного субъекта или по решению Конституционного суда свидетель может быть вызван в Конституционный суд для дачи показаний. Свидетель обязан давать показания об известных ему обстоятельствах, подлежащих установлению по конституционному делу.
Свидетель обязан уважать Конституционный суд, соблюдать требования конституционного производства. Свидетель должен своевременно явиться по вызову Конституционного суда, уважительно относиться к порядку, установленному в Конституционном суде, незамедлительно выполнять распоряжения председательствующего на заседании Конституционного суда.
За дачу заведомо ложных показаний или отказ от дачи показаний свидетель несет уголовную ответственность по законодательству Азербайджанской Республики.
Статья 40. Эксперт
Конституционный суд, судья-докладчик, стороны или заинтересованные субъекты вправе приглашать в качестве эксперта лицо, обладающее научными или другими специальными знаниями по рассматриваемому на заседании Конституционного суда конституционному делу.
Эксперт обязан давать объективные и мотивированные ответы на задаваемые ему вопросы. Для дачи ответов на вопросы эксперт может обратиться в Конституционный суд с ходатайством о предоставлении ему возможности ознакомления со всеми материалами конституционного дела и необходимыми дополнительными материалами. Если эксперт считает, что имеющиеся у него материалы недостаточны для дачи ответов на поставленные вопросы, или если для дачи ответов на поставленные вопросы у него нет необходимых знаний, он обязан сообщить об этом Конституционному суду. Для дачи ответов на поставленные вопросы эксперт вправе, с разрешения председательствующего на заседании Конституционного суда, задавать вопросы сторонам, заинтересованным субъектам и свидетелям.
Эксперт обязан уважать Конституционный суд, соблюдать требования конституционного производства. Эксперт должен своевременно явиться по вызову Конституционного суда, уважительно относиться к порядку, установленному в Конституционном суде, незамедлительно выполнять распоряжения председательствующего на заседании Конституционного суда.
Статья 41. Начало рассмотрения конституционного дела в Конституционном суде
Рассмотрение конституционного дела в Конституционном суде начинается с проверки явки в суд участников дела.
Председательствующий на заседании Конституционного суда предоставляет слово секретарю судебного заседания для доклада о явке в суд сторон, заинтересованных субъектов, свидетелей, экспертов и о причинах неявки отсутствующих.
Председательствующий на заседании Конституционного суда объявляет наименование конституционного дела, а также состав Конституционного суда, принимающий участие в заседании, сообщает, кто является секретарем судебного заседания, сторонами, заинтересованными субъектами, и проверяет, при необходимости, полномочия сторон и заинтересованных субъектов.
Статья 42. Разъяснение лицам, участвующим в рассмотрении конституционного дела, их прав и обязанностей
Председательствующий на заседании Конституционного суда разъясняет каждому лицу, участвующему в рассмотрении конституционного дела, его права и обязанности.
Статья 43. Последствия неявки на заседание Конституционного суда лиц, участвующих в рассмотрении конституционного дела
В случае неявки на заседание Конституционного суда кого-либо из лиц, участвующих в рассмотрении конституционного дела, Конституционный суд выслушивает мнения явившейся стороны или заинтересованного субъекта о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося лица и принимает определение о продолжении рассмотрения дела или отложении рассмотрения на другой срок.
Статья 44. Удаление свидетелей из зала заседаний Конституционного суда перед их заслушиванием
Свидетели, участвующие в рассмотрении Конституционного суда, перед их заслушиванием удаляются из зала заседаний Конституционного суда.
Статья 45. Выступление судьи-докладчика
Рассмотрение конституционного дела по существу начинается с выступления судьи- докладчика. Судья-докладчик объясняет существо рассматриваемого вопроса, дает анализ обстоятельств конституционного дела, излагает краткое содержание имеющихся в конституционном деле документов и информирует о мерах, принятых для подготовки вопроса к рассмотрению.
Судья-докладчик не вправе предопределять решение по конституционному делу. Судьи Конституционного суда могут задавать вопросы судье-докладчику.
Статья 46. Разрешение ходатайств
При рассмотрении конституционного дела стороны, заинтересованные субъекты и эксперты вправе заявлять ходатайства перед Конституционным судом.
Ходатайства, поданные в письменном виде, по поручению председательствующего на заседании Конституционного суда оглашаются секретарем судебного заседания и приобщаются к конституционному делу.
Ходатайства принимаются или отклоняются определением Конституционного суда, принимаемым на этом же заседании Конституционного суда.
Статья 47. Право Конституционного суда на истребование новых доказательств
При рассмотрении конституционного дела Конституционный суд вправе вынести определение о вызове новых свидетелей и экспертов, об истребовании дополнительных документов и материалов.
Статья 48. Выступления сторон при конституционном судебном производстве
В ходе конституционного судебного производства после выступления судьи-докладчика председательствующий на заседании Конституционного суда предоставляет слово сторонам. Первым выступает заявитель, после него слово предоставляется ответчику.
Стороны могут представлять несколько представителей, каждый из которых вправе выступить.
Заявитель в своем выступлении дает пояснение по существу вопроса и приводит доказательства в обоснование своей позиции.
Ответчик в своем выступлении излагает свою позицию по запросу, приводит доказательства в обоснование своей позиции.
После выступления каждой стороны председательствующий на заседании Конституционного суда предоставляет судьям возможность задавать вопросы выступившей стороне. Затем возможность задавать вопросы предоставляется другой стороне.
Статья 49. Выступления заинтересованных субъектов при конституционном особом производстве
Во время конституционного особого производства после выступления судьи- докладчика председательствующий на заседании Конституционного суда предоставляет слово для выступления заинтересованным субъектам. Первыми выступают представители субъектов, наделенных Конституцией Азербайджанской Республики правом направить обращение в Конституционный суд, затем слово предоставляется представителям органов и лицам, интересы которых затрагиваются таким обращением.
Заинтересованных субъектов могут представлять несколько представителей, каждый из которых вправе выступить.
Представитель органа, наделенного Конституцией Азербайджанской Республики правом направить обращение в Конституционный суд, в своем выступлении излагает мотивы своего обращения и высказывает мнение о желаемом решении Конституционного суда.
В случае, если представители органов или лица либо представители лиц, интересы которых затрагиваются такими обращениями, участвуют в конституционном особом производстве, то они в своих выступлениях излагают и обосновывают свои позиции по обращению.
После выступления каждого заинтересованного субъекта председательствующий на заседании Конституционного суда предоставляет судьям возможность задавать вопросы выступившему заинтересованному субъекту. Затем возможность задавать вопросы предоставляется другому заинтересованному субъекту.
Статья 50. Заслушивание свидетелей
Заслушивание свидетелей начинается с заслушивания свидетелей заявителя или свидетелей субъекта, наделенного Конституцией Азербайджанской Республики правом направить обращение в Конституционный суд, затем заслушиваются свидетели ответчика или свидетели субъекта, интересы которого затрагиваются обращением, направленным в Конституционный суд в случаях, предусмотренных в Конституции Азербайджанской Республики, и в конце заслушиваются свидетели, вызванные по инициативе Конституционного суда.
Председательствующий на заседании Конституционного суда предлагает каждому свидетелю сообщить Конституционному суду обстоятельства, касающиеся конституционного дела, которые известны ему лично. После выступления свидетеля ему могут быть заданы вопросы. Свидетелю первыми задают вопросы заявитель или субъект, наделенный Конституцией Азербайджанской Республики правом направить обращение в Конституционный суд, затем — ответчик или субъект, интересы которого затрагиваются обращением, направленным в Конституционный суд в случаях, предусмотренных в Конституции Азербайджанской Республики.
Судьи Конституционного суда в ходе заслушивания свидетелей вправе в любое время задавать им вопросы.
Статья 51. Оглашение документов
Документы, приобщенные к материалам конституционного дела или представленные суду в ходе судебного заседания, оглашаются на заседании Конституционного суда. После этого стороны или заинтересованные субъекты вправе дать пояснения, касающиеся оглашенных документов.
Документы, представленные на заседании Конституционного суда, подлежат, на основании определения Конституционного суда, приобщению к материалам конституционного дела.
Статья 52. Заслушивание экспертов
Заслушивание экспертов начинается с заслушивания экспертов заявителя или экспертов субъекта, наделенного Конституцией Азербайджанской Республики правом направить обращение в Конституционный суд, затем заслушиваются эксперты ответчика или эксперты субъекта
, интересы которого затрагиваются обращением, направленным в Конституционный суд, в случаях, предусмотренных в Конституции Азербайджанской Республики, и в конце заслушиваются эксперты, вызванные по инициативе Конституционного суда.Председательствующий на заседании Конституционного суда предлагает каждому эксперту изложить Конституционному суду заключение по конституционному делу. После выступления эксперта ему могут быть заданы вопросы. Эксперту первыми задают вопросы заявитель или субъект, наделенный Конституцией Азербайджанской Республики правом направить обращение в Конституционный суд, затем — ответчик или субъект, интересы которого затрагиваются обращением, направленным в Конституционный суд в случаях, предусмотренных в Конституции Азербайджанской Республики.
Судьи Конституционного суда в ходе заслушивания экспертов вправе в любое время задавать им вопросы.
Статья 53. Заключительные выступления сторон и заключительное слово заинтересованных субъектов
Во время конституционного судебного производства стороны вправе выступить с заключительным выступлением, охватывающим анализ исследованных материалов и доказательств по разрешению конституционного дела, рассматриваемого на заседании Конституционного суда, их юридическую оценку и значимость для рассматриваемого дела, а также обстоятельства, которые при вынесении решения Конституционным судом должны приниматься во внимание.
Конституционный суд может предоставить сторонам время для подготовки к заключительным выступлениям.
Во время конституционного особого производства заинтересованные субъекты вправе выступать с заключительным словом по поводу разрешения рассматриваемого на заседании Конституционного суда конституционного дела и обстоятельств, которые при вынесении решения Конституционным судом должны приниматься во внимание.
После заключительных выступлений сторон и заключительного слова заинтересованных субъектов Конституционный суд принимает определение об удалении в совещательную комнату.
Если после заключительных выступлений сторон и заключительного слова заинтересованных субъектов обнаружатся обстоятельства, указывающие на то, что судебное разбирательство по конституционному делу было проведено неполно и не всесторонне, Конституционный суд может вынести определение о продолжении разбирательства.
Статья 54. Протокол судебного заседания
Секретарь судебного заседания ведет протокол заседания Конституционного суда.
В протоколе судебного заседания должны быть указаны:
1) дата проведения заседания Конституционного суда;
2) место проведения заседания Конституционного суда;
3) фамилия, имя и отчество председательствующего на заседании Конституционного суда;
4) фамилии, имена и отчества судей Конституционного суда, принимающих участие в заседании Конституционного суда;
6) повестка дня заседания Конституционного суда;
7) сведения о сторонах, заинтересованных субъектах и их представителях, участвующих в рассмотрении Конституционного суда;
8) сведения о явке сторон заинтересованных субъектов, свидетелей, экспертов, участвующих в рассмотрении конституционного дела;
9) сведения о действиях Конституционного суда в той последовательности, в которой они совершались;
10) выступление судьи-докладчика, выступления и ходатайства сторон, заинтересованных субъектов, заданные им вопросы и ответы на них;
11) распоряжения председательствующего на заседании Конституционного суда и определения, вынесенные Конституционным судом;
12) выступления свидетелей и экспертов, заданные им вопросы и ответы на них;
13) заключительные выступления сторон или заключительное слово заинтересованных субъектов.
Каждый лист протокола заседания Конституционного суда подписывается председательствующим на заседании Конституционного суда и секретарем судебного заседания и протокол приобщается к материалам конституционного дела.
Стороны или заинтересованные субъекты вправе знакомиться с протоколом заседания Конституционного суда и приносить на него свои замечания.
Замечания на протокол заседания Конституционного суда рассматриваются Конституционным судом в 10-дневный срок и принимается мотивированное решение о приобщении этих замечаний к протоколу или их отклонении.
Глава шестая. Особенности конституционного производства по различным видам конституционных дел
Статья 55. Порядок подачи запроса в Конституционный суд в случаях, предусмотренных в пунктах 1—6 и 8 части III статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики
В случаях, предусмотренных в пунктах 1—6 и 8 части III статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, в Конституционный суд подается письменный запрос:
В запросе должны быть указаны:
1) наименование Конституционного суда;
2) наименование и адрес органа-заявителя;
3) наименование и дата принятия (подписания) акта, предусмотренного в пунктах 1—6 и 8 части III статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, наименование принявшего акт органа и источник его опубликования;
4) статья Конституции Азербайджанской Республики, подтверждающая право на подачу запроса в Конституционный суд и полномочия Конституционного суда рассматривать данный запрос;
5) обоснование требования органа-заявителя;
6) требование органа-заявителя;
7) список документов и материалов, прилагаемых к запросу;
9) подпись руководителя органа-заявителя.
К запросу должны прилагаться следующие документы:
1) копия акта, предусмотренного в пунктах 1—6 и 8 части III статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики;
2) документ, удостоверяющий полномочия представителя органа-заявителя, который будет участвовать в заседании Конституционного суда.
Статья 56. Отказ Конституционного суда в принятии к рассмотрению запроса в случаях, предусмотренных в пунктах 1—6 и 8 части III статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики
В случаях, предусмотренных в пунктах 1—6 и 8 части III статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, Конституционный суд отказывает в принятии к рассмотрению запроса в случаях, если:
Статья 57. Сроки рассмотрения запроса в случаях, предусмотренных в пунктах 1—6 и 8 части
III статьи 130 Конституции Азербайджанской РеспубликиПосле поступления в Конституционный суд запроса, предусмотренного в пунктах 1—6 и 8 части III статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, вопрос о нем в 7-дневный срок выносится на заседание Конституционного суда и принимается определение о принятии или об отказе в принятии к рассмотрению запроса.
Определение о принятии или об отказе в принятии к рассмотрению запроса не позднее 7-дневного срока после его принятия направляется в орган-заявитель или должностному лицу, подавшему запрос.
Рассмотрение по существу принятого к рассмотрению запроса в Конституционном суде должно быть начато не позднее 60-дневного срока.
В случае, если до вступления в силу межгосударственных или межправительственных договоров Азербайджанской Республики был подан запрос о несоответствии межгосударственных договоров Конституции Азербайджанской Республики, а межправительственных договоров — Конституции и законам Азербайджанской Республики, то указанные договоры не подлежат ратификации впредь до окончания рассмотрения запроса.
Статья 58.
Порядок подачи запросов о ликвидации политических партий и других общественных объединенийВ случаях, предусмотренных в пункте 7 части III статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, в Конституционный суд подается письменный запрос.
В запросе должны быть указаны:
1) наименование Конституционного суда;
2) наименование и адрес органа-заявителя;
3) наименование и адрес являющейся ответчиком политической партии или общественного объединения;
4) статья Конституции Азербайджанской Республики, подтверждающая право на подачу запроса в Конституционный суд и полномочия Конституционного суда рассматривать данный запрос;
5) обоснование требования органа-заявителя о ликвидации политической партии или общественного объединения;
7) список документов и материалов, прилагаемых к запросу;
8) список лиц, которые будут участвовать в заседании Конституционного суда со стороны заявителя;
9) подпись руководителя органа-заявителя.
К запросу прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя органа- заявителя, который будет участвовать в заседании Конституционного суда.
Статья 59.
Отказ в принятии к рассмотрению запроса о ликвидации политических партий и других общественных объединенийКонституционный суд отказывает в принятии к рассмотрению запроса о ликвидации политических партий и других общественных объединений в случаях, если:
Статья 60.
Сроки рассмотрения запроса о ликвидации политических партий или других общественных объединенийПосле поступления в Конституционный суд запроса о ликвидации политических партий и других общественных объединений вопрос о нем в 3-дневный срок выносится на заседание Конституционного суда и принимается определение о принятии или об отказе в принятии к рассмотрению запроса.
Определение о принятии или об отказе в принятии к рассмотрению запроса в день его принятия направляется в орган-заявитель или должностному лицу, подавшему запрос, а также политической партии или общественному объединению. Рассмотрение по существу принятого к рассмотрению запроса в Конституционном суде должно быть начато не позднее 15-дневного срока
.Статья 61.
Порядок подачи запроса, касающегося споров, связанных с разделением полномочий между органами законодательной, исполнительной и судебной властиВ случаях, предусмотренных в пункте 9 части III статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, в Конституционный суд подается письменный запрос.
В запросе должны быть указаны:
1) наименование Конституционного суда;
2) наименование и адрес органа-заявителя;
3) наименование и адрес являющегося ответчиком органа власти;
4) статья Конституции Азербайджанской Республики, подтверждающая право на подачу запроса в Конституционный суд и полномочия Конституционного суда рассматривать данный запрос;
5) обоснование органом-заявителем случая нарушения органом-ответчиком разделения полномочий;
6) требование органа-заявителя в отношении органа, являющегося ответчиком;
7) список документов и материалов, прилагаемых к запросу;
8) список лиц, которые будут участвовать в заседании Конституционного суда со стороны заявителя;
10) подпись руководителя органа-заявителя.
К запросу прилагается документ, подтверждающий полномочия представителя органа- заявителя, который будет участвовать в заседании Конституционного суда.
Статья 62.
Отказ в принятии к рассмотрению запроса, касающегося споров, связанных с разделением полномочий между органами законодательной, исполнительной и судебной властиКонституционный суд отказывает в принятии к рассмотрению запроса, касающегося споров, связанных с разделением полномочий между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, в случаях, если:
Статья 63.
Срок рассмотрения запроса, касающегося споров, связанных с разделением полномочий между органами законодательной, исполнительной и судебной властиПосле поступления в Конституционный суд запроса, касающегося споров, связанных с разделением полномочий между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, вопрос о нем в 7-дневный срок выносится на заседание Конституционного суда и принимается определение о принятии или об отказе в принятии к рассмотрению запроса.
Определение о принятии или об отказе в принятии к рассмотрению запроса в день его принятия направляется в орган-заявитель и должностному лицу, подавшему запрос.
Рассмотрение по существу принятого к рассмотрению запроса в Конституционном суде должно быть начато не позднее 20-дневного срока.
Статья 64.
Порядок подачи запросов, касающихся толкования Конституции и законов Азербайджанской РеспубликиВ случаях, предусмотренных в части IV статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, в Конституционный суд подается письменный запрос.
В запросе должны быть указаны:
1) наименование Конституционного суда;
2) наименование и адрес органа-заявителя;
3) наименование и адрес органа, принявшего нормативный правовой акт, с просьбой о толковании которого подан акт;
4) статья Конституции Азербайджанской Республики, подтверждающая право на подачу запроса в Конституционный суд и полномочия Конституционного суда рассматривать данный запрос;
5) наименование и дата принятия нормативного правового акта, с просьбой о толковании которого подан запрос;
6) содержание просьбы органа-заявителя;
7) список документов и материалов, прилагаемых к запросу;
8) список лиц, которые будут участвовать в заседании Конституционного суда со стороны заявителя;
9) подпись руководителя органа-заявителя.
К запросу должны быть приложены:
1) копия текста нормативного правового акта, с просьбой о толковании которого подан запрос;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя органа-заявителя, который будет участвовать в заседании Конституционного суда.
Статья 65.
Отказ в принятии к рассмотрению запроса, касающегося толкования Конституции и законов Азербайджанской РеспубликиКонституционный суд отказывает в принятии к рассмотрению запроса, касающегося толкования Конституции и законов Азербайджанской Республики, в случаях, если:
Статья 66.
Сроки рассмотрения запроса, касающегося толкования Конституции и законов Азербайджанской РеспубликиПосле поступления в Конституционный суд запроса, касающегося толкования Конституции и законов Азербайджанской Республики, вопрос о нем в 7-дневный срок выносится на заседание Конституционного суда и принимается определение о принятии или об отказе в принятии к рассмотрению запроса.
Определение о принятии или об отказе в принятии к рассмотрению запроса не позднее 7-дневного срока после его принятия направляется в орган-заявитель или должностному лицу, подавшему запрос.
Рассмотрение по существу принятого к рассмотрению запроса в Конституционном суде должно быть начато не позднее 60-дневного срока.
Статья 67.
Порядок рассмотрения обращения Милли Меджлиса Азербайджанской Республики о выяснении сообщения о полной утрате Президентом Азербайджанской Республики по состоянию здоровья способности исполнять свои полномочияВ случае, предусмотренном в части III статьи 104 Конституции Азербайджанской Республики, Милли Меджлис Азербайджанской Республики принимает соответствующее постановление о письменном обращении в Конституционный суд.
В обращении должны быть указаны:
наименование Конституционного суда;
2) дата проведения заседания Милли Меджлиса Азербайджанской Республики;
3) статья Конституции Азербайджанской Республики, подтверждающая право на обращение в Конституционный суд и полномочия Конституционного суда рассматривать данное обращение;
4) источник сообщения о полной утрате Президентом Азербайджанской Республики по состоянию здоровья способности исполнять свои полномочия;
5) список документов и материалов, прилагаемых к обращению;
6) список лиц, которые будут участвовать в заседании Конституционного суда со стороны Милли Меджлиса Азербайджанской Республики;
7) подпись председателя Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.
Статья 68.
Отказ в принятии к рассмотрению обращения Милли Меджлиса Азербайджанской Республики о выяснении сообщения о полной утрате Президентом Азербайджанской Республики по состоянию здоровья способности исполнять свои полномочияКонституционный суд отказывает в принятии к рассмотрению обращения Милли Меджлиса Азербайджанской Республики о выяснении сообщения о полной утрате Президентом Азербайджанской Республики по состоянию здоровья способности исполнять свои полномочия в случаях, если:
Статья 69.
Сроки рассмотрения обращения Милли Меджлиса Азербайджанской Республики о выяснении сообщения о полной утрате Президентом Азербайджанской Республики по состоянию здоровья способности исполнять свои полномочияОбращение Милли Меджлиса Азербайджанской Республики о выяснении сообщения о полной утрате Президентом Азербайджанской Республики по состоянию здоровья способности исполнять свои полномочия на следующий день после его поступления в Конституционный суд выносится на заседание Конституционного суда и принимается определение о принятии или об отказе в принятии к рассмотрению обращения.
Определение о принятии или об отказе в принятии к рассмотрению обращения принимается большинством голосов не менее 5 судей Конституционного суда. Определения о принятии или об отказе в принятии к рассмотрению обращения в день его принятия направляется Президенту Азербайджанской Республики и в Милли Меджлис Азербайджанской Республики.
Рассмотрение по существу принятого к рассмотрению обращения в Конституционном суде должно быть начато не позднее 3 -дневного срока.
Решение Конституционного суда об отстранении от должности Президента Азербайджанской Республики в связи с утратой им по состоянию здоровья способности исполнять свои полномочия принимается большинством голосов 6 судей Конституционного суда.
Если Конституционный суд не подтвердит факт утраты Президентом Азербайджанской Республики по состоянию здоровья способности исполнять свои полномочия, вопрос считается исчерпанным и об этом незамедлительно направляется письменное сообщение в Милли Меджлис Азербайджанской Республики.
Статья 70.
Порядок рассмотрения заявления Президента Азербайджанской Республики об отставкеВ случае, предусмотренном в части II статьи 104 Конституции Азербайджанской Республики, Президент Азербайджанской Республики направляет в Конституционный суд письменное заявление.
Конституционный суд не вправе отказать в принятии к рассмотрению заявления Президента Азербайджанской Республики об отставке.
Заявление Президента Азербайджанской Республики об отставке подлежит рассмотрению Конституционным судом по существу не позднее 3 -дневного срока после его поступления. Конституционный суд, удостоверившись, что Президент Азербайджанской Республики лично подал заявление об отставке, принимает решение о принятии отставки Президента Азербайджанской Республики.
Если Конституционный суд не удостоверится в том, что Президент Азербайджанской Республики лично подал заявление об отставке, он принимает решение о непринятии отставки Президента Азербайджанской Республики.
Эти решения принимаются Конституционным судом большинством голосов 5 судей и незамедлительно направляются в Милли Меджлис Азербайджанской Республики.
Статья 71.
Порядок рассмотрения вопроса об отстранении Президента Азербайджанской Республики от должностиСогласно части I статьи 107 Конституции Азербайджанской Республики в случае совершения Президентом Азербайджанской Республики тяжкого преступления Конституционный суд может выступить с инициативой отстранения Президента Азербайджанской Республики от должности.
Предложение о рассмотрении вопроса об отстранении Президента Азербайджанской Республики от должности должно быть выдвинуто как минимум 3 судьями Конституционного суда. Такое предложение должно быть передано в письменной форме председателю Конституционного суда. В течение 3-дневного срока после поступления предложения должно быть созвано заседание Конституционного суда для рассмотрения данного вопроса. Если Конституционный суд признает предложение необоснованным, то об этом принимается решение большинством голосов 5 судей.
Если Конституционный суд сочтет предложение обоснованным, то для получения заключения о наличии в действиях Президента Азербайджанской Республики признаков тяжкого преступного деяния направляет вопрос в Верховный суд Азербайджанской Республики. Решение об этом принимается большинством голосов 6 судей Конституционного суда. Верховный суд Азербайджанской Республики должен рассмотреть данный вопрос в течение 30-дневного срока после его поступления и направить в Конституционный суд письменное заключение.
Если Конституционный суд не придет к выводу о наличии в действиях Президента Азербайджанской Республики признаков тяжкого преступного деяния, то вопрос считается исчерпанным.
Конституционный суд, с учетом заключения Верховного суда Азербайджанской Республики, может большинством голосов 7 судей принять решение о выступлении с инициативой отстранения Президента Азербайджанской Республики от должности в связи с наличием в его действиях признаков тяжкого преступного деяния. Такое решение в случае его принятия незамедлительно направляется
в Милли Меджлис Азербайджанской Республики.В случае принятия Милли Меджлисом Азербайджанской Республики постановления об отстранении Президента Азербайджанской Республики от должности в порядке, предусмотренном в части II статьи 107 Конституции Азербайджанской Республики, данное постановление незамедлительно направляется в Конституционный суд. Конституционный суд в течение 7-дневного срока после получения постановления Милли Меджлиса проверяет соблюдение требований Конституции Азербайджанской Республики,
соответствующих законов Азербайджанской Республики при принятии указанного постановления. Конституционный суд должен принять решение о поддержке постановления Милли Меджлиса Азербайджанской Республики большинством голосов 7 судей. Согласно части II статьи 107 Конституции Азербайджанской Республики постановление Милли Меджлиса Азербайджанской Республики об отстранении Президента Азербайджанской Республики от должности подписывается председателем Конституционного суда.Если Конституционный суд не примет решение о поддержке постановления Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, то постановление Милли Меджлиса Азербайджанской Республики об отстранении Президента Азербайджанской Республики от должности не вступает в силу.
Статья 72.
Порядок рассмотрения вопроса о проверке и утверждении результатов выборов депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской РеспубликиСогласно статье 86 Конституции Азербайджанской Республики Конституционный суд проверяет и утверждает правильность выборов депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.
Заседание Конституционного суда для проверки правильности результатов общих выборов в Милли Меджлис должно быть проведено не позднее 30-дневного срока после объявления результатов этих выборов.
Заседание Конституционного суда для проверки правильности повторных выборов в Милли Меджлис Азербайджанской Республики должно быть проведено не позднее 7-дневного срока после объявления результатов этих выборов.
При рассмотрении данного вопроса могут быть назначены несколько судей- докладчиков.
На заседании Конституционного суда, посвященном проверке правильности результатов выборов в Милли Меджлис Азербайджанской Республики, принимают участие председатель и члены Центральной избирательной комиссии по выборам в Милли Меджлис Азербайджанской Республики, а также могут присутствовать лица, получившие удостоверение об избрании депутатом, или их представители.
По результатам проверки Конституционный суд может большинством голосов 5 судей принять решение о полном утверждении, о частичном утверждении или же не утверждении результатов выборов в Милли Меджлис Азербайджанской Республики.
Статья 73.
Порядок рассмотрения вопроса об определении времени проведения первого заседания вновь избранного Милли Меджлиса Азербайджанской РеспубликиСогласно части I статьи 88 Конституции Азербайджанской Республики в случае, если после выборов в Милли Меджлис Азербайджанской Республики до 1 февраля не будут утверждены полномочия 83 депутатов, то Конституционный суд определяет время проведения первого заседания Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.
Если Конституционный суд утверждает после 1 февраля избрание 83-го депутата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, на этом же заседании определяет время проведения первого заседания вновь избранного Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.
Решение Конституционного суда по данному вопросу принимается большинством голосов не менее 5 судей.
Статья 74.
Порядок рассмотрения вопроса о даче заключения Конституционного суда по предложениям Милли Меджлиса Азербайджанской Республики или Президента Азербайджанской Республики о внесении изменений в текст Конституции Азербайджанской РеспубликиСогласно статье 153 Конституции Азербайджанской Республики, если изменения в тексте Конституции Азербайджанской Республики предлагаются Милли Меджлисом Азербайджанской Республики или Президентом Азербайджанской Республики, то по предлагаемым изменениям предварительно должно быть получено заключение Конституционного суда.
Текст предложенных изменений должен быть вынесен на заседание Конституционного суда не позднее 7-дневного срока после их поступления в Конституционный суд.
Конституционный суд должен принять мотивированное заключение о целесообразности предложенных изменений принципам Конституции Азербайджанской Республики.
При проведении референдума по вопросу о внесении изменений в текст Конституции Азербайджанской Республики резюме заключения Конституционного суда вносится в бюллетень для голосования.
Глава седьмая.
Решения и определения Конституционного судаСтатья 75.
Решение Конституционного судаРешение Конституционного суда — это письменный документ, принимаемый на заседании Конституционного суда, в котором излагаются выводы Конституционного суда по результатам рассмотрения конституционного дела по существу.
Решение Конституционного суда принимается большинством голосов 5 судей, если иное не предусмотрено Конституцией Азербайджанской Республики и настоящим Законом.
Решение Конституционного суда выносится от имени Азербайджанской Республики.
Решение Конституционного суда является окончательным и не может быть отменено или изменено каким-либо органом или должностным лицом.
Решение Конституционного суда подписывается председательствующим на заседании Конституционного суда, на котором было принято данное решение.
Статья 76.
Порядок вынесения решения Конституционного судаРешение Конституционного суда выносится в совещательной комнате.
По завершении рассмотрения конституционного дела в Конституционном суде судьи удаляются в совещательную комнату для вынесения решения. В совещательной комнате могут находиться только судьи, принимавшие участие в рассмотрении конкретного конституционного дела. Присутствие иных лиц в совещательной комнате не допускается.
Совещание проводит председательствующий на заседании Конституционного суда. После обмена мнениями судей Конституционного суда проводится открытие голосование. Председатель Конституционного суда подает свой голос последним.
Судьи Конституционного суда не вправе разглашать обстоятельства, имевшие место в совещательной комнате.
Письменное решение Конституционного суда подготавливается судьей-докладчиком или другим судьей по поручению председателя Конституционного суда.
Статья 77. Особое мнение судьи Конституционного суда
Судья Конституционного суда при несогласии с решением Конституционного суда может составить особое мнение в письменном виде. Особое мнение судьи Конституционного суда прилагается к решению Конституционного суда.
Статья 78. Содержание решения Конституционного суда
Решение Конституционного суда состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.
В вводной части решения Конституционного суда указываются:
В описательной части решения Конституционного суда указываются:
В резолютивной части решения Конституционного суда указываются:
Решения Конституционного суда должны основываться на доводах.
Статья 79. Провозглашение решения Конституционного суда
После принятия решения Конституционного суда судьи возвращаются в зал судебного заседания и председательствующий провозглашает решение.
Статья 80. Юридическая сила решений Конституционного суда
Согласно части VI статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики решения Конституционного суда имеют обязательную силу на территории Азербайджанской Республики.
Решения Конституционного суда обязательны для исполнения после их принятия. Лица, не исполняющие решения Конституционного суда, несут уголовную ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Азербайджанской Республики.
Статья 81. Срок вступления в силу решений Конституционного суда
Решения Конституционного суда вступают в силу:
1) решения, принятые в связи со случаями, предусмотренными в пунктах 1—6 и 8 части III статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, — со времени, указанного в самом решении;
2) решения о ликвидации политических партий и других общественных объединений, о разделении полномочий между органами законодательной, исполнительной и судебной власти — со дня опубликования решения о толковании Конституции и законов Азербайджанской Республики;
3) решения по другим вопросам, отнесенным к компетенции Конституционного суда, — со дня их провозглашения.
Статья 82. Утрата силы или невступление в силу законов и других актов по решению Конституционного суда
Согласно части VII статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики законы и другие акты или их отдельные положения, межправительственные договоры Азербайджанской Республики утрачивают силу, а межгосударственные договоры Азербайджанской Республики не вступают в силу в сроки, установленные решением Конституционного суда.
Статья 83. Недопустимость официального толкования решений Конституционного суда
Никто не может давать официальное толкование решений Конституционного суда.
Статья 84. Определения Конституционного суда
При принятии вопросов к производству Конституционного суда, для решения вопросов, возникающих в ходе заседаний Конституционного суда и в других случаях, предусмотренных настоящим Законом, Конституционный суд принимает определения.
Определения Конституционного суда принимаются на заседаниях Конституционного суда большинством голосов не менее 5 судей.
Определения, принятые в ходе рассмотрения конституционного дела, вносятся в протокол заседания Конституционного суда, а другие определения Конституционного суда публикуются.
Статья 85. Опубликование решений и определений Конституционного суда
Решения и подлежащие опубликованию определения Конституционного суда публикуются в официальной государственной газете Азербайджанской Республики.
Все решения и определения Конституционного суда, стенограммы открытых заседаний Конституционного суда и другие материалы, связанные с деятельностью Конституционного суда, публикуются в “Ведомостях Конституционного суда Азербайджанской Республики”.
Глава восьмая. Организация и обеспечение деятельности Конституционного суда
Статья 86. Внутренний устав Конституционного суда
Для организации своей работы Конституционный суд принимает свой внутренний устав, утверждаемый постановлением.
Статья 87. Символы Конституционного суда
Символами Конституционного суда являются Государственный флаг Азербайджанской Республики, Государственный герб Азербайджанской Республики и официальная эмблема Конституционного суда.
Судьи Конституционного суда при принесении присяги вновь избранным Президентом Азербайджанской Республики и на заседаниях Конституционного суда должны находиться в специальной форме одежды.
Изображения официальной эмблемы Конституционного суда и специальной формы одежды судьи Конституционного суда и положения о них утверждаются решением Конституционного суда.
Статья 88. Нагрудный значок и удостоверение судьи Конституционного суда
Судье Конституционного суда выдаются нагрудный значок и удостоверение.
Изображения нагрудного значка и удостоверения и положения о них утверждаются решением Конституционного суда.
Статья 89. Печать Конституционного суда
Конституционный суд имеет печать с изображением Государственного герба Азербайджанской Республики и своим наименованием.
Описание печати Конституционного суда утверждается решением Конституционного суда.
Статья 90.
Место пребывания Конституционного судаМестом пребывания Конституционного суда является город Баку.
Заседания Конституционного суда проводятся в здании Конституционного суда. Если по какой-либо причине невозможно проведение заседаний Конституционного суда в здании Конституционного суда, то заседания Конституционного суда могут проводиться в другом месте по распоряжению председателя Конституционного суда.
Режим здания Конституционного суда устанавливается Внутренним уставом Конституционного суда.
Статья 91. Финансирование деятельности Конституционного суда
Финансирование деятельности Конституционного суда производится за счет Государственного бюджета Азербайджанской Республики. Средства, выделяемые ежегодно для финансирования деятельности Конституционного суда, не могут быть уменьшены по сравнению с предыдущим финансовым годом.
Статья 92. Заработная плата и денежное довольствие судей Конституционного суда
Председатель Конституционного суда ежемесячно получает заработную плату, равную ежемесячной заработной плате председателя Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.
Заместитель председателя Конституционного суда ежемесячно получает заработную плату, равную 90% заработной платы председателя Конституционного суда.
Судья Конституционного суда ежемесячно получает заработную плату, равную 80% заработной платы председателя Конституционного суда.
Судья Конституционного суда ежемесячно получает не облагаемое налогом денежное довольствие для возмещения расходов по осуществлению своих полномочий.
Для лечения и отдыха судьи Конституционного суда ему при выходе в отпуск выдается денежное пособие в сумме двухмесячной заработной платы.
Статья 93. Отпуск судьи Конституционного суда
Судье Конституционного суда ежегодно предоставляется отпуск сроком на 40 календарных дней.
Отпуск судье Конституционного суда предоставляется председателем Конституционного суда.
Запрещается предоставление отпуска судье Конституционного суда в то время, когда другой судья Конституционного суда находится в отпуске.
Статья 94. Другие гарантии судьи Конституционного суда
Судья Конституционного суда освобождается от воинского призыва и военных сборов.
Жизнь и здоровье судьи Конституционного суда страхуется за счет государственного бюджета Азербайджанской Республики на сумму, равную его 5-летнему должностному окладу.
Судье Конституционного суда, не имеющему жилье в городах Баку и Сумгайыт, а также в пределах Абшеронского района, предоставляется служебная квартира.
Место постоянного жительства судьи Конституционного суда снабжается телефонной связью.
Бывший судья Конституционного суда, достигший пенсионного возраста после истечения срока его полномочий, получает пенсию, равную 80% ежемесячного должностного оклада судьи Конституционного суда.
Статья 95. Аппарат Конституционного суда
Правовое, организационное, информационное, материально-техническое, финансовое и хозяйственное обеспечение деятельности Конституционного суда осуществляет аппарат Конституционного суда.
Аппарат Конституционного суда действует в соответствии с Положением об аппарате Конституционного суда, утверждаемым председателем Конституционного суда.
Для обеспечения своей деятельности Конституционный суд может создавать свою библиотеку, издательство и научно-исследовательский центр.
Структура, штатное расписание, смета расходов на содержание, заработная плата работников Конституционного суда определяются председателем Конституционного суда.
Руководство аппаратом Конституционного суда осуществляет председатель Конституционного суда.
Статья 96. Обязанности аппарата Конституционного суда
Аппарат Конституционного суда:
Статья 97.
Права и обязанности работников аппарата Конституционного судаРаботников аппарата Конституционного суда принимает на работу и увольняет с работы председатель Конституционного суда.
Права, обязанности и ответственность работников аппарата Конституционного суда регламентируются законодательством о труде Азербайджанской Республики и Положением об аппарате Конституционного суда.
Статья 98. Вступление в силу Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
Вновь организованный Конституционный суд начинает свою деятельность со дня назначения и принесения присяги как минимум 6 судей.
Президент Азербайджанской Республики
Гейдар Алиев.
г. Баку, 21 октября 1997 г.
№ 384-IГ.