АКТ О РИКСДАГЕ

Принят риксдагом 28 февраля 1974 г.

--------------------------------------------------------------------------------#

ГЛАВА I. СЕССИЯ РИКСДАГА

П1. Очередные выборы в риксдаг проводятся в сентябре. Предписания о времени внеочередных выборов содержатся в П4 главы III и П3 главы VI Формы правления.

П2. После выборов риксдаг собирается на очередную сессию во время, указанное в П5 главы III Формы правления.

Каждый год когда не проводятся очередные выборы в риксдаг, он должен собираться на очередную сессию в сентябре или октябре в тот день, который определит риксдаг на своей предшествующей очередной сессии. Если до назначенного времени будет объявлено о внеочередных выборах и риксдаг не соберется по поводу выборов на сессию не позднее чем в июле, то сессия начинается не в соответствии с этой частью.

Дополнительное постановление

1.2.1. Предложение в риксдаг о дне, когда должна начаться очередная сессия в год, в который не состоятся очередные выборы, вносит конференция при тальмане.

П3. Риксдаг собирается на внеочередную сессию по требованию правительства тальмана.

Тальман обязан объявить о созыве внеочередной сессии по требованию не менее 150 членов риксдага, которые указывают причину такого требования. В этом случае сессия начинается в течение 20 дней со времени представления такого требования.

О вызове на внеочередную сессию риксдага объявляется во всех газетах не позднее чем за день до начала сессии.

П4. Очередная сессия, которая началась в августе, сентябре или в октябре, должна закончиться не позднее 31 мая следующего года. Однако риксдаг при наличии особой причины сможет продлить сессию, но не более чем до 15 июня. Иная сессия проходит столько времени, сколько считает необходимым риксдаг. Она заканчивается не позднее начала следующей очередной сессии риксдага.

Если правительство потребует проведения внеочередных выборов, оно может на оставшийся срок полномочий принять решение о закрытии сессии. Сессия должна закрыться сразу же после того, как это решение объявлено на заседании палаты.

Дополнительное постановление

1.4.1. По вопросу о продлении после 31 мая, сессии, которая началась в августе, сентябре или октябре, свое предложение риксдагу высказывает конференция при тальмане.

П5. Во время сессии на первом заседании палаты докладывается отчет комитета по проверке выборов о результатах проверки документов по выборам депутатов и заместителей депутатов. Отчет о проверке документов, которые представлены на сессию, докладывается как можно быстрее.

На первом заседании проводится перекличка. Затем в порядке, установленном П1 главы VIII, избираются тальман и вице-тальманы.

Дополнительное постановление

1.5.1. Во время сессии первое заседании палаты начинается в 11 часов.

Канцелярия палаты должна по возможности письменно или телеграфом известить членов риксдага о времени первого заседания.

П6. Официальное заседание очередной сессии открывается не позднее чем на третий день с начала сессии. По предложению тальмана глава государства объявляет сессию открытой. При наличии препятствий для главы государства сессию объявляет открытой тальман. Если нет серьезных причин против этого, на заседании с правительственными заявлениями выступает премьер-министр. Тальман по согласованию с вице-тальманами устанавливает порядок этого заседания.

Дополнительное постановление

1.6.1. Открытие заседания сессии происходит в 14 часов в первый день сессии, если тальман не установит иного времени.

П7. Руководит работой риксдага тальман или вместо него вице-тальман.

Конференция при тальмане обсуждает меры, которые могут способствовать планомерности в работе риксдага.

Конференция при тальмане состоит из тальмана, вице-тальманов, представителей от каждой партийной группы риксдага от партий, собравшихся не менее 4 процентов голосов во всей стране на последних выборах в риксдаг, председателей комиссий, а также вице-председателя административного управления риксдага. Представители партийных групп назначаются в начале каждой очередной сессии на период до начала следующей очередной сессии. Они назначаются в соответствии с положениями, которые даны в части первой П12 главы VII.

Дополнительные постановления

1.7.1. Конференция при тальмане собирается по приглашению тальмана.

1.7.2. При наличии препятствий для председателя комиссии вместо него выступает вице-председатель. Заместители представителей партийных групп не должны назначаться.

Конференция при тальмане заседает при закрытых дверях. Если она хочет получить разъяснения от того, кто не входит в ее состав, она может вызвать его на заседание. Секретарь палаты и руководитель административной конторы могут участвовать в обсуждениях конференции.

1.7.3. На заседаниях конференции ведется протокол. Информация о решениях конференции передается тому, кого это решение касается.

П8. Член риксдага может после проверки быть освобожден от своих обязанностей. Если освобождение дано ему не менее чем на месяц, его обязанности должны на это время, пока он освобожден, осуществляться заместителем.

Дополнительное постановление

1.8.1. Заявление об освобождении от обязанностей в качестве члена риксдага должно содержать причины, на которых оно основывается. В заявлении должно иметься в виду освобождение на определенное время.

Заявление рассматривается тальманом, если оно касается освобождения на срок до месяца, и риксдагом, если оно касается большего времени.

П9. Когда на основе положений Формы правления или П8 данной главы должен выступать заместитель, тальман должен вызвать его для выполнения депутатских обязанностей. Тальман обязан при этом соблюдать очередность между заместителями, которая установлена в соответствии с законом о выборах в риксдаг. При наличии особых причин тальман может, однако, отступить от такой установленной очередности.

Дополнительное постановление

1.9.1. Заместитель, который должен выполнять обязанности члена риксдага, должен получить об этом письменное уведомление. В уведомлении должен быть указан тот член, вместо которого выступает заместитель, и время начала и окончания представительства. Уведомление о последнем дне может быть указано особо.

Тальман должен известить палату, когда заместитель начинает исполнять обязанности члена риксдага и когда член риксдага возвращается на свое место.

ГЛАВА II. ЗАСЕДАНИЕ ПАЛАТЫ

П1. Заседаниями палаты руководит тальман. Он не может при обсуждении вопросов, включенных в повестку дня, высказываться по существу вопроса.

П2. При наличии препятствий для тальмана заседаниями палаты руководит вице-тальман. Если возникли препятствия для всех вице-тальманов, заседаниями руководит тот из присутствующих депутатов, который наибольшее время был членом риксдага. Если два или несколько депутатов были членами риксдага одинаковое время, то руководит старейший из них. То же самое должно иметь место, прежде чем избраны тальман и вице-тальманы.

Ограничения согласно П1 права тальмана высказываться относятся также к тому, кто руководит заседаниями палаты.

П3. Каждый член риксдага должен иметь определенное место в зале пленарных заседаний.

Дополнительное постановление

II.3.1. Члены риксдага занимают места в зале пленарных заседаний по избирательным округам. Особые места должны иметься для тальмана, вице-тальманов и министров.

П4. Заседания палаты открытые. Однако они могут проводиться при закрытых дверях, если это вызывается соображениями государственной безопасности, а также в связи с отношениями с другим государством или международной организацией. Решение об этом принимает риксдаг. Если на заседании сообщение должно сделать правительство, оно может потребовать проведения его при закрытых дверях.

Член или служащий риксдага не вправе раскрывать посторонним то, что он узнал на закрытом заседании. Однако риксдаг может принять решение о том, чтобы в особом случае полностью или частично была установлена обязанность соблюдать тайну.

Дополнительное постановление

II.4.1. В зале пленарных заседаний должны иметься особые места для публики. Публика, нарушающая порядок, может немедленно удаляться. Если среди публики возникает беспорядок, тальман может удалить всю ее.

П5. Съемка во время открытого заседания для трансляции по радио или телевидению может иметь место с согласия конференции при тальмане.

П6. Созыв на иное заседание, чем то, которое установлено ПП5 и 6, производится тальманом. О созыве должно быть объявлено в помещении риксдага не позднее 18 часов дня, предшествующего заседанию, и не позднее чем за 14 часов перед ним. Однако при наличии особых причин о созыве может быть объявлено позднее. В таком случае заседание проводится, если на него дало согласие не менее половины членов риксдага.

Дополнительные постановления

II.6.1. О созыве на заседания должно объявляться по возможности в одной или нескольких дневных газетах. Если предполагается продолжать заседание после 19 часов, тальман должен до 16 часов дня заседания уведомить об этом палату устно или объявлением.

II.6.2. Если должны проводиться выборы, в сообщении об этом указывается особо.

П7. На каждое заседание тальман должен составлять повестку дня по всем делам, лежащим на столе палаты. Исключение устанавливается для дел, которые предполагается обсудить при закрытых дверях. На заседании тальман должен докладывать дела в том порядке, в каком они включены в повестку дня. К делам приравниваются проводимые на заседании выборы.

Дополнительные постановления

II.7.1. Предложения новому премьер-министру или требования о принятии резолюции недоверия правительству включаются первым пунктом повестки дня. В остальном дела рассматриваются в следующем порядке, если иное не установит тальман:

1. выборы,

2. правительственные законопроекты, а также документы правительства с отчетом о его деятельности,

3. доклады и отчеты иных, кроме комиссий, органов риксдага,

4. предложения депутатов,

5. заключения комиссий в том порядке, в каком они даны в Дополнительном постановлении IV.2.1.

II.7.2. В отношении каждого дела делается отметка, что оно внесено. Если комиссия просит о разрешении дела только после одного чтения, это отмечается особо.

II.7.3. Положения о записях в повестке дня в особых случаях содержатся в Дополнительных постановлениях II.10.1, II.14.1, III.6.1, VI.1.1, VI.1.2, VI.2.2.

II.7.4. Перед каждым заседанием в зале пленарных заседаний объявляется повестка дня и другие пункты, которые определит тальман. Помимо этого, дела должны быть распределены между депутатами и комиссиями. Повестка дня и относящиеся к ней документы должны в доступном виде находится в канцелярии палаты.

П8. Решение о закрытии заседания или перерыве в проводящемся заседании принимается палатой без предварительного обсуждения.

П9. Тальман выносит правительственный законопроект на решение палаты. Если он находит, что требование противоречит основному закону или Акту о риксдаге, он должен, объяснив причины, отказать в принятии законопроекта. Если палата все же желает его принять, тальман должен направить вопрос на рассмотрение конституционной комиссии. Законопроект не может быть отклонен, коль скоро комиссия не признала его противоречащим основному закону или данному Акту о риксдаге.

П10. На заседании каждый член риксдага и каждый министр за исключениями, установленными данным Актом о риксдаге, вправе свободно высказываться по всем обсуждаемым вопросам и по поводу законности всего того, что выносится на заседание.

Глава государства может давать в палате должностное объяснение.

Тальман может по согласованию с депутатами, назначенными от партийных групп в конференцию при тальмане, принять решение о том, чтобы дебаты на заседании палаты проводились вне связи с другим обсуждением. Такие дебаты ограничиваются во времени до рассмотрения определенных дел или делятся на части после рассмотрения дел.

Дополнительное постановление

II.10.1. Сообщение о дебатах, проводимых согласно части третьей П10, должно быть внесено в повестку дня до заседания, на котором оно должно иметь место.

П11. На заседании никто не может участвовать в рассмотрении дела, которое касается его или близкого ему лица. Однако министр вправе участвовать в обсуждении дела, относящегося к его служебной деятельности.

П12. Никто не может высказываться на заседании непристойно о другом лице или употреблять оскорбляющие личность выражения или в иных случаях словом либо делом вести себя таким образом, который противоречит добропорядочности. Получивший слово должен ограничивать свое выступление тем вопросом, который рассматривается.

Если кто-либо нарушил предписания части первой и не руководствовался указанием тальмана, он может быть лишен тальманом слова на проходящем обсуждении.

П13. Тальман должен советоваться с депутатами, назначенными от партийных групп в конференцию при тальмане, о прекращении обсуждения в палате.

П14. Риксдаг может в Дополнительных постановлениях к данному Акту о риксдаге установить ограничения числа выступлений, которые оратор может использовать при обсуждении одного вопроса, и время для каждого выступления. При этом могут устанавливаться различия между разными категориями ораторов, как-то: министром и докладчиком от большинства или меньшинства в комиссии или от партийной группы, а также между оратором, который выполнял просьбу тальмана о предварительном докладе перед обсуждением, и оратором, который не делал этого.

Решение об ограничении в праве высказываться, о котором говорится в части первой, может по просьбе тальмана приниматься особо в связи с обсуждением определенного вопроса. Решение принимается без предварительного обсуждения.

При применении данного параграфа всегда должно соблюдаться правило, что каждый желающий высказаться по одному вопросу выступает в течение шести минут. Право на ответ и возражения, предусмотренное частью второй П15, существует независимо от того, что может устанавливаться согласно данному параграфу.

Дополнительные постановления

II.14.1. Желающий получить слово при обсуждении в палате должен по возможности заявить об этом в канцелярии палаты не позже дня перед тем заседанием, на котором будет проводиться обсуждение.

Тальман может во время первого внесения заключения комиссии предложить желающим высказаться при рассмотрении дела, которое им необходимо для выступления. Предложение тальмана записывается в повестку дня, которая включает сообщение комиссии. Выступление лица, которому поручен предварительный доклад, не может превышать шести минут, если тальман не найдет причины предоставить большее время.

II.14.2. Выступление в специально организованных дебатах, не связанных с другим обсуждением, не может превышать пятнадцати минут или - в отношении министра либо специально назначенного от каждой партийной группы докладчика - тридцати минут.

Партийная группа должна сообщить тальману о докладчике, о котором говорится в части первой.

П15. Тальман определяет очередность между теми, кто до обсуждения по определенному вопросу выразил желание выступать. Те, кто просит слова во время обсуждения, высказываются в порядке подачи заявления об этом.

Вне рамок, установленных частью первой, кратко может выступить министр для ответа какому-либо оратору. С согласия тальмана вне очередности выступлений может получить слово член риксдага для возражения какому-либо оратору.

Дополнительные постановления

II.15.1. Независимо от очередности выступающих тальман может предоставить слово члену риксдага для ответа, который содержит разъяснение или поправку по поводу выступления предыдущего оратора или возражение на выпад с его стороны. Время для ответа не может превышать трех минут, если тальман по особой причине не позволит увеличить время до шести минут. Каждый докладчик может дать две справки по всему основному выступлению.

II.15.2. Независимо от очередности выступающих член риксдага может во время обсуждения по вопросу присоединиться к предыдущему оратору без объяснения причины.

II.15.3. Специальное выступление министра с ответом какому-либо оратору не может превышать десяти минут. Если тальман уже предоставил слово члену риксдага, тот вправе высказаться до министра.

II.15.4. Выступающий должен говорить с трибуны или со своего места в зале пленарных заседаний.

Протокол палаты, а также документы, которые считаются приложением к нему, должны передаваться в печать, если они согласно особому предписанию не должны содержаться в тайне.

Дополнительные постановления

II.16.1. Высказывания на заседании палаты должны записываться и без промедления становиться доступными в канцелярии палаты. Если докладчик не сделал замечаний в отношении записи самое позднее до 12 часов пятого буднего дня после заседания, то считается, что он ее одобрил. Если докладчик проверил запись, он ставит свою фамилию или псевдоним.

II.16.2. Протокол проверяется палатой на седьмой будний день после заседания, если риксдаг в это время заседает, в ином случае - на ближайшем последующем заседании. Протокол, который не проверен до окончания сессии, проверяется в установленное тальманом время. Сообщение о времени такой проверки передается в одну или несколько газет, в которых даются публикации о заседаниях палаты. Протокол проверяется перед присутствующими депутатами.

Во время заседания по проверке член риксдага может потребовать исправления протокола с выступлением, которое другой член одобрил в соответствии с Дополнительным постановлением II.16.1.

ГЛАВА III. ВНЕСЕНИЕ ДЕЛ

П1. Правительство вносит предложения в риксдаг путем законопроектов. Законопроект должен сопровождаться правительственным протоколом по этому вопросу, сообщением о прошедшем его обсуждении, мотивировкой и заключением законодательного совета, если таковое имеется.

Дополнительное постановление

III.1.1. Законопроект вносится путем передачи его в канцелярию палаты. Тальман докладывает о нем на заседании палаты после того, как он роздан членам риксдага.

П2. Бюджетный год начинается 1 июля. Правительство должно не позднее 10 января или, при наличии препятствий для отправки только что подготовленного правительственного послания, как можно быстрее после этого направить законопроект с предложением государственного бюджета (бюджетный законопроект) на следующий бюджетный год. Законопроект должен содержать план и национальный бюджет. Правительство должно вносить соответствующее предложение для окончательного урегулирования государственного бюджета (окончательный законопроект). Такое предложение при отсутствии препятствий должно быть внесено до истечения апреля месяца.

Другие предложения, касающиеся ассигнований на последующий год, должны быть внесены не позднее 10 марта, если только правительство не сочтет, что обсуждение проекта может быть отложено до следующей сессии.

Законопроект о новом или значительно большем ассигновании должен содержать оценку предстоящих расходов на те цели, которые имеются в виду в предложении. Если предложение об ассигнованиях основывается на плане, рассчитанном на более длительное время, чем то, на которое ассигнование рассчитано в законопроекте, то для отчета должен представляться план.

П3. Иные законопроекты, помимо указанных в П2, должны направляться не позднее 31 марта, если правительство считает, что они должны рассматриваться на текущей сессии.

П4. Постановления части второй П2 и П3 о времени внесения законопроектов касаются лишь очередной сессии, которая согласно П4 главы I должна заканчиваться не позднее 31 мая.

Постановления не применяются:

1. если бюджетный законопроект в силу П2 внесен после 10 января.

2. по вопросу о законопроекте, путем которого правительство представляет на рассмотрение риксдага постановление, принятое согласно закону,

3. если у правительства имеется особая причина для внесения законопроекта позднее.

П5. Правительство должно вносить свои законопроекты в такое время, чтобы по возможности избегать загромождения работы риксдага. По этому вопросу оно должно сотрудничать с тальманом.

Законопроекты могут вноситься и в то время, когда не проходит сессия.

П6. Сообщения правительство может направлять в риксдаг в письменной форме или в устной форме через министра на заседании палаты.

Дополнительные постановления

III.6.1. Если министр на заседании палаты должен сделать устное сообщение риксдагу, об этом делается запись в повестке дня заседания.

III.6.2. Правительство должно ежегодно одновременно с бюджетным законопроектом направлять риксдагу отчет о деятельности комитетов, которые были образованы дополнительно на основе правительственного решения.

П7. Комиссия вправе вносить предложения по делу, которое относится к ее ведению.

П8. Иной орган, полностью или частично назначаемый риксдагом, вправе вносить предложение по вопросу, который касается компетенции органа, его организации, лиц или форм деятельности. Риксдаг может предоставить такому органу право и в ином случае вносить предложения в риксдаг.

Особое предписание имеется в отношении отчета риксдагу его органа.

Дополнительные постановления

III.8.1. Предложение или отчет органа риксдага, о котором указано в П8, направляются в канцелярию палаты и докладываются тальманом на заседании палаты после того, как предложение или отчет розданы членам риксдага.

III.8.2. Конференция при тальмане вправе вносить предложения в риксдаг, которые касаются порядка его работы. Она может далее, и в ином случае представлять предложение в риксдаг по вопросу, касающемуся риксдага или его органа, если предложение основывается на расследовании, которое конференция при тальмане назначила по поручению риксдага.

Административное управление риксдага вправе вносить в риксдаг предложение по вопросу, который касается администрации риксдага или ее полномочий, если они входят в ведение управления.

III.8.3. Право вносить предложения уполномоченными риксбанка, уполномоченными управления национального долга, омбудсманами и ревизорами риксдага по иным, помимо указанных в пункте первом части первой П8, вопросам устанавливается особо.

П9. Член риксдага направляет предложение в риксдаг в виде motion*.

В одном и том же депутатском предложении не могут объединяться предложения по разным делам.

Дополнительное постановление

III.9.1. Депутатское предложение вносится путем передачи его в канцелярию палаты внесшим депутатом лично или - при наличии препятствий для него либо для внесших депутатов - другим членом риксдага. Во время перерыва в работе риксдага на рождественские или пасхальные каникулы депутатское предложение может, однако, посылаться по почте. Оно должно быть представлено в четырех экземплярах и содержать указание на партию, к которой принадлежит депутат, и на место депутата в зале пленарных заседаний.

Тальман докладывает о депутатском предложении в палате.

П10. Депутатское предложение может быть внесено в течение 15 дней со дня объявления в палате бюджетного законопроекта. Если сессия закрывается прежде, чем изменено время депутатского предложения, ему вновь предоставляются 15 дней с начала следующей очередной сессии риксдага.

Если в каком-либо случае государственный бюджет устанавливается на иное время, чем бюджетный год, время для депутатских предложений определяет риксдаг.

П11. Помимо того, что вытекает из П10, депутатское предложение по поводу правительственного законопроекта вносится в течение 15 дней с того дня, когда о законопроекте доложено в палате. По делам, требующим быстрого решения, риксдаг может, если находит причину уважительной, по рекомендации правительства сократить время для внесения депутатского предложения. Риксдаг может продлить не более чем на 10 дней время для внесения депутатского предложения по законопроекту, в котором для отчета представляется план согласно части третьей П2.

Депутатское предложение в установленных риксдагом случаях вносится по поводу письма правительства с отчетом о его деятельности. При этом соответственно применяются постановления части первой.

При исчислении времени для внесения депутатского предложения не принимается во внимание день, который приходится на перерыв в работе риксдага во время сессии.

Дополнительные постановления

III.11.1. Требование о продлении времени для депутатского предложения согласно последнему пункту части первой П11 предъявляется не позднее второго заседания после объявления законопроекта в палате. Решение о продлении принимается не позднее следующего за ним заседания.

III.11.2. Депутатское предложение может вноситься по поводу письма правительства с ежегодным отчетом о деятельности акционерного общества "Statsforetag AB".

III.11.3. Конференция при тальмане устанавливает те дни, которые при применении части третьей П11 не должны засчитываться во время, отведенное для депутатского предложения согласно данному параграфу.

П12. Если правительственный законопроект переносится с одной сессии на другую, депутатское предложение по его поводу может быть внесено:

1. на первой сессии в период полномочий в течение семи дней с ее начала,

2. если правительственный законопроект внесен во время сессии так поздно, что установленное в П11 для депутатского предложения время истекло, когда закрылась сессия - на другой день следующей очередной сессии, или если риксдаг перед этим принял решение рассмотреть законопроект на внеочередной сессии - в течение семи дней после принятия такого решения.

При применении части первой к правительственному законопроекту приравнивается письмо, о котором указано в части второй П11.

П13. Постановления ПП11 и 12 соответственно применяются к депутатскому предложению, которое вносится также по поводу предложений органов риксдага, указанных в П8. Риксдаг может установить, что депутатское предложение может вноситься также по поводу отчетов этих органов риксдагу.

Дополнительное постановление

III.13.1. Депутатское предложение может направляться по поводу отчетов уполномоченных риксбанка, уполномоченных управления национального долга, управления библиотеки риксдага, омбудсманов или ревизоров риксдага.

П14. Если риксдаг созывается на внеочередную сессию на основе требований членов риксдага, то депутатское предложение по вопросу, давшему повод для созыва, может вноситься в течение четырех дней с начала сессии.

П15. депутатское предложение по поводу события большего значения может вноситься, пока продолжается сессия, совместно не менее чем десятью членами риксдага, если событие не могло быть предусмотрено или принято во внимание во время, установленное для депутатского предложения в П10, или могло дать повод для права депутатской инициативы согласно иному постановлению данной главы.

П16. Конституционная комиссия должна докладывать палате для ее окончательного решения отложенное решение по делу, относящемуся к основному закону или Акту о риксдаге**. Если в соответствии с Формой правления в ином случае должен применяться порядок, установленный для изменения основного закона, отложенное решение по делу должно докладывать комиссии, к ведению которой относится вопрос.

П17. Требование о вынесении резолюции недоверия должно представляться на заседании палаты. Требование должно передаваться в письменной форме для занесения в протокол тотчас же, как только оно представлено.

П18. Если государственный обвинитель захочет обратиться в риксдаг, чтобы он согласно части первой П8 главы IV Формы правления позволил привлечь к суду члена риксдага или нарушить депутатскую неприкосновенность, он должен письменно заявить об этом тальману риксдага. Указанное здесь в отношении государственного обвинителя должно относиться и к тому, кто хочет получить согласие риксдага на то, чтобы выступать на суде по поводу проступка члена риксдага.

Если заявление о проступке настолько неполно, что не может быть положено в основу рассмотрения его риксдагом, или если заявивший не доказал в приемлемой форме свое правомочие возбудить дело или право просить о тех мерах, о которых стоит вопрос, тальман должен отказать в заявлении. В остальных случаях он обязан вынести его на заседание палаты.

Дополнительное постановление

III.18.1. Внесший заявление должен в этом заявлении о проступке указать обстоятельства, на которых оно основывается.

П19. Правительственный законопроект и депутатское предложение могут быть отозваны той комиссией, которая дала заключение по делу.

Если отозван законопроект, то отклоняется депутатское предложение, которое вносилось по его поводу.

Если законопроект остается отозванным, по этому поводу может вноситься депутатское предложение в течение семи дней с того времени, как в палате объявлено об отзыве.

Дополнительное постановление

III.19.1. Отзыв должен осуществляться письмом, которое передается в канцелярию палаты. Тальман снимает с обсуждения предложение, которое было отозвано или потеряло силу на основе отзыва, и заявляет об этом в палате. Если предложение было отослано в комиссию, она должна быть уведомлена о снятии его с обсуждения.

П20. То, что в целом относится к исчислению установленного законом времени, должно применяться и ко времени, не позднее которого должны приниматься меры согласно постановлению данной главы.

-----------

* Эта форма депутатской инициативы может включать в себя законопроект, поправку или дополнение к нему, предложение правительству разработать законопроект, предложение об отмене закона полностью или частично и т.д. и не обязательно должна быть облечена в форму законопроекта. Далее переводится как депутатское предложение. - Прим. перев.

** Отложенным решение является решение по делу, которое принято одним риксдагом и на основании Формы правления должно в той же редакции быть принято риксдагом нового созыва. - Прим. перев.

Глава IV. ПОДГОТОВКА ДЕЛ

П1. Правительственный законопроект, депутатское предложение, а также предложение и отчет органа риксдага, о которых указывается в П8 главы III, должны для подготовки направлять в комиссию. То же самое относится к заявлению, которое имеется в виду в П18 главы III и которое тальман доложил в палате, а также к письму правительства с отчетом о его деятельности.

Прежде чем дело посылается в комиссию, оно должно быть перенесено на заседание палаты, если палата не примет решения о непосредственной передаче в комиссию.

П2. Риксдаг должен в начале каждой очередной сессии избрать из своего состава конституционную, финансовую, налоговую и не менее двенадцати других комиссий. Выборы действительны до времени, когда начинается следующая очередная сессия.

Риксдаг может во время сессии дополнительно избрать комиссию не более чем на время, указанное в части первой.

Дополнительные постановления

IV.2.1. Риксдаг должен в течение одной недели с начала очередной сессии избрать следующие 16 комиссий:

1. конституционную комиссию,

2. финансовую комиссию,

3. налоговую комиссию,

4. юридическую комиссию,

5. законодательную комиссию,

6. комиссию по иностранным делам,

7. комиссию обороны,

8. комиссию социального страхования,

9. социальную комиссию,

10. комиссию по культуре,

11. комиссию по образованию,

12. комиссию коммуникаций,

13. сельскохозяйственную комиссию,

14. экономическую комиссию,

15. комиссию по внутренним делам,

16. комиссию по гражданским делам.

Комиссии избираются в указанном выше порядке.

IV.2.2. Если риксдаг избирает дополнительную комиссию, он должен определить ее основные функции.

П3. Каждая комиссия должна состоять из нечетного числа членов, самое меньшее - 15.

Дополнительное постановление

IV.3.1. Каждая комиссия должна состоять из 15 членов.

П4. Конституционная комиссия помимо своих задач, установленных в соответствии с П1 главы XII Формы правления, должна подготавливать дела, которые касаются основных законов и Акта о риксдаге.

П5. Финансовая комиссия помимо своих задач, установленных в соответствии с П6 главы VIII и П4 главы IX Формы правления, должна подготавливать дела об общих направлениях экономической политики и бюджетного регулирования, а также дела, которые касаются деятельности риксбанка.

Налоговая комиссия помимо своих задач, установленных в П6 главы VIII Формы правления, должна подготавливать дела о государственных и коммунальных налогах.

П6. Риксдаг устанавливает, по каким принципам должны распределяться различные дела между комиссиями. При этом следует соблюдать правило, что дело, которое принадлежит к совместной области, относится к тем же комиссиям. Однако независимо от совместной области может быть определено, что одна комиссия должна подготавливать дела по такому закону, который имеется в виду в П2 главы VIII Формы правления.

Риксдаг может отступить от таких установленных принципов, равно как и от П5, если это в определенном случае вызвано соображениями связи между делами, особым характером дела или служебными отношениями.

Дополнительные постановления

IV.6.1. Конституционная комиссия помимо своих задач, установленных в П4, должна подготавливать дела о законодательстве в конституционной и общей административно-правовой областях, об основах печати и деятельности партий, о законодательстве по вопросам радио, телевидения, кино, а также дела, которые касаются свободы высказываний, формирования мнений и свободы совести, различные дела о риксдаге, омбудсмане риксдага, органах риксдага, кроме риксбанка, управления национального долга и ревизоров риксдага, дела о согласии риксдага привлекать к суду членов риксдага и лишать их депутатской неприкосновенности, а также дела общего значения для органов коммунального самоуправления.

IV.6.2. Финансовая комиссия помимо своих задач, установленных в части первой П5, должна подготавливать дела об исчислении государственных доходов и другие дела, касающиеся государственного бюджета, которые не переданы для подготовки их в другую комиссию, дела об общей бюджетной технике, о кредитно-денежной и валютной политике, об управлении национального долга и ревизорах риксдага, об административной ревизии, государственной отчетности и рационализации, вообще о расходах в государственном управлении и государственной собственности, а также по иным экономическим вопросам органов управления, которые не относятся лишь к определенной совместной области. Она должна также анализировать государственный бюджет.

IV.6.3. Налоговая комиссия помимо своих задач, установленных частью второй П5, должна подготавливать дела об установлении и взимании налогов, о переписи населения, а также дела о содержащих алкоголь товарах.

IV.6.4. Юридическая комиссия должна подготавливать дела, которые касаются судов, управлений по аренде и жилищным вопросам, дела обвинительного и полицейского характера, об уголовном надзоре, а также дела, касающиеся уголовного и процессуального кодексов и законов, которые их заменяют либо непосредственно связаны с предписаниями этих кодексов.

IV.6.5. Законодательная комиссия должна подготавливать дела, которые касаются кодексов о браке, родителях, наследовании, торговле или земле, законов, которые заменяют их или связаны с предписаниями этих кодексов, если дело не относится к подготовке его другой комиссией. Она должна также подготавливать дела, относящиеся к законодательству о праве на социальное страхование, дела о правах акционерных обществ и объединений, векселях и чеках, праве на возмещение вреда, о нематериальном праве, взыскании, конкурсах, международном частном праве, а также вообще к законодательству по вопросам частноправового характера.

IV.6.6. Комиссия по иностранным делам должна подготавливать дела об отношениях с другими странами и международными организациями и о соглашениях с ними, шведском представительстве за границей и содействии развитию других стран, а кроме того, дела о внешней торговле, международном экономическом сотрудничестве, если дело не относится к подготовке его другой комиссией.

IV.6.7. Комиссия обороны должна подготавливать дела о военной, гражданской, психологической, экономической обороне, вольнонаемной службе и экономических привилегиях военнообязанных.

IV.6.8. Комиссия социального страхования должна подготавливать все дела о страховании и страховании от производственного вреда, а также дела о социальном обучении.

IV.6.9. Социальная комиссия должна подготавливать дела о надзоре за детьми, юношами, родителями, за трезвостью, о социальной помощи, поддержке многодетным семьям, охране труда, рабочем времени, отпуске, надзоре за здоровыми и больными, надзоре за помехами, восстановлении в правах, а также об иных социальных вопросах.

IV.6.10. Комиссия по культуре должна подготавливать дела, которые вообще касаются культурных и образовательных целей, деятельности молодежи, международного культурного сотрудничества, а также спортивной деятельности и свободного времяпрепровождения. Она должна также подготавливать церковные вопросы и дела о радиовещании и телевидении, если они не относятся к подготовке их конституционной комиссией.

IV.6.11. Комиссия по образованию должна подготавливать дела о высшем образовании и науке, школе, подготовке преподавателей и образовании взрослых.

IV.6.12. Комиссия коммуникаций должна подготавливать дела о железнодорожном транспорте, почте, телеграфе, телефоне, дорогах, дорожном движении, судоходстве, воздушном сообщении, метеорологической службе.

IV.6.13. Сельскохозяйственная комиссия должна подготавливать дела о сельском и лесном хозяйстве, садоводстве, охоте, рыболовстве и водном праве. Она должна также подготавливать дела об охране природы и иные дела об охране окружающей среды, которые не относятся к подготовке их другой комиссией.

IV.6.14. Экономическая комиссия должна подготавливать дела об общих направлениях экономической политики и связанных с ней научных вопросах, а также дела о промышленности и ремеслах, торговле, государственной предпринимательской деятельности, о потребителях, отношениях в области цен и конкуренции в экономической жизни, кредитах, капиталах и предпринимательском страховании.

IV.6.15. Комиссия по внутренним делам должна подготавливать дела о рынке труда, региональном развитии, местной помощи, общих служебных обязанностях, о праве трудового договора, страховании по безработице, трудовых и служебных отношениях на любой службе, шведском гражданстве и положении иностранцев.

IV.6.16. Комиссия по гражданским делам должна подготавливать дела о жилищной политике, регулировании вопросов жилищного найма, планировании застройки, строительстве, планировании населения, экспроприации, образовании недвижимого имущества, дела земельного характера, об управлении ленами с местными налоговыми органами, вопросы исполнения приговоров, статистики, пожарной охраны, административно-территориального деления страны, а также такие коммунальные вопросы, которые не относятся к подготовке их конституционной комиссией.

П7. Помимо Бюджетного законопроекта иные дела распределяются между двумя или несколькими комиссиями лишь в случае, если это вызывается особой причиной.

П8. Комиссия должна дать заключение по делу, которое ей направлено и не отозвано. Комиссия может, однако, переслать дело в другую комиссию, если та дала на это свое согласие, либо договориться с одной или несколькими комиссиями о совместной подготовке дела через представителей в смешанной комиссии. Такая комиссия дает заключение для риксдага.

Заключение по вопросу, обсуждение которого было перенесено с одного срока полномочий риксдага на следующий, должна дать та комиссия, которая образована вновь избранным риксдагом.

Комиссия должна представить отзыв по делу при оглашении в палате отложенного решения, о котором указано в П16 главы III.

Дополнительное постановление

IV.8.1. Решение финансовой и налоговой комиссий по вопросу, предусмотренному П6 главы VIII Формы правления, сообщается правительству в особом письме.

П9. Дело, по которому комиссия дала заключение, должно быть вновь в нее отослано из палаты для подготовки отзыва, если этого потребовало не менее одной трети голосующих. Возвращение в соответствии с данным параграфом не может осуществляться более одного раза по одному и тому же делу.

Палата может также для дополнительной подготовки направить дело в другую комиссию. Если одновременно выдвинуто требование и об этом и об отзыве, то ранее упомянутое требование должно рассматриваться первым. Если принято решение об отзыве, то при этом отпадает требование о направлении дела в другую комиссию.

П10. По желанию комиссии государственные органы должны представлять справки и давать объяснения. Такая обязанность не вменяется, однако, правительству. Органы, которыми не руководит риксдаг, могут передавать желание комиссии на усмотрение правительства.

Если не менее одной трети членов комиссии во время рассмотрения выразят пожелание о представлении справки или объяснения от органа, который имеется в виду в части первой, комиссия должна принять по этому поводу соответствующие меры, если только она не найдет, что возникающая при этом задержка обсуждения дела приведет к значительному ущербу.

П11. Комиссия может собираться в период, когда не проходит сессия, если этого требуют ее задачи.

Дополнительные постановления

IV.11.1. В первый раз комиссия приглашается на заседание тальманом в течение двух дней после ее избрания. Затем она приглашается на заседания председателем. Для целей, указанных в П4 главы IX Формы правления, финансовая комиссия может созываться по желанию правительства. Для целей, указанных в П6 главы VIII Формы правления, финансовая и налоговая комиссии в первый раз могут созываться по желанию правительства. Если комиссия согласно данному здесь указанию созывается по желанию правительства, вызов направляется тальманом.

Персональное приглашение посылается всем членам и заместителям. О созыве необходимо объявить в помещении риксдага по возможности не позднее 18 часов до дня заседания и поместить объявление в одной или нескольких дневных газетах.

IV.11.12. Комиссия может заседать одновременно с палатой лишь в том случае, если обсуждение в палате не касается принятия решения по делу или выборов и если комиссия заранее единогласно одобрила это.

IV.11.3. До избрания председателя работой руководит один из присутствующих членов, который был депутатом риксдага наибольшее время; если два или несколько членов были депутатами одинаковое время, - то старейший из них.

IV.11.4. На заседании комиссии ведется протокол.

П12. Комиссия должна заседать при закрытых дверях. При наличии особой причины она может разрешить присутствие и иных лиц помимо ее членов, заместителей и служащих.

П13. В комиссии не вправе присутствовать лицо, когда на обсуждение или решение поступает дело, которое касается его лично или его близких.

П14. В комиссии должно проводиться открытое голосование. Если голоса разделились поровну, решающим становится мнение, высказанное председателем.

Не получивший большинства при голосовании в комиссии может присоединить к заключению свое особое мнение с отзывом. Заключение, однако, не должно из-за этого задерживаться.

П15. Член, заместитель или служащий комиссии не могут сообщать посторонним то, что согласно решению правительства или комиссии должно сохраняться в тайне по соображениям государственной безопасности или иной особо важной причине, которая обусловливается отношениями с другой страной либо международными организациями.

Глава V. РЕШЕНИЕ ДЕЛ

П1. Заключение комиссии перед решением дела должно быть передано на два заседания палаты (два чтения), если риксдаг по предложению комиссии не установит, чтобы дело решалось лишь после одного чтения.

Дополнительные постановления

V.1.1. Заключение комиссии не может докладываться палате, пока оно не роздано членам риксдага.

V.1.2. Если депутат перед решением дела хочет представить требование, которое не учтено в заключении комиссии, он должен как можно быстрее уведомить об этом тальмана. Требование подается в письменной форме и раздается членам риксдага до решения дела; в нем должна содержаться мотивировка.

П2. Вопрос о вотуме недоверия должен лежать на столе палаты до второго заседания после того, на котором представлено требование, и решается не позднее следующего после этого заседания.

Это положение должно соответственно применяться по предложению тальмана к новому премьер-министру. При этом следует соблюдать отсрочку, установленную частью второй П2 главы VI Формы правления.

П3. Дело, по которому имеет место обсуждение, не может ставиться на решение, пока палата не приняла предложение тальмана закончить обсуждение.

Дело решается общим одобрением (без подсчета голосов) или, если этого потребует депутат, путем голосования. Если для принятия решения требуется одобрение квалифицированного большинства, то такое дело всегда решается путем голосования. В случае необходимости дело должно решаться по частям.

П4. Когда решение принимается общим одобрением, тальман должен ставить на одобрение каждое требование по законопроекту, которое было представлено при обсуждении. Законопроект формулируется так, чтобы в отношении его можно было ответить "да" или "нет". Тальман объявляет, какое принято решение, в соответствии со своим восприятием и закрепляет это ударом молотка, если не выражено требование о голосовании.

П5. Когда решение принимается путем голосования, выносится на обсуждение то предложение, которое согласно восприятию тальмана явно одобрено риксдагом или, если мнение не было ясным, то предложение, которое определит тальман, а второе - выносится как контрпроект. Если представлено более двух предложений, которые противоречат одно другому, первым при применении П4 нужно вынести то предложение, которое было контрпроектом.

Голосование открытое. Тальман объявляет результаты голосования и закрепляет решение ударом молотка.

Дополнительные постановления

V.5.1. Когда должно иметь место голосование, тальман предлагает подлежащий голосованию законопроект. Если в определенном случае для одобрения решения требуется квалифицированное большинство, об этом сообщается в голосуемом законопроекте.

Когда депутаты после предупреждения заняли свои места в зале пленарных заседаний, поставленный на голосование законопроект зачитывается и ставится на одобрение палаты.

Голосование может осуществляться повторно. Если тальман после голосования усомнился в его результате либо депутат потребовал подсчета голосов, новое голосование производится с помощью машины для голосования или, когда последняя не может применяться, - поименной перекличкой.

V.5.2. При повторном голосовании тальман предлагает сначала высказаться тем депутатам, которые хотят голосовать за законопроект, а затем обращается с таким предложением к тем депутатам, которые хотят голосовать против законопроекта.

При голосовании с помощью машины для голосования фотографируется табло, на котором отмечается, как проголосовал каждый депутат.

При голосовании путем поименной переклички тальман приглашает двух членов риксдага занять места за столом тальмана для проведения регистрации голосующих. Вице-тальманы ведут перекличку первого и последующих депутатов по нумерации мест в зале пленарных заседаний. Должен быть дан любой из следующих ответов: "да", "нет", "воздерживаюсь".

П6. Если получено одинаковое число голосов при голосовании какого-либо предложения, которое должно быть контрпроектом, результат определяется жеребьевкой.

Если голоса разделились поровну в основном голосовании, тальман вносит предложение о возвращении законопроекта в комиссию. Дело должно быть возвращено, если на этом согласились не менее половины голосующих. Если решение о возвращении не принято, то жеребьевка определяет то мнение, которое должно стать решением риксдага.

После возвращения дело вновь целиком вносится на решение палаты. Если при этом вновь получено одинаковое число голосов во время основного голосования, тотчас же должна проводиться жеребьевка.

П7. Если решение по законодательному вопросу принимается двумя или несколькими частями, риксдаг может сразу же после решения по последней части принять по предложению тальмана либо члена риксдага определение о возвращении дела в комиссию для повторной подготовки. Когда риксдаг принимает такое определение, решения по частям теряют силу. Определение о возвращении дела в соответствии с данным параграфом не может повторяться.

П8. Когда для решения требуется квалифицированное большинство и по нему представлено более одного предложения, риксдаг выбирает первым одно из них с применением общих правил. После этого решение по такому предложению должно приниматься или отклоняться.

Если представляется одновременно два или несколько требований о принятии резолюции недоверия в отношении всех министров, должно проводиться только одно голосование.

П9. Член риксдага может после принятия решения по делу заявить о своем особом мнении или дать объяснение по мотивам голосования.

П10. Риксдаг может особым решением отложить обсуждение дела до следующей очередной сессии. Однако дело, касающееся государственного бюджета на следующий бюджетный год, может откладываться, если только это не вызывает затруднений для бюджетного регулирования. Решение об отсрочке может повторяться.

Если сессия риксдага заканчивается досрочно по причине внеочередных выборов, то дела, решение по которым риксдаг не успел принять, без особого постановления считаются перенесенными на следующую после выборов очередную сессию.

Решения по делам, которые не были отозваны, должны приниматься до окончания календарного года, после того как они внесены, или, если для этого возникают препятствия вследствие постановления о внеочередных выборах, как можно скорее после того, как собрался вновь избранный риксдаг.

Дополнительное постановление

V.10.1. Решение о перенесении дела принимается по представлению комиссии, к ведению которой оно относится. Комиссия должна направить предложение в конференцию при тальмане. Палата может принять решение об отсрочке и без такого представления в связи с обсуждением заключения комиссии.

П11. Риксдаг может на внеочередной сессии принять решение об обсуждении отложенного дела.

Дополнительное постановление

V.11.1. Решение поставить на обсуждение внеочередной сессии отложенное дело принимается по предложению комиссии, к ведению которой относится дело, или по предложению тальмана. По этому вопросу должна заслушиваться конференция при тальмане.

П12. Окончательное решение по делу, касающемуся основного закона, принимается на первой сессии срока полномочий риксдага, который избран непосредственно после принятого решения по делу, если только принятое решение не откладывается до следующей сессии. По вопросу об отсрочке должны соответственно применяться постановления частей первой и второй П10 и П11. Дело должно быть решено окончательно до следующих очередных выборов в риксдаг.

Дополнительное постановление

V.12.1. Дополнительные постановления V.10.1 и V.11.1 должны соответственно применяться по вопросу об отсрочке окончательного решения по делу, относящемуся к основному закону.

П13. Решение риксдага по поводу законопроекта, а также иное решение, о котором должно быть проинформировано правительство, сообщается ему в письменной форме.

Дополнительное постановление

V.13.1. Письма риксдага собираются в канцелярии палаты и подписываются тальманом.

Подготавливающая дело комиссия должна получить решение палаты по этому делу.

Глава VI. ИНТЕРПЕЛЛЯЦИИ И ВОПРОСЫ МИНИСТРАМ

П1. Интерпелляция должна иметь определенное содержание и включать мотивировку. Она может вноситься лишь по делу, представляющему большой общественный интерес. Вопрос о внесении интерпелляции решает риксдаг. Решение принимается без последующего обсуждения.

Министр, который не ответил на интерпелляцию в течение четырех недель после согласия риксдага на ее внесение, должен до окончания этого времени устно сообщить риксдагу, почему не дается или задерживается ответ. Такое сообщение не сопровождается обсуждением.

Интерпелляция отпадает, если на нее не дан ответ на той сессии, на которой она внесена.

Дополнительные постановления

VI.1.1. Интерпелляция подается в канцелярию палаты, и тальман докладывает о ней на заседании палаты немедленно после того, как она роздана членам риксдага. Вопрос о том, может ли интерпелляция быть внесена, решается на следующем затем заседании и включается в повестку дня этого заседания. Если риксдаг согласился на внесение интерпелляции, тальман разрешает министру срочно ознакомиться с ней.

Тот, кто на сессии, заканчивающейся согласно П4 главы I не позднее 31 мая, подал интерпелляцию в канцелярию палаты после окончания апреля месяца, должен указать в ней причину, по которой она не была подана своевременно.

VI.1.2. Когда министр предполагает ответить на интерпелляцию, тальман по согласованию с министром и лицом, ее внесшим, определяет, на каком заседании должен быть дан ответ. Об этом сообщается не позднее 11 часов дня перед заседанием, и вопрос ставится в повестку дня. Ответ на интерпелляцию может заранее раздаваться членам риксдага. Если это сделано, министр может ограничивать свое выступление резюме ответа.

П2. Депутатский вопрос должен иметь определенное содержание. Он может включать краткое вступительное объяснение. При ответе на вопрос в обсуждении участвуют лишь тот член риксдага, который поставил вопрос, и тот министр, который дает ответ. Риксдаг может установить ограничение на право выступления для этих ораторов, помимо вытекающего из П14 главы II.

Дополнительные постановления

VI.2.1. Вопрос передается в канцелярию палаты. Он должен быть собственноручно подписан членом риксдага, внесшим вопрос. Тальман разрешает министру немедленно ознакомиться с вопросом и докладывает о нем на следующем затем заседании.

VI.2.2. То, что указано в части третьей П1 и части первой Дополнительных постановлений VI.1.2, должно применяться также к вопросу. Если нет особой причины для иного порядка, ответ на вопрос должен даваться на одном или двух часах вопросов каждой недели. Ответ на вопрос дается в тот час вопросов, который приходится на ближайший из них после шести дней со времени передачи вопроса в канцелярию палаты.

Когда дается ответ на вопрос, первое выступление каждого оратора продолжается не более трех минут, второе - не более двух минут и каждое последующее - не более одной минуты.

Глава VII. ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ВЫБОРАХ В РИКСДАГЕ

П1. Постановления ПП2-12 относятся к выборам, которые проводятся в палате.

Постановления части первой П2, П6, ПП8-10 и части второй П12 должны применяться лишь в той мере, в какой риксдаг не установит иного.

Дополнительное постановление

VII.1.1. Помимо выборов, которые палата проводит согласно Форме правления и Акту о риксдаге, она должна проводить выборы:

1. уполномоченных управления национального долга,

2. управления библиотеки риксдага,

3. шведской делегации Северного Совета,

4. шведской делегации Европейского Совета,

5. управления капиталом юбилейного фонда риксбанка.

Палата должна также каждый год избирать 18 членов риксдага, которые могут участвовать в собрании пайщиков акционерного общества "Statsforetag AB".

П2. Выборы подготавливаются комитетом по подготовке выборов, который назначается в риксдаге.

Комитет по подготовке выборов назначается на первом заседании палаты соответствующего срока полномочий на время до окончания этого срока. Каждая партийная группа, представляющая партию, которая получила на выборах в риксдаг не менее 4 процентов голосов в целом по стране, должна получить одно место. Кроме того, десять мест делятся пропорционально между теми же партийными группами. Члены назначаются с применением требования части первой П12.

Дополнительные постановления

VII.2.1. Число членов для каждой партийной группы, которое она должна назначить в комитет по подготовке выборов, устанавливает тальман. При этом он должен при пропорциональном распределении применять принцип исчисления, указанный в части второй П4.

VII.2.2. Комитет по подготовке выборов подготавливает все выборы, которые проводятся палатой, кроме выборов регента, вице-регента, лица, которое выступает в качестве временного регента, тальмана, вице-тальманов, секретаря палаты, а также омбудсманов риксдага и их заместителей. Подготовка выборов омбудсманов и их заместителей устанавливается Дополнительным постановлением VIII.10.2.

VII.2.3. Комитет по подготовке выборов созывается тальманом на свое первое заседание в тот же день, когда он назначен. После этого заседания созываются председателем.

Постановления П12 главы IV, а также Дополнительные постановления IV.11.1, часть вторая, и IV.11.2-4 могут соответственно применяться комитетом по подготовке выборов.

П3. Если на выборах, которые касаются двух или нескольких лиц, предлагается общий список, включающий то число лиц, которое предполагается избрать, и список признается всеми членами, участвующими в заседании комитета по подготовке выборов, или всеми, кроме одного, тальман должен внести предложение одобрить список и объявить всех включенных лиц избранными. Однако должны проводиться выборы при тайном голосовании, если этого пожелают не менее того числа членов риксдага, которое соответствует числу, получаемому, если общее число имеющих право голоса членов делится на общее число лиц, подлежащих избранию, с прибавлением единицы. Такие выборы должны иметь место на следующем заседании.

Если из особого постановления следует, что лицо, обладающее определенными функциями, должно избираться самостоятельно, выборы должны проводиться общим одобрением (без подсчета голосов). Однако, если член риксдага этого потребует, выборы должны проводиться при тайном голосовании. Если есть единогласное предложение комитета по подготовке выборов, то в таком случае выборы должны иметь место только на следующем заседании.

П4. Выборы проводятся при тайном голосовании, если иное не вытекает из П3 либо другого основного постановления Акта о риксдаге. Когда тайным голосованием должны избираться два или несколько лиц, места распределяются пропорционально между партиями. Под партией имеется в виду при этом каждая группа членов риксдага, которая во время выборов выступала под определенным девизом.

Места распределяются между партиями таким образом, чтобы они одно за другим предоставлялись той партии, у которой каждый раз оказывается наибольшее сопоставимое число. Сопоставимое число равно числу голосов партии, пока не распределены места партии, и затем образуется путем деления числа голосов партии на число мест, которые уже ей предоставлены плюс единица. При равном сопоставимом числе применяется жеребьевка.

Дополнительные постановления

VII.4.1. Избирательные бюллетени должны быть одинакового размера, материала и цвета. Избирательный бюллетень должен быть простым, закрытым и без пометок. Он может содержать задачи выборов, к которым относится.

Избирательный бюллетень недействителен, если он снабжен пометкой, поставленной с умыслом, либо в нем нет имени законного кандидата. Если член риксдага опустит на выборах более одного бюллетеня, избирательные бюллетени недействительны. Если бюллетени имеют одинаковое содержание, один бюллетень должен все же учитываться при подсчете голосов как действительный.

Фамилия на избирательном бюллетене не принимается во внимание, если кандидат не избран, его фамилия зачеркнута или неясно, кто имеется в виду.

VII.4.2. При пропорциональных выборах используется избирательный бюллетень, на котором перед фамилией ставится партийный девиз (наименование партии или иное обозначение словами для каждой группы членов риксдага или для определенной группировки). Фамилии записываются одна под другой.

Избирательный бюллетень недействителен, если на нем отсутствует партийный девиз либо поставлено более одного партийного девиза.

Фамилия на избирательном бюллетене не учитывается, если неясна последовательность между одной и другой фамилией.

Присуждаемые партии места занимаются следующим образом: первое место достается тому, кто стоит впереди в списке партии, второе - тому, чья фамилия стоит второй в списке, и так далее согласно тому же принципу. При определении последовательности фамилий в избирательном списке одной партии может соответственно применяться П6 главы XIV избирательного закона (1972:620).

VII.4.3. При выборах голосованием одного лица избирательный бюллетень может не содержать партийного девиза. Избирательный бюллетень недействителен, если в нем оставлено две или несколько фамилий кандидатов.

При равном числе голосов выбор определяется жеребьевкой.

VII.4.4. При выборах тайным голосованием тальман предлагает пяти членам риксдага занять места за столом тальмана. Трое из них должны принимать участие в открытии и подсчете избирательных бюллетеней, а двое - вести запись итогов выборов.

Выбор должен производиться в том же порядке, который определен Дополнительным постановлением V.5.2. При вызове члена риксдага он должен подойти к столу тальмана и передать ему свой бюллетень.

После того как все признанные действительными избирательные бюллетени зачитаны тальманом и записаны секретарем палаты и двумя членами риксдага, производится сравнение результатов выборов.

Тальман должен сообщить результат выборов, как только он установлен.

VII.4.5. Когда тайным голосованием должны проводиться двое или несколько выборов, тальман может, если член риксдага не потребует иного, установить, что избирательные бюллетени должны подаваться на все выборы до подсчета голосов каких-либо из них.

П5. Выборы при тайном голосовании могут быть обжалованы в комитет по проверке выборов риксдага. Выборы сохраняют силу несмотря на то, что они обжалованы.

Дополнительные постановления

VII.5.1. Жалоба на выборы, как указано в П5, вносится в комитет по проверке выборов. Письмо с жалобой подается в канцелярию палаты в течение пяти дней со времени объявления в палате результатов выборов. После истечения времени на жалобы тальман должен на заседании палаты огласить все внесенные жалобы. Тальман должен при этом установить то короткое время, в течение которого объяснение по жалобе должно поступить в комитет по проверке выборов. После того как время на объяснение истекло, тальман тотчас же должен направить письмо с жалобой в комитет по проверке выборов. Тальман должен при этом сразу же высказаться по жалобе в комитете.

VII.5.2. Если во время выборов обходились положения П4 и Дополнительных постановлений VII.4.1-5 и не является невероятным, что на исход выборов повлияла ошибка, комитет по проверке выборов должен отменить их и потребовать перевыборов. Однако, если ошибка может быть исправлена путем пересчета или иным путем, требующим наименьшего вмешательства, комитет может вместо отмены дать поручение тальману осуществить требуемое исправление.

VII.5.3. Избирательные бюллетени и другие материалы по выборам должны с соблюдением безопасности храниться, пока выборы остаются в силе.

П6. Выборы, которые согласно предписанию относятся ко всему сроку полномочий риксдага, следует проводить как можно быстрее после начала срока полномочий, и они действуют до тех пор, пока риксдаг не проведет новые выборы на следующий срок полномочий.

П7. В случае, когда новый член займет место в риксдаге вследствие того, что результат выборов в риксдаг был изменен после обжалования, выборы, проведенные риксдагом в период полномочий, должны проводиться вновь, если этого потребуют не менее десяти членов риксдага.

П8. Когда должны избираться два и более лица, одновременно должно назначаться не менее того же числа заместителей, что и штатных членов. Установленное для членов соответственно применяется к заместителям.

Дополнительное постановление

VII.8.1. После того как риксдаг провел выборы в органы и при этом назначил заместителей в силу П8, он может принять решение об увеличении числа заместителей в этот орган. Выбор заместителя по такой причине должен проводиться как можно быстрее.

П9. Когда член, избранный риксдагом в орган, отсутствует, его место занимает заместитель, принадлежащий к той же партийной группе. В остальном действует правило, что заместители выступают в том порядке, в каком они были избраны, или, если выборы проводились по общему списку, в том порядке, в каком они проходили по списку.

Дополнительное постановление

VII.9.1. Член или заместитель, получивший место от двух либо нескольких групп, считается избранным от той группы, от которой место ему было предоставлено первым.

П10. Если избран для выполнения поручения тот, кто принадлежит к членам риксдага, и он преждевременно оставил риксдаг или был назначен тальманом риксдага либо министром, он должен быть освобожден от поручения.

П11. Лицо, назначенное для выполнения поручения путем выборов риксдагом, не может отказаться от поручения без согласия на это риксдага.

П12. Если избранное в орган лицо оставляет свое поручение раньше времени и это предполагает выборы, путем которых выполняются задачи с начала мандатного периода двумя или несколькими лицами, та партийная группа или те партийные группы, от которых он был избран, должна предложить тальману преемника. Тальман объявляет предложенное лицо избранным. Если не делается такого представления или предлагается более одного лица, преемника назначает тальман.

Если в ином случае, помимо указанного в части первой, преждевременно освободится место, на оставшееся время проводятся дополнительные выборы с применением того правила, которое действует вообще.

П13. Орган, члены которого целиком или частично назначаются палатой, избирает из своего состава председателя и одного или нескольких вице-председателей, если не установлено иное.

П14. Выборы в органе, о котором сказано в П13, проводятся общим одобрением (без подсчета голосов) или, если этого потребует его член, путем тайного голосования.

Дополнительное постановление

VII.14.1. Избирательные бюллетени должны быть одинакового размера, материала и цвета. Избирательный бюллетень должен быть простым, закрытым и без пометок. При равном числе голосов исход выборов определяется жеребьевкой.

Глава VIII. НЕКОТОРЫЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА И ОРГАНЫ

П1. Выборы тальмана, а также первого, второго и третьего вице-тальманов проводятся на первом заседании палаты на срок полномочий риксдага и действуют до его окончания. Тальманы избираются каждый в отдельности в указанном здесь порядке.

Если выборы проводятся тайным голосованием, избранным является тот, кто получил более половины поданных голосов. Если не достигается такого перевеса голосов, проводятся новые выборы. Если никто не получил более половины поданных голосов, проводятся третьи выборы среди тех двух лиц, которые во время второго голосования набрали наибольшее число голосов. При третьем голосовании избранным становится тот, кто получил большинство голосов.

П2. Риксдаг путем выборов назначает заместителя председателя комитета по проверке выборов в риксдаг. То, что в П11 главы III Формы правления установлено в отношении председателя, соответственно применяется в отношении заместителя. При выборах тайным голосованием председателя или его заместителя применяется метод, указанный в части второй П1.

П3. При выборах тайным голосованием регента, вице-регента или лица, которое должно выступать в качестве временного регента, применяется метод, указанный в части второй П1. Выборы действительны до тех пор, пока риксдаг не примет иного решения.

П4. Делегация риксдага по вопросам заработной платы состоит из 17 членов, избираемых риксдагом на срок его полномочий.

П5. Делегация по вопросам заработной платы заседает при закрытых дверях. При наличии особой причины делегация может дать согласие на присутствие иного лица помимо члена, заместителя, служащего делегации и того лица, с кем она должна советоваться по вопросам переговоров.

К делегации соответственно применяются положения П11 и части первой П14 главы IV. Член делегации, который не согласен с ее решением, может зарезервировать за собой особое мнение.

До того как заключено соглашение по вопросу о переговорах, или переговоры закончились иначе, или для делегации внесено предложение, которое имеется в виду в П11 главы IX Формы правления, ее член, заместитель или служащий не вправе без разрешения делегации разглашать сведения, поступившие для обсуждения дела в делегацию.

Дополнительные постановления

VIII.5.1. В вопросах переговоров, касающихся условий найма работников риксдага и его органов, делегация по вопросам заработной платы советуется с тальманом или с тем членом административного управления, которого оно рекомендует.

VIII.5.2. К делегации по вопросам заработной платы соответственно применяются Дополнительные постановления IV.11.1-4.

VIII.5.3. Делегация по вопросам заработной платы должна до 15 января каждого года представлять риксдагу отчет о своей деятельности за прошедший год. К отчету прилагаются соглашение и другие документы, которые представлялись на одобрение делегации.

VIII.5.4. Член, заместитель или служащий в первый раз, когда он присутствует на заседании делегации, должен сделать заявление о том, что он будет соблюдать обязанность не разглашать тайну.

VIII.5.5. Делегация по вопросам заработной платы приглашает для себя секретаря.

П6. Выборы уполномоченных риксбанка проводятся на срок полномочий риксдага.

Уполномоченные избирают из своей среды директора риксбанка, а также из своей среды или вне ее заместителя директора. Если последний не является сам уполномоченным, он должен быть особым заместителем директора риксбанка и в качестве такового иметь преимущества в несении службы перед другими заместителями.

П7. Выборы членов внешнеполитического комитета проводятся на весь срок полномочий риксдага. Тальмана во внешнеполитическом комитете замещает вице-тальман. Число избранных заместителей членов должно составлять девять.

П8. Внешнеполитический комитет заседает при закрытых дверях. Премьер-министр может дать согласие на то, чтобы помимо члена, заместителя, министра и служащего присутствовало иное лицо.

Дополнительное постановление

VIII.8.1. В отношении внешнеполитического комитета соответственно применяются Дополнительные постановления IV.11.4 и VIII.5.4. Секретарь комитета предлагается правительством.

Заместитель члена внешнеполитического комитета должен всегда уведомляться о его заседаниях.

П9. Для цели, которая имеется в виду в П2 главы XIII Формы правления, члены внешнеполитического комитета собираются по приглашению тальмана или, при наличии препятствий для него, вице-тальмана, равно как и двух других членов комитета. Переговоры проводятся под руководством тальмана, вице-тальмана или, если никто из них не присутствует, под руководством одного из присутствующих членов, который был депутатом наибольшее время. Если два или несколько членов были депутатами наибольшее время, то - старейшего из присутствующих. Если при голосовании по решению голоса разделились поровну, имеет силу мнение, высказанное председателем.

П10. Выборы омбудсмана имеют силу от одних выборов до новых выборов омбудсмана на четвертый год после этого. По ходатайству комиссии, которая проверяет отчет о деятельности омбудсмана, риксдаг может, однако, до истечения срока освободить омбудсмана, который не пользуется его доверием. При выборах омбудсмана тайным голосованием применяются требования части второй П1.

Если омбудсман уходит в отставку досрочно, риксдаг должен как можно быстрее избрать преемника на новый четырехлетний период.

Риксдаг избирает на должность омбудсмана одного или нескольких лиц. Постановления частей первой и второй об омбудсмане соответственно применяются в отношении его заместителя.

Дополнительные постановления

VIII.10.1. Конституционная комиссия назначает в течение 20 дней после своего образования делегацию по делам омбудсманов, состоящую из шести членов комиссии, для того, чтобы по желанию омбудсмана советоваться с ним в отношении порядка работы и по другим вопросам организационного характера.

VIII.10.2. Выборы омбудсмана и его заместителя подготавливает делегация по делам омбудсманов, которая советуется по этому вопросу с членами, назначенными от партийных групп в конференцию при тальмане.

П11. Ревизоров риксдага должно быть 12. Они избираются на срок полномочий риксдага.

Риксдаг избирает среди ревизоров председателя и одного или нескольких вице-председателей. Председатель и каждый вице-председатель избираются самостоятельно.

П12. Военная делегация риксдага состоит из тальмана в качестве председателя и 50 других членов, которых риксдаг избирает на срок своих полномочий.

Член риксдага правомочен быть членом военной делегации независимо от того, входит он в состав правительства или нет.

Заместители в военную делегацию не должны назначаться.

Если у члена делегации имеются длительные препятствия для работы в то время, когда военная делегация выступает вместо риксдага, назначается другой член риксдага для замещения в порядке, указанном в части первой П1 главы VII.

Дополнительные постановления

VIII.12.1. В обязанность председателя и вице-председателя военной делегации вменяется подготовка деятельности делегации в случае, когда она должна выступать вместо риксдага.

VIII.12.2. В то время, когда военная делегация не выступает вместо риксдага, к ней соответственно применяются постановления П12 главы IV, а также Дополнительные постановления IV.11.1, часть вторая, и IV.11.2 и 4.

П13. Риксдаг может принимать более подробные постановления в отношении своих органов.

ГЛАВА IX. ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ЛИЦАХ И АДМИНИСТРАЦИИ

П1. Палата избирает секретаря палаты. Выборы секретаря имеют место в начале сессии риксдага, ближайшей после очередных выборов, и сохраняют силу до проведения новых выборов секретаря палаты.

Секретарь палаты обязан вести протокол ее заседаний. Он отправляет решения риксдага и в остальном помогает тальману в работе риксдага.

Дополнительные постановления

IX.1.1. При выборах тайным голосованием секретаря палаты применяются действия, указанные в части второй П1 главы VIII.

IX.1.2. Секретарь палаты руководит канцелярией палаты и является секретарем военной делегации. Он ведет протокол заседаний конференции при тальмане.

П2. Комиссии риксдага оказывает помощь секретарь. Главный секретарь комиссии должен быть шведским гражданином.

П3. Административной конторой риксдага руководит административное управление риксдага. Управление состоит из тальмана в качестве председателя и восьми других членов, которые выбираются риксдагом из числа депутатов на срок его полномочий.

П4. Административная контора риксдага должна до тех пор, пока сохраняют полномочия риксдаг и его органы, в рамках риксдага определять следующее:

1. рассматривать вопросы, касающиеся условий найма и труда работников, а также иные персональные вопросы,

2. доводить до сведения общие постановления по управлению,

3. подготавливать предложения для ассигнований по государственному бюджету.

Кроме этого, административная контора рассматривает согласно более подробным предписаниям риксдага вопросы об управлении в рамках риксдага и вопросы об управлении экономическими делами органов риксдага, кроме риксбанка и особых органов, которые указаны в части второй П10 главы IX Формы правления.

П5. Жалоба на решение органа риксдага по вопросам управления, против которого выступает лицо в соответствии с предписанием об этом, рассматривается верховным административным судом в случаях, специально установленных риксдагом, а в остальных случаях - комитетом по жалобам риксдага. Комитет по жалобам состоит из председателя, который должен быть или был штатным судьей и не должен быть членом риксдага, и четырех других членов, избираемых из состава риксдага. Председатель избирается особо. Выборы в комитет по жалобам проводятся на срок полномочий риксдага.

У председателя должен быть заместитель. Установленное для председателя соответственно применяется к заместителю.

Дополнительное постановление

IX.5.1. При выборах тайным голосованием комитета по жалобам применяются действия, указанные в части второй П1 главы VIII.

П6. Член риксдага для выполнения своих обязанностей должен получать вознаграждение из государственных средств. Постановления об этом, о других экономических привилегиях в связи с выполнением обязанностей и о вознаграждении для заместителя члена риксдага даются в законе.

П7. Особое предписание имеется о доступе членов и органов риксдага в библиотеку и о содействии в иных случаях тому, что связано с задачами работы риксдага, а также об ознакомительных поездках членов и комиссий риксдага.

Дополнительное постановление

IX.7.1. Комиссия вправе принять решение о том, что ее член должен предпринять ознакомительную поездку для получения сведений по делу, относящемуся к ведению комиссии.

Комиссия должна советоваться с конференцией при тальмане, прежде чем принять решение о поездке за границу. Конференция при тальмане должна высказываться о том, в какой мере уместно осуществлять поездку. При этом должны приниматься во внимание международные связи риксдага, издержки и иные обстоятельства.

Конференция при тальмане может принять более подробные постановления об ознакомительных поездках комиссий. Член риксдага может получать средства на самостоятельную поездку. Конференция при тальмане может принять более подробные постановления о таких поездках.

П8. Обвинение против указанных должностных лиц в преступлении, совершенном при выполнении их поручений или служебных обязанностей, может возбуждаться:

1. против уполномоченного риксбанка или кого-либо из ревизоров риксдага - только финансовой комиссией,

2. против члена административного управления риксдага, комитета по проверке выборов риксдага, комитета по жалобам риксдага, или против омбудсмана риксдага или секретаря палаты - только конституционной комиссией.

Риксдаг может установить, что положение части первой о возбуждении обвинения против уполномоченного риксбанка не должно применяться по делу о преступлении, совершенном при рассмотрении вопроса, который относится к импорту и экспорту валюты.

Дополнительные постановления

IX.8.1. Положение части первой П8 о возбуждении обвинения против уполномоченного риксбанка не должно применяться по вопросу о преступлении, совершенном при осуществлении риксбанком права окончательного решения согласно валютному закону (1939:350).

IX.8.2. Особые положения имеются в отношении правомочия возбуждать обвинение против некоторых других должностных лиц помимо тех, которые указаны в П8.

Переходные постановления

1. Данным Актом о риксдаге отменяется прежний Акт о риксдаге. Однако прежний Акт о риксдаге должен с указанными ниже исключениями применяться вместо нового Акта о риксдаге до истечения года, в котором риксдаг окончательно принимает новую Форму правления, а также в случаях, которые указаны ниже, даже и после этого.

2. Положения второго пункта части первой П5 прежнего Акта о риксдаге, а также первого и второго пунктов части первой и части третьей П34 того же Акта о риксдаге должны применяться вместо соответствующих положений данного Акта о риксдаге, пока Густав VI Адольф является королем, и положение П34 по вопросу об очередной сессии риксдага.

В отношении применения П14 прежнего Акта о риксдаге по вопросу об избирательном праве при выборах в риксдаг имеет силу то, что вытекает из положения 2 части второй пункта второго Переходных постановлений Формы правления.

В отношении применения при выборах в риксдаг, которые состоятся до того, как должен прекратить применяться согласно положению 1 прежний Акт о риксдаге, постановлений главы III новой Формы правления и другого закона вместо соответствующих положений прежнего Акта о риксдаге предписание дается в положении 2 части третьей Переходных постановлений Формы правления. Не должны также в вопросе о таких выборах применяться постановления прежнего Акта о риксдаге в отношении получения и проверки мандатов. К риксдагу, который в связи с выборами собрался до вновь названного времени, должны применяться положения данного Акта о риксдаге, установленные в части первой П5, ПП8 и 9 главы I с Дополнительными постановлениями, а также части второй П12 главы VIII, равно как и постановления части первой вышеупомянутого параграфа о составе военной делегации. Постановления части второй П53 прежнего Акта о риксдаге в вопросе об этом риксдаге должны действовать в отношении каждого члена государственного совета.

Постановления части первой П8 главы V данного Акта о риксдаге имеют силу в вопросе о таком предложении по изменению Акта о риксдаге, которое риксдаг обсуждает до времени, указанного в положении 1.

3. Очередная сессия в год, когда согласно положение 1 станет применяться новый Акт о риксдаге, должна начаться 10 января пли раньше, в день, который следует из постановлений главы III новой Формы правления о первом заседании риксдага после внеочередных выборов. Не может приниматься решение об отсрочке окончания заседаний риксдага после 31 декабря в соответствии с частью шестой П2 прежнего Акта риксдага.

По вопросу об очередной сессии, имеющейся в виду в части первой, должны применяться положения данного Акта о риксдаге, касающиеся очередной сессии, которая начинается в августе, сентябре или октябре.

4. Выборы в риксдаг, которые согласно особому положению должны быть действительны на время, соответствующее сроку полномочий риксдага, проводятся в начале одной из указанных трех сессий на оставшийся срок полномочий. При этом после наступления нового календарного года перестает действовать соответствующий мандатный период, который протекал согласно прежним постановлениям.

Тальман и вице-тальманы того риксдага, который закончился до указанного в положении 1 нового календарного года, остаются при исполнении своих обязанностей до того, как в соответствии с положением 3 начнется очередная сессия. Предписания о выборах комитета по проверке выборов содержатся в положении 2 Переходных постановлений Формы правления.

5. Риксдаг, закончившийся до нового календарного года, указанного в положении 1, может согласно части третьей П58 прежнего Акта о риксдаге отложить дело до очередной сессии, о которой сказано в положении 3.

Отсроченное дело должно решаться в то время, которое установлено в П10 главы V данного Акта о риксдаге.

Если рассмотрение отложенного в силу П64 прежнего Акта о риксдаге предложения к основному закону отсрочивается до времени, указанного в положении 1, дело должно приниматься на рассмотрение очередной сессии, которая указана в положении 3. К продолжению рассмотрения дела применяются предписания П12 главы V данного Акта о риксдаге.

6. Правомочие обвинять в преступлении служащих риксдага, указанное в П8 главы IX данного Акта о риксдаге, должно определяться по прежнему закону, если во время совершения преступления в отношении обвинения действовали условия, которых нет в данном Акте о риксдаге.

7. Если в законе или ином акте приводится постановление, которое затрагивает заседания риксдага или иные вопросы периода заседаний в риксдаге, постановление действует вместо положений о сессии.

8. Во всех случаях должна применяться часть вторая Переходных постановлений Декларации (1971:2) об окончательных изменениях Формы правления и Акта о риксдаге.

"Svensk forfattningssamling 1974:153"