ЗАКОН №
XXXIV ОТ 1989 г.
О ВЫБОРАХ В НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВЕНГЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
С ПОПРАВКАМИ ОТ 1998 г.
ЧАСТЬ I. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Статья 1.
Выборы проводятся путем тайного, всеобщего, равного и прямого голосования.
Статья 2.
Каждый совершеннолетний гражданин Венгрии (далее – избиратель), за исключением упомянутых в параграфе (2), имеет право голосовать на выборах депутатов Национального Собрания Венгерской Республики.
Не могут участвовать в голосовании лица:
(а) находящиеся под надзором, ограничивающим или исключающим дееспособность;
(б) на которых окончательным решением суда налагается запрет на участие в общественных делах;
(в) отбывающие тюремное заключение;
(г) привлеченные в ходе уголовного разбирательства к принудительному медицинскому лечению.
- Каждый, кто имеет право голосовать и постоянно проживает в Венгрии, может избираться в Национальное Собрание.
- Каждый, кто находится в день выборов за границей и не имеет постоянного или временного места жительства в Венгрии, не может участвовать в выборах в Национальное Собрание.
Статья 3.
Осуществление избирательного права не является обязательным.
ЧАСТЬ II. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ГЛАВА I. Депутаты Национального Собрания
Статья 4.
Число депутатов Национального Собрания – 386.
176 депутатов Национального Собрания избираются в отдельных избирательных округах, и 152 в окружных и городских (далее территориальных) избирательных округах. На основании собранной на национальном уровне совокупности голосов, если она меньше, чем необходимо для получения мандатов в отдельных и территориальных округах, партии могут дополнительно получить 58 компенсирующих мандатов из национального списка.
- Количество отдельных избирательных округов в округах и столице и количество мандатов, имеющихся для каждого территориального избирательного округа, а также принципы определения избирательных округов устанавливаются Регламентом данного документа.
- Депутаты Национального Собрания обладают равными правами и обязанностями.
ГЛАВА II. Выдвижение кандидатов
Статья 5.
Кандидаты от отдельных избирательных округов могут выдвигаться, в соответствии с условиями, приведенными в параграфе (2), избирателями и общественными организациями согласно положениям Закона о деятельности и финансировании политических партий (далее – партий). Кандидаты также могут выдвигаться совместно двумя и более партиями. Если кандидат выдвигается двумя или более партиями, на купоне выдвижения кандидата должно быть указано название каждой из выдвигающих партий.
Для выдвижения в отдельном избирательном округе необходимо иметь представления с подписями не менее 750 избирателей. Представления могут быть выдвинуты только на купоне выдвижения кандидата, как установлено Регламентом к данному документу. Если кандидат выдвигается параллельно как независимый кандидат и как кандидат от какой-либо партии, слияние купонов выдвижения не допускается. Избиратель может предложить только одного кандидата в отдельном избирательном округе и только в том избирательном округе, в котором он проживает. Если избиратель предлагает более одной кандидатуры, каждое выдвижение кандидатуры считается недействительным.
Кандидаты от территориальных избирательных округов могут выдвигаться партиями по территориальным спискам. Территориальный список может быть составлен партией, которая в территориальном избирательном округе представила указанное Регламентом число кандидатов в четверти отдельных избирательных округов и не менее, чем в двух отдельных избирательных округах. Кандидат от партии, снявший свою кандидатуру в отдельном избирательном округе после первого тура голосования, не может нарушить право представлять список кандидатов
- Национальный список может предлагать партия, составившая списки не менее, чем в семи территориальных избирательных округах.
- Партии – в случае совместного выдвижения кандидатов по отдельным избирательным округам – могут совместно представлять территориальные и национальные списки, а также могут объединять эти списки.
- По территориальным и национальным спискам можно выдвигать втрое больше кандидатов, чем имеется мандатов по этим спискам. Если количество заявленных кандидатов меньше количества мандатов для списка, оставшиеся мандаты являются свободными.
- Одно и то же лицо может одновременно выдвигаться кандидатом в одном отдельном избирательном округе, по одному территориальному списку и по национальному списку. Если кандидат получил мандат в отдельном избирательном округе, его имя вычеркивается из территориального или национального списка. Если он получил мандат по территориальному списку, его имя вычеркивается из национального списка.
- Если кандидат исключается из партийного списка, его место занимает следующий за ним кандидат.
- Избранный представитель самоуправлений общественной безопасности не может выдвигаться кандидатом на место в Национальное Собраннее.
Статья 6.
Отменена
ГЛАВА III. Определение результатов выборов
Статья 7.
Кандидат от отдельного избирательного округа становится депутатом Национального Собрания после первого тура голосования, если он набирает более половины действительных голосов и если проголосовало более половины избирателей округа.
Если во время первого тура выборов число набранных голосов не превышает половины от общего числа избирателей отдельного избирательного округа (неудачный тур), то во втором туре:
(а) все кандидаты, участвовавшие в первом туре, могут принимать участие и во втором туре;
(б) кандидат, набравший наибольшее число действительных голосов, при условии, что число проголосовавших в отдельном избирательном округе превысило 25 % от общего числа избирателей в отдельном избирательном округе, становится депутатом Национального Собрания.
(3) Если во время первого тура выборов число проголосовавших превысило половину от общего числа избирателей в отдельном избирательном округе, но никто из кандидатов не набрал больше половины всех действительных голосов (неудачный тур), то во время второго тура:
(а) кандидаты, набравшие более 15 % действительных голосов во время первого тура выборов, могут принимать участие в выборах; при отсутствии таких трех кандидатов, в выборах участвуют три кандидата, набравшие наибольшее число голосов; если в этот период один из кандидатов решает снять свою кандидатуру, другой кандидат не может занять его место.
(б) кандидат, набравший наибольшее число действительных голосов, при условии, что число проголосовавших в отдельном избирательном округе превысило 25 % от общего числа избирателей в отдельном избирательном округе, становится депутатом Национального Собрания.
- Отменен.
- Дополнительные выборы проходят в каждом отдельном избирательном округе, где нельзя было провести первый или второй тур выборов из-за недостатка кандидатов.
Статья 8.
Кандидаты по партийным спискам в территориальных избирательных округах получают мандаты в пропорции к числу полученных голосов, подсчитанных согласно Регламенту к данному документу, в порядке, в котором они включены в списки, при условии, что число проголосовавших превысило половину всех избирателей.
Если первый тур выборов в территориальном избирательном округе признан несостоявшимся, по причине того, что число проголосовавших не превысило половины всех избирателей, все кандидаты по партийным спискам, которые участвовали в первом туре, могут избираться во втором туре. Кандидаты по партийным спискам получают мандаты в пропорции к числу полученных голосов, подсчитанных согласно Регламенту к данному документу, в порядке, в котором они включены в списки, при условии, что число проголосовавших превысило четверть всех избирателей.
- Если после подсчета в соответствии с параграфами (1) и (2), остаются свободными мандаты по территориальному избирательному округу, мандат будет получен по списку, получившему меньшее число голосов, чем необходимо для получения мандата, но превышающее две трети от полученных голосов. Если таких списков несколько, мандат будет получен списком, получившим следующее по величине число голосов. Если после
подсчета остаются свободные мандаты, они будут добавлены к доступным по национальным спискам.
В случае, если мандат выдается согласно параграфу (3), разница между числом голосов, необходимых для мандата и фактически полученных, будет вычтена из национального общего числа лишних голосов, полученных партией, выдвинувшей кандидата.
Если территориальный партийный список не смог набрать более двух третей действительных голосов, необходимых для получения мандата в данном избирательном округе или более 5 % от национального общего числа действительных голосов по территориальным партийным спискам, партийный список не получает мандата даже в случаях, указанных в параграфах (1) и (3). Тогда только действительные голоса по одинаковым партийным территориальным спискам должны быть объединены. Партии, выдвигающие общий или комбинированный список, не получают мандата, если каждая из них получает менее 5 % голосов, или в случае, когда более трех партий в общей сложности получают менее 15 % от национального общего числа действительных голосов. Если партия представляет общих кандидатов, или общие, или комбинированные списки с разными партиями в двух или более отдельных или территориальных избирательных округах, голоса должны быть собраны отдельно для общих кандидатов или общих или комбинированных списков при объединении лишних голосов, определении процентной планки и выдаче мандата.
Партии, которые объявляют об объединении своих списков по меньшей мере за 8 дней до выборов получают мандаты в пропорции к общей сумме голосов, полученных по соответствующим спискам. Извещение избирательной комиссии указывает также на тот порядок, в котором кандидаты получат мандаты. Избирательная комиссия делает извещение открытым для избирателей.
- Партии, представляющие общий список или комбинируя его с соответствующими списками в территориальных избирательных округах извещают избирательную комиссию по меньшей мере за 8 дней до выборов о тех пропорциях, в которых лишние голоса по общим или комбинированным спискам должны подсчитываться в национальной общей сумме голосов.
- Если две или более партии получают равное число голосов и по количеству набранных голосов должны получить мандаты, но число мандатов в территориальном избирательном округе меньше числа партий, получивших равное число голосов, мандаты распределяются по списку и по порядку.
- Если партийные списки не представлены в территориальном избирательном округе, соответствующие мандаты для территориального избирательного округа достаются национальному списку и распределяются согласно лишним голосам.
(1
0) Если второй тур выборов в территориальном избирательном округе также признан неудачным, так как на выборы пришло менее четверти избирателей, то голоса, полученные в первом туре выборов считаются лишними голосами и свободные мандаты по территориальному избирательному округу распределяются по национальному списку.
Статья 9.
(1) Кандидаты по национальным спискам получают мандаты в пропорции к национальной обшей сумме лишних голосов и в заявленном порядке. Лишними считаются голоса:
(а) которые были получены партийными кандидатами в отдельном избирательном округе в первом туре выборов, но кандидаты не получили мандаты ни в каком из туров;
(б) которые были получены списками во время состоявшегося тура в территориальном избирательном округе, но их число меньше необходимого для получения мандата, или число которых превысило число голосов, необходимое для получения мандата.
(2) Голоса, полученные во время состоявшегося тура выборов, не считаются лишними голосами согласно параграфу (1) и, следовательно, не берутся в расчет при распределении мандатов по национальному списку – за исключением случав, указанных в Статье 8, параграф (10) – Также, голоса, полученные по территориальным спискам от партий, чьи голоса по этим спискам и по национальной обшей сумме голосов не превышают необходимого процента голосов, набранных по территориальным спискам всеми партиями, и определенного в Статье 8, параграф (5). В этом отношении могут быть объединены только национально действительные голоса, полученные одной и той же партией, или территориальные списки одних и тех же партий, представляющие общие или комбинированные территориальные списки.
(3) Партии, заявляющие об объединении своих национальных списков за более чем 8 дней до выборов, получают мандаты в пропорции к общей сумме лишних голосов по представленным спискам. Извещение Государственной Избирательной Комиссии указывает на тот порядок, в котором кандидаты получают мандаты. Государственная Избирательная Комиссия делает извещение открытым для избирателей.
Главы с IV по X отменены
ЧАСТЬ III. ПРОЦЕДУРА ВЫБОРОВ
ГЛАВА XI. Дополнительные выборы
Статья 46.
Дополнительные выборы проводятся в отдельном избирательном округе, если второй тур выборов признан несостоявшимся, или если в отдельном избирательном округе прекращается действие мандата депутата Национального Собрания.
Отменен.
Правила всеобщих выборов, с разницей, указанной в этой главе, применимы (с соответствующими изменениями) также и к дополнительным выборам.
Результаты дополнительных выборов не влияют на мандаты по национальным спискам.
В случае, если мандат депутата Национального Собрания в территориальном или национальном списке прекращает свое действие, он передается одному из партийных кандидатов, первоначально включенных в списки, лицами, относящимися к партии. В течение 30 дней после прекращения действия мандата партия называет имя нового депутата Национального Собрания правомочной избирательной комиссии.
ГЛАВА XII. Заключительные положения
Статья 47.
Со дня регистрации (Статья б (4)) кандидаты не призываются на срочную военную службу или из запаса, или их служба прерывается до дня, следующего за выборами. Избранный депутат Национального Собрания освобождается от несения службы на период действия его мандата.
В ходе действия данного Закона место жительства определяется положениями Статьи 5 Закона № LXVI от 1992 г. “О Регистрации персональных данных и адресов граждан”.
Статья 48.
В течение 24 часов после окончания голосования Государственная Избирательная Комиссия оглашает предварительные результаты всеобщих выборов по каналам венгерского радио, телевидения и через Венгерское Телеграфное Агентство, и на основании этих данных предварительные результаты публикуются в последующих выпусках общенациональных ежедневных политических изданий.
Окончательные результаты выборов публикуются в Магияр Козлони (Magyar Közlöny).
Статья 49.
Отменена
Статья 50.
Государственные расходы по подготовке и проведению выборов (персонал, технические средства обслуживания, работа выборных органов, списки избирателей, печать, транспорт, телекоммуникации, и т.д.) покрываются из государственного бюджета в объеме, определенном Национальным Собранием. Государственная Счетная Палата информирует Национальное Собрание о расходовании этих средств.
Совет Министров уполномочен определять порядковые номера, места и границы отдельных и территориальных избирательных округов.
Статья 51.
Отменена
Статья 52.
Регламент к данному документу определяет:
а) отменен;
б) число отдельных избирательных округов в административных областях и в столице, а также число мандатов, получаемых в каждом территориальном избирательном округе;
в) число кандидатов в отдельных избирательных округах, необходимое для представления в территориальном списке;
г) процедуры общего подсчета голосов и определения результатов выборов;
д) - л) отменены
Статья
53.
Отменена
Статья 54.
Отменена
Статья 55.
Отменена
Статья 56.
Закон вступает в силу в день его опубликования.
- (6) Отменены