(вернуться)

CONSTITUTION OF ALBANIA

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АЛБАНИИ

"Об основных конституционных положениях"

Закон N 7491 от 29 апреля 1991 г. с дополнениями и изменениями,

внесенными законами N 7558 от 9 апреля 1992 г.,

N 7561 от 29 апреля 1992 г., N 7570 от 3 июня 1992 г.,

N 7596 от 31 августа 1992 г., N 7637 от 13 ноября 1992 г.,

N 7692 от 31 марта 1993 г.

Примечание: все дополнения и изменения к Закону сохраняют

первоначальную нумерацию статей.

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Албания является парламентской республикой. Источником и носителем национального суверенитета является народ.

Статья 2

Республика Албания является демократическим правовым государством.

Достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие личности, а также конституционный строй, равенство перед законом, социальная справедливость, социальная защита и плюрализм являются основами государства, которые оно обязано уважать и защищать.

Статья 3

Основополагающим принципом организации государства является разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Народ осуществляет свою власть через представительные органы, а также на референдумах.

Представительные органы избираются на свободных, всеобщих, равных, прямых выборах тайным голосованием.

Государственную власть осуществляют только государственные органы, признанные законом.

Статья 4

В Республике Албании признаются и гарантируются основные права и свободы человека и права национальных меньшинств, признанные международными документами.

Статья 5

Законодательная власть принадлежит Народному Собранию Республики Албании.

Главой государства является Президент Республики, избираемый Народным Собранием.

Права и обязанности Президента определяются настоящим Законом.

Высшим органом исполнительной власти является Совет Министров.

Права и обязанности Совета Министров определяются настоящим Законом.

Судебная власть осуществляется судами, которые независимы и руководствуются только законом.

Статья 6

Политический плюрализм является одним из основополагающих условий демократии в Албанском государстве.

Политические партии и иные общественные организации создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законом. Они полностью отделены от государства.

Деятельность политических партий в воинских частях и в учреждениях министерства обороны и министерства внутренних дел, в министерстве иностранных дел и дипломатических представительствах за рубежом, Генеральной прокуратуре, следственных органах, судах и т.п. органах запрещается. Порядок деполитизации и департизации таких органов определяется законом.

Статья 7

Республика Албания является светским государством.

Государство уважает свободу вероисповедания и создает условия для ее реализации.

Статья 8

Законодательство Республики Албании принимает во внимание, признает и уважает общепризнанные принципы и нормы международного права.

Все государственные органы, политические партии, другие организации и служащие, а также физические и юридические лица обязаны строго соблюдать и применять на началах равенства правовые нормы.

Все граждане равны перед законом.

Статья 9

Внешняя политика Республики Албании направлена на защиту ее независимости и национальных интересов, развитие сотрудничества и добрососедства, международного мира и безопасности.

Республика Албания заботится о признании и уважении национальных и демократических прав албанцев, проживающих за пределами Республики.

Статья 10

Экономика страны основывается на разнообразии форм собственности, свободной инициативе всех хозяйствующих субъектов и регулирующей роли государства.

Экономическая деятельность физических и юридических лиц не может быть направлена против общественных интересов и не должна посягать на безопасность, свободу и достоинство человека.

Статья 11

Правом собственности обладают государство, физические и юридические лица.

Все формы собственности пользуются равной правовой защитой.

Имущество, находящееся в государственной собственности, определяется законом.

Статья 12

Иностранные физические и юридические лица могут приобретать право собственности на условиях, предусмотренных и гарантированных законом.

Иностранным физическим и юридическим лицам гарантируется право осуществлять независимую экономическую деятельность, вкладывать капиталы в Албании, создавать совместные предприятия или собственные компании на условиях, установленных законом. Им также гарантируется право переводить прибыль в свои страны.

Статья 13

Физические и юридические лица должны участвовать в государственных расходах соразмерно своим доходам.

Налоги и сборы устанавливаются только законом.

Статья 14

Профессиональные союзы, признанные законом, являются юридическими лицами и могут заключать коллективные соглашения с государственными или частными работодателями. Порядок заключения этих соглашений определяется законом.

ГЛАВА II

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А. Народное Собрание

Статья 15

Народное Собрание является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом.

Народное Собрание осуществляет суверенитет от имени народа и государства в формах и пределах, установленных настоящим Законом.

Статья 16

Народное Собрание осуществляет следующие основные полномочия:

1. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

2. Принимает Конституцию и законы, устанавливает соответствие между законом и Конституцией и вносит в них изменения.

3. Принимает программы экономического и социального развития страны, в том числе сводные показатели и государственный бюджет.

4. Объявляет частичную или общую мобилизацию, вводит чрезвычайное или военное положение в случае вооруженного нападения на Республику Албанию или при необходимости выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров.

5. Ратифицирует или денонсирует:

договоры политического характера;

договоры или соглашения военного характера;

договоры или соглашения о границах Республики Албании;

договоры или соглашения, касающиеся основных прав и обязанностей граждан;

договоры, по которым государство принимает на себя финансовые обязательства;

договоры или соглашения, предусматривающие изменение законодательства;

договоры или иные соглашения, которые должны ратифицироваться или денонсироваться Народным Собранием.

6. Объявляет амнистию.

7. Принимает решения о проведении народных референдумов.

8. Избирает и смещает Президента Республики Албании.

9. (Отменен Законом N 7561 от 29 апреля 1992 года, Статья 31).

10. Контролирует деятельность Совета Министров и Генеральной прокуратуры.

11. Контролирует деятельность Албанского радио и телевидения, Албанского агентства новостей и других официальных средств массовой информации, находящихся в его ведении. Статус этих органов определяется законом.

12. Устанавливает административно-территориальное деление страны.

13. Принимает решения о создании или ликвидации министерств или иных органов, имеющих аналогичный статус.

Статья 17

Народное Собрание состоит из 250 депутатов.

Народное Собрание избирается сроком на 4 года.

Народное Собрание собирается на первую сессию не позднее чем через два месяца со дня избрания.

Выборы в Народное Собрание проводятся не позднее чем через три месяца со дня прекращения его полномочий.

В случае войны или введения чрезвычайного положения Народное Собрание может продлить свои полномочия до окончания войны или отмены чрезвычайного положения.

Деятельность Народного Собрания прекращается в день открытия первой сессии вновь избранного Народного Собрания.

Статья 18

Народное Собрание избирает Президиум, который состоит из Председателя и двух заместителей Председателя.

Деятельность Народного Собрания и его Президиума осуществляется в соответствии с регламентом, принятым Народным Собранием.

Статья 19

Народное Собрание проводит сессии не реже 4 раз в год.

Сессии Народного Собрания созываются по решению его Президиума. Президиум созывает сессии Народного Собрания также по требованию Президента Республики, Совета Министров или одной четвертой депутатов.

Заседания Народного Собрания открываются, если присутствует большинство депутатов.

Заседания Народного Собрания являются открытыми, за исключением случаев, когда Народное Собрание принимает иное решение.

Статья 20

Народное Собрание избирает из своего состава постоянные и временные комиссии.

На своей первой сессии Народное Собрание избирает мандатную комиссию. По предложению мандатной комиссии Народное Собрание подтверждает или признает недействительными полномочия депутатов.

Постоянные комиссии рассматривают проекты законов и нормативных указов Президента Республики, осуществляют наблюдение и контроль за деятельностью министерств и других государственных органов в соответствующей среде и представляют заключения Народному Собранию или Совету Министров. Временные комиссии создаются для рассмотрения конкретных вопросов.

Статья 21

Долг депутата Народного Собрания честно служить народу и Отечеству. Права и обязанности депутатов определяются законом.

Статья 22

Депутат Народного Собрания обладает неприкосновенностью.

Никто не может препятствовать выполнению депутатом его обязанностей или получению им информации, не являющейся государственной тайной.

Депутат не может быть подвергнут обыску, аресту, задержанию или уголовному преследованию без согласия Народного Собрания. Депутат может быть арестован без согласия Народного Собрания только в случае его задержания на месте совершения тяжкого преступления.

Депутат не несет юридическую ответственность за свою деятельность и занятую позицию при выполнении обязанностей депутата, в том числе и при голосовании.

Статья 23

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики, Совету Министров, депутатам, а также группе граждан, имеющих право голоса, численностью 20 000 человек.

Законы и иные акты Народного Собрания, за исключением конституционных актов, считаются принятыми, если за них проголосовало большинство присутствующих депутатов, но не менее одной трети от общего числа депутатов.

Законы обнародуются не позднее чем через 15 дней после их принятия и вступают в силу через 15 дней после опубликования в "Газете зюртаре", за исключением органических законов, а также случаев, когда иной порядок установлен в самом законе.

В. Президент Республики Албании

Статья 24

Президент Республики Албании является главой государства и представляет весь народ.

Статья 25

Президент Республики Албании избирается на пять лет Народным Собранием без обсуждения тайным голосованием, большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов. Если при первом голосовании требуемое большинство голосов не достигнуто, проводится повторное голосование, при котором Президент Республики избирается абсолютным большинством голосов от общего числа депутатов.

Предложение о кандидатуре Президента вносится группой депутатов численностью не менее 20 человек.

Депутат не может участвовать более чем в одной группе депутатов, вносящей предложение о кандидатуре Президента.

При наличии более двух кандидатов на пост Президента Республики в повторном голосовании участвуют два кандидата, получившие при первом голосовании наибольшее число голосов. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов от общего числа депутатов.

Статья 26

Президентом Республики может быть избран гражданин Албании, достигший 40 лет и отвечающий требованиям, предъявляемым для избрания депутатом.

Президент Республики после избрания Народным Собранием приносит ему присягу.

Выборы Президента Республики проводятся не позднее чем за 30 дней до истечения срока полномочий действующего Президента Республики.

Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд.

Если Президент Республики избран из числа депутатов, он слагает с себя полномочия депутата.

Функция Президента несовместима с любой другой функцией, за исключением функций, предусмотренных настоящим Законом, и функции председателя партии.

Статья 27

Президент Республики может быть освобожден от своей функции или смещен до истечения срока его полномочий только в случаях:

а) государственной измены или нарушения настоящего Закона;

Ь) неспособности по состоянию здоровья выполнять свои обязанности; с) отставки по собственному желанию.

Статья 28

Президент Республики осуществляет следующие основные полномочия:

1. Является гарантом должного исполнения настоящего Закона и иных законов, а также уважения прав и свобод граждан.

2. Созывает первую сессию вновь избранного Народного Собрания.

3. Назначает выборы в Народное Собрание и местные органы власти.

4. Обнародует законы и решения о проведении референдумов, принятые Народным Собранием.

4/а. Вносит в Народное Собрание предложения о проведении референдумов.

5. В течение 15 дней после принятия закона Народным Собранием имеет право один раз возвратить закон в Народное Собрание вместе с посланием, содержащим указание на мотивы возврата.

6. Назначает Председателя Совета Министров и принимает его отставку.

7. По предложению Председателя Совета Министров своими указами назначает, освобождает или смещает министров и других членов Правительства. В течение 10 дней данные указы вносятся Президентом Республики в Народное Собрание на утверждение.

7/а. В особых случаях имеет право участвовать в заседаниях Совета Министров и предлагать для включения в повестку дня вопросы, которые он считает необходимым рассмотреть. Президент Республики председательствует на заседании, в котором он участвует, и подписывает принятые решения.

8. По предложению Председателя Совета Министров назначает и освобождает от должности руководителей других центральных органов, директора и заместителя директора Национальной разведывательной службы.

8/а. Запрашивает у руководителей органов исполнительной власти письменные доклады и информацию по вопросам, относящимся к их ведению.

9. После консультаций с Председателем Совета Министров и Председателем Президиума Народного Собрания может распустить Народное Собрание до истечения срока его полномочий, если состав Народного Собрания не позволяет ему осуществлять свои полномочия и делает невозможным управление страной. В этом случае выборы в Народное Собрание проводятся не позднее чем через 45 дней после его роспуска.

Президент не может пользоваться данным правом в течение последних шести месяцев срока своих полномочий.

10. Заключает международные договоры и соглашения, ратифицирует и денонсирует международные договоры, которые не рассматриваются Народным Собранием.

11. По предложению Председателя Совета Министров назначает и отзывает дипломатических представителей.

12. Принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств.

13. Принимает решения по ходатайствам о предоставлении или прекращении албанского гражданства.

14. Осуществляет помилование.

15. Награждает государственными наградами и присваивает почетные звания.

16. Решает вопросы предоставления политического убежища.

17. В случае невозможности созыва Народного Собрания объявляет частичную или общую мобилизацию, а также вводит чрезвычайное положение. Эти решения в течение пяти дней вносятся на утверждение в Народное Собрание.

18. В случае вооруженного нападения на Республику Албанию и невозможности созыва Народного Собрания вводит военное положение.

18/а. Обращается к Народному Собранию с посланиями, которые заслушиваются на пленарных заседаниях.

19. Издает указы и распоряжения индивидуального характера; в случаях, не терпящих отлагательства, издает также указы нормативного характера, которые вносятся на утверждение в Народное Собрание на ближайшей сессии.

Статья 29

Акты, издаваемые Президентом Республики в порядке осуществления полномочий, предусмотренных пунктами 10, 11 и 19 статьи 28 настоящего Закона, вступают в силу после их подписания Председателем Совета Министров или соответствующим министром или иным должностным лицом, имеющим аналогичный статус.

Статья 30

Если по какой-либо причине пост Президента Республики является вакантным, его полномочия, за исключением полномочий, предусмотренных пунктами 5, 6, 7, 9 и 19 статьи 28 настоящего Закона, временно осуществляет Председатель Президиума Народного Собрания.

Выборы Президента Республики проводятся не позднее чем через 15 дней после того, как пост Президента становится вакантным.

Статья 31

Президент Республики в течение срока его полномочий не несет ответственности за свои действия, за исключением случаев государственной измены или нарушения настоящего Закона.

В этих случаях вопрос об ответственности Президента Республики может быть рассмотрен Народным Собранием по требованию не менее одной четвертой депутатов. Соответствующее решение принимается тайным голосованием большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов.

Статья 32

Президент Республики является Главнокомандующим Вооруженными Силами и Председателем Совета обороны.

Совет обороны создается для организации мобилизации всех сил и ресурсов страны для защиты Отечества.

Члены Совета обороны назначаются Народным Собранием по предложению Председателя Совета обороны.

Статья 32/а

Президент Республики может создавать при своем аппарате консультативные органы вспомогательного характера.

ГЛАВА III

ВЫСШИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Статья 33

Совет Министров является высшим исполнительным и распорядительным органом.

Совет Министров назначается на первой сессии Народного Собрания.

Президент Республики назначает Председателя Совета Министров и по его предложению министров.

Состав и программа деятельности Правительства в течении 5 дней после их представления должны быть одобрены Народным Собранием большинством голосов депутатов.

Если Председатель Совета Министров не получает вотума доверия, он немедленно подает заявление об отставке Президенту Республики, который назначает нового Председателя Совета Министров.

При вступлении в должность Председатель Совета Министров и министры приносят присягу Президенту Республики.

Статья 34

Депутаты имеют право в любое время внести предложение о выражении недоверия Совету Министров или любому его члену. Предложение о выражении недоверия должно быть подписано не менее чем одной десятой депутатов и рассматривается Народным Собранием не ранее чем через три дня после его представления.

Неодобрение Народным Собранием какого-либо предложения Правительства не влечет за собой обязательной отставки Правительства.

Статья 35

Совет Министров состоит из Председателя, заместителя Председателя, министров и других лиц, определенных законом.

Членом Совета Министров может быть назначен гражданин Албании, постоянно проживающий в Республике Албании и имеющий право быть избранным в Народное Собрание.

Член Совета Министров не может осуществлять какие-либо иные государственные или профессиональные функции, кроме депутатских полномочий, а также состоять в исполнительных органах хозяйственных и торговых организаций.

Член Совета Министров может быть освобожден от осуществления своей функции также в связи с выражением ему недоверия или его заявлением об отставке.

Совет Министров является коллективным органом. Решения Совета Министров принимаются абсолютным большинством голосов его членов.

Министры несут коллективную ответственность за действия Совета Министров и персональную ответственность за действия подчиненных им органов.

Структура, компетенция и организация Совета Министров устанавливаются законом.

Статья 36

Совет Министров осуществляет следующие полномочия:

1. Руководит осуществлением внутренней и внешней политики государства.

1/а. Осуществляет общее руководство государственной администрацией.

2. На основании и во исполнение Конституции и законов издает постановления, распоряжения и инструкции, которые подписываются Председателем Совета Министров; акты Совета Министров, имеющие нормативный характер, публикуются в "Газете зюртаре", за исключением случаев, установленных законом.

3. Осуществляет руководство и контроль деятельности министерств и других центральных органов государственного управления. Координирует и направляет деятельность местных органов управления, обеспечивая точное и неуклонное исполнение законов и актов Правительства.

4. Руководит деятельностью по выполнению задач в сфере национальной обороны в соответствии с решениями Совета обороны.

5. Принимает меры по обеспечению безопасности и прав граждан, поддержанию и укреплению правопорядка.

6. Заключает международные соглашения, утверждает и денонсирует международные договоры, не подлежащие ратификации.

7. Разрабатывает экономические и социальные программы развития страны и сводные экономические показатели, государственный бюджет, осуществляет управление и контроль в области государственных финансов, денежной и кредитной системы.

8. Решает вопросы разделения или объединения административно-территориальных единиц.

9. Принимает меры по защите окружающей среды, обеспечению нормальных условий труда и охране здоровья граждан.

Статья 37

Совет Министров отменяет противоречащие законам акты министерств и других центральных органов государственного управления.

Статья 38

Председатель и заместитель Председателя Совета Министров образуют Президиум Совета Министров.

По решению Совета Министров Президиуму может быть поручено изучение и решение различных вопросов, относящихся к компетенции Совета Министров.

Председатель Совета Министров представляет Совет Министров, председательствует на его заседаниях, руководит его деятельностью и несет за нее ответственность, обеспечивает единство политического и административного руководства в деятельности Правительства, координирует деятельность министерств и центральных органов.

Статья 39

Министры и иные должностные лица, обладающие аналогичным статусом, руководят министерствами и другими центральными органами в пределах своего ведения.

Министры несут ответственность за деятельность соответствующих министерств.

На основании и во исполнение законов и постановлений Совета Министров министры издают приказы, правила и инструкции по вопросам, отнесенным к их компетенции. Акты министров, имеющие нормативный характер, публикуются в "Газете зюртаре", за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статья 40

Министры отменяют противоречащие законам приказы и инструкции подчиненных им органов, предприятий и организаций.

Статья 41

Члены Совета Министров могут быть подвергнуты уголовному преследованию за нарушение настоящего Закона, а также и иных законов в связи с осуществлением ими своих функций. Уголовное преследование возбуждается с согласия Народного Собрания.

Статья 41/а

Служба государственного контроля является высшим органом экономического и финансового контроля.

Служба государственного контроля независима; она подчиняется только Конституции и законам.

Служба государственного контроля представляет доклады и отчеты Народному Собранию.

Председатель и заместитель Председателя Службы государственного контроля назначаются и освобождаются от должности Народным Собранием в порядке, установленном законом.

Организация и порядок деятельности Службы государственного контроля определяются специальным законом.

ГЛАВА III/а

ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

МЕСТНОЙ ВЛАСТИ

Статья 1

Территория Республики Албании делится на коммуны, муниципалитеты и округа.

В каждой коммуне, муниципалитете и округе организуется и осуществляется местное управление.

Статья 2

Органы местного управления избираются непосредственно народом на свободных, всеобщих и равных выборах тайным голосованием.

Порядок выборов органов местного управления определяется законом.

Статья 3

Организация и осуществление местного управления основываются на принципах самоуправления, независимости, местной автономии и децентрализации.

В своей деятельности органы местного управления руководствуются конституционными положениями и законами, а также актами, изданными на основании и во исполнение их.

Принципы организации и осуществления местного управления не могут затрагивать национальное единство Албанского государства.

Полномочия органов местного управления определяются законом.

Статья 4

Коммуны и муниципалитеты являются первичными единицами местного управления.

Коммуна состоит из нескольких сельских поселений или небольшого города и нескольких сельских поселений.

Органами коммуны являются совет коммуны и председатель коммуны.

Изменение границ коммуны осуществляется только с предварительного согласия ее жителей, имеющих право голоса.

Статья 5

Муниципалитеты образуются в городах, не входящих н коммуны.

Органами муниципалитета являются совет муниципалитета и мэр.

Организация и порядок деятельности столичного муниципалитета определяются законом.

Статья 6

В коммунах и муниципалитетах создаются административно-территориальные единицы. Порядок образования и деятельности их органов определяется законом.

Статья 7

Округ состоит из нескольких коммун и муниципалитетов, которые сохраняют свою самостоятельность.

Представительным органом в округе является совет округа.

Совет округа избирает президиум и его председателя, которые являются исполнительными органами.

Статья 8

Органы местного управления округа координируют деятельность коммун и муниципалитетов в пределах их территории.

Статья 9

Члены советов не несут ответственность за выраженные мнения и голосование при осуществлении своих функций.

Случаи несовместимости функции члена совета с иными функциями определяются законом.

Статья 10

Органы местного управления являются юридическими лицами. Они имеют в собственности имущество, предусмотренное законом, и осуществляют экономическую деятельность на своей территории и за ее пределами.

Статья 11 Органы местного управления имеют свой бюджет. Источники финансирования и порядок их использования, а также обязательства по отношению к государству определяются законом. Отдельным коммунам и муниципалитетам государство предоставляет субсидии.

Статья 12

Выборные органы местного управления могут быть распущены только в случаях, предусмотренных законом. Роспуск выборного органа местного управления осуществляется по предложению Совета Министров мотивированным указом Президента

Республики.

Статья 13

Органы местного управления могут издавать нормативные акты, которые действуют в пределах соответствующей административно-территориальной единицы.

ГЛАВА III/b

СУДОУСТРОЙСТВО И КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

1. Судебная система

Статья 1

Судебная власть самостоятельна и не зависима от других властей. Она осуществляется только органами, предусмотренными Законом "Об основных конституционных положениях".

Статья 2

Суды являются единственными органами, которые разрешают дела и споры, связанные с действием Закона "Об основных конституционных положениях" и иных законов, путем назначения уголовного наказания, привлечения к гражданской ответственности и признания прав и обязанностей сторон, а также принятия мер по защите и восстановлению указанных прав в результате справедливого и беспристрастного судебного процесса в соответствии с международными стандартами.

Статья 3

Правосудие осуществляется именем народа. Случаи и порядок участия народа в осуществлении правосудия определяются законом.

Статья 4 Правосудие осуществляется в соответствии с принципами законности и равенства перед законом на основе строгого соблюдения закона.

Статья 5

Судебная система состоит из Кассационного Суда, апелляционного суда, судов первой инстанции и военных судов.

Создание чрезвычайных судов запрещается.

Организация и полномочия судов определяются законом.

Статья 6

Кассационный Суд является высшим судебным органом. Членом Кассационного Суда может быть гражданин Албании, имеющий ученую степень в области юриспруденции, высокую профессиональную квалификацию и стаж работы в учреждениях юстиции или педагогической работы на юридическом факультете не менее семи лет.

Председатель и заместители Председателя Кассационного Суда избираются Народным Собранием по предложению Президента Республики. Судьи Кассационного Суда избираются Народным Собранием.

Председатель и члены Кассационного Суда избираются сроком на семь лет и могут быть переизбраны. Они не могут быть подвергнуты аресту, задержанию или наказанию за действия, связанные с выполнением обязанностей членов Кассационного Суда.

Судья Кассационного Суда может быть освобожден от должности только на основании мотивированного решения Народного Собрания при наличии доказательств совершения им тяжкого уголовного преступления, предусмотренного законом, или в случае психического заболевания.

Статья 7

Кассационный Суд не может рассматривать дела в качестве суда первой инстанции и обладает апелляционными полномочиями только в случаях, предусмотренных законом. Он может пересматривать только по основаниям неправильного применения закона решения судов, на которые подана апелляция, или затребованные самим Судом.

Статья 8

При осуществлении своих полномочий судьи независимы и подчиняются только Закону "Об основных конституционных положениях" и иным законам.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие какого-либо акта Закону "Об основных конституционных положениях" или иным законам, приостанавливает производство по делу и обращается в Конституционный Суд.

Статья 9

Судебные решения должны быть мотивированы. Они не могут быть отменены, пересмотрены или изменены иначе как решением вышестоящего суда в установленном законом порядке.

Все государственные органы и другие публичные власти обязаны исполнять судебные решения и акты.

Статья 10

Судьи судов первой инстанции и апелляционного суда обладают неприкосновенностью и не могут быть освобождены от должности в период осуществления своих полномочий.

Они могут быть лишены неприкосновенности и освобождены от должности только компетентным органом в случаях и порядке, установленных законом.

Никаким законом не могут быть ограничены гарантии, предусмотренные для судей настоящим конституционным законом, а также международными стандартами.

Статья 11

Судьи обязаны отказываться от участия в рассмотрении дела, если существуют законные основания для сомнений в их объективности, и воздерживаться от поступков, порочащих судебную систему или подрывающих ее престиж.

Статья 12

Разбирательство дел в судах устное и открытое. Присутствие публики или средств массовой информации может быть запрещено только в установленных законом случаях, когда это необходимо для обеспечения национальной безопасности, общественного порядка или в интересах несовершеннолетних, частных лиц и правосудия.

Все производство в органах правосудия ведется на албанском языке. Подсудимый, свидетели и иные участники процесса, не владеющие албанским языком, имеют право пользоваться услугами переводчика.

Статья 13

Генеральная прокуратура является органом, осуществляющим уголовное обвинение в ходе следствия и судебного разбирательства.

В судопроизводстве прокуроры защищают интересы общества, правопорядок и права и свободы граждан.

Прокуратура организуется и функционирует в системе судебной власти как особый и централизованный орган.

При осуществлении своих полномочий прокуроры подчиняются закону, приказам вышестоящих прокуроров и решениям соответствующих судебных органов.

Прокуроры обладают неприкосновенностью.

Статья 14

Генеральный прокурор и его заместители избираются Народным Собранием по предложению Президента Республики. Они обладают неприкосновенностью, а также правами, предусмотренными статьей 6 настоящего Конституционного закона для судей Кассационного Суда.

Организация и полномочия Генеральной прокуратуры определяются законом.

Статья 15

Верховный Совет Правосудия возглавляется Президентом Республики и состоит из Председателя Кассационного Суда, министра юстиции, Генерального прокурора и девяти юристов, обладающих высокой профессиональной квалификацией, которые избираются один раз в пять лет на общем собрании Кассационного Суда и Генеральной прокуратуры без права переизбрания на следующий срок.

Верховный Совет Правосудия является единственным органом, который решает вопросы назначения, перемещения и привлечения к дисциплинарной ответственности судей судов первой инстанции и апелляционного суда, а также прокуроров.

Порядок деятельности Верховного Совета Правосудия определяется регламентом Верховного Совета Правосудия.

Статья 16

Адвокаты являются лицами свободных профессий. Их деятельность регулируется специальным законом.

Адвокаты должны предоставлять клиентам необходимую юридическую помощь и консультации в соответствии с законом и нормами профессиональной этики.

II. Конституционный Суд

Статья 17

Конституционный Суд - высший орган, который является защитником и гарантом Конституции и законодательства. Он также дает окончательное толкование Конституции.

При осуществлении своих полномочий он независим и подчиняется только Конституции.

Статья 18

Конституционный Суд состоит из девяти судей, пять из которых избираются Народным Собранием, а четыре назначаются Президентом Республики.

Судьи Конституционного Суда тайным голосованием избирают сроком на три года Председателя Конституционного Суда, который может быть переизбран на новый срок.

Срок полномочий трех судей Конституционного Суда, избранных на первых выборах, истекает через три года. Они определяются по жребию из состава каждой группы судей, избранных Народным Собранием и назначенных Президентом Республики. Через следующие три года таким же образом заменяются три других судьи. Вновь избранные судьи занимают свои должности в течение 12 лет без права переизбрания.

Статья 19

При вступлении в должность судьи Конституционного Суда приносят Президенту Республики следующую присягу: "Торжественно клянусь при выполнении своих обязанностей всегда быть верным Конституции Республики Албании".

Статья 20

Судьей Конституционного Суда может быть избран юрист, имеющий высокую квалификацию, стаж работы по юридической профессии или педагогической работы на юридическом факультете не менее 10 лет и безупречную репутацию.

Статья 21

Судья Конституционного Суда не может быть депутатом Народного Собрания, членом Совета Министров, судьей, следователем или прокурором, принадлежать к политическим партиям или иным политическим организациям или профессиональным союзам, а также осуществлять иную частную или общественную деятельность, занятие которой может повлиять на его объективность или независимость. Статья 22

Судьи Конституционного Суда не несут ответственности за принятые решения и за выраженные мнения при осуществлении своих функций. Они не могут быть подвергнуты уголовному преследованию, арестованы, задержаны или осуждены без согласия Конституционного Суда.

Статья 23

Функция судьи Конституционного Суда прекращается в случаях, когда:

a) он по уважительным причинам более шести месяцев не исполняет свои обязанности;

b) он подает в отставку;

c) он назначается на должность, не совместимую с его функцией;

d) истекает срок его полномочий. В этом случае судья может продолжать осуществление своих функций, только если рассмотрение начатого дела невозможно завершить до истечения срока его полномочий.

При досрочном прекращении функции судьи Конституционного Суда по одному из указанных оснований Народное Собрание либо Президент Республики, в зависимости от того, каким образом судья первоначально был введен в состав Суда, избирает или назначает нового судью, который занимает свою должность до истечения срока полномочий выбывшего судьи.

Статья 24

Конституционный Суд осуществляет следующие полномочия:

1. Дает толкование Конституции и конституционных законов.

2. Принимает решения о соответствии Конституции законов и актов, имеющих силу закона.

3. Принимает решения о соответствии Конституции и закону актов и нормативных положений.

4. Принимает решения о соответствии Конституции международных соглашений, заключенных от имени Республики Албании или представленных на ратификацию, а также о соответствии законов общепризнанным нормам международного права и международным соглашениям, участником которых является Албания.

5. Разрешает споры о компетенции между законодательной, исполнительной и судебной властями, а также между местными и центральными органами власти.

6. Разрешает вопросы о конституционности партий и иных политических и общественных организаций и может запрещать их деятельность.

7. Разрешает вопросы о законности выборов Президента Республики и депутатов Народного Собрания, законности народных референдумов и объявления результатов голосования.

8. Рассматривает выдвинутые против Президента Республики обвинения в совершении уголовных преступлений.

9. Принимает окончательные решения по поступившим в порядке конституционного контроля жалобам лиц на нарушение их основных прав незаконными актами.

10. Принимает решения о приостановлении действия законов, противоречащих Закону "Об основных конституционных положениях", и о приостановлении действия или отмене актов и иных положений, если будет установлено их несоответствие Закону "Об основных конституционных положениях" или закону, а также о принятии в связи с рассматриваемым вопросом других необходимых мер.

Суд, установив нарушение права, защищенного конституционным законом, принимает решение о признании этого права и гарантирует его и при необходимости принимает меры по устранению последствий нарушения и предоставлению соответствующей компенсации.

Конституционный Суд может также требовать от государственных органов, общественных организаций или юридических лиц отмены или изменения конкретных решений, повлекших нарушение конституционного права личности.

Статья 25

Конституционный Суд осуществляет конституционный контроль по ходатайствам или по собственной инициативе.

Право на обращение в Конституционный Суд имеют Президент Республики, парламентская фракция, одна пятая депутатов, Совет Министров, судьи и органы местного управления, а также любое лицо, чьи конституционные права или свободы были нарушены.

Статья 26

Решения Конституционного Суда принимаются большинством голосов судей. Судьи, оставшиеся при голосовании в меньшинстве, имеют право письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к решению Суда. Решения Суда окончательны и не подлежат обжалованию. Решения должны быть мотивированы. При наличии сомнений или разногласий относительно содержания решения Суд имеет право дать его разъяснение по собственной инициативе либо по запросу заинтересованных лиц в течение 30 дней после поступления запроса.

Законы, акты, имеющие силу закона, нормативные положения и их отдельные нормы, признанные не соответствующими Закону "Об основных конституционных положениях", закону, общепризнанным нормам международного права или соглашениям, участником которых является Албания, считаются недействительными со следующего дня после опубликования решения в "Газете зюртаре".

В иных случаях решение Конституционного Суда вступает в силу в порядке, установленном законом.

В случае, если отмена или изменение законов и иных актов влечет за собой необходимость изменения законодательного регулирования в связи с новыми обстоятельствами, решение Конституционного Суда доводится до Народного Собрания и иных компетентных органов, с тем, чтобы ими могли быть приняты меры, предусмотренные Конституцией.

Статья 27

Акты Конституционного Суда констатируют конституционность и законность решений и действий, которые являлись предметом рассмотрения Суда.

Статья 28

Организация и порядок деятельности Конституционного Суда, процедура разрешения дел и иные вопросы осуществления им своих полномочий определяются законом.

III. Переходные положения

Статья 29

Вопросы административного управления судами относятся к компетенции министерства юстиции.

Судебная система имеет собственный бюджет, который устанавливается в размере, достаточном для ее нормального функционирования, и утверждается Народным Собранием по предложению Совета Министров.

Статья 30

Оплата труда судей и прокуроров определяется законом.

ГЛАВА IV

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 42

Органы местной власти действуют самостоятельно и избираются в соответствии с положениями специального закона.

Следственная служба административно подчиняется министру юстиции.

Статья 43

Предложения о пересмотре данного закона могут вносить Президент Республики Албании, Совет Министров или не менее одной четвертой от общего числа депутатов.

Поправки принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Народного Собрания.

Статья 44

Положения настоящего закона действуют до принятия Конституции Республики Албании, проект которой будет разработан специальной комиссией, образованной Народным Собранием.

Состав комиссии и срок представления проекта Конституции должны быть определены специальным решением Народного Собрания.

Статья 45

Конституция Социалистической Народной Республики Албании, принятая 28 декабря 1976 года, с последующими изменениями и дополнениями, отменяется.

Статья 46

Настоящий закон вступает в силу немедленно.

ГЛАВА V

ОСНОВНЫЕ ПРАВА И

СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Статья 1 Право на жизнь

Право человека на жизнь защищается законом.

Никто не может быть лишен жизни, иначе как на основании вступившего в законную силу приговора суда, вынесенного в связи с умышленным особо тяжким преступлением, за которое законом в качестве меры наказания предусмотрена смертная казнь.

Смертная казнь не применяется к лицам, не достигшим на момент совершения преступления 18-летнего возраста, а также к женщинам.

Статья 2 Свобода мысли и слова

Гарантируется свобода мысли и слова.

Предварительная цензура запрещается.

Свобода слова, печати и других средств массовой информации может быть ограничена только законом в исключительных случаях, когда это необходимо для защиты интересов детей или человеческой жизни.

Каждый имеет право свободно выражать свои мнения и убеждения устно, письменно или в любой другой форме.

Никто не может быть лишен права на получение информации.

Осуществление этих прав и свобод не может быть ограничено за исключением случаев, предусмотренных законом, когда такое ограничение в демократическом обществе необходимо в интересах обеспечения национальной безопасности, территориальной целостности, защиты и сохранения общественного строя либо в целях предотвращения преступлений, защиты здоровья и нравственности, достоинства или прав других лиц, для предотвращения разглашения конфиденциальной информации или для обеспечения авторитета и беспристрастности судебной власти.

Статья 3 Запрещение пыток

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, бесчеловечному и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 4 Запрещение принудительного труда

Никто не может быть принужден к какому-либо труду, иначе как по приговору суда, или во время прохождения военной службы, или когда это необходимо в условиях чрезвычайного положения либо стихийного бедствия, угрожающего жизни и здоровью людей.

Статья 5 Свобода и неприкосновенность личности

Свобода и неприкосновенность личности не должны нарушаться.

Никто не может быть задержан или заключен под стражу без достаточных оснований.

Задержанный должен немедленно быть поставлен в известность о причинах задержания и в разумные сроки предстать перед судом.

Никто не может быть задержан или заключен под стражу на срок более 48 часов.

Каждый задержанный или заключенный под стражу, должен быть предупрежден о том, что он не обязан давать показания и имеет право немедленно связаться с адвокатом.

Задержанный или заключенный под стражу имеет право обжаловать задержание в судебном порядке.

Статья 6 Недопустимость наказания, не предусмотренного законом

Никто не может быть обвинен или признан виновным в совершении деяния, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Никому не может быть назначено более суровое наказание, чем предусматривалось законом в момент совершения деяния.

Изменения уголовного закона, устраняющие или смягчающие ответственность, имеют обратную силу.

Статья 7 Презумпция невиновности

Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в силу приговором суда.

Статья 8 Уголовно-процессуальные гарантии

В процессе уголовного производства никто не может быть лишен права:

а) немедленно получить подробные разъяснения о характере предъявленного обвинения;

b) иметь достаточные время и возможности для подготовки к защите;

с) бесплатно пользоваться услугами переводчика в случаях, если обвиняемый не говорит и не понимает по-албански;

d) осуществлять защиту самостоятельно либо с помощью выбранного по своему усмотрению адвоката, с которым он может общаться свободно и конфиденциально, а также пользоваться бесплатной юридической помощью адвоката в случаях, когда он не располагает достаточными средствами;

h) задавать вопросы свидетелям и требовать вызова в суд свидетелей, экспертов и других лиц, которые своими показаниями могут помочь установлению фактических обстоятельств дела.

Статья 9 Недопустимость принуждения к признанию вины

Никто не может быть принужден свидетельствовать против себя или признавать свою вину.

Статья 10 Недействительность доказательств, полученных с нарушением закона

Никто не может быть признан виновным на основании доказательств, полученных с нарушением закона.

Статья 11 Право быть выслушанным судом

Никто не может быть лишен права быть выслушанным судом до вынесения приговора.

Статья 12 Запрещение повторного осуждения за одно и то же преступление

Никто не может быть привлечен к суду и осужден более одного раза за одно и то же преступление, за исключением случаев, когда дело подлежит пересмотру по решению вышестоящего суда.

Статья 13 Право на обжалование

Каждый имеет право на обжалование приговора в вышестоящий суд в порядке, предусмотренном законом.

Статья 14 Право на реабилитацию и возмещение вреда

Каждый, кто был незаконно привлечен к ответственности или чьи права были нарушены незаконным административным актом, имеет право на реабилитацию и возмещение вреда в соответствии с законом.

Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного действиями других лиц, в соответствии с законом.

Заключенный не может быть лишен права на гуманное обращение и моральную реабилитацию.

Статья 15 Неприкосновенность частной жизни и достоинства личности

Частная жизнь и достоинство личности неприкосновенны.

Сбор информации о частной жизни лица может производиться только с его согласия, или когда это необходимо в связи с расследованием преступления, или по решению компетентного государственного органа, предусмотренного законом, в интересах национальной безопасности.

Сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица, а также секретных сведений, полученных с помощью негласного наблюдения, может осуществляться только на основании закона.

Никто не может быть лишен права на ознакомление с собранной о нем информацией, за исключением случаев, когда судом принято решение о защите интересов уголовного производства или национальной безопасности.

Запрещается использование информации о частной жизни лица в каких-либо иных целях, кроме тех, для которых данная информация была собрана.

Статья 16 Неприкосновенность жилища и личности

Жилище неприкосновенно.

Проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц возможно только по решению суда в предусмотренных законом случаях, а также когда это необходимо для предотвращения угрозы жизни, здоровью, имуществу человека, для пресечения преступления либо сразу после его совершения.

Никто не может быть подвергнут личному обыску, за исключением случаев въезда в государство и выезда из него либо при наличии угрозы общественной безопасности.

Статья 17 Тайна переписки

Тайна переписки и других частных сообщений не может быть нарушена иначе как по решению суда в интересах уголовного производства либо по решению компетентного государственного органа, предусмотренного законом, в случаях, когда это необходимо в интересах национальной безопасности.

Статья 18 Свобода совести и вероисповедания

Свобода убеждений, совести и вероисповедания не может быть нарушена.

Каждый может свободно изменить свою религию или веру и исповедовать их индивидуально или совместно с другими людьми, публично или частным образом посредством религиозных богослужений, обучения, практики обрядов.

Свобода исповедовать религиозные и иные убеждения может быть ограничена только в случаях, предусмотренных законом, когда это необходимо в демократическом обществе в интересах обеспечения общественного порядка, защиты государственного строя, здоровья и нравственности либо прав и свобод других лиц.

Статья 19 Право избирать и быть избранным

Каждый гражданин, достигший 18-летнего возраста, имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Лишены этого права граждане, признанные недееспособными.

Лица, находящиеся под арестом и отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда, имеют право только избирать.

Избирательное право является личным, равным и осуществляется путем тайного голосования.

Статья 20 Право на объединения

Никто не может быть лишен права на объединение в любых разрешенных законом целях.

Законом может быть предусмотрено ограничение этого права для государственных служащих.

Статья 21 Свобода собраний

Не может быть ограничено право собираться мирно, без оружия.

Собрания на городских площадях и в других общественных местах могут проводиться только по предварительному разрешению компетентных органов; в разрешении может быть отказано только при наличии достаточных оснований предполагать, что данное собрание может представлять серьезную угрозу безопасности и общественному порядку.

Статья 22 Свобода передвижения

Каждый имеет право выбирать место пребывания и жительства и свободно передвигаться по территории страны; ограничения этого права могут быть предусмотрены законом в интересах охраны здоровья и общественного порядка.

Каждый может свободно выезжать за пределы страны и возвращаться обратно.

Статья 23 Запрещение высылки и выдачи

Гражданин Албании не может быть выслан из страны.

Гражданин может быть выдан иностранному государству только в соответствии с международными конвенциями, участником которых является Республика Албания.

Запрещена массовая высылка из страны иностранцев. Отдельные иностранцы могут быть высланы из страны только в случаях, предусмотренных законом.

Статья 24 Гражданство

Никто не может быть лишен албанского гражданства без его согласия, а также права отказаться от гражданства.

Условия и порядок приобретения и лишения гражданства устанавливаются законом.

Все граждане Албании, находящиеся или проживающие за ее пределами, пользуются защитой государства.

Статья 25 Равенство перед законом

Все равны по закону и перед законом.

Никто не может быть ограничен в правах в зависимости от пола, расы, языка, этнической и религиозной принадлежности, материального положения, образования, социального положения, политических убеждений, социального положения родителей и других личных обстоятельств.

Статья 26 Права национальных меньшинств

Представители национальных меньшинств пользуются всеми основными правами и свободами без какой-либо дискриминации и на основе равенства перед законом. Они имеют право свободно выражать, сохранять и развивать свое этническое, культурное, религиозное и языковое своеобразие, обучать и получать образование на родном языке и создавать объединения и общества для защиты своих интересов и своего национального своеобразия.

Национальная принадлежность определяется в соответствии с общепризнанными международными нормами.

Статья 27 Право на частную собственность и наследование

Никто не может быть лишен права иметь имущество в собственности, частной или совместной с другими лицами, а также права наследования.

Приобретение, использование и отчуждение, а также наследование имущества регулируются законом.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в общественных интересах и при условии равноценного возмещения.

Статья 28 Право на труд

Каждый имеет право зарабатывать на жизнь, свободно выбирая не запрещенную законом трудовую деятельность. Каждый имеет право свободно выбирать профессию, место работы и получать профессиональную подготовку.

Статья 29 Свобода профессиональных союзов

Трудящиеся имеют право свободно объединяться в профсоюзы для защиты своих интересов в области труда и социального страхования.

Статья 30 Право на забастовку

Право трудящихся на забастовки, которые проводятся с целью улучшения условий труда, повышения заработной платы или по другим причинам, связанным с трудовыми отношениями, не может быть ограничено.

Условия и порядок реализации этого права, а также гарантии предоставления общественно необходимых услуг определяются законом.

Статья 31 Право на социальное обеспечение и социальную защиту

Каждый имеет право на социальное обеспечение в старости или в случае нетрудоспособности в порядке и на условиях, предусмотренных законом.

Трудящиеся, потерявшие работу по не зависящим от них обстоятельствам, имеют право на социальную помощь в порядке и на условиях, предусмотренных законом.

Статья 32 Брак и семья

Каждый человек, достигший брачного возраста, имеет право свободно выбирать себе супруга и создавать семью.

Брак и семья пользуются особой защитой государства.

Заключение и расторжение брака регулируются законом.

Статья 33 Защита детей и женщин

Дети, подростки, беременные женщины и молодые матери имеют право на особую защиту в соответствии с законом.

Дети, рожденные вне брака, имеют равные права с детьми, рожденными в браке.

Статья 34 Охрана здоровья государством

Каждый имеет равное право на охрану здоровья со стороны государства.

Принудительное лечение может проводиться только в интересах пациентов в случаях, предусмотренных законом.

Никто не может быть без его добровольного согласия подвергнут медицинским и научным экспериментам.

Статья 35 Право на образование

Каждый имеет право на бесплатное восьмилетнее образование.

Общее среднее образование доступно каждому.

Получение среднего и высшего профессионального образования зависит только от личных способностей.

Учащиеся и студенты имеют также право на получение образования в частных школах.

Автономия университетов гарантируется.

Статья 36 Свобода творчества и право на интеллектуальную собственность

Каждому гарантируется свобода научного, технического, литературного и художественного творчества.

Авторское право охраняется законом.

Статья 37 Право на обращение с жалобой

Каждый имеет право индивидуально или совместно с другими лицами обращаться с заявлениями, жалобами и предложениями в компетентные государственные органы.

Статья 38 Гарантия законности

Свободы, право собственности и другие признанные законом права не могут быть ограничены никакими подзаконными актами.

Статья 39 Судебная защита прав

Каждый, чьи права, признаваемые данным Конституционным законом, были нарушены, имеет право на их судебную защиту.

Статья 40 Гарантии справедливого судебного разбирательства

Никто не может быть лишен права на справедливое публичное и быстрое рассмотрение его дела компетентным, беспристрастным и независимым судом.

Присутствие общественности и средств массовой информации на судебном заседании может быть ограничено в случаях, когда это необходимо в интересах общественного порядка или нравственности, национальной безопасности, правосудия или соблюдения тайны частной жизни сторон.

Статья 41 Временное ограничение прав

В условиях чрезвычайного положения или войны осуществление некоторых прав может быть ограничено законом за исключением прав, предусмотренных статьями 1 (право на жизнь), 2 (свобода мысли и слова), 3 (запрещение пыток), 6 (недопустимость наказания, не предусмотренного законом), 8 (уголовно-процессуальные гарантии), 9 (недопустимость принуждения к признанию вины), 18 (свобода совести и вероисповедания), 25 (равенство перед законом), 39 (судебная защита прав) и 40 (гарантии справедливого судебного разбирательства).

ГЛАВА VI

ФЛАГ, ГЕРБ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН,

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК И СТОЛИЦА

РЕСПУБЛИКИ АЛБАНИИ

Статья 2

Государственный флаг Республики Албании имеет в центре изображение двуглавого черного орла с расправленными крыльями на красном фоне в соответствии с традицией нынешнего столетия.

Статья 3

Герб Республики Албании представляет собой изображение двуглавого черного орла на красном щите варяжского типа. Щит окаймлен прямыми черными линиями, сужающимися книзу. На нем имеется надпись черными буквами: "Республика Албания".

Статья 4

Государственным гимном Республики Албании является гимн государственного флага.

Статья 5

Днем национального праздника Республики Албании является 28 ноября.

Статья 6

Столицей Республики Албании является Тирана.