ЗАКОН №. 69/1992
О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РУМЫНИИ
ГЛАВА
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Президент Румынии избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и свободным голосованием, на условиях настоящего закона.
На каждых выборах, организованных для избрания Президента Румынии, избиратель имеет право подать один голос, в соответствии со Статьей 81, параграф 2 и 3 Конституции.
Статья 2.
- В территорально-административных единицах избирательные действия по выборам Президента Румынии осуществляются в избирательных округах и на избирательных пунктах, под контролем избирательных комиссий, предусмотренных законом о выборах Палаты Депутатов и Сената, на основе тех же избирательных списков.
- Конституционный Суд, согласно Статье 144, параграф Г Конституции, обеспечивает соблюдение положений этого закона во всей стране и подтверждает результаты голосования.
Статья 3.
- Партийные кандидаты, политические объединения или независимые кандидаты могут принять участие в выборах Президента Румынии. Партии и политические объединения могут выдвинуть, отдельно или совместно, только одного кандидата.
- Кандидаты, выдвинутые от партий или политических объединений, как и независимые кандидаты, могут быть зарегистрированы только если они поддержаны минимум 100 000 избирателей. Избиратели могут голосовать только за одного кандидата.
Статья 4.
- Дата выборов устанавливается и обнародуется Правительством, минимум за 60 (шестьдесят) дней перед днем голосования и не позже чем за 5 (пять) дней до истечения срока полномочий Президента, или от даты, когда начинается срок, предусмотренный Статьей 96, параграф 2 Конституции.
- Выборы проходят в один день, и назначаются на воскресенье.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ
Раздел 1. Обязанности Избирательных Комиссий
Статья 5.
Центральная Избирательная Комиссия несет следующие обязанности:
а) наблюдает за обновлением избирательных списков и обеспечивает законный порядок выборов Президента Румынии и единообразное применение закона по всей стране.
б) обеспечивает выполнение положений закона и регистрирует кандидатов, которые отвечают установленным требованиям;
в) сообщает комиссиям избирательных округов и обнародует через прессу имена кандидатов;
г) урегулирует претензии, касающиеся своей деятельности и претензии, присланные комиссиями избирательных округов. Решения Центральной Избирательной Комиссии окончательны.
д) обобщает результаты выборов, устанавливает избранного кандидата и представляет Конституционному Суду необходимую документацию об утверждении мандата Президента Румынии.
е) выполняет другие обязанности, возлагаемые на неё в соответствии с настоящим законом.
Статья 6.
Комиссии избирательных округов несут следующие обязанности:
а) в течение двух дней с момента получения извещения, опубликовать имена кандидатов, зарегистрированных Центральной Избирательной Комиссией, и сделать соответствующие объявления;
б) урегулировать жалобы и претензии к их собственной деятельности и к деятельности комиссий избирательных пунктов;
в) рассылать избирательные бюллетени, контрольные штампы и штампы с надписью “проголосовано” избирательным комиссиям и избирательным пунктам;
г) обобщать результаты выборов по окружной избирательной комиссии и направлять их в Центральную Избирательную Комиссию. Официальные протоколы с этими результатами, а также претензии, жалобы и протоколы, полученные от избирательных комиссий по голосованию; д) выполнят иные обязанности, предусмотренные законом.
Статья 7.
Избирательные комиссии надлежащим образом выполняют прерогативы, установленные законом о выборах в Парламент.
Статья 8.
Заседания избирательных комиссий правомочны, если на них присутствует половина их членов плюс один член; решения принимаются большинством присутствующих членов комиссии.
Раздел 2. Выдвижение
Статья 9.
- Предложения по кандидатурам на выборы Президента Румынии представляются в Центральную Избирательную Комиссию не позднее чем за 30 дней до даты выборов.
- Предложения представляются письменно и принимаются только в том случае, если они:
а) подписаны руководством партии или политического объединения, которые выдвинули кандидата, или независимыми кандидатами, если таковые имеются;
б) содержат имя и фамилию, род занятий и профессию кандидата;
в) сопровождаются письменным согласием кандидата на его выдвижение, им подписанным и датированным, а также списками сторонников (минимум 100 000); список (списки) сторонников должны содержать имена и фамилии кандидатов, а также имена и фамилии, адреса, номера удостоверений личности и подписи тех, кто поддержал кандидатуру.
- Список сторонников является публичным документом. Согласие сторонников дается под их собственную ответственность.
- Предложение по кандидатуре представляется в четырех копиях, две из которых должны храниться в Центральной Избирательной Комиссии, третья регистрируется в Конституционном Суде, четвертая, удостоверенная Председателем Центральной Избирательной Комиссии, возвращается заявителю.
Статья 10.
Лица, которые на дату выдвижения не соответствуют условиям, предусмотренным Статьей 35 Конституции, или избирались Президентом Румынии дважды, в качестве кандидатов не рассматриваются. Лицо, занимающее пост Президента Румынии, может быть признано кандидатом, только если оно находится на этом посту первый срок.
Статья 11.
- В течение двадцати четырех часов с момента регистрации, Центральная Избирательная Комиссия публикует имена кандидатов через прессу и вывешивает объявления об этом в своей штаб-квартире.
- За 20 дней до даты выборов, граждане, партии и другие политические объединения могут оспорить кандидатуру.
- Споры, касающиеся принятия или отклонения кандидатуры, разрешаются Конституционным Судом в течение двадцати четырех часов. Решение суда окончательное, оно публикуется в МОМ1ТОК1Д. ОР1С1АЬ (“Официальном Мониторе” ) Румынии.
- На следующий день после урегулирования споров, предусмотренных подпараграфом 3, Центральная Избирательная Комиссия сообщает комиссиям избирательных округов окончательный список кандидатов, в порядке их регистрации.
Раздел 3. Избирательные Бюллетени
Статья 12.
- Избирательные бюллетени должны быть напечатаны в соответствии с образцом, приводимым в Приложении.
- Размеры избирательных бюллетеней устанавливаются Центральной Избирательной Комиссией, с учетом количества кандидатов и пространства для печати, и должны быть сообщены комиссиям избирательных округов вместе с сообщением о кандидатах.
- Изготовление бюллетеней обеспечивается окружными избирательными комиссиями, с соблюдением положений законодательства, касающихся печатания избирательных бюллетеней для выборов в Парламент. Префекты несут ответственность за то, чтобы все избирательные бюллетени были напечатаны не позднее чем за один день до дня выборов.
Статья 13.
- Избирательные знаю! сообщаются Центральной Избирательной Комиссии вместе с кандидатурой.
- Если выборы Президента Румынии происходят в одно время с выборами в палату Депутатов и в Сенат, могут использоваться только знаки, используемые на парламентских выборах. Если выборы Президента Румынии происходят в день, отличный от дня парламентских выборов, могут использоваться только знаки, установленные в последние выборы в палату депутатов и в Сенат. В отношении партий и политических объединений, которые не участвовали в этих выборах, применяются положения Закона о выборах в палату Депутатов и в Сенат, касающиеся избирательных знаков и выдвижения.
Статья 14.
Законодательные положения о выборах в Палату Депутатов и в Сенат, касающиеся штампов на избирательных пунктах, передачи, выдачи и вывешивания избирательных документов, или обращения с действительными и недействительными избирательными бюллетенями, применяются также и в отношении выборов Президента Румынии.
Раздел 4 Избирательная кампания и проведение выборов
Статья 15.
- Избирательная кампания по выборам Президента Румынии и её проведение осуществляются в соответствии с законодательными положениями, относящимися к выборам Палаты Депутатов и Сената, с исключениями, установленными настоящим разделом.
- Действующий Президент может участвовать в избирательной кампании партии или политического объединения, которые выдвинули его или поддерживают его кандидатуру, в соответствии со Статьей 9.
Статья 16.
- Для кандидатов в Президенты Румынии доступ на общественное радио и телевидение должен быть равным и бесплатным.
- Расписание избирательной кампании и распределение между кандидатами бесплатного времени для вещания проводится после регистрации кандидатов обеими Палатами Парламента, вместе с представителями общественного радио и телевидения, и с участием кандидатов.
3. Если выборы Президента Румынии проходят в то же время, что и выборы в Палату Депутатов и Сенат, учитывается расписание и распределение времени вещания по кампании выборов в Парламент.
Статья 17.
Жалобы в отношении решений, вынесенных окружными избирательными комиссиями по претензиям в отношении препятствий, чинимых партиям и политическим объединениям, или кандидатам в ведении ими своей избирательной кампании, рассматриваются Конституционным судом в течение трех дней после их поступления.
Статья 18.
- Если выборы Президента проходят одновременно с выборами в палату Депутатов и Сенат, лица, аккредитованные для наблюдения за выборами Депутатов и Сенаторов, могут также участвовать в выборах Президента.
- В случае, если выборы Президента проходят после парламентских выборов, аккредитация представителей прессы, кинематографии, радио, телевидения Румынии или зарубежных стран, или представителей международных организаций должна проводиться Центральной Избирательной Комиссией.
- В ситуации, предусмотренной подпараграфом 2, партии или политические объединения, выдвинувшие своего кандидата, могут выслать одного делегата на каждый избирательный пункт или в окружную избирательную комиссию, который будет наблюдать за ходом выборов. Оповещение делается путем сообщения имени, фамилии и адреса представителя, за подписью руководства партии или политического объединения. Если партии или политические объединения предложили одного и того же кандидата, то они могут назначить одного общего представителя.
Статья 19.
- Избиратель голосует путем приложения штампа с надписью “проголосовано” на прямоугольник, напечатанный рядом с именем и фамилией кандидата.
- Если выборы Президента Румынии проходят одновременно с выборами в Парламент, штамп должен использоваться на один нумерованный избирательный бюллетень по обоим выборам.
- Если выборы Президента Румынии имеют место в день, отличный от дня выборов в палату Депутатов и в Сенат, штамп должен прикладываться на нумерованный избирательный бюллетень, форма которого опубликована Правительством к дате голосования.
4. Во втором туре голосования штамп должен прикладываться к номеру следующих выборов.
ГЛАВА III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
Статья 20.
- Избирательная процедура определения результатов выборов на избирательном пункте, а также разрешение юридических споров, связанных с ними, и открытие избирательных урн должны производиться в соответствии с положениями закона, о выборах в палату Депутатов и в Сенат.
- Результаты выборов на избирательном пункте должны фиксироваться письменно.
- Кандидаты от партий и политических объединений, которые выдвинуты одновременно в Парламент и на пост Президента, вправе вести общие записи. Делегаты партий и политических объединений вправе делать это в случае, если выборы Президента Румынии не проходят в одно время с выборами в парламент.
- Записи должны содержать как недействительные голоса, так и действительные, а также имена и фамилии кандидатов.
Статья 21.
1. После открытия избирательных урн и подсчета голосов, председатель комиссии избирательного пункта составляет две копии официального протокола, содержащие:
а) количество голосов, в соответствии с избирательными списками;
б) количество избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных урнах. Это количество должно быть распределено в соответствии в избирателями в постоянных избирательных списках и в особых списках;
в) общее число свободно выраженных, законно поданных голосов;
г) количество недействительных голосов;
д) количество голосов, свободно поданных за каждого кандидата;
е) краткое представление юридических споров и способы их разрешения.
- Официальные протоколы подписываются председателем и членами комиссии.
- Недостающие подписи некоторых членов избирательной комиссии не влекут за собой недействительности официального протокола. Председатель отмечает причины, помешавшие подписать протокол.
- Официальный протокол вместе со всеми юридическими спорами, касающимися порядка избирательных действий на избирательном пункте, а также недействительные избирательные и оспоренные бюллетени должны быть опечатаны, проштампованы и направлены окружной избирательной комиссии под вооруженной охраной, в течение двадцати четырех часов.
- Окружная избирательная комиссия посылает одну из копий официального протокола территориальному суду; кандидаты от партий или политических объединений могут получить нотариально заверенную копию по их заявке.
- В течение двадцати четырех часов после получения папки, окружная избирательная комиссия представляет одну из копий протокола в трибунал соответствующего округа, кандидаты или партии и политические объединения, которыми они были выдвинуты, уполномочены получить аутентичные копии протоколов.
Статья 22.
1. По получении всех официальных протоколов от избирательных комиссий и после законного урегулирования всех споров, окружная избирательная комиссия делает официальный протокол, указывающий:
а) количество избирателей в округе согласно постоянным спискам избирателей;
б) количество бюллетеней, обнаруженных в избирательных урнах, отдельно по постоянным спискам и по особым;
в) количество законно поданных голосов;
г) количество недействительных голосов;
д) количество законно поданных голосов за каждого кандидата в целом по окружной избирательной комиссии;
е) краткий протокол о спорах и решениях, принятых по ним окружной избирательной комиссией.
- Положения Статьи 21, субпараграфы 2 и 3 применяются соответственно.
- Официальный протокол окружной избирательной комиссии, вместе с отчетом об урегулировании споров и претензий, а также протоколы, полученные от комиссий избирательных пунктов, формируются в папку, которая закрывается, опечатывается и подписывается членами избирательной комиссии и направляется в Центральную Избирательную Комиссию под вооруженной охраной, в течение сорока восьми часов с момента получения последнего официального протокола о голосовании от комиссий избирательных пунктов.
Статья 23.
1. Центральная Избирательная Комиссия урегулирует представленные жалобы и претензии; её решения являются окончательными. После этого составляется официальный протокол, который содержит:
а) общее число избирателей, согласно избирательным спискам населенных пунктов, в которых проживают избиратели;
б) общее число бюллетеней, обнаруженных в урнах для голосования;
в) общее число недействительных голосов
г) общее число законно поданных голосов, в целом по стране, по каждому кандидату, и отчет о выполнении положений, предусмотренных Статьей 81 Конституции; в случае, если эти положения не соблюдены, указываются фамилии и имена кандидатов, которые примут участие во втором голосовании;
г) подведение результатов второго голосования согласно положениям субпараграфов а – г, которые применяются соответственно, и имя и фамилию избранного кандидата;
д) способ разрешения споров и претензий.
- Положения Статьи 21, субпараграфы 2 и 3, применяются соответственно.
- Официальный протокол по каждому голосованию, вместе с папками окружных избирательных комиссий, полученный согласно субпараграфу 3 Статьи 22, направляется с вооруженной охраной в Конституционный Суд, в течение двадцати четырех часов после регистрации последней папки.
Статья 24.
1. Конституционный Суд объявляет выборы недействительными в случае, если при голосовании и подсчете голосов имели место фальсификации и подтасовки при предоставлении мандата, или в порядке кандидатов, имеющих право принимать участие во втором туре голосования. В этой ситуации Суд назначает повторные выборы, которые проходят в третье воскресенье после даты, когда выборы были объявлены недействительными.
- Петиция о признании выборов недействительными может быть представлена партиями, политическими объединениями, и кандидатами, участвовавшими в выборах, в течение максимум трех дней после окончания голосования, петиция должна быть мотивирована и сопровождаться доказательствами, на которых она основывается.
- Петиция принимается к рассмотрению, только если сам заявитель не вовлечен в мошенничество.
- Петиция рассматривается Конституционным Судом до даты опубликования результатов выборов, установленной законодательством.
Статья 25.
- Конституционный Суд обнародует результаты выборов по каждому туру в прессе и через “Официальный Монитор” Румынии (“Monitorul Oficial”), и объявляет об утверждении избрания Президента.
- Утверждающий документ выполняется в двух копиях; одна направляется в парламент для принесения присяги, как это определено Статьей 82 параграф 2 Конституции.
Статья 26.
- Второй тур голосования имеет место в случае, предусмотренном Статьей 81, параграф 3 Конституции, в срок не более двух недель после первого тура голосования, в тех же избирательных пунктах и избирательных округах, под руководством тех же избирательных комиссий, основываясь на тех же избирательных списках, что и первый тур.
- Два кандидата, которые в целом по стране получили наивысшее количество голосов в первом туре, участвуют во втором туре. Подтверждение числа полученных голосов должно быть сделано Конституционным судом в течение двадцати четырех часов после получения официальных протоколов, предусмотренных Статьей 23, субпараграф 3. Объявление Конституционного суда сообщает фамилии и имена обоих кандидатов, участвующих во втором туре голосования, и дату второго тура выборов, согласно субпараграфу 1.
- Избирательная кампания второго тура голосования начинается с даты опубликования даты выборов по второму туру.
- График работы радио-телеслужб и распределения времени вещания устанавливается в соответствии со Статьей 16 и вводится соответственно не позже второго дня после начала избирательной кампании.
5. Лица, аккредитованные для ассистирования при выборах в первом туре, считаются уполномоченными для этого и во втором туре.
ГЛАВА IV. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27.
Санкции и штрафы, предусмотренные за нарушение требований закона в отношении выборов в Палату Депутатов и в Сенат, применяются и при выборах Президента.
Статья 28.
- Положения закона о выборах в Палату Депутатов и в Сенат, в отношении избирательных расходов, законных пошлин, правительственной поддержки избирательных комиссий и судебного рассмотрения жалоб и претензий или всех других заявлений, применяются также и к выборам Президента Румынии.
- Если выборы в Палату Депутатов и в Сенат и выборы Президента Румынии имеют место в то же время, расходы на проведение выборов, включая финансирование партий и политических объединений из Государственного Бюджета, осуществляются за счет фондов, предусмотренных для выборов в Парламент.
- В случае, если выборы Президента Румынии имеют место в иное время, чем выборы в Парламент, финансирование избирательной кампании партий и политических объединений, выдвинувших кандидатов, определяется особым законом. Партии и политические объединения, которые не получили минимальных десяти процентов законно поданных голосов в целом по стране, по кандидату, ими выдвинутому, должны возвратить полученные ими средства в течение двух месяцев после даты завершения избирательной кампании.
Статья 29.
- Выборы Президента Румынии в 1992 году проходят в то же время, что и выборы в Палату Депутатов и в Сенат.
- Для выборов согласно вышеуказанному параграфу 1, могут быть аккредитованы те же внутренние наблюдатели, в соответствии с положениями, установленными Законом о Выборах в Палату Депутатов и в Сенат.
Статья 30.
1. Исполнительный Указ № 92/1990 о выборах в Парламент и выборах Президента Румынии отменяется.
2. Настоящий закон был принят Палатой Депутатов и Сенатом на совместной сессии 8 июня 1992 года, с надлежащим соблюдением положений Статьи 74, параграф (1), и Статьи 76, параграф (2) Конституции Румынии.