ЗАКОН О ВЫБОРАХ ЧЛЕНОВ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ МАКЕДОНИЯ

Принят 24 апреля 1994 г. с изменениями и дополнениями от 1999 г.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Настоящий закон регулирует методы, условия и процедуру проведения выборов членов Парламента Республики Македонии.

Статья 2

В Парламент Республики Македония (в дальнейшем — Парламент) избирается сто двадцать членов.

Из общего количества членов Парламента 85 избираются согласно принципу большинства в избирательных округах, определенных в соответствии с законом, и 35 избираются согласно принципу пропорциональности, в связи с которым территория Республики Македония представляет один избирательный округ.

В тех избирательных округах, где избирается один член Парламента, количество избирателей может быть на 10 % больше или на 10 % меньше среднего числа избирателей по избирательному округу.

Если после принятия закона об избирательных округах, число избирателей в отдельно взятом избирательном округе увеличивается при ожидаемом уменьшении, избирательные округа не должны изменяться до принятия нового закона об избирательных округах.

Статья 3

Члены Парламента избираются путем всеобщего, прямого и свободного избирательного права при тайном голосовании.

Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина в связи с его/ее участием в выборах, принуждать его/ее голосовать или не голосовать за определенного

кандидата.

Статья 4

Каждый дееспособный гражданин Республики Македония, достигший 18 лет имеет право голосовать.

Статья 5

Каждый гражданин Республики Македония: достигший 18 лет;

дееспособный;

- не отбывающий срок заключения за совершение правонарушения, может избираться членом Парламента.

Статья 6

Пост члена Парламента несовместим с занимаемым постом члена Управления Президента Республики Македония, Премьер-министра Республики Македония, министра, судьи Конституционного Суда Республики Македония, судьи, прокурора, а также с другими должностями, как выборными, так и назначаемыми Парламентом и Правительством Республики Македония.

Пост члена Парламента несовместим с должностью мэра, а также члена муниципального совета муниципалитета и Города Скопье.

Член Парламента не вправе совмещать свои обязанности с исполнением работы в органах государственного управления, связанной с административными вопросами и вопросами проведения экспертиз.

Должностные обязанности лица согласно абзацу 1 и 2 настоящей статьи прекращаются в день подтверждения Парламентского мандата такого лица.

Занятость людей, упомянутых в абзаце 3 этой статьи, в течение их срока работы на данном должностном посту должна временно прекратиться в день подтверждения мандата члена Парламента.

Статья 7

Служба в вооруженных силах Республики Македония, служба в качестве верховного должностного лица полиции Республики Македония, носящего полицейскую форму, в качестве уполномоченного должностного лица министерства внутренних дел, министерства обороны и разведслужб должна быть временно прекращена в день назначения этого лица кандидатом в Члены Парламента.

Служба людей, упомянутых в абзаце 1 данной статьи, должна быть временно прекращена в день подтверждения их мандата члена Парламента.

Статья 8

Избрание членом Парламента не может быть аннулировано.

Статья 9

Выборы членов Парламента проводятся один раз в четыре года, в течение последних 90 дней действия мандата старого состава Парламента или в течение 60 дней со дня роспуска Парламента.

День начала действия предвыборной кампании и день проведения выборов определяются в соответствии с Актом об объявлении выборов, который принимается Президентом Парламента.

Акт об объявлении выборов публикуется в “Официальном вестнике Республики Македония”.

Статья 10

Любая деятельность, действия, средства коммуникации, а также вся документация, связанные с проведением выборов членов Парламента освобождаются от пошлин, равно как все действия в рамках избирательного процесса освобождаются от всех видов налогов.

II. ОРГАНЫ, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ

Статья 11

Органы, ответственные за проведение выборов: Государственная Избирательная Комиссия, избирательные комиссии в избирательных округах (в дальнейшем: избирательные комиссии), - избирательные комитеты.

Статья 12

Государственная Избирательная Комиссия состоит из председателя, восьми членов комиссии и их представителей.

Государственная Избирательная Комиссия имеет секретаря и его/ее представителя.

Председатель, члены Государственной Избирательной Комиссии, секретарь и их представители назначаются Парламентом на четырехлетний срок.

Председатель, члены Государственной Избирательной Комиссии, секретарь и их представители должны назначаться по предложению Комиссии по Вопросам Назначений и Выборам.

Статья 13

Председатель и два члена Государственной Избирательной Комиссии, а также их представители, должны назначаться из числа судей Верховного Суда Республики Македония.

Оппозиционные политические партии, набравшие наибольшие число голосов на последних выборах, должны предложить трех членов Государственной Избирательной Комиссии и их заместителей.

Три члена Государственной Избирательной Комиссии и их представители должны быть выдвинуты правящими политическими партиями.

В качестве секретаря Государственной Избирательной Комиссии и его/ее представителя должны быть назначены дипломированные специалисты права.

Секретарь не является членом Государственной Избирательной Комиссии и не имеет право голоса.

Статья 14

Политические партии, упомянутые в статье 13, абзацах 2 и 3 настоящего закона, должны определить членов и их представителей в пределах 5 дней со дня получения уведомления об этом от Президента Парламента Республики Македония.

Если политические партии будут не в состоянии определить и представить имена членов и их представителей в пределах срока, заявленного в абзаце 1 данной статьи, то члены Парламента и их представители должны выдвигаться Комиссией по Вопросам Назначений и Выборам.

Члены Государственной Избирательной Комиссии и их представители согласно статье 13, абзацы 2 и 3 настоящего закона, должны, как правило, быть дипломированными юристами.

Статья 15

Избирательная комиссия назначается для каждого избирательного района.

Избирательные комиссии должны состоять из председателя, четырех членов комиссии и их заместителей.

Председатель комиссии, члены избирательных комиссий и их представители должны назначаться Государственной Избирательной Комиссией на четырехлетний срок.

Избирательная комиссия должна иметь секретаря, дипломированного специалиста права, который назначается председателем избирательной комиссии.

Секретарь не является членом избирательной комиссии и не имеет права голоса.

Статья 16

Председатели и члены избирательных комиссий назначаются в течение 20 дней со дня объявления выборов.

Председатель избирательной комиссии и его/ее представитель должен быть назначен из числа судей суда первой инстанции.

Два члена комиссии и их представители должны быть назначены по предложению оппозиционных политических партий, которые в последних выборах набрали по крайней мере 5 % голосов избирателей.

Два члена и их представители должны быть назначены по предложению правящих политических партий.

Статья 17

Политические партии, указанные в статье 16, абзацы 3 и 4 настоящего закона, должны представить свои предложения о кандидатах в члены избирательных комиссий, а также их представителей в Государственную Избирательную Комиссию в течение 15 дней с момента объявления выборов.

Политические партии, указанные в статье 16, абзацы 3 и 4 настоящего закона, кандидаты в члены избирательных комиссий, и их представители должны внести свои предложения даже в случаях, когда их депутат/член должен уйти в отставку. Политические партии должны представить свои предложения в течение 24 часов после получения уведомления от Государственной Избирательной Комиссии.

Если политические стороны будут не в состоянии представить свое предложение в пределах срока, определенного абзацами 1 и 2 настоящей статьи, члены избирательных комиссий и их представители должны назначаться Государственной Избирательной Комиссией.

Статья 18

Председатель Избирательной Комиссии и его/ее представитель, как правило, должен быть представителем суда первой инстанции, охватывающего территорию избирательного округа.

Членами избирательных комиссий и их представителями могут быть только люди, имеющие право голосовать.

Решения относительно назначения избирательных комиссий должны быть опубликованы в “Официальном вестнике Республики Македония”.

Статья 19

В каждом избирательном участке должен быть создан избирательный комитет.

Избирательные комитеты должны состоять из председателя, четырех его членов, и их представителей.

Председатель избирательного комитета и его/ее представитель назначаются председателем избирательной комиссии из числа граждан, имеющих постоянное место жительства в избирательном округе, где расположен соответствующий избирательный участок.

Члены избирательных комитетов и их представители назначаются избирательными комиссиями.

Статья 20

Председатель и члены избирательных комитетов и их представители должны быть назначены не позднее 15 дней до выборов.

Два члена избирательного комитета и их представители должны быть назначены по предложению оппозиционных политических партий, которые на последних выборах набрали по крайней мере 5 % голосов избирателей.

Два члена избирательного комитета и их представители должны быть назначены по предложению правящих политических партий.

Статья 21

Политические стороны, определенные абзацами 2 и 3 статьи 20 настоящего закона, кандидаты в члены избирательных комитетов и их представители должны быть представлены не позднее 20 дней до выборов.

Если политические партии будут не в состоянии представить свои предложения в сроки, указанные в абзаце 1 настоящей статьи, члены избирательных комитетов и их представители назначаются избирательной комиссией.

Председатель избирательной комиссии должен назначить новых членов избирательного комитета, а также их представителей в случае, если члены избирательного комитета и их представители покинули избирательный участок без каких-либо уважительных причин.

Статья 22

Председателем, членами избирательных комитетов, а также их представителями, могут быть только люди, имеющие право голосовать и постоянно проживающие на территории избирательного округа.

Статья 23

Органы проведения выборов могут работать и выносить решения в присутствии большинства членов.

Органы проведения выборов имеют право принимать решения большинством голосов от общего числа их

членов.

Статья 24

Члены органов проведения выборов, секретарь, а также их представители не могут быть избраны кандидатами в члены Парламента.

Если член органа проведения выборов, секретарь или же их представитель становятся кандидатами в члены Парламента, то должностные обязанности такого члена или секретаря, а также их представителя прекращаются.

Статья 25

Члены органов, отвечающих за проведение выборов должны исполнять свои должностные обязанности беспристрастно, добросовестно и ответственно, в соответствии со сферами их компетентности, определенными настоящим законом.

Члены органов, отвечающих за проведение выборов, должны иметь право на компенсацию за выполненную работ)1, размер которой устанавливается Государственной Избирательной Комиссией.

Статья 26

Каждый податель списка должен иметь право назначать представителя и его/ее заместителя, который будет отслеживать работу избирательной комиссии и избирательного комитета, которая начинается с начала выборов и длится вплоть до утверждения и объявления результатов.

Если податель списка подает одновременно как список кандидатов на получение одного депутатского мандата, так и список списков кандидатов на получение нескольких депутатских мандатов, то он/она должны назначить одного представителя для обоих списков.

Податель списка должен выдать доверенность представителю, о чем должен уведомить избирательную комиссию.

Представитель подателя списка на собрании избирательной комиссии обязан предупреждать обо всех противоречиях в своей работе, и если это не принимается во внимание, он/она может потребовать, чтобы такое предупреждение было занесено в протокол.

Статья 27

Государственная Избирательная Комиссия:

  1. обеспечивает законность при подготовке и проведении выборов, издает инструкции;
  2. назначает состав избирательных комиссий, издает инструкции для их работы, дает разъяснения о применении положений настоящего закона, а также о проведении выборов;
  3. определяет и объявляет списки кандидатов в Члены Парламента согласно пропорциональному принципу, определяя их порядок в избирательном бюллетене жеребьевкой;
  4. формирует вспомогательные органы для решения организационно-технических вопросов;
  5. устанавливает общие стандарты для материалов выборов, а также иных материальных условиях и заботиться об их выполнении;
  6. предписывает формы проведения выборов, обеспечивает их публикацию в “Официальном вестнике Республики Македония”;
  7. определяет способы обработки и хранения материалов выбора;
  8. организует печать избирательных бюллетеней и списков кандидатов (определяет форму, размер, цветовые и серийные номера избирательных бюллетеней);
  9. информирует граждан о порядке голосования и реализации избирательных прав;
  10. определяет правила участия в выборах внутренних и иностранных наблюдателей и обеспечивает их идентификационными документами;
  11. разрешает жалобы;
  12. определяет и объявляет результаты выборов согласно принципу пропорциональности;
  13. объявляет результаты проведенных выборов членов Парламента в течение трех дней со дня их проведения;

  1. представляет отчет Парламенту Республики Македония о проведенных выборах;
  2. выдает удостоверения избранным членам Парламента;
  3. исполняет другие работы, предусмотренные законом.

Статья 28

Избирательная комиссия:

  1. заботится о законности проведения выборов в избирательном округе;
  2. назначает членов избирательных комитетов, предложенных политическими партиями, и выпускает инструкции по их работе;
  3. составляет списки кандидатов, и определяет порядок имён кандидатов в уникальном списке;
  4. объявляет окончательный список кандидатов для выборов членов Парламента по данному избирательному округу по представленным и подтвержденным спискам кандидатов;
  5. выполняет технические приготовления к проведению выборов согласно руководствам и инструкциям Государственной Избирательной Комиссии;
  6. информирует граждан о методах и способах голосования;
  7. регистрирует уполномоченных представителей кандидатов для последующей работы избирательной комиссии и избирательных комитетов;
  8. передает избирательные материалы избирательным комитетам способом, определяемым настоящим законом;
  9. определяет результаты проведенных выборов членов Парламента в избирательном округе в течение 24 часов после того, как избирательные участки были закрыты;
  10. объявляет результаты выборов в члены Парламента в избирательном округе, и представляет их в Государственную Избирательную Комиссию;
  11. определяет число голосов, которые набрал каждый из списков кандидатов, и представляют результаты Государственной Избирательной Комиссии;
  12. рассматривают жалобы на нарушения в работе избирательных комитетов;
  13. заполняют и представляют статистические данные для нужд Статистического управления Республики Македония;
  14. исполняет также другие функции.

Статья 29

Избирательный комитет непосредственно управляет голосованием на выборах, гарантирует регулярность и тайну голосования, обеспечивает свободное и мирное проведение голосования, а также определяет результаты голосования на избирательном участке.

Избирательный комитет ведет протокол своей работы, который затем представляет избирательной комиссии вместе с материалами выборов.

Статья 30

Государственные административные органы обязаны обеспечить технические и другие условия труда органам, отвечающим за проведение выборов.

Государственные административные органы должны выделить фонды из бюджета Республики Македония для выполнения работ согласно абзацу 1 настоящей статьи.

III. ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ

Статья 31

Выдвижение кандидатов на выборах в Парламент согласно принципу большинства производится подачей списка кандидатов на получение одного депутатского мандата.

Выдвижение кандидатов на выборах в Парламент согласно пропорциональному принципу производится подачей списка кандидатов на получение нескольких депутатских мандатов.

Статья 32

Зарегистрированные политические партии индивидуально, или блок из двух или более партий, также как и группа избирателей (в дальнейшем - податели списков), имеют право представить единый список, в которым перечислены имена выдвигаемых кандидатов.

Статья 33

Если подателем списка кандидатов от избирательного округа является группа избирателей, то требуется по крайней мере 200 подписей избирателей зарегистрированных в разделе Общего Реестра Избирателей для данного избирательного округа.

Если подателем списка кандидатов является группа избирателей, то требуется по крайней мере 1000 подписей избирателей, зарегистрированных в Общем Реестре Избирателей.

Статья 34

Подписи избирателей, которые, согласно процедуре назначения, передаются в компетентные государственные органы, должны быть собраны на форме, предписанной Государственной Избирательной Комиссией. Эта форма должна содержать имя и фамилию, постоянное место жительства, профессию, должность и уникальный реестровый номер выдвинутого кандидата, также как и имя, фамилию и уникальный реестровый номер избирателя, подписывающегося под выдвинутой кандидатурой.

Каждый избиратель может ставить свою подпись только в пользу одного кандидата и одного списка кандидатов.

Избиратели, представляющие список, должны иметь право голосовать, а также иметь постоянное местожительство в пределах избирательного округа, в котором проводятся выборы.

Статья 35

Податель списка может представить только один список кандидатов, а именно один список кандидатов для данного избирательного округа.

Податель списка не может указать одного и того же кандидата в двух списках (в списке кандидатов на получение одного депутатского мандата и в списке кандидатов на получение нескольких депутатских мандатов).

Статья 36

Список кандидатов подписывается непосредственно уполномоченным подателем списка.

Наименование списка дается по имени подателя списка.

Если подателем списка кандидатов является группа избирателей, то название списка должно быть с пометкой “независимый кандидат”.

Если подателем списка кандидатов является группа избирателей, вверху списка должно быть отмечено “группа избирателей”.

Статья 37

Список кандидатов подается в избирательную комиссию не позже чем за 35 дней до дня проведения выборов.

Список кандидатов должен быть представлен в специальной форме, вместе со свидетельством о регистрации компетентным судом и подтверждением об открытии жиросчета для проведения избирательных кампаний.

Если подателем списка кандидатов является группа избирателей, необходимо также представить требуемое количество подписей.

Для каждой кандидатуры требуется письменное согласие кандидата, являющееся безотзывным.

Статья 38

Список кандидатов должен быть представлен Государственной Избирательной Комиссии не позднее чем за 35 дней до дня проведения выборов.

Список кандидатов может содержать количество кандидатов по числу избираемых членов Парламента.

Последовательность имен кандидатов в списке определяется подателем списка.

Статья 39

Избирательные комиссии и Государственная Избирательная Комиссия должны (после получения списка кандидатов на получение нескольких депутатских мандатов) немедленно определить, были ли они представлены в пределах установленного срока и были ли составлены в соответствии с положениями настоящего закона.

Если комиссия, согласно абзацу 1 настоящей статьи установит наличие некоторых недостатков, или нарушений, она немедленно вызывает подателей (не позднее чем в течение 48 часов) для устранения недостатков или найденных нарушений.

Если комиссия, в соответствии с параграфом 1 настоящей статьи, установит, что списки не были поданы в пределах указанного срока, но были составлены с соблюдением положений настоящего закона, то, в случае устранения подателями списков недостатков и нарушений в течение срока, определенного в абзаце 2 настоящей статьи, комиссия имеет право вынести решение о том, что поданные списки принимаются.

Статья 40

Если комиссия, согласно абзаца 1 статьи 39, настоящего закона установит, что списки не были представлены своевременно, и недостатки и нарушения не были устранены подателями списков в пределах сроков, установленных в статье 39, абзац 2 настоящего закона, то комиссия примет решение об отклонении представленного списка.

Решение избирательной комиссии, согласно абзаца 1 настоящей статьи, может быть обжалование в апелляционный суд в течение 24 часов.

Апелляционные суды обязаны вынести решение по данной жалобе в течение 48 часов.

Решения Государственной Избирательной Комиссии, согласно абзаца 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в Верховном Суде Республики Македонии в течение 24 часов.

Верховный Суд Республики Македонии обязан рассмотреть данную жалобу в течение 48 часов после ее получения.

Жалобы согласно абзацев 2 и 4 настоящей статьи должны подаваться непосредственно через избирательные комиссии в Государственную Избирательную Комиссию.

Подача обращений почтой не допускается.

Статья 41

Избирательная комиссия определяет последовательность имен кандидатов в общем списке кандидатов для выборов членов Парламента по данному избирательному округу жеребьевкой.

Государственная Избирательная Комиссия, при голосовании по спискам, должна определить очередность списков кандидатов в избирательном бюллетене жеребьевкой.

Комиссии, согласно абзацев 1 и 2 настоящей статьи, обязаны заранее сообщить уполномоченным представителям подателей списка о действиях, которые будут предприняты в соответствии с параграфами 1 и 2 настоящей статьи.

Комиссии согласно абзацев 1 и 2 настоящей статьи должны объявить утвержденные списки в ежедневной прессе не позднее, чем за 30 дней до дня, определенного для проведения выборов.

Комиссии, согласно абзацев 1 и 2 настоящей статьи, объявляют списки, утвержденные в избирательных участках того избирательного округа, где проводятся выборы.

IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМПАНИИ

Статья 42

Политические партии, две или более объединенных политических парий, группа избирателей и кандидаты в члены Парламента (далее - организаторы избирательных компаний) имеют право использовать в равной мере и на одних и тех же условиях все формы политической пропаганды, информирование и другие формы пропаганды, цель которых - повлиять на решение избирателей, голосующих за кандидатов в члены Парламента.

Статья 43

Избирательные кампании начинаются за 40 дней до дня выборов, а в течение 24 часов перед началом выборов их проведение запрещается.

Нерезиденты, юридические и физические, лица не имеют права организации избирательных кампаний.

Статья 44

Организатор избирательной кампании отвечает за законность проведения избирательных кампаний.

Организатор избирательной кампании отвечает также и за деятельность, предпринимаемую в рамках избирательной кампании, на которую он/она уполномочивает других лиц.

Статья 45

Если в ходе избирательной кампании, а именно: представления или пропаганды, проводимой определенными организаторами избирательной кампании, нарушаются права кандидатов (чинятся препятствия проведению компании оппонентов или срывают ее), то они имеют право возбудить судебное разбирательство в компетентном суде первой инстанции с целью защиты своих прав.

Судебное разбирательство с целью защиты прав кандидатов проводится в срочном порядке.

Суд первой инстанции выносит решение по заявлению о защите прав в течение 72 часов после подачи данного заявления.

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в компетентном апелляционном суде в течение 72 часов после подачи заявления.

Компетентный апелляционный суд выносит решение в течение 72 часов со дня подачи заявления об апелляции.

Действующее решение должно быть немедленно опубликовано в средствах массовой информации.

Статья 46

Средства массовой информации Республики Македония обязаны на одинаковых условиях обеспечивать равноправное представление кандидатов в члены Парламента, политических партий, групп избирателей

н их программ.

Продолжительность эфирного времени для проведения предвыборных кампаний, а также условия и методы его использования (называемое пространством в средствах массовой информации, используемым для представления кандидатов, политических партий, групп избирателей и их программ), определяются Парламентом в решении о правилах равного представления в средствах массовой информации, которое публикуется не позднее, чем за 40 дней до дня выборов.

Статья 47

Если во время избирательной кампании публикуется рейтинг кандидатов, политических партий, групп избирателей, то он обязательно должен сопровождаться указанием имен аналитиков, организовавших исследование, даты, метода проведения, критерии выборки, а также имени заказчика опроса общественного мнения.

Результаты опросов общественного мнения могут публиковаться не позднее, чем за 5 дней до дня выборов.

Опросы общественного мнения могут проводиться непосредственно в день выборов, и результаты таковых могут публиковаться сразу же после закрытия избирательных участков.

Статья 48

При публикации информации, связанной с предвыборной агитацией, средства массовой информации обязаны констатировать, что данная информация является оплаченной рекламой.

Статья 49

Средствам массовой информации, учредителями которых являются Парламент Республики Македония и Государственная Избирательная Комиссия, вменяется в обязанность информировать граждан о способах и процедуре голосования.

Статья 50

Бесплатное размещение предвыборных плакатов разрешено только в местах, специально отведенных муниципалитетом, а именно в Городе Скопье.

Муниципалитету и Городу Скопье вменяется в обязанность отмечать места, указанные в абзаце 1 настоящей статьи по каждому заявителю в отдельности.

Муниципалитет и Город Скопье могут выделять дополнительные места для демонстрации предвыборных плакатов за плату.

Муниципалитету и Городу Скопье вменяется в обязанность по окончании выборов незамедлительно использовать часть фондов, указанных в абзаце 3 настоящей статьи на уборку мусора после избирательных компаний.

Муниципалитет и Город Скопье обязаны опубликовать в средствах массовой информации условия, необходимые для получения права использовать место, отведенное для демонстрации предвыборных плакатов не позднее, чем за 50 дней до выборов.

Муниципалитет и Город Скопье обязаны гарантировать равные условия для всех организаторов предвыборных кампаний при условии демонстрации предвыборных плакатов в отведенных для этого местах.

Предвыборные плакаты могут размещаться на жилых домах и иных частных зданиях с предварительного согласия владельцев зданий.

Статья 51

Запрещается уничтожать предвыборные плакаты, наклеивать их поверх плакатов других организаторов компаний.

Статья 52

Предвыборные митинги проводятся публично.

Организаторы несут ответственность за соблюдение порядка во время митингов.

Статья 53

Организаторы избирательных кампаний в письменном виде информируют компетентный орган министерства внутренних дел через районное отделение об организации предвыборных митингов в общественных местах и на остановках общественного транспорта не позднее, чем за 48 часов до начала митинга.

Статья 54

Не разрешается проведение предвыборных митингов в военных и религиозных зданиях, больницах, домах престарелых, школах, детских садах и иных государственных учреждениях.

В виде исключения организаторы могут получить разрешение на проведение предвыборных митингов в школах или культурных центрах, если в избирательном округе отсутствуют иные здания, пригодные для проведения митинга.

Разрешение выдается уполномоченным лицом учреждения всем организаторам предвыборных кампаний на равных условиях.

Приспособления, оборудование и иное имущество, предназначенное для использования государственными и местными органами самоуправления, не могут быть использованы для целей избирательных компаний.

В виде исключения, приспособления, принадлежащие государственным и местным органам самоуправления, могут быть использованы, при условии отсутствия иных подходящих приспособлений в месте проведения избирательной компании.

Разрешение выдается уполномоченным лицом учреждения всем организаторам предвыборных кампаний на равных условиях.

V. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ

Статья 55

Организатор избирательной кампании должен открыть жиросчет, предназначенный “для избирательных компаний” не позднее, чем за 45 дней до дня выборов.

Если организатором избирательной кампании является группа избирателей, то распорядителем жиросчета является уполномоченный представитель группы, выдвинувшей кандидата.

Организатор избирательной кампании будет аккумулировать все средства, поступающие от физических и юридических лиц с целью финансирования избирательных кампаний на данном жиросчете.

Предполагается, что все расходы кампании будут покрыты исключительно за счет фондов, аккумулированных на жиросчете.

Регистрируется тип, размер и источник поступающих доходов.

Организаторы кампаний обязаны закрыть жиросчет не позднее, чем через 3 месяца после окончания выборов.

Статья 56

Организаторы избирательных кампаний обязаны представить финансовый отчет о проведении избирательной кампании.

Финансовый отчет о проведении избирательной кампании содержит данные об общей сумме фондов и понесенных расходах.

Финансовый отчет должен быть представлен Парламенту Республики Македония не позднее, чем через 3 месяца после окончания выборов.

Организаторы избирательных кампаний, являющиеся группой избирателей, жертвуют остатки средств на нужды благотворительности.

Статья 57

Не допускается для финансирования избирательных кампаний использовать следующие источники:

средства гражданских ассоциаций, религиозных общин, религиозных групп и фондов;

- средства, поступающие от правительств иностранных государств, международных учреждений, органов и организаций иностранных государств, а также иных иностранных граждан.

Статья 58

При финансировании избирательной компании члена Парламента организатор камлании может тратить не более 15 денаров в расчете на каждого избирателя, зарегистрированного в избирательном округе, где выдвигается список кандидатов, а также не более 15 денаров в расчете на каждого избирателя, зарегистрированного согласно Общему Реестру Избирателей списка кандидатов.

Статья 59

Организаторы избирательных кампаний кандидатов, являющихся членами Парламента, имеют право на вознаграждение, размер которого составляет 15 денаров за каждый голос.

Расходы избирательной кампании будут возмещены из бюджета Республики Македония в течение 3 месяцев со дня подачи финансового отчета о проведении избирательной кампании.

Если две или более политических партий выдвигают список кандидатов, являющихся членами Парламента, средства будут разделены между ними в равных долях при отсутствии иных договоренностей между партиями.

Возмещение расходов избирательной кампании определяется решением Парламента Республики Македония.

Статья 60

Избирательная комиссия и Государственная Избирательная Комиссия принимают решение об аннулировании результатов выборов кандидата в Парламент, а именно: кандидатов в Парламент от политической партии, двух или более объединенных партий, групп избирателей, если принято и вступило в силу решение суда, признавшего, что в ходе избирательной кампании использовались средства, полученных путем совершения преступных действий.

VI. ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ

Статья 61

Граждане должны быть оповещены о выборах посредством публичного сообщения и плакатов, помещенных на видных местах.

Оповещение граждан проводят избирательные комиссии.

1. Материалы, необходимые для проведения выборов

Статья 62

Материалы, необходимые для проведения выборов,

включают:

- необходимое количество избирательных урн; формы протоколов;

бюллетени, необходимые для проведения выборов члена Парламента, баллотирующегося от избирательного округа, и бюллетени для голосования по спискам кандидатов, в количестве, равном числу избирателей на избирательном участке, согласно выписке из Общего Реестра Избирателей; списки кандидатов;

- заверенная выписка из Общего реестра избирателей и другие материалы, необходимые для проведения голосования.

Статья 63

Государственная Избирательная Комиссия передает избирательным комиссиям материалы, необходимые для проведения выборов не позднее чем за 72 часа до наступления дня выборов.

Должны быть подготовлены и переданы избирательным комиссиям протоколы, где должны быть отдельно указаны: общее число бюллетеней для выборов члена Парламента, баллотирующегося от избирательного округа и их серийные номера, а также общее число бюллетеней для голосования по спискам кандидатов и их серийные номера, а также количество списков кандидатов, предназначенных для размещения в помещениях для голосования.

Статья 64

Избирательная комиссия обязана передать избирательным комитетам материалы, необходимые для проведения выборов за день до даты, на которую назначено проведение выборов.

Должны быть подготовлены и переданы избирательным комитетам протоколы, где должны быть отдельно указаны: общее число бюллетеней для выборов члена Парламента, баллотирующегося от избирательного округа, и их серийные номера, а также общее число бюллетеней для голосования по спискам кандидатов и их серийные номера, а также количество списков кандидатов, предназначенных для размещения в помещениях для голосования.

В протоколах о получении материалов, необходимых для проведения выборов, избирательный комитет должен указать, соответствует ли помещение, отведенное для голосования, предъявляемым требованиям.

Протоколы должны подписать президент и члены избирательного комитета, а также член избирательной комиссии, осуществляющий передачу материалов.

В случае если представители групп, осуществляющих выдвижение списков кандидатов, имеют какие-либо претензии по поводу передачи материалов, необходимых для проведения выборов, они имеют право записать их в протоколах. Только зарегистрированные претензии подлежать рассмотрению и оценке при обжаловании в суде.

2. Бюллетени

Статья 65

Бюллетень для выборов члена Парламента, баллотирующегося от избирательного округа должен включать:

  1. номер избирательного округа;
  2. название и эмблему (если таковая имеется) группы, подавшей список кандидатов;
  3. порядковый номер, имя и фамилию кандидатов;
  4. серийный номер бюллетеня;
  5. инструкции по голосованию.

В бюллетене кандидаты должны быть указаны в той же последовательности, что и в списке кандидатов.

При наличии кандидатов, имена и фамилии которых совпадают, должны быть указаны начальные буквы их

отчеств.

Статья 66

Бюллетень для голосования за списки кандидатов должен содержать:

  1. порядковый номер, название и эмблему (если таковая имеется) группы, выдвигающей список;
  2. имя и фамилию первого кандидата в списке;
  3. серийный номер бюллетеня и
  4. инструкции по голосованию.

При наличии кандидатов, имена и фамилии которых совпадают, должны быть указаны начальные буквы их

отчеств.

Списки кандидатов должны быть вывешены в помещении, отведенном для голосования.

3. Проведение голосования

Статья 67

Место проведения голосования определяется для каждого избирательного участка (далее избирательный

пункт).

На каждом избирательном пункте должно быть две избирательные урны.

Статья 68

Голосование начинается с 7:00 и продолжается без

перерывов до 19:00.

Избирательный пункт закрывается в 19:00, и тем избирателям, которые на этот момент находились в здании участка, разрешается проголосовать.

Избирательный комитет может закрыть избирательный пункт ранее времени, указанного в абзаце 1 настоящей статьи в случае, если все избиратели, относящиеся к данному участку согласно Общему Реестру Избирателей, уже проголосовали.

Статья 69

Президент и члены избирательного комитета собираются в помещении, отведенном для голосования, не позднее, чем за час до начала голосования, чтобы удостовериться в том, что:

Избирательный комитет составляет протокол о состоянии, в котором были найдены помещение и материалы. Президент и члены комитета подписывают данный протокол.

Претензии членов избирательного комитета должны быть внесены в протоколы.

Если у представителей групп, выдвигающих списки кандидатов, имеются какие-либо претензии, они имеют право внести их в протокол. Только зарегистрированные претензии подлежат рассмотрению при обжаловании в суде.

Статья 70

Избирательный комитет поддерживает чистоту и порядок на избирательном пункте.

Избирательный комитет в праве удалить с избирательного пункта какое-либо лицо, нарушающее спокойствие и общественный порядок.

Избирательный комитет в праве обратиться за помощью к полиции для восстановления общественного порядка на избирательном пункте.

Никому не разрешается входить на избирательный пункт вооруженным, за исключением полиции в случаях, указанных в абзаце 3 настоящей статьи.

Статья 71

Если порядок на избирательном пункте нарушен, избирательный комитет в праве прервать голосование до восстановления общественного порядка.

Голосование может быть прервано в случае стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Если голосование было прервано более чем на час, то оно продлевается на время прерывания, но не более, чем на три часа.

Если голосование прерывалось более чем на три часа, то оно должно быть повторено.

Причины и продолжительность прерывания должны быть занесены в протоколы.

Статья 72

Если у представителей групп, выдвигающих списки кандидатов, имеются какие-либо претензии к работе избирательного комитета во время голосования, они имеют право указать на недостатки с целью устранения последних.

Только зарегистрированные претензии, изложенные в письменном виде в протоколах, подлежат рассмотрению при обжаловании в суде.

Статья 73

Членам избирательных комиссий и избирательных комитетов, представителям групп, выдвигающих списки кандидатов, а также наблюдателям не разрешается иметь какие-либо знаки или символы политических партий или кандидатов во время и на месте проведения голосования.

В день выборов запрещена какая-либо предвыборная

пропаганда.

Избирательному комитету совместно с компетентными органами вменяется в обязанность удалять пропагандистский материал из помещения, где проходит голосование, и в радиусе 100 метров от него.

4. Способ голосования

Статья 74

Голосование совершается лично на избирательных пунктах в Республики Македония по идентификационной карточке избирателя.

Статья 75

Избиратели голосуют единожды.

Когда избиратель готовится проголосовать, избирательный комитет проверяет его/ее идентификационную карточку избирателя и устанавливает его личность.

Для установления личности избиратель должен предъявить идентификационную карточку или паспорт.

Избирательный комитет обводит кружком порядковый номер избирателя в выписке из Общего Реестра Избирателей, установив его/ее личность и поставив печать в его/ее идентификационной карточке избирателя в отмеченном месте.

Статья 76

Голосование производится посредством двух бюллетеней.

Бюллетень для выборов члена Парламента и Бюллетень для списков кандидатов выдаются избирателю таким образом, что члены избирательного комитета не видят серийных номеров.

Избирателя инструктируют по процедуре голосования и разрешают ему проголосовать.

Избиратель имеет право проголосовать один раз за кандидата от избирательного округа и один раз за список кандидатов.

Статья 77

Чтобы отдать свой голос за кандидата в общем списке кандидатов, избиратель обводит в кружок порядковый номер того кандидата, которого он/она выбрал, чтобы за него проголосовать, и кладет сложенный бюллетень в избирательную урну, предназначенную для избирательных бюллетеней голосующих за члена Парламента от избирательного округа.

Чтобы отдать свой голос списку кандидатов, избиратель обводит в кружок порядковый номер той группы, выдвинувшей списки, которую он/она выбрал, чтобы за нее проголосовать, и кладет сложенный бюллетень в избирательную урну, предназначенную для избирательных бюллетеней голосующих за списки кандидатов.

Статья 78

Избиратель, неспособный проголосовать на избирательном участке (больной или инвалид), но желающий проголосовать, должен уведомить избирательный комитет о своем желании проголосовать письмом не позднее, чем за 3 дня до начала выборов.

Уведомление, указанное в абзаце 1 настоящей статьи может быть подано через доверенное лицо.

Избирательный комитет предоставляет такому лицу возможность проголосовать у себя дома или в больнице за день до начала выборов таким способом, что тайна голосования будет гарантирована.

Избирательный комитет обеспечивает специальную избирательную урну, предназначенную для голосования согласно абзацу 3 настоящей статьи, которая приносится пустой домой или в больницу, где находится избиратель.

Голосование, согласно абзацу 3 настоящей статьи, фиксируется в протоколах избирательного комитета.

С целью обеспечения голосования, согласно абзацу 3 настоящей статьи, президент избирательного комитета в письменном виде уведомляет представителей групп, выдвигающих списки кандидатов о дате и времени проведения такого голосования.

Статья 79

Избиратель, который по причине физического увечья или неграмотности не способен проголосовать согласно способу, изложенному в настоящем законе, имеет право привести с собой сопровождающее лицо для оказания ему/ей помощи при голосовании.

Если избиратель, о котором говорится в абзаце 1 настоящей статьи, не приводит с собой сопровождающее лицо для оказания помощи при голосовании, то избирательный комитет назначает таковое из числа избирателей.

Лицо, оказывающее другому лицу помощь при голосовании, не может быть членом избирательного комитета, представителем подателей списков или наблюдателем.

Одно и то же лицо может помогать при голосовании не более чем двум лицам, упомянутым в абзаце 1 настоящей статьи.

Избирательный комитет должен проинструктировать лицо, упомянутое в абзаце 3 настоящей статьи, что он/она не в праве оказывать влияние на выбор того избирателя, которому оказывает помощь.

Голосование, производимое согласно абзацу 1 настоящей статьи, фиксируется в протоколах избирательного комитета.

Статья 80

Избиратели, находящиеся не по месту жительства на день выборов в силу военной службы или учений, голосуют в военной части по месту прохождения службы.

Получив списки избирателей, согласно абзацу 1 настоящей статьи, избирательная комиссия обязана незамедлительно выслать их в те военные части или военные учреждения, где избиратели проходят службу или совершают маневры.

Выборы для избирателей, согласно абзацу 1 настоящей статьи, проводятся избирательным комитетом ближайшего избирательного участка за день до начала выборов, о чем уведомляются представители групп, выдвигающих списки кандидатов, ввиду их присутствия при голосовании в военной части.

Избирательный комитет составляет отдельный протокол по голосованию, согласно абзацу 3 настоящей статьи.

Протоколы и избирательный материал представляются соответствующим избирательным комиссиям после окончания голосования.

5. Определение результатов голосования на избирательных участках

Статья 81

Результаты выборов на избирательных участках должны быть подтверждены избирательной комиссией.

По завершении голосования избирательная комиссия должна немедленно начать подсчет голосов.

Подсчет результатов голосования на избирательном участке на выборах в Парламент по избирательному округу должны протекать следующим образом:

неиспользованные избирательные бюллетени считаются, корешки избирательных бюллетеней отрываются и помещаются в отдельный конверт, который заклеивают и запечатывают, а затем на нём пишут номер избирательного участка, и общее количество неиспользованных избирательных бюллетеней;

- необходимо определить общее количество проголосовавших избирателей из числа тех, которые перечислены в выписке из Общего Реестре Избирателей.

По завершении действий, определенных абзацем 1 настоящей статьи, урна для избирательных бюллетеней по выборам в Парламент должна быть открыта, и должен начаться подсчет голосов.

Избирательный комитет жеребьевкой избирает одного члена, ответственного за изъятие и открытие избирательных бюллетеней один за другим, и за передачу их председателю избирательного комитета.

Избирательный бюллетень показывается всем членам избирательного комитета, присутствующим представителям подателя списков, и наблюдателям.

Избирательный комитет должен объявить, действителен ли данный избирательный бюллетень и в пользу какого кандидата был подан данный голос.

Поданный голос должен быть зарегистрирован, избирательный бюллетень должен быть помешен в соответствующее место, и новый избирательный бюллетень должен быть вынут из урны для избирательных бюллетеней.

Статья 82

Результаты голосования по спискам кандидатов определяются следующим способом:

неиспользованные избирательные бюллетени считаются, корешки избирательных бюллетеней отрываются и помещаются в отдельный конверт, который заклеивают и запечатывают, а затем на нём пишут номер избирательного участка, и общее количество неиспользованных избирательных бюллетеней;

- необходимо определить общее количество проголосовавших избирателей из числа тех, которые перечислены в выписке из Общего Реестре Избирателей.

По завершении действий, определенных настоящей статьей, урна для избирательных бюллетеней для списков кандидатов должна быть открыта, после чего должен начаться подсчет голосов.

Избирательный комитет путем жеребьевки избирает одного члена, ответственного за поочередное изъятие и открытие избирательных бюллетеней, и за передачу их председателю избирательного комитета.

Избирательный бюллетень показывается всем членам избирательного комитета, присутствующим представителям подателя списков, и наблюдателям.

Избирательный комитет должен объявить, действителен ли данный избирательный бюллетень и в пользу какого кандидата был подан данный голос.

Поданный голос должен быть зарегистрирован, избирательный бюллетень должен быть помешен в соответствующее место, и новый избирательный бюллетень должен быть вынут из урны для избирательных бюллетеней.

Статья 83

Избирательный бюллетень считается действительным, если он был заполнен, согласно абзацам 1 и 2 статьи 77 настоящего закона, и имеет соответствующий серийный номер.

Действительным избирательным бюллетенем считается такой бюллетень, из которого надежным и однозначным способом может быть установлено, за какого кандидата из списка кандидатов избиратель отдал свой голос.

Избирательный бюллетень считается недействительным, если в нем отмеченным оказалось более одного кандидата в списке кандидатов, а также если на нем не стоит соответствующий серийный номер.

Статья 84

Избирательный комитет должен подготовить два отдельных протокола о своей работе.

Информация относительно результатов выборов, как то: порядковый номер избирательного участка, время начала и завершения голосования, общее количество избирателей по избирательному участку согласно выписке из Общего Реестра Избирателей, общее количество проголосовавших избирателей, общее количество избирательных бюллетеней, помещенных в урну для избирательных бюллетеней, число избирательных бюллетеней, которые были приняты от избирателей и не были помещены в урну для избирательных бюллетеней, число недействительных избирательных бюллетеней, а также число голосов, отданное за каждого отдельного кандидата, - должны быть занесены в протокол выборов в Парламента по данному избирательному округу.

Информация относительно результатов голосования, как то: порядковый номер избирательного участка, время начала и завершения голосования, общее количество избирателей по избирательному округу согласно выписке из Общего Реестра Избирателей, общее количество проголосовавших избирателей, общее количество избирательных бюллетеней, помещенных в урну для избирательных бюллетеней, число избирательных бюллетеней, которые были приняты от избирателей и не были помещены в урну для избирательных бюллетеней, число недействительных избирательных бюллетеней, а также число голосов, поданное за каждого отдельного кандидата, - должны быть занесены в протокол голосования по спискам кандидатов.

Статья 85

Возможные возражения членов избирательного комитета должны быть также зарегистрированы в протоколе.

Протокол подписывается председателем и членами избирательного комитета.

Протокол имеет силу, если он подписан большинством членов избирательного комитета.

Председатель избирательного комитета должен заявить о причинах неподписания протокола членом комитета.

Если представители подателей списков имеют возражения, то они имеют право внести их в протокол, и только возражения, зарегистрированные таким образом, могут быть признаны законными при подаче жалоб и быть предметом рассмотрения на апелляционных слушаниях.

Статья 86

Протоколы и весь избирательный материал предоставляются избирательной комиссии избирательным комитетом в течение 5 часов по завершении голосования.

Каждый представитель подателя списков получает по одному экземпляру протокола.

По завершении действий, обозначенных абзацами 1 и 2 настоящей статьи, избирательный комитет обязан немедленно объявить предварительные результаты голосования по данному избирательному округу.

Избирательный материал представляется в избирательную комиссию председателем избирательного комитета совместно с членами избирательного комитета или представителями соответственных подателей списков.

Отдельный протокол составляется для передачи материала, обозначенного абзацем 1 настоящей статьи.

6. Определение результатов выборов члена Парламента в избирательном округе.

Статья 87

Результаты выборов в Парламент в избирательном округе определяются избирательной комиссией.

Результаты выборов в Парламент в избирательном округе определяются избирательной комиссией после получения протокола от избирательных комитетов вместе со всеми материалами выборов.

Определение результатов должно выполняться таким образом, чтобы было определено общее количество избирателей по избирательному округу, зарегистрированных в выписке из Общего Реестра Избирателей, а также определено общее количество проголосовавших избирателей, число недействительных избирательных бюллетеней и число голосов, поданных за каждого из кандидатов.

Статья 88

Кандидат, набравший в первом туре голосования большинство голосов избирателей по данному избирательному округу, считается избранным, при условии, что число набранных им голосов составляют не менее 1/3 от общего количества избирателей, зарегистрированных в выписке из Общего Реестра Избирателей по данному избирательному округу.

Если ни один кандидат не набрал число голосов, требуемое согласно абзаца 1 настоящей статьи, выборы по данному избирательному округу должны быть повторены через 14 дней со дня проведения первого голосования.

Первые два кандидата, набравшие наибольшее число голосов избирателей при первом туре голосования должны принять участие во втором туре.

Кандидаты согласно абзаца 4 настоящей статьи не могут отзывать свое участие во втором туре.

Кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей во втором туре голосования считается избранным в Парламент во втором туре.

Если во втором туре голосования два или более кандидата набрали равное количество голосов, мандат присуждается после проведения жеребьевки.

Статья 89

Установив результаты выборов в Парламент по данному избирательному округу, избирательная комиссия должна подсчитать (суммировать) результаты голосований или списки кандидатов по избирательному округу.

Статья 90

Избирательная комиссия должна подготовить два отдельных протокола о своей работе.

В протоколе по результатам проведения выборов в Парламент по данному избирательному округу необходимо указывать следующую информацию: номер избирательного округа, общее количество избирателей в избирательном округе, перечисленных в выписке из Общего Реестра Избирателей, общее количество проголосовавших избирателей, число недействительных избирательных бюллетеней по кандидатам избирательного округа, имя и фамилия избранного кандидата.

В протоколе по результатам проведения выборов по списку кандидатов по данному избирательному округу необходимо указывать следующую информацию: номер избирательного округа, общее количество избирателей в избирательном округе, перечисленных в выписке из Общего Реестра Избирателей, общее количество проголосовавших избирателей, число недействительных избирательных бюллетеней по спискам кандидатов, общее количество голосов по каждому списку кандидатов.

Статья 91

Возможные возражения членов избирательного комитета, а также представителей подателей списков должны быть также зарегистрированы в протоколе.

Протокол подписывается председателем и членами избирательного комитета.

Протокол имеет силу, если он подписан большинством членов избирательного комитета.

Председатель избирательного комитета должен заявить о причинах неподписания протокола членом комитета.

Если представители подателя списков имеют возражения, то они имеют право внести их в протокол, и только возражения, зарегистрированные таким образом, могут быть признаны законными при подаче жалоб и быть предметом рассмотрения на апелляционных слушаниях.

Каждый представитель подателя списка должен получить копию протокола.

Статья 92

Избирательная комиссия должна передать протоколы о своей работе и все материалы выборов Государственной Избирательной Комиссии в течение 24 часов.

После срока, предусмотренного абзацем 1 настоящей статьи, избирательная комиссия должна объявить предварительные результаты выборов в Парламент по избирательному округу.

7. Определение результатов голосования по спискам кандидатов

Статья 93

Результаты голосования за список кандидатов утверждаются Государственной Избирательной Комиссией.

Государственная Избирательная Комиссия должна определить результаты голосования за списки кандидатов после получения протоколов от избирательных комиссий вместе со всеми материалами выборов.

Государственная Избирательная Комиссия должна установить результаты, согласно числу голосов, которое набрали каждый из списков кандидатов.

При установлении результатов выборов, должна использоваться формула д`Хондта.

При распределении мест членов Парламента, учитываются только списки кандидатов, набравшие по крайней мере 5 % от общего количества голосов, отданных избирателями.

Когда установлено общее количество голосов, отданных за каждый из списков кандидатов (так называемый электорат), каждое из этих чисел последовательно делится на делители в соответствии с рядом 1,2,3,4 и т.д., и в зависимости от полученного результат распределяются места в Парламенте. Это делается до тех пор, пока все 35 мест не будут распределены согласно данному принципу.

Результаты деления согласно параграфа б настоящей статьи классифицируются таким образом, при котором наибольшему результату при делении соответствует наибольшее количество мест членов Парламента.

Список кандидатов получает количество мест членов Парламента соответственно наибольшему результату при делении общего количества результатов, согласно параграфу 7 настоящей статьи.

Если для последнего места в Парламенте существуют два идентичных результата деления, данный мандат должен быть выдан путем жеребьевки.

При распределении мест в Парламенте количество мест, которые выиграл тот или иной список, соответствует числу избранных членов Парламента.

Кандидаты, приведенные в списке согласно установленному порядку, считаются избранными от списка кандидатов.

Статья 94

Государственная Избирательная Комиссия должна подготовить протоколы для определения результатов голосования по спискам кандидатов.

Протокол должен содержать информацию по результатам проведения выборов, как то: общее количество избирательных регионов и округов, общее количество избирателей в избирательном округе, перечисленных в выписке из Общего Реестра Избирателей, общее количество проголосовавших избирателей, число недействительных избирательных бюллетеней, общее количество голосов, которое набрал каждый из списков кандидатов, а также имена и фамилии избранных кандидатов.

Статья 95

Государственная Избирательная Комиссия должна объявить предварительные результаты выборов членов Парламента согласно принципу пропорциональности в течение 48 часов после получения числа голосов по каждому из списков кандидатов.

Статья 96

Выборы считаются проведенными по получении окончательных результатов выборов 120 членов Парламента.

Каждому избранному члену Парламента, Государственная Избирательная Комиссия должна выдать свидетельство об избрании.

VII. АННУЛИРОВАНИЕ И ПОВТОР ВЫБОРОВ

Статья 97

Избирательная комиссия, с разрешения суда, аннулирует голосование за членов Парламента, проведенное на данном избирательном пункте, а именно за избирательный список для избирательного округа, в следующих случаях:

- если в избирательной урне число бюллетеней превышает возможное;

- если имело место нарушение тайны голосования;

- если имело место неоправданное присутствие полиции на избирательном участке;

- если голосование было прервано более чем на три часа.

Государственная Избирательная Комиссия с разрешения суда аннулирует голосование за избирательный список, проведенное на данном избирательном пункте, в случае, описанном в первом подпункте абзаца 1 настоящей статьи.

Голосование не будет аннулировано, даже если число бюллетеней в избирательных урнах превышает число проголосовавших, при условии, что это число не могло повлиять на результаты выборов.

Решения, описанные в абзацах 1 и 2, могут быть опротестованы в течение 48 часов в соответствующем суде.

Суд должен рассмотреть протест в течение 48 часов с момента его подачи.

Комиссия, упомянутая в параграфах 1 и 2 этой статьи должна повторить голосование на избирательном участке в течение 14 дней со дня голосования.

VIII. ИСТЕЧЕНИЕ СРОКА МАНДАТА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ

Статья 98

Действие мандата члена Парламента может быть прекращено до истечения срока, на который он/она были избраны:

- в случае если он/она подает в отставку;

- если ему/ей был вынесен приговор за уголовное преступление, срок наказания за которое больше пяти лет;

- в связи с несовместимостью с должностью члена Парламента;

- в случае смерти;

- если он/она признан(а) судом недееспособным(ой).

Если член Парламента уходит в отставку, то в день проведения следующей сессии Парламент устанавливает прекращение действия мандата.

Действие мандата члена Парламента прекращается в день осуществления условий, указанных в подпунктах 2, 3, 4, 5 и 6 первого абзаца этой статьи, окончательное решение принимается Парламентом на ближайшей сессии.

Статья 99

Если действие мандата кандидата, выбранного в каком-либо избирательном округе, прекращено на основании одного из условий, указанного в статье 98 этого закона, должны быть объявлены дополнительные выборы.

Выборы объявляются президентом Парламента в течение 15 дней с момента, когда заканчивается действия мандата члена Парламента.

Выборы не могут проводиться в последние шесть месяцев срока полномочий Парламента.

Статья 100

Дополнительные выборы могут быть также объявлены в случае, когда член Парламента был лишен своего мандата.

Член Парламента, который был лишен своего мандата, не имеет права участвовать на дополнительных выборах.

Статья 101

Если действие мандата кандидата, избранного из избирательного списка, прекращается на основании одной из причин, указанной в статье 98 настоящего закона, то следующий по списку кандидат становится членом Парламента на оставшийся срок мандата.

В случае, описанном в первом абзаце этой статьи, кандидат будет предупрежден о завершении действия мандата за три дня до его истечения.

Если следующий по списку кандидат, о котором говорится в первом абзаце этой статьи, в течение восьми дней не уведомляет избирательную комиссию о том, что он/она принимает мандат, то право на него переходит следующему за ним по списку кандидату.

IX. ФОНДЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ

Статья 102

Фонды для проведения выборов создаются из бюджета республики Македония и находятся в распоряжении Государственной Избирательной Комиссии.

Две трети средств, предназначенных для выборов, используются для покрытия расходов, связанных с деятельностью органов, которые занимаются проведением выборов.

Одна треть фондов предназначенных для выборов используется для покрытия части расходов, с которыми столкнулись организаторы предвыборных кампаний, чьи кандидаты были избраны на посты членов Парламента.

X. ЗАЩИТА ПРАВА ГОЛОСОВАТЬ

Статья 103

Процедура защиты права голосовать чрезвычайно важна.

Прошения (жалобы и апелляции) о защите права голосовать будут немедленно направлены в соответствующие избирательные органы.

Решения, принятые компетентными органами во второй инстанции, будут окончательными и судебному опротестованию не подлежат.

Статья 104

Каждый податель списков и каждый кандидат имеет право подать в избирательную комиссию жалобу о несоблюдении правил в процессе выборов.

Жалоба, о которой говорится в первом абзаце этой статьи, должна быть подана в течение 48 часов с того момента, как были замечены нарушения, и после завершения выборов.

Избирательная комиссия должна принять меры в течение 48 часов с момента подачи жалобы.

Опротестование решения избирательной комиссии может быть подано в течение 48 часов в апелляционный суд, который отвечает за данный избирательный округ.

Апелляция подается через соответствующую избирательную комиссию.

Апелляционный суд должен рассмотреть апелляцию в течение 48 часов с момента получения.

Статья 105

В процессе голосования и определения результатов выборов каждый податель списка имеет право подать жалобу в Государственную Избирательную Комиссию.

Жалоба должна быть подана в течение 48 часов после того, как были замечены какие-либо нарушения.

Апелляция против решения Государственной Избирательной Комиссии может быть подана в Верховный суд в течение 48 часов после того, как оно было принято.

Апелляции будет подана через Государственную Избирательную Комиссию.

Верховный суд должен рассмотреть апелляцию в течение 48 часов с момента получения.

Верховный суд республики Македония принимает решение относительно апелляции судейской коллегией в составе пяти человек, выбранных посредством жеребьевки.

Статья 106

Если избиратель замечает какие-либо нарушения в проведении выборов, он/она может подать жалобу в течение 48 часов.

Избирательная комиссия обязана принять решение в течение 48 часов после получения жалобы.

Опротестование решения избирательной комиссии может быть подано в течение 48 часов в апелляционный суд, который отвечает за данный избирательный округ.

Апелляция подается через соответствующую избирательную комиссию.

Апелляционный суд должен рассмотреть апелляцию в течение 48 часов с момента получения.

XI. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ВЫБОРОВ

Статья 107

За выборами и порядком проведения выборов могут наблюдать представители международных ассоциаций

и организаций.

За выборами и порядком проведения выборов могут также наблюдать представители ассоциаций и организаций по защите прав и свобод человека, зарегистрированных в республике Македония.

Лица, о которых говорится в абзацах 1 и 2 этой статьи, должны заявить о наблюдении в Государственную Избирательную Комиссию не менее чем за 15 дней до начала выборов.

Государственная Избирательная Комиссия должна позволить наблюдение представителям, о которых говорится в абзацах 1 и 2 этой статьи.

Представители, получившие разрешение осуществлять наблюдение, имеют право следить за всеми событиями в ходе избирательной кампании и в дни выборов.

Представители, о которых говорилось в параграфах 1 и 2 этой статьи должны быть беспристрастны и объективны, и занимать нейтральную позицию в отношении проведения выборов.

XII. ВЗЫСКАНИЯ

Статья 108

Лицо, мешающее проведению выборов и голосованию, нарушающее право голосовать или использующее его не по назначению, а также нарушающее право избирателя на свободу выбора, предлагающее взятки на выборах и при голосовании, уничтожающее избирательскую документацию или совершающее фальсификацию, будет наказано в соответствии с уголовным кодексом.

Статья 109

Лицо, описанное в статье 7 этого закона, которое принимает участие в избирательных кампаниях в своей униформе, должно будет выплатить штраф в размере от 20.000 до 50.000 денаров.

Статья 110

Политическая партия, которая не соблюдает ограничение во времени, указанное в статье 43 настоящего закона, должна будет выплатить штраф за нарушение в размере от 200.000 до 300.000 денаров.

Кандидат или любое другое физическое лицо также должны будут выплатить штраф за нарушение в размере от 20.000 до 50.000 денаров за действия, описанные в первом абзаце этой статьи.

Статья 111

Лицо, мешающее проведению избирательной кампании или затрудняющее ее (статья 45), должно будет выплатить штраф от 20.000 до 50.000 денаров.

Статья 112

Агент, который:

не обеспечит равных возможностей представления кандидатов в члены Парламента, политических партий, групп избирателей и их политических программ, которые были описаны в первом абзаце статьи 46 этого закона;

- не устанавливает и не объявляет публично правила, указанные во втором абзаце статьи 46 этого закона;

публикует опросы общественного мнения в последние 5 дней перед выборами (второй абзац статьи 47 этого закона) и

объявляет предвыборную пропагандистскую информацию, не заявляя, что эта информация является оплаченным рекламным действием, как описано в статье 48 этого закона будет подвержен штрафу в размере от 200.000 до 300.000 денаров.

Ответственный редактор также будет оштрафован на сумму в 20.000-50.000 денаров за деятельность, описанную в первом абзаце этой статьи.

Статья 113

Штраф в размере от 20.000 до 50.000 денаров выплачивает за нарушение:

редактор, управляющий агентом, который публикует опрос общественного мнения о кандидате, не указывая информацию, описанную в первом абзаце статьи 47;

редактор, управляющий агентом, который публикует опрос общественного мнения в последние 5 дней перед выборами, как описано во втором абзаце статьи 47;

- редактор, управляющий агентом, который публикует предвыборную информацию, носящую пропагандистский характер и не указывает имя заказчика (абзац 1 статья 47 настоящего закона).

Статья 114

Глава муниципалитета, а именно Города Скопье, будет оштрафован на сумму от 40.000 до 50.000 денаров, если не будут объявлены места раздачи бесплатных рекламных объявлений, которые бы включали всех претендентов в список (статья 50).

Статья 115

Лица, уничтожающие плакаты участников выборов или помещающие плакаты участников поверх плакатов других участников в местах, предназначенных для расклеивания плакатов, будут оштрафованы на сумму от 20.000 до 50.000 денаров (статья 51).

Статья 116

Политическая партия, которая:

объявила о предвыборном съезде менее чем за 48 часов до его начала;

- организовала съезд, не следуя статьям 53 и 54 этого закона, будет оштрафована на сумму от 200.000 до 300.000 денаров.

Статья 117

Ответственное лицо компетентного государственного органа, религиозного сообщества или общественного института, которое помогает в организации предвыборного съезда, не согласующегося со статьей 54 этого закона, будет оштрафовано за нарушение на сумму от 20.000 до 50.000 денаров.

Статья 118

Политическая партия, которая не в состоянии представить отчет о финансировании избирательной кампании, согласно статье 56 настоящего закона, то есть в случае невозможности собрать все средства, предназначенные для финансирования избирательной кампании на жиросчете согласно статье 55 настоящего закона, выплачивает штраф за нарушение в размере от 200,000 до 300,000 денаров.

В случае, если на нужды избирательной кампании политическая партия тратит большее количество средств, чем определено в статье 58 настоящего закона, такая партия выплачивает штраф за нарушение в размере от 200,000 до 300,000 денаров.

Ответственное лицо такой политической партии будет также оштрафовано в размере от 20,000 до 50,000 денаров за действия, упомянутые в абзацах 1 и 2 настоящей статьи.

Статья 119

Лицо, описанное в первом абзаце статьи 73 этого закона, несущие на себе знаки или символику политической партии или кого-либо из кандидатов во время голосования или на месте проведения голосования будет оштрафовано за нарушение на сумму от 20.000 до 50.000 денаров.

XIII. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 120

На ближайших выборах, кандидаты в члены Государственной Избирательной Комиссии и их представители, упомянутые в статье 13, параграф 3 настоящего закона, должны выдвигаться оппозиционными политическими партиями, набравшими в первом туре выборов членов Парламента в 1994 году наибольшее количество голосов, согласно отчету Государственной Избирательной Комиссии о результатах выборов, утвержденного Парламентом.

На следующих ближайших выборах кандидаты в члены органов, ответственных за проведение выборов и указанных в статье 16 абзац 3 и статье 20 параграф 2 настоящего закона, должны выдвигаться оппозиционными политическими партиями, набравшими в первом туре выборов членов Парламента в 1994 наибольшее число голосов, согласно отчету Государственной Избирательной Комиссии по результатам выборов, утвержденному Парламентом.

Статья 121

Закон о выборах членов Парламента (“Официальный вестник Республики Македония”, номер 28/90) считается недействительным в день вступления в силу данного закона.

Статья 122

Данный закон вступает в силу на восьмой день после опубликования в “Официальном вестнике Республики Македония”.