Источник опубликования: “Ведомости Верховной Рады Украины, 1991 г., № 33, ст. 443”
ЗАКОН
УКРАИНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О всеукраинском и местных референдумах
Глава
IОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие в виды референдумов
В целях обеспечения народовластия и непосредственного участия граждан в управлении государственными и местными делами в Украинской ССР проводятся референдумы. Референдум – это способ принятия гражданами Украинской ССР путем голосования законов УССР, иных решений по важным вопросам общегосударственного и местного значения.
В соответствии с Конституцией Украинской ССР проводятся всеукраинские референдумы, референдумы Крымской АССР и местные (в пределах административно-территориальных единиц) референдумы.
Законы, иные решения, принятые всеукраинским референдумом, имеют высшую юридическую силу по отношению к законодательным актам Верховного Совета Украинской ССР, Верховного Совета Крымской АССР, нормативным актам Президента Украинской ССР, Кабинета Министров Украинской ССР, высших исполнительных в распорядительных органов государственной власти Крымской АССР, подзаконным актам министерств и ведомств Украинской ССР и Крымской АССР, решениям местных Советов народных депутатов. Решения, принятые местным референдумом, имеют высшую
юридическую силу по отношению к решениям Советов народных депутатов, на территории которых он проводится.Законы, иные решения, принятые референдумом, не нуждаются в каком-либо утверждении государственными органами и могут быть отменены или изменены лишь в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Статья 2. Законодательство о референдумах
Порядок подготовки и проведения всеукраинского и местных референдумов регулируется Конституцией Украинской ССР,- настоящим Законом, а также иными законодательными актами Украинской ССР.
Порядок подготовки и проведения республиканского и местных референдумов в Крымской АССР регулируется настоящим Законом и законодательством Крымской АССР.
Статья 3. Предмет всеукраинского референдума
Предметом всеукраинского референдума может быть:
утверждение Конституции Украинской ССР ее отдельных положений и внесение в Конституцию Украинской ССР изменений и дополнений; принятие, изменение или отмена законов Украинской ССР или их отдельных положений;
принятие решений, определяющих основное содержание Конституции Украинской ССР, законов Украинской ССР и иных правовых актов.
Статья 4. Предмет местного референдума
Предметом местного референдума может быть:
принятие, изменение или отмена решений по вопросам, отнесенным законодательством Украинской ССР к ведению местного самоуправления соответствующих административно-территориальных единиц;
принятие решений, определяющих содержание постановлений местных Советов народных депутатов и их исполнительных и распорядительных органов.
Статья 5. Вопросы, выносимые на всеукраинский референдум
На всеукраинский референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией УССР к ведению Украинской ССР.
Исключительно всеукраинским референдумом решается вопрос о реализации права народа Украины на самоопределение и вхождение Украинской ССР в государственные федеративные и конфедеративные образования или выход из них.
На всеукраинский референдум не выносятся вопросы, отнесенные законодательством Украинской ССР к ведению органов суда и прокуратуры; вопросы амнистии и помилования; вопросы о принятии государственными органами Украинской ССР чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защите здоровья и безопасности граждан; вопросы, связанные с избранием, назначением и увольнением должностных лиц, относящаяся к компетенции Верховного Совета Украинской ССР, Президента Украинской ССР и Кабинета Министров Украинской ССР.
Статья 6. Вопросы, выносимые на местные референдумы
На местные референдумы могут выноситься вопросы, отнесенные законодательством Украинской ССР к ведению местного самоуправления соответствующих административно-территориальных единиц, а также вопросы досрочного прекращения полномочий соответствующего Совета народных депутатов и его председателя.
Исключительно местными референдумами в соответствующих административно-территориальных единицах решаются вопросы о наименовании или переименовании сельсоветов, поселков, городов, районов, областей; вопросы об объединении в одну одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр; вопросы об изменении базового уровня местного самоуправления в сельских районах.
На местные референдумы не выносятся вопросы об отмене законных решений вышестоящих органов государственной власти н. самоуправления; вопросы, отнесенные к ведению органов суда и прокуратуры;
вопросы, связанные с избранием, назначением и увольнением должностных лиц, относящиеся к компетенции соответствующего местного Совета народных депутатов и его исполнительных и распорядительных органов.
Статья 7. Принципы участия граждан в референдумах
Во всеукраинском и местном референдумах имеют право участвовать граждане Украинской ССР, достигшие ко дню проведения референдума 18 лет и постоянно проживающие соответственно на территории Украинской ССР или области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав граждан Украинской ССР на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии; политических взглядов, рода и характера занятий запрещаются.
В референдумах не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы.
Граждане участвуют в референдуме на равных началах. Каждый гражданин имеет один голос.
Референдум является прямым: граждане участвуют в референдуме непосредственно.
Голосование во время референдума является тайным: контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Статья 8. Демократические начала подготовки и проведения референдумов
Гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям, трудовым коллективам предоставляется право беспрепятственней агитации за предложение об объявлении референдума, за принятие закона или иного решения, выносимого на референдум, а также против предложения об объявлении референдума, принятии закона либо решения. Для реализации этого права заинтересованным лицам и организациям предоставляются помещения для собраний, обеспечивается возможность использования Средств массовой информации. Вынесенный на референдум проект закона, решения обсуждается в пределах Украинской ССР или той административно-территориальной единицы, где будет проводится референдум.
Деятельность государственных и общественных органов, участвующих в подготовке и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.
Все решения, касающиеся референдума, а также проекты законов, иных решения, выносимых на референдум, подлежат Опубликованию средствами Массовой информации.
Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение информации.
В день проведения референдума какая-либо агитация запрещается.
Статья 9. Проведение нового референдума
Новый всеукраинский референдум по ранее выносимым на референдум вопросам может быть проведен не ранее чем через 5 лет, а местный референдум – не ранее чем через год со дня проведения предыдущего референдума по этим вопросам.
Статья 10. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме
Липа, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению гражданином Украинской ССР права участвовать в референдуме, вести до голосования агитацию, а также члены комиссий по референдуму, должностные лица, совершившие подлог документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Закона, несут установленную законодательством Украинской ССР ответственность.
Статья 11. Финансирование референдумов
Подготовка и проведение всеукраинского референдума осуществляется за счет республиканского бюджета, местных референдумов – за счет соответствующих местных бюджетов.
Порядок финансирования подготовки и проведения референдумов определяется Кабинетом Министров Украинской ССР и соответствующими местными Советами народных депутатов.
Глава
II ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВСтатья 12. Назначение референдумов
Всеукраинский референдум назначается Верховным Советом Украинской ССР, местные референдумы – соответствующими местными Советами народных депутатов.
Статья 13. Назначение референдумов по требованию граждан Украинской ССР и народных депутатов
Верховный Совет Украинской ССР также назначает всеукраинский референдум:
1) по вопросам утверждения или отмены Конституции Украинской ССР, а также по вопросам досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Украинской ССР, Президента Украинской ССР – если этого требуют не менее трех миллионов граждан Украинской ССР, имеющих право участвовать в референдуме;
2) по вопросам утверждения или отмены Конституции и иных законодательных актов Украинской ССР, которые в соответствии с настоящим Законом могут выноситься на всеукраинский референдум, за исключением вопросов досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Украинской ССР и Президента Украинской ССР, – если этого требуют не менее половины народных депутатов Украинской ССР.
Местный Совет народных депутатов также назначает местный референдум по требованию депутатов, составляющих не менее половины от общего состава Совета народных депутатов, или по требованию, подписанному одной десятой частью граждан Украинской ССР, постоянно проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы и имеющих право участвовать в референдуме.
Статья 14
. Реализация права требования референдумов народными депутатамиТребование народных депутатов, составляющих не менее половины от общего числа народных депутатов Украинской ССР или местного Совета народных депутатов, о проведении референдума реализуется путем поименного голосования на пленарном заседании соответствующего; Совета народных депутатов или путем сбора подписей народных депутатов. Подписи народных депутатов Украинской ССР удостоверяет Секретариат Верховного Совета Украинской ССР, депутатов местных Советов народных депутатов – председатель соответствующего местного Совета народных депутатов.
Статья 15. Реализация права требования референдумов, гражданами Украинской ССР
Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведения всеукраинского референдума принадлежит гражданам Украинской ССР, имеющим право на участие в референдуме, а под требованием о назначении местного референдума – гражданам Украинской ССР, постоянно проживающим на территории соответствующей административно-территориальной единицы и имеющим право на участие в референдуме.
Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы референдума, образуемые в соответствии с настоящим Законом.
Статья 16. Образование инициативных групп референдумов
Инициативная группа всеукраинского референдума образуется на собрании граждан Украинской ССР, в котором участвуют не менее 200 лиц, имеющих право на участие в референдуме.
Инициативная группа областного, городского (городов республиканского и областного подчинения), районного, районного в городе референдума образуется на собрании при участии не менее 200 граждан Украинской ССР, а городского (городов районного подчинения), поселкового и сельского референдума – на собрании при участии не менее 50 граждан Украинской ССР, имеющих право на участие в референдуме и постоянно проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Не позднее чем за десять дней до проведения собрания по вопросу всеукраинского референдума их инициаторы должны письменно сообщить о времени, месте и цели собрания председателю районного, городского (городов республиканского и областного подчинения) Совета народных
депутатов, на территории которого будет проводиться собрание, а собрания по вопросам местного референдума – председателю местного Совета народных депутатов, в пределах территории которого предлагается провести местный референдум.Перед началом собрания проводится регистрация участников собрания, составляется их список с указанием фамилий, имен и отчеств, места жительства. На собрании избираются его председатель и секретарь; дальнейшая повестка дня должна включать обсуждение целесообразности проведения референдума и формулировку вопроса, который предлагается на него вынести.
В случае одобрения большинством участников собрания предложения о: проведении референдума и утверждении формулировки вопроса, который предлагается на него вынести, избирается инициативная группа, которой поручается организация сбора подписей граждан.
Инициативная группа всеукраинского референдума состоит но менее чем из 20 граждан Украинской ССР, имеющих право участвовать в референдуме. Инициативная группа местного референдума состоит не менее чем из ГО граждан Украинской ССР, имеющих право участвовать в референдуме и постоянно проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
О проведении собрания составляется протокол с указанием результатов голосования по вопросам повестки дня.
Документы проведенного собрания – список его участников, протокол собрания, точная формулировка вопроса, который предлагается вынести на референдум, и список членов инициативной группы с указанием данных документов, удостоверяющих их личности, подписываются председателем я секретарем собрания.
Статья 17. Регистрация инициативных групп
Инициативные группы всеукраинского референдума регистрируются Центральной комиссией по всеукраинскому референдуму по представлению председателей районных, городских (городов республиканского и областного подчинения) Советов народных депутатов, на территории которых проведено собрание граждан, избравших инициативную группу. Инициативные группы местного референдума регистрируются председателями местных Советов народных депутатов, в пределах территории которых предлагается провести местный референдум.
Для регистрации инициативном группы председателю соответствующего Совета народных депутатов представляются документы собрания граждан, предусмотренные статье 16 настоящего Закона, а также подписанное членами инициативной группы обязательство о соблюдении ими законодательства Украинской ССР о референдуме.
В случае соответствия представленных документов требованиям настоящего Закона председатель соответствующего местного Совета народных депутатов в 10-дневный срок представляет документы по инициативной группе всеукраинского референдума в Центральную комиссию по всеукраинскому референдуму или регистрирует инициативную группу местного референдума, после чего в трехдневный срок выдает инициативной группе местного референдума свидетельство о регистрации и удостоверения членов инициативной группы по формам, устанавливаемым Президиумом Верховного Совета Украинской ССР.
В свидетельстве о регистрации инициативной группы местного референдума на основе списков граждан, принимавших участие в последнем по времени референдуме, или списков избирателей последних по времени выборов указывается точное число граждан, подписи которых необходимы для поддержки требования о проведении местного референдума, и срок сбора подписей.
В случае соответствия представленных документов по инициативной группе всеукраинского референдума требованиям настоящего Закона Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму в 15-дневный срок регистрирует инициативную группу всеукраинского референдума, после чего в трехдневный срок выдает инициативной группе всеукраинского референдума свидетельство о регистрации и удостоверения членов инициативной группы по формам, устанавливаемым Президиумом Верховного Совета Украинской ССР. В свидетельстве о регистрации инициативной группы всеукраинского референдума указывается срок сбора подписей.
При регистрации инициативных групп всеукраинского референдуме им должны быть присвоены порядковые номера, а инициативных групп местного референдума—и наименования, отвечающие наименованиям соответствующих Советов народных депутатов.
Сведения о зарегистрированных инициативных группах всеукраинского референдума представляются в Президиум Верховного Совета Украинской ССР.
Сведения о регистрации инициативных групп публикуются в печати.
Общее количество создаваемых инициативных групп по каждому референдуму не ограничивается.
Плата за регистрацию инициативных групп не взимается. Советы народных депутатов, другие государственные органы и учреждения Украинской ССР не несут расходов, связанных с организацией, и деятельностью инициативных групп.
Отказ в регистрации инициативной группы или отсутствие решения о регистрации могут быть обжалованы членами инициативной группы в районный (городской) народный суд по местонахождению Центральной комиссии по всеукраинскому референдуму или соответствующего Совета народных депутатов.
Статья 18. Порядок в сроки сбора подписей инициативными группами
Со дня получения свидетельства о регистрации инициативная группа имеет право организовывать и беспрепятственно осуществлять сбор подписей на листах для подписей граждан под требованием о проведении референдума (подписных листах).
Общий срок сбора подписей по вопросу о проведении всеукраинского референдума не должен превышать трех месяцев, а местного референдума – одного месяца со дня получения свидетельства о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп.
На каждом подписном листе должны быть наименование, порядковые номер инициативной группы, порядковый номер подписного листа и формулировка вопроса, который предлагается вынести на референдум. Формы подписных листов всеукраинского и местных референдумов утверждаются Центральной комиссией по всеукраинскому референдуму.
Члены инициативной группы должны предупредить гражданина Украинской ССР, что его подпись может быть поставлена только на одном подписном листе под данным требованием о проведении референдума.
Гражданин Украинской ССР, поддерживающий требование о проведении референдума, ставит свою подпись на подписном листе, указывая при этом свою фамилию, имя и отчество, дату подписания. Член инициативной группы указывает в подписном листе согласно документам гражданина дату его рождения и место постоянного проживания. При отсутствии у гражданина документа, удостоверяющего личность, подпись гражданина считается недействительной и не засчитывается.
После заполнения подписного листа в нем делается запись об общем числе подписей граждан. Правильность сведений, занесенных в подписной лист, удостоверяется подписями двух членов инициативной группы.
В течение десяти дней со дня последней по времени подписи граждан на подписном листе и не позднее указанного срока сбора подписей под данным требованием о проведении референдума подписи членов инициативной группы на подписном листе должны быть заверены должностным лицом, специально назначенным для этого председателем районного, городского (городов республиканского и областного подчинения) Совета народных депутатов, на территории которого проводится сбор
подписей инициативной группой всеукраинского референдума, или председателем местного Совета народных депутатов, зарегистрировавшего инициативную группу местного референдума. При этом может быть снята копия подписного листа.Статья 19. Ответственность за нарушение порядка сбора подписей
Во время сбора подписей председатель соответствующего местного Совета народных депутатов, где заверяются подписи членов инициативной группы, организует проверку указанных в подписных листах сведений. В случае выявления нарушений порядка сбора подписей и оформления подписных листов председатель районного, городского (городов республиканского и областного подчинения) Совета народных депутатов, на территории которого осуществляется деятельность инициативной группы всеукраинского референдума, вносит представление в Центральную комиссию по всеукраинскому референдуму.
Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму после рассмотрения представления в 10-дневный срок может принять решение о прекращении деятельности членов инициативной группы, допустивших нарушения, признании недействительными их удостоверений, а также подписных листов или подписей отдельных граждан, внесенных в подписные листы с нарушением предусмотренного настоящим Законом порядка.
Если нарушения допущены во время сбора подписей для проведения местного референдума, решение о прекращении деятельности членов инициативной группы, признании недействительными удостоверений, подписных листов и подписей отдельных граждан принимается в 10-дневный срок председателем того местного Совета народных депутатов, где зарегистрирована инициативная группа местного референдума.
В случае повторного нарушения порядка сбора подписей инициативной группой соответственно Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму или председатель местного Совета народных депутатов, где зарегистрирована инициативная группа местного референдума, могут принять решение о прекращении деятельности инициативной группы, признании недействительными свидетельства о ее регистрации, удостоверений членов группы, подписных листов или подписей отдельных граждан, внесенных в подписные листы с нарушениями. При этом документы инициативной группы всеукраинского референдума и собранные ею подписные листы передаются в Центральную комиссию по всеукраинскому референдуму, а инициативной группы местного референдума – в соответствующий местный Совет народных депутатов. Подписи граждан на переданных подписных листах, за исключением признанных недействительными, учитываются при окончательном подсчете общего числа подписей граждан
Украинской ССР, требующих проведения референдума.Статья 20. Подсчет подписей граждан Украинской ССР, требующих проведения референдума
После завершения сбора подписей инициативная группа в трехдневный срок составляет итоговый протокол, в котором указывается общее число подписей граждан, собранных на территории соответствующего местного Совета народных депутатов, дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей.
Подписные листы всеукраинского референдума по акту передаются на хранение председателю районного, городского (городов республиканского и областного подчинения) Совета народных депутатов, на территории которого проводился сбор подписей, а подписные листы местного референдума – председателю местного Совета народных депутатов, в пределах территории которого предлагается провести референдум. Подписные листы хранятся в течение двух месяцев после проведения референдума. В акте указывается общее количество подписных листов и подписей граждан. Акт в трех экземплярах подписывается не менее чем тремя членами инициативной группы и председателем соответствующего Совета народных депутатов или его заместителем.
Группа всеукраинского референдума в недельный срок после подписания акта передает итоговый протокол и акт вместе с требованием о проведении референдума в Центральную комиссию по всеукраинскому референдуму.
Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму обеспечивает регистрацию документов, направленных всеми инициативными группами всеукраинского референдума по данному вопросу; в течение одного месяца со дня поступления соответствующих документов проводят выборочную или полную проверку достоверности направленных документов; подводит общие итоги сбора подписей в целом по Украинской ССР, о чем составляется протокол.
Если в подписных листах обнаружено две или более подписей одного гражданина, его подписи не учитываются.
Протокол и документы проверки в трехдневный срок передаются Центральной комиссией по всеукраинскому референдуму в Президиум Верховного Совета Украинской ССР, который рассматривает их в двухнедельный срок со дня поступления.
Президиум Верховного Совета Украинской ССР может поручить выборочную или полную проверку полученных документов народным депутатам Украинской ССР и соответствующим местным Советам народных депутатов, после чего выносит вопрос о проведении всеукраинского референдума на рассмотрение сессии Верховного Совета Украинской ССР.
Председатель местного Совета народных депутатов, в пределах территории которого предлагается провести местный референдум обеспечивает регистрацию документов, направленных всеми инициативными группами местного референдума по данному вопросу; в течение 15 дней со дня поступления соответствующих документов организует проведение выборочной или полной проверки достоверности направленных документов и подведение итогов сбора подписей с участием представителен всех инициативных групп местного референдума по данному вопросу, о чем составляется акт. Акт подписывается председателем местного Совета народных депутатов и представителями всех инициативных групп
, после чего вопрос о проведении местного референдума выносится на рассмотрение сессии соответствующего Совета народных депутатов.В том случае, когда в указанный настоящим Законом срок под требованием о проведении референдума не собрано достаточного числа подписей граждан Украинской ССР, всеукраинский или местный референдум не проводится, о чем принимается решение соответственно Президиумом Верховного Совета Украинской ССР или председателем местного Совета народных депутатов, в пределах территории которого
предлагалось провести референдум.Статья 21. Принятие решения по вопросу проведения референдума
Верховный Совет Украинской ССР, соответствующий местный Совет народных депутатов после получения должным образом оформленного предложения принимают на сессии в месячный срок одно из следующих решении:
1) о назначении референдума;
2) об отклонении предложения о проведении референдума при наличии серьезных нарушений настоящего Закона, влияющих на основания для назначения референдума;
3) о принятии решения, предлагаемого в требовании о назначении референдума, без последующего проведения референдума.
В случае если на всеукраинский референдум выносится вопрос о досрочном прекращении полномочий Президента Украинской ССР, решение принимается большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов Украинской ССР.
Статья 22. Содержание решения о назначении референдума
В решения о назначении референдума определяется дата проведения референдума, указывается название проекта закона, решения, содержание вопроса, выносимого на референдум.
Дата проведения всеукраинского референдума назначается не ранее чем за три и не позднее чем за четыре месяца, а местного референдума – не ранее чем за месяц и не позднее чем за два месяца со дня принятия решения о проведении референдума.
Сообщение о назначении референдума и содержание проекта закона, решения, иного вопроса, выносимого на референдум, объявляется соответственно в республиканских и местных средствах массовой информации в 10-дневный срок после принятия решения о его назначении.
Глава
III ПОДГОТОВКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВСтатья 23. Участки для голосования
Для проведения голосования и подсчета голосов при проведении референдумов территория районов, городов, районов в городах поселков городского типа и сельсоветов делится на участки для голосования.
Участки для голосования образуются также в воинских частях, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, местах нахождения граждан, расположенных в труднодоступных районах, а также, на судах, находящихся в день проведения референдума в плавании. Такие участки могут быть образованы, если для этого имеются необходимые условия, при представительствах Украинской ССР за границей.
Участки для голосования образуются районными, городскими, районными в городах, поселковыми и сельскими Советами народных депутатов или их председателями. В воинских частях участки для голосования образуются соответствующими Советами народных депутатов или их председателями по представлению командиров частей или воинских соединений. На судах, находящихся в день проведения референдума в плавании, участки для голосования образуются соответствующими Советами народных депутатов или их председателями по месту, порта приписки судна. При представительствах Украинской ССР за границей такие участки образуются Советами народных депутатов или их председателями по представлению Министерства иностранных дел Украинской ССР.
Участки для голосования образуются не позднее чем за полтора месяца до всеукраинского и 20 дней – до местного референдума. В воинских частях, а также в труднодоступных районах, на судах, находящихся в день проведения референдума в плавании, участки для голосования образуются в тот же срок, а в исключительных случаях – не позднее чем за пять дней до референдума.
Участки для голосования образуются с числом от 20 до 3000 граждан, имеющих право участвовать в референдуме, а в необходимых случаях – с меньшим или большим числом граждан.
Соответствующий Совет народных депутатов или его председатель оповещает граждан о границах каждого участка для голосования, с указанием местонахождения участковой комиссии по референдуму и помещения для голосования.
Статья 24. Комиссии по референдуму
Для подготовки и проведения всеукраинского референдума в Украинской ССР образуются комиссии:
Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму;
комиссия Крымской АССР по всеукраинскому референдуму;
областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские комиссии по референдуму;
участковые комиссии по референдуму.
До образования Центральной комиссии по всеукраинскому референдуму ее функции выполняет Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов Украинской ССР.
Для подготовки и проведения местного референдума в пределах административно-территориальных единиц, где он проводится, образуются комиссии:
областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские комиссии по референдуму;
участковые комиссии по референдуму.
В случае объявления и проведения одновременно двух или нескольких референдумов комиссии, образованные в предусмотренном настоящим Законом порядке, являются общими для всех одновременно объявляемых референдумов.
Комиссии по референдуму могут быть, образованы на основе существующих избирательных комиссий.
В случае, если референдум проводится одновременно с выборами народных депутатов или Президента Украинской ССР, могут быть образованы совместные комиссии по референдуму к выборам.
Статья 25. Образование Центральной комиссии по всеукраинскому референдуму
Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму образуется Верховным Советом Украинской ССР по представлению Верховного Совета Крымской АССР или его Президиума, областных. Киевского и Севастопольского городских Советов народных депутатов или их председателей с учетом предложений органов политических партий, массовых движений, общественных организаций, трудовых коллективов или их советов, коллективов профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, собраний граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям, а также по представлению республиканских органов политических партий, массовых движений, общественных организаций и инициативных групп всеукраинского референдума не позднее чем за полтора месяца до референдума в составе председателя, заместителей председателя, секретаря и 27 членов комиссии.
Статья 26. Полномочия Центральной комиссии по всеукраинскому референдуму
Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму:
1) регистрирует инициативные группы всеукраинского референдума;
2) организует подготовку и проведение всеукраинского референдума;
3) осуществляет на всей территории Украинской ССР контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение; дает разъяснения о порядке применения Закона, входит в случае необходимости в Верховный Совет Украинской ССР с представлением о его толковании;
4) направляет деятельность комиссии Крымской АССР по всеукраинскому референдуму, областных, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских комиссий по референдуму; определяет порядок внесения изменений в состав этих комиссий;
5) распределяет средства по комиссиям по референдуму; контролирует обеспечение комиссий по референдуму помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;
6) устанавливает формы списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, протоколов заседаний комиссий по референдуму, других документов проведения референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий по референдуму, порядок хранения документов проведения референдума;
7) заслушивает сообщения государственных и общественных органов Украинской ССР по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;
8) образует счетные группы для подведения итогов референдума, подводит итоги референдума в целом по республике, публикует в печати сообщения об итогах референдума;
9) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий по референдуму я принимает окончательные решения по этим вопросам;
10) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 27. Образование комиссии Крымской АССР по всеукраинскому референдуму, областных, городских, районных в городах, поселковых, сельских комиссий по референдуму
Комиссия Крымской АССР по всеукраинскому референдуму образуется Верховным Советом Крымской АССР или его Президиумом не позднее чем за полтора месяца до всеукраинского референдума в составе 9 – 19 членов комиссии.
Областная, районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская комиссия по референдуму образуется соответствующим Советом народных депутатов или его председателем не позднее чем за полтора месяца до всеукраинского и 25 дней – до местного референдума в составе 9 – 19 членов комиссии.
Представители в состав комиссий по референдуму выдвигаются крымскими республиканскими, областными, районными, городскими, районными в городах органами политических партий, массовых движений, общественных организаций или их исполнительными органами, первичными организациями политических партий, массовых движений, трудовыми коллективами или их советами, коллективами профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, собраниями граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Председатель, заместители председателя и секретарь комиссия по референдуму избираются на первом заседании соответствующей комиссии.
Статья 28. Полномочия комиссии Крымской АССР по всеукраинскому референдуму, областной, районной, городской, районной городе, поселковой, сельской комиссии по референдуму
Комиссия Крымской АССР по всеукраинскому референдуму, областная, районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская комиссия по референдуму:
1) организует подготовку и проведение всеукраинского или соответственно местного референдума, осуществляет на территории Крымской АССР, области, района города, района в городе, поселка, сельсовета контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение;
2) направляет деятельность нижестоящих комиссий по референдуму;
3) распределяет средства по комиссиям по референдуму; контролирует обеспечение их помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;
4) заслушивает сообщения участковых комиссий по референдуму, руководителей местных органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;
5) осуществляет надзор за своевременным представлением участковыми комиссиями по референдуму для всеобщего ознакомления списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
6) обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снабжение ими участковых комиссий по референдуму;
7) образует счетные группы для подведения итогов референдума, подводит итоги референдума на территории Крымской АССР, соответствующего Совета народных депутатов;
8) устанавливает результаты местного референдума, проводимого в пределах административно-территориальной единицы, где действует соответствующая комиссия по референдуму;
9) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий по референдуму и принимает по этим вопросам окончательные решения;
10) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 29. Образование участковых комиссий по референдуму
Участковая комиссия по референдуму образуется в составе 5-19 членов районными, городскими, районными в городах, поселковыми и сельскими Советами народных депутатов или их председателями не позднее чем за 40 дней до всеукраинского и 15 дней – до местного референдума. В необходимых случаях по решению соответствующего Совета народных депутатов или его председателя количественный состав участковой комиссии по референдуму может быть увеличен или уменьшен.
Представители в состав участковой комиссии по референдуму выдвигаются районными, городскими, районными в городах органами политических партий, массовых движений, общественных организаций или их исполнительными органами, трудовыми коллективами или их советами, коллективами профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведении, общественными поселковыми, сельскими, уличными, квартальными, участковыми, домовыми комитетами, собраниями граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
В трудовых коллективах, коллективах профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений численностью свыше 200 человек выдвижение представителей в состав участковой комиссии по референдуму может проводиться на собраниях коллективов цехов, отделов, участков, бригад и других подразделений, если в этих подразделениях насчитывается не менее 20 человек.
Председатель, заместители председателя и секретарь участковой комиссии по референдуму избираются на ее первом заседании.
Статья 30. Полномочия участковой комиссии по референдуму
Участковая комиссия по референдуму:
1) вывешивает в помещении участка текст проекта закона, решения, выносимого на референдум, предоставляет гражданам возможность ознакомления с ним во время подготовки к проведению референдума и в день голосования;
2) составляет список граждан, имеющих право участвовать в референдуме, по участку;
3) проводит ознакомление граждан со списком, принимает и рассматривает заявления о неправильностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;
4) принимает от граждан, переменивших место своего пребывания в период между представлением списков для всеобщего ознакомления и днем референдума, бюллетени в закрытых конвертах и обеспечивает тайну волеизъявления граждан:
5) оповещает граждан о дне проведения референдума и месте голосования;
6) обеспечивает подготовку помещения для голосования и ящиков для голосования;
7) организует голосование в день проведения референдума на участке;
8) образует счетную группу для подсчета голосов, производит подсчет голосов, поданных на участке для голосования;
9) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки референдума и организации голосования и принимает по ним решения:
10) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 31. Организация работы комиссий по референдуму
Заседания комиссии по референдуму являются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей состава комиссии. Решения комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего состава комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее
решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания комиссии по референдуму.Решения комиссии по референдуму, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.
Решения и действия комиссии по референдуму могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по референдуму, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, также в суд.
Лицо, входящее в состав комиссии по референдуму, по ее решению может освобождаться в период подготовки и проведения референдума от исполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума.
Статья 32. Содействие комиссиям по референдуму в осуществлении их полномочий
Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям по референдуму в осуществлении ими своих полномочии, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы.
Комиссия по референдуму имеет право обращаться по вопросам, связанным с подготовкой я проведением референдума, в государственные и общественные органы, к предприятиям, учреждениям, организациям, должностным; лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссия по референдуму ответ не позднее чем в трехдневный срок.
Статья 33. Список граждан, имеющих право участвовать в референдуме
Председатели городских, районных в городах, поселковых я сельских Советов народных депутатов обеспечивают организацию учета граждан, имеющих право участвовать в референдуме, и составление соответствующих списков и передают списки участковым комиссиям по референдуму.
Список граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляется по каждому участку для голосования и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии по референдуму. Для участия в работе по составлению списка участковая комиссия может привлекать представителей общественности.
Списки военнослужащих, находящихся в воинских частях и имеющих право участвовать в референдуме, а также членов семей военнослужащих и других граждан, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях.
Списки граждан по участкам для голосования, образованным в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, а также на судах, находящихся в день референдума в плавании, при представительствах Украинской ССР за границей, составляются на основе данных, представляемых руководителями указанных учреждений и капитанами судов.
В список граждан, имеющих право принимать участие в референдуме, включаются все граждане Украинской ССР. достигшие ко дню пли в день референдума 13 лет и проживающие к моменту составления списка на территории данного участка для голосования.
Гражданин может быть включен в список граждан, имеющих право участвовать в референдуме, только на одном участке для голосования.
Граждане, проживающие на территории данного участка для голосования и по каким-либо причинам пропущенные в списке, включаются в него по решению участковой комиссии по референдуму.
Статья 34. Ознакомление граждан со списками и право на обжалование неправильностей в списке граждан, имеющих право участвовать в референдуме
Списки граждан представляются для всеобщего ознакомления за десять дней до референдума. На участках для голосования, образованных в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, а также в исключительных случаях в воинских частях, на судах, находящихся в день референдума в плавании, списки граждан представляются за два дня до референдума.
Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком и проверить правильность его составления в помещении участковой комиссии по референдуму.
Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в нем неточности в указании данных о нем. Заявление о неправильности в списке рассматривается участковой комиссией по референдуму, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день референдума – немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список или выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в районный (городской) народный суд, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Исправление в списке в соответствии с решением районного (городского) народного суда производится немедленно участковой комиссией по референдуму.
Статья 35. Обеспечение права граждан на участие в референдуме при перемене места своего пребывания
При перемене гражданином места своего пребывания в период между представлением списков для всеобщего ознакомления и днем референдума участковая комиссия по референдуму по просьбе гражданина я по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность, выдает бюллетень для голосования. В получении бюллетеня для голосования гражданин расписывается в списке лиц, которые могут участвовать в референдуме. Заполненный бюллетень в закрытом конверте опускается гражданином в опломбированный или
опечатанный ящик и хранится участковой комиссией по референдуму до дня референдума.Статья 36. Бюллетень для голосования
В бюллетене для голосования содержится название выносимого на референдум проекта (проектов) закона, решения и предлагается гражданину ответить “да” или “нет” на вопрос о принятии или отклонении этого проекта (проектов).
В случае вынесения на референдум двух или нескольких вопросов для каждого из этих вопросов устанавливается отдельный бюллетень.
В случае проведения одновременно двум или нескольких референдумов бюллетени для голосования, используемые во время каждого из них, должны отличиться по цвету.
Содержание и форма бюллетеней для голосования при проведении всеукраинского или местного референдума устанавливаются соответственно Верховным Советом Украинской ССР и областными, районными, городскими, районными в городах, поселковыми и сельскими Советами народных депутатов. Содержание бюллетеня не может противоречить сущности формулировки вопроса, определенного в требовании народных депутатов или граждан Украинской ССР о проведении референдума.
Бюллетени для голосования печатаются на украинском языке, а в случае необходимости и на других языках, которыми пользуются граждане участка для голосования, имеющие право участвовать в референдуме.
Бюллетени для голосования вручаются участковым комиссиям по референдуму не позднее чем за пятнадцать дней до всеукраинского референдума и не позднее чем за десять дней до местного референдума.
Глава
IV. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИТОГОВ РЕФЕРЕНДУМАСтатья 37. Время и место голосования
Во время референдума голосование проводятся в день референдума с 7 до 20 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия по референдуму оповещает граждан не позднее чем за десять дней до референдума.
На участках, образованных в воинских частях, в труднодоступных районах, на судах, находящихся в день референдума в плавании, участковая комиссия может объявить голосование законченным ранее 20 часов, если проголосовали все граждане, включенные в список.
Статья 38. Организация голосования
Голосование проводится в. специально, отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования,, определены места выдачи бюллетеней и установлены ящики для голосования. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы граждане, подходя к ним, обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования.
Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления граждан, оборудование помещений я поддержание в них необходимого порядка несет участковая комиссия по референдуму.
В день референдума перед началом, голосования ящики для голосования проверяет, пломбирует или опечатывает председатель участковой комиссии по референдуму, в присутствии членов комиссии.
Каждый гражданин голосует лично; голосование за других лиц не допускается. Бюллетени для голосования выдаются участковой комиссией по референдуму на основании списка граждан по предъявлении гражданином паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность. При получении бюллетеня для голосования в списке граждан, имеющих право участвовать в референдуме, гражданин ставит подпись.
В случаях, когда отдельные граждане по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая комиссия по референдуму по их просьбе поручает отдельным членам комиссии организовать голосование в местонахождении этих граждан.
Статья 39. Проведение голосования
Бюллетени для голосования заполняются голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Гражданин. не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного
голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме члена комиссии по референдуму.Гражданин при заполнении бюллетеня вычеркивает в нем одно из двух слов: “да” или “нет”.
В случае проведения одновременно двух или нескольких референдумов или вынесения на референдум двух или нескольких вопросов гражданин получает и заполняет бюллетени отдельно по каждому из референдумов и вопросов.
Заполненные бюллетени голосующий опускает в ящик для голосования.
Статья 40. Подсчет голосов на участке для голосования
Подсчет голосов на участке для голосования производится участковой комиссией по референдуму.
Ящики, а также закрытые конверты, переданные участковой комиссии голосующими, переменившими место своего пребывания, вскрываются участковой комиссией по референдуму после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие ящиков и конвертов до окончания голосования запрещается. Перед вскрытием ящиков и конвертов все неиспользованные бюллетени для голосования подсчитываются и погашаются участковой комиссией по референдуму.
Участковая комиссия по референдуму по списку граждан, имеющих право участвовать в референдуме, устанавливает общее число граждан на участке, а также число граждан, получивших бюллетени и передавших закрытые конверты. На основании бюллетеней, находившихся в ящиках и конвертах, комиссия устанавливает: общее число граждан, принявших участие в голосовании; число граждан, голосовавших за одобрение поставленного на референдум проекта закона, решения, и число граждан, голосовавших против его одобрения; число бюллетеней, признанных недействительными.
Признаются недействительными бюллетени для голосования неустановленного образца, а также бюллетени, не содержащие точно высказанного решения граждан. Если возникают сомнения в действительности бюллетеня, вопрос решается участковой комиссией по референдуму путем голосования.
Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой комиссии по референдуму и заносятся в протокол. В случае проведения одновременно двух или нескольких референдумов протокол по каждому из них составляется отдельно. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии и незамедлительно направляется в соответствующую районную, городскую, районную в городе, поселковую, сельскую комиссию по референдуму.
Статья 41. Установление результатов референдума
На основании протоколов участковых комиссии по референдуму городская (городов без районного деления), районная в городе, поселке, сельская комиссия по референдуму определяет: общее число граждан, имеющих право участвовать в референдуме, число граждан, получивших бюллетени; число граждан, принявших участие в голосовании, число граждан, голосовавших за одобрение поставленного на референдум проекта закона, решения, и число граждан, голосовавших против его одобрения: число бюллетеней, признанных недействительными.
Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании соответствующей комиссии и заносятся в протокол, который направляется в вышестоящую комиссию по референдуму. На основании представленных протоколов комиссия Крымской АССР по всеукраинскому референдуму, областная, районная, городская (городов с районным делением) комиссия по референдуму производит подсчет голосов в пределах административно-территориальной единицы, результаты которого заносятся в протокол, который направляется в вышестоящую комиссию по референдуму. Результаты всеукраинского референдума устанавливаются и заносятся в протокол на заседании Центральной комиссии по всеукраинскому референдуму на основании протоколов областных комиссий по референдуму.
При проведения местного референдума в пределах территории области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета результаты референдума устанавливаются и заносятся в протокол на заседании соответствующей комиссии по референдуму.
Протокол с результатами подсчета голосов или результатами референдума подписывается председателем, заместителями председателя, секретарем и членами соответствующей комиссии по референдуму.
Соответствующая комиссия по референдуму может признать результаты референдума недействительными из-за допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона.
Проект закона, решения считается принятым гражданами, если за него было подано большинство голосов граждан от числа принявших участие в референдуме.
Референдум признается несостоявшимся, если в нем приняло участие менее половины граждан, внесенных в списки для голосования, а референдум по вопросам досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Украинской ССР и Президента Украинской ССР признается несостоявшимся, если в нем приняло участие менее двух третей от общего числа граждан, внесенных в списки для голосования.
Сообщения о результатам референдума публикуются соответствующей комиссией не позднее чем на десятый день после референдума. В сообщении указывается: общее число граждан, имеющих право участвовать в референдуме; число граждан, принявших участие в голосовании; число граждан, проголосовавших за одобрение вынесенного на референдум проекта закона, решения, и число граждан, голосовавших против его одобрения; число недействительных бюллетеней.
Статья 42. Гласность при определения результатов референдумов
На заседаниях комиссий по референдуму при подсчете голосов и определении результатов голосования вправе присутствовать представители трудовых коллективов, общественных организаций, политических партий, массовых движений, коллективов профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, собраний граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям, органов государственной власти. Полномочия указанных представителей удостоверяются письменной доверенностью или удостоверением.
О намерении представителей присутствовать в день проведения референдума в помещениях для голосования или на заседаниях комиссий по референдуму должно быть сообщено соответствующим комиссиям не позднее чем за два дня до голосования. Вмешательство указанных представителей в работу комиссий по референдуму не допускается. Представителям может быть отказано в присутствии на заседаниях комиссий по референдуму лишь в случаях, если у них нет соответствующих письменных доверенностей или удостоверений.
Представители могут присутствовать в помещениях для голосования или на заседаниях участковых комиссий, образованных в воинских частях, за исключением случаев, когда их деятельность проводится на секретных военных объектах. Перечень таких участков и комиссий определяется Центральной комиссией по всеукраинскому референдуму совместно с командованием соответствующих военных округов.
Представителям средств массовой информации гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с проведением референдумов. Комиссии по референдуму, государственные органы предоставляют им информацию, связанную с проведением референдума
.Статья 43. Повторные референдумы
Если при проведении всеукраинского или местного референдума были допущены грубые нарушения настоящего Закона. Верховный Совет Украинской ССР в месячный срок, а соответствующий местный Совет народных депутатов – в 15-дневный срок могут назначить повторный всеукраинский или местный референдум на всей территории республики, соответствующей административно-территориальной единицы или ее части. В таком случае может быть принято решение об образовании комиссий по референдуму в
новом составе.Глава
V. ОПУБЛИКОВАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ ИЛИ ОТМЕНА ЗАКОНОВ, ИНЫХ РЕШЕНИИ, ПРИНЯТЫХ РЕФЕРЕНДУМОМСтатья 44. Опубликование и введение в действие законов, решений, принятых референдумом
Законы, иные решения, принятые референдумом, обнародуются в установленном законодательством Украинской ССР порядке опубликования правовых актов Верховного Совета Украинской ССР и местных Советов народных депутатов и вводятся в действие с момента их опубликования, если в самом законе, решении не определен иной срок.
Датой принятия закона, решения считается день проведения референдума.
Статья 45. Изменение или отмена законов, решений, принятых" референдумом
Изменение или отмена законов, иных решений, принятых референдумом, проводится также референдумом.
Изменение или отмену законов, иных решений, принятых референдумом, может осуществить также соответственно Верховный Совет Украинской ССР, Верховный Совет Крымской АССР, местный Совет народных депутатов большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов с обязательным утверждением на референдуме, который должен быть проведен в течение шести месяцев после внесения изменения или отмены.
Глава
VI СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ОПРОС ГРАЖДАН УКРАИНСКОЙ ССРСтатья 46. Совещательный опрос граждан Украинской ССР (консультативный референдум)
В целях выявления воли граждан при решении важных вопросов общегосударственного и местного значения в предусмотренном настоящим Законом порядке могут проводиться всеукраинские и местные совещательные опросы граждан Украинской ССР (консультативные референдумы). Результаты совещательного опроса рассматриваются и учитываются при принятии решений соответствующими государственными органами.
Если проекты законов, иных решений Верховного Совета Украинской ССР или решений местного Совета народных депутатов не соответствуют результатам всеукраинского или соответствующего местного совещательного опроса, такие законы, решения могут быть приняты лишь большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов Украинской ССР или депутатов соответствующего местного Совета народных депутатов.
Положения частей первой, третьей и четвертой статьи 1, статей 3, 4, 9. 44, 45 настоящего Закона не применяются к совещательному опросу граждан Украинской ССР (консультативному референдуму)
Статья 47. Опрос общественного мнения
Опросы общественного мнения, проводимые в ином порядке, чем предусмотрено настоящим Законом, или по вопросам, которые в соответствии с Законом не могут выноситься на всеукраинский и местный референдумы, не имеют статуса совещательного опроса граждан Украинской ССР (консультативного референдума) в вытекающих из этого правовых последствий.
Председатель Верховного Совета Украинской ССР Л. КРАВЧУК
г. Киев, 3 июля 1991 года
№ 1286–
XIIИсточник опубликования: “Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., № 35, ст. 515”
ЗАКОН УКРАИНЫ
О внесении изменений и дополнений в Закон Украинской ССР “О всеукраинском и местных референдумах”
Внести в Закон Украинской ССР “О всеукраинском и местных референдумах” от 3 июля 1991 года (Ведомости Верховного Совета УССР, 1991 г., № 33, ст. 443) следующие изменения и дополнения:
1. В названии и тексте слона “Украинская ССР”, Крымская АССР заменить соответственно словами “Украина”, “Республика Крым”.
2. Часть вторую статьи 2 изложить в следующей редакции:
“Порядок подготовки и проведения республиканского и местных референдумов в Республике Крым по вопросам, отнесенным к ее велению, регулируются настоящим Законом и законодательством Республики Крым”.
3. Дополнить новыми статьями 31, 61 следующего содержания:
“Статья 31. Предмет республиканского и местных референдумов о Республике Крым
Предметом республиканского (Республики Крым) референдума может быть принятие, изменение или отмена решений по вопросам, отнесенным законодательством Украины к велению Республики Крым.
Предмет местного референдума в Республике Крым определяется законодательством Республики Крым”.
“Статья 61. Ограничения на проведение референдумов
Проведение референдумов по вопросам, не относящимся к ведению Республики Крым и органов местного и регионального самоуправления административно-территориальных единиц в Украине, не допускается, а результаты таких референдумов признаются не имеющими юридической силы”.
4. Статью 10 дополнить частью первой следующего содержания:
“Принятие решений о проведении референдумов по вопросам, не относящимся к ведению Республики Крым или к ведению органов местного и регионального самоуправления, влечет ответственность, предусмотренную законодательством”.
В связи с этим часть первую статьи 10 считать частью второй.
Президент Украины Л. КРАВЧУК
г. Киев, 19 июня 1902 года
№ 2481–XII