Заявление
о нарушении избирательных
прав граждан
(примерная форма по состоянию
на 23.05.2011)
Гаврюшенко Олег
Владимирович
+79286020036, digestus@mail.ru,
Ростов-на-Дону
Положения пп. "к"
п. 6 ст. 27 и пп. пп. "д", "з" п. 9
ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 №
67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации",
рассматриваемые во взаимосвязи с
предусмотренной п. 4 ст. 20 и п. 25 ст. 68 того
же Закона обязанностью комиссий
рассматривать обращения о нарушениях
закона, позволяют совещательным членам
комиссий и наблюдателям обращаться в
избирательные комиссии с жалобами и
заявлениями, описывающими нарушение,
и требовать пресечения их совершения.
Как действие,
ориентированное на результат, заявление
или жалоба должны быть обоснованны, в
том числе нормативно.
В свою очередь обоснование
требует времени, которого в день
голосования катастрофически не хватает.
Темпоральность событий
дня выборов такова, что за время,
потраченное на письменное изложение с
чистого листа одного нарушения,
совершается несколько подобных, если
не более существенных.
Из личного опыта смею
утверждать, что сколько не практикуйся
в изложении нарушений с чистого листа,
затрачено будет намного больше времени
и усердия, чем на заполнение предуготовленного
формуляра.
Поэтому, ради экономии времени
и маломальского ознакомления рядовых
наблюдателей, совещательных членов
комиссий с наиболее часто нарушаемыми
правилами закона, была разработана и
успешно опробована прилагаемая форма
заявления.
Вот её краткое описание:
1. Бланк заявления распечатывается
на одном листе с обеих сторон.
2. Лицевая сторона
состоит из 3-х частей:
2.1. Адресной (кому, от
кого, что), которая заполняется
заблаговременно;
2.2. Описательной (когда,
где и кем совершено нарушение, его
существенность, сведения о свидетелях),
- частично заполняемой заранее,
2.3. Резолютивной (дата, подпись,
отметка о вручении), - заполняемой
непосредственно в момент выявления
нарушения или попытки его совершения.
3. На оборотной стороне
в хронологическом порядке перечислены
основные нарушения, совершаемые в день
голосования или накануне:
3.1. В первом столбце
указана предусмотренная законом
нумерация статьи и пункта или части
правовой нормы;
3.2. Во втором кратко изложено
нарушение, правило, - согласно закону;
3.3. Третий столбец
отведён для проставления отметки об
этом нарушении.
4. Горизонтально строки описания
нарушений разграничены фоновым цветом
на нарушения, совершаемые:
4.1. До начала голосования,
4.2. В ходе голосования
в помещении для голосования,
4.3. При голосовании на
дому (вне помещения для голосования),
4.4. При подсчёте голосов,
4.5. Кроме того ниже
составов, вытекающих из профильного
Федерального закона, курсивом выделены
относящиеся к выборам административные
правонарушения, и
4.6. Замыкают перечень
составы уголовных преступлений.
5. Нижняя часть оборотной
стороны оставлена для продолжения
записей отрывного талона об отказе в
принятии заявления.
Примерный порядок
заполнения формы заявления:
1. По каждому факту
заполняется одно заявление. Если событие
охватывается несколькими требованиями
закона, тогда на оборотной стороне
проставляется соответствующее количество
отметок.
Например, вмешательство
директора школы, в которой расположено
помещение избирательного участка, в
работу участковой комиссии путём дачи
указаний, распоряжений, команд членам
комиссии, её председателю, секретарю
по вопросам, отнесённым к компетенции
комиссии, - подпадает, как под правила
п. 12 ст. 20 профильного Федерального
закона, так и под состав преступления,
предусмотренный 330 ст. Уголовного
кодекса. Соответственно, на оборотной
стороне заявления целесообразно
проставить отметки напротив пунктов
"20.12" и "330 УК".
2. Адресная часть (кому
и от кого), а также данные о свидетелях
(солидарных с заявителем наблюдателей,
совещательных членов, представителей
СМИ) и подпись самого заявителя могут
быть заполнены заблаговременно, например,
в пятницу - субботу, когда обычно
производится расстановка актива по
участкам и его последний инструктаж.
Заодно потенциальный
заявитель ознакомится с возможными
нарушениями, описанным на оборотной
стороне заявления, их расположением.
3. Описательная и
резолютивная части, а также отметка на
оборотной стороне бланка заполняются
непосредственно при выявлении нарушения
или попытки его совершения.
4. Благодаря отрывному
талону, остающемуся у заявителя и
содержащему сведения о дате, времени и
реестровом номере заявления, последнее
может быть заполнено в единственном
экземпляре, при условии сохранения у
заявителя его светокопии или кратких
сведений о нарушении, нарушителе,
свидетелях, - которые могут быть указаны
на оборотной стороне отрывного талона.
Формальное дополнение.
На практике случается, что
обращения о нарушениях оформляются
"актами", поступающими в участковые
и вышестоящие комиссии от тех же
наблюдателей и совчленов.
Однако "акты", в
отличие от "заявлений" и "жалоб",
не предусмотрены законом в качестве
тех обращений, которые обязательно
рассматриваются участковой комиссией
в итоговом заседании и, соответственно,
прилагаются к 1-му экземпляру протокола
об итогах голосования.
Поэтому участковая
комиссия вправе по сугубо формальному
основанию (не соответствие обращения
требованиям закона) не рассматривать
"акты" в качестве обращений о
выявленных нарушениях. То есть, акты,
записки, письма, и иные, подобные им,
тексты не предусмотренного законом
типа, безусловно, комиссией должны быть
приняты, как всякое обращение, но
рассмотрению по существу они не подлежат,
а по аналогии с судебным процессом
оставляются комиссией без рассмотрения.