Международное право
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Международное право

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Добавлено 23.12.2002

    Е. Д. Лысак,
    jurrosflot@stl.ru
    ген. дир. ЮК «Юррусфлот»

    Что такое МКУБ?



    Международный кодекс по управлению безопасностью -- это стандарт для установления в судоходной компании[1] системы управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (далее по тексту «Кодекс» или МКУБ). Кодекс регламентирован как обязательное требование Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС – 74) и был включён в Конвенцию в 1994 году[2]. Согласно требованиям главы IX Конвенции СОЛАС – 74 Кодекс применяется к:
    • пассажирским судам, включая пассажирские высокоскоростные суда с 1 июля 1998 года;
    • нефтяным танкерам, танкерам - химовозам, газовозам, навалочным судам и грузовым высокоскоростным судам валовой вместимостью 500 и более тонн с 1 июля 1998 года;
    • другим грузовым судам и морским передвижным буровым установкам валовой вместимостью 500 и более тонн с1 июля 2002 года.
    Таким образом, на сегодняшний день Кодекс распространяет своё действие на все виды и типы судов, совершающих международные рейсы. К первому июля текущего года все судоходные компании, которые оперируют судами, совершающими международные рейсы, обязаны были разработать и внедрить у себя на производстве системы управления безопасностью (СУБ), соответствующие требованиям МКУБ. Принципы функционирования СУБ применимы к любой судоходной компании независимо от количества судов. Благодаря внедрению Кодекса четко организуется и регламентируется судоходная деятельность компании. Судно становится более безопасным местом для работы моряков. Внедрение МКУБ обеспечивает безопасную эксплуатацию судов и безопасную для человека окружающую среду, а также предотвращает аварии и загрязнение моря. СУБ должна быть одобрена правительством государства, под флагом которого судно имеет право плавать.

    Правительство РФ приняло постановление от 19 июня 2002 г. N 447 "О лицензировании перевозочной и другой деятельности, осуществляемой на морском транспорте", в пункте 4 которого сказано, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок грузов морским транспортом являются:

    • а) выполнение лицензиатом требований международных договоров Российской Федерации и нормативных правовых актов Российской Федерации по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды;
    • в) соответствие лицензиата и каждого судна, используемого для перевозок грузов, требованиям МКУБ;
    • д) наличие у лицензиата должностного лица, ответственного за осуществление контроля за соблюдением норм безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды, имеющего высшее профессиональное морское образование и диплом на право занятия соответствующей должности командного состава экипажа морского судна;

    В с соответствии с подпунктом ж) пункта 5 постановления Правительства РФ №447 для получения лицензии соискатель должен представить в лицензирующий орган копии документов, выдаваемых лицензиату и каждому судну в соответствии с МКУБ.

    Такие документы в нашей стране выдаёт Российский Морской Регистр Судоходства (далее Регистр). Для получения необходимых документов судоходная компания должна обратиться в Регистр с соответствующим заявлением. Затем согласовываются технические, финансовые и другие условия договора. Определяется комплект документации по СУБ, подлежащий рассмотрению Регистром. В дальнейшем судоходная компания направляет в Регистр согласованный комплект документации по СУБ. Рассмотрение производится экспертами по МКУБ Регистра не более 25 суток, в зависимости от объема документации.
    Освидетельствование проводится в соответствии с планом, предварительно согласованным с руководством судоходной компании и включает:

    • проверку соответствия СУБ береговых подразделений компании требованиям МКУБ;
    • проверку соответствия СУБ одного судна каждого типа, заявленного к сертификации.

    Сбор доказательств осуществляется посредством опроса экспертами по МКУБ Регистра представителей компании; проверки документов; наблюдения за деятельностью соискателя лицензии и условиями выполнения этой деятельности. Признаки, указывающие на несоответствия требованиям МКУБ, должны быть задокументированы. По результатам освидетельствования эксперты по МКУБ Регистра представляют руководству судоходной компании выявленные несоответствия. Для устранения выявленных несоответствий судоходная компания должна разработать корректирующие действия, установить и согласовать с Регистром сроки их выполнения. Устранение несоответствий подтверждается главным экспертом Регистра по МКУБ. По результатам освидетельствования Регистр выдаёт документ о соответствии судоходной компании, а на каждое судно – свидетельство об управлении безопасностью.

    Документ о соответствии (ДСК) выдается судоходной компании после прохождения первоначального освидетельствования СУБ на соответствие требованиям МКУБ и получения объективных доказательств того, что СУБ соответствует требованиям МКУБ и эффективно внедрена. Действие ДСК распространяется только на те типы судов, которые были предъявлены судоходной компанией к первоначальному освидетельствованию. ДСК действителен в течение пяти лет при условии ежегодного подтверждения. Действительность ДСК включает рассмотрение и проверку правильности документированных записей, требуемых законодательством и Регистром в отношении, по крайней мере, одного судна каждого типа, к которому относится ДСК. Регистр может изъять ДСК, если периодическая проверка не была запрошена судоходной компанией. Копия ДСК должна находится и на судне для того, чтобы капитан мог бы представить его по требованию для проверки экспертам Регистра.

    Процесс освидетельствования судна, принадлежащего судоходной компании, аналогичен процессу освидетельствования береговых подразделений. По результатам освидетельствования эксперты по МКУБ Регистра представляют командному составу судна выявленные несоответствия требованиям МКУБ. Для устранения выявленных несоответствий судоходная компания должна разработать корректирующие действия, установить и согласовать с Регистром сроки их выполнения. Устранение несоответствий подтверждается главным экспертом по МКУБ Регистра. Свидетельство об Управлении Безопасностью (СвУБ) выдается на судно после завершения первоначального освидетельствования судовой СУБ на соответствие требованиям МКУБ и получения объективных доказательств того, что СУБ судна соответствует требованиям МКУБ и эффективно внедрена. Это включает проверку того, что ДСК, выданный судоходной компании, ответственной за эксплуатацию судна, относится к конкретному типу судна. Срок действия СвУБ также составляет пять лет, но уже при условии подтверждения между вторым и третьим годами действия. Если судоходная компания не подала заявку на проведение промежуточной проверки, то в таком случае Регистр может изъять СвУБ.

    При продаже судна в течение срока действия СвуБ, последнее утрачивает силу (аннулируется), но ДСК на данный тип судов будет действовать. Если у судоходной компании изъят ДСК Регистром, то это приводит и к аннулированию СвУБ, связанных с данным ДСК.

    Кодекс введён в действие совсем недавно. Те, кому приходится применять этот Кодекс на практике, прежде всего судовладельцы и плавсостав, уже достаточно плотно соприкоснулись с ним и не нуждаются в каком-либо руководстве по его применению. Но на сегодняшний момент в результате применения Кодекса у некоторых судовладельцев возникают опасения, что положения Кодекса могут повлиять на их бизнес. Например, может ли судоходная компания, оперирующая судами различных типов (нефтеналивные, сухогрузы, рефрижераторы) иметь один ДСК на все типы судов или же необходимо получить ДСК на каждый тип? У тех бизнесменов, которые эксплуатируют свои суда под разными иностранными флагами так же возникают определённые вопросы. В частности, возможно ли эффективно эксплуатировать судно, если ДСК компанией получен в юрисдикции государства регистрации компании, а СвУБ на конкретное судно получен в государстве флага?

    [1] СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ – здесь и далее означает собственника судна, или любую другую организацию или лицо, такое как управляющий по бербоут-чартеру, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от собственника судна и которые, при этом приняли на себя все обязанности и всю ответственность, возлагаемые Международным кодексом по управлению безопасностью
    [2] Резолюция ИМО А.741 (18)






    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru