ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ
КОНТРАКТОВ СО СТРАНАМИ СНГ И БАЛТИИ
При подготовке российскими организациями и предпринимателями контрактов с партненрами из СНГ и Балтии, необходимо учитвыать два серьезных момента: во-первых, сторонами по контракту являются лица разных государств, во-вторых, содержание контракта регулируется не только внутренним законодательством партнеров, но и нормами международного права.
Почти во всех случаях составления контракта, партнерам приходится учитывать правила и нормы, установленные международными многосторонними и двусторонними договорами, так как в соответствии со ст. 4 Конституции РФ, а также ряда государств-членов СНГ (ст. 8 Конституции Республики Беларусь, ст. 6 Конституции Туркменистана), нормы международного права входят в систему прав государства и имеют приоритет над нормами национального законодательства.
При использовании международных договоров, заключенных в рамках Содружества, необходимо проверить, вступили ли они в силу для данного государства. Дело в том, что не все из подписанных имеют силу прямого действия и требуют ратификации или принятия специального внутренного законродательного акта.
В рамках регулирвоания международных торговых отношений стран СНШ действует целый ряд много сторонних документов. В частности, 3.11.1995 года принята “Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств” - ТН ВЭД СНГ. В настоящее время готовится ее новая редакция.
Для определения общих условий поставки можно руководствоваться нормами “Соглашения об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников Содружества Независимых Государств” от 20.03.1992 года. Участниками Соглашения на сегодняшний день являются все государства СНГ, кроме Азербайджана и Грузии.
В целях определения порядка взаимных расчетов необходимо руководствоваться положениями Соглашения “О создании платежного союза государств-участников Содружества Независимых Государств” от 21.10. 1994 года, ратифицированного Законом Рф от 18.01.97 г. № 4-ФЗ (оно предусматривает возможномть проведения рублевых расчетов с контрагентом).
Росийской Федерацией заключены и действуют также многочисленные двусторонние торговые Соглашения со всеми странами - участницами СНГ, касающиеся порядка регулирования внешнеэкономической деятельности, условиями поставок между организациями, платежей и расчетов, а также налогообложения, валютного и экспортного контроля.
Как уже говорилось, при заключении внешнеторговых контрактов, необходимо выяснить, участницей каких международных (за рамками СНГ) многосторонних договоров является Россия и страна пратнера по сделке: это может упростить форму контракта путем прямой отсылки к документу; в таком договоре могут содержаться положения, предусматривающие льготы по таможенным режимам, а также валютному закондательству.
При этом возникает вопрос о применимом для контракта праве. В законодательстве страны контрагента может быть рпедусмотрено. что отношения сторон. не оговоренные в контракте, по умолчанию” регулируются нормами национального законодательства.
В практических целях следует учитывать, что общий порядок заключения внешнеторговых сделок, права и обязанности сторон, определны Конвенцией ООН “О договорах международной купли-продажи товаров” 1980 года. Участниками Конвенции являются 46 государств, в том числе Россия, Украина, Беларусь, Грузия, Молдова, Литва, Эстония.
Следовательно, при заключении контракта стороны вправе предусмотреть, что в случаях, не оговоренных в Контракте, применяютс положения Конвенции.
При составлениии Контракта могут оказаться полезными “Принципы международных коммерческих договров (УНИДРУА)”, 1994г. Учитывая требования национального законодательства (о которых будет сказано ниже), при разработке контракта, определении прав и обязанностей сторон, необходимо использовать “Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС - 90). В них даются понятия 13 базисных условий поставки, которые определяют права и обязанности продавца и покупателя, переход права собственности на товар, а также рисков случайной гибели и порчи товара при транспортировке.
Важно отметить. что при несовпадении условий контракта и ИНКОТЕРМС приоритет отдается условиям контракта.
При составлении контракта необходимо также учитывать существование нормативных актов РФ, которые косвенно касаются внешнеэкономической деятельности, но так или иначе влияют на содержание контракта.
Это прежде всего:
Закон РФ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” от 13.10.1995г. № 157-ФЗ;
Закон РФ “О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами” от 14.04.1998г. № 63-ФЗ;
Закон РФ ”О валютном регулировании и валютном контроле” от 9.10.1992г. № 3615-1;
Постановление Правительства РФ “О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории РФ” от 6.11.1992 № 854;
Инструкция ЦБ РФ “О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров” от 12.10.1993г. № 19;
Инструкция ЦБ № 30 и ГТК России № 01-20/10538 от 26 июля 1995 г. “О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары”;
Инструкция по проведению экспертизы обоснованности недополучения или задержки получения валютной выручки от экспорта российскихто товаров”, утв МВЭС РФ 9.04.1994 г. и ЦБ РФ 25.05.1994г. (в новой редакции от 24.10.1997г. № 547);
Положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу РФ”, утв. ГТК РФ от 11.04.1997г. № 01-23/6678.
Общие требования к форме внешнеторговых контрактов предусмотрены российским нормативным актом, утв. МВЭС РФ 29.02.1996г. “Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов”. Указанный документ может быть прменен как руководство, но не как основополагающая норма.