Новый регламент международного арбитражного суда ICC
Рыбина О.С., юрист, кандидат юридических наук
С 01 января 2012 года начинает действовать новая редакция Арбитражного регламента международного арбитражного суда ICC (далее - Регламент 2012). В последнее время Регламент 2012 активно обсуждается среди юристов, занимающихся международным арбитражным процессом за рубежом1. На эту тему проводятся конференции.2 Однако в отечественных публикациях вопрос практически не освещается3.
Между тем, Международный арбитражный суд ICC (далее - Суд IСС) занимает 1-е место среди постоянно действующих третейских судов по количеству обращений в мире4 и достаточно популярен среди субъектов предпринимательской деятельности в России.
В связи с вышесказанным, представляется интересным обозначить наиболее значительные, на наш взгляд, изменения, внесенные в Регламент 2012.
Наиболее важные из поправок коснулись повышения эффективности арбитражного разбирательства. В частности, в соответствии со ст. 24 (1) Регламента 2012, при составлении Акта о полномочиях или незамедлительно после того арбитры должны созвать совещание, чтобы проконсультироваться со сторонами по организации разбирательства, в том числе обсудить процессуальные меры, которые могут быть приняты для проведения арбитражного разбирательства наиболее быстрым и экономически эффективным способом5.
Любопытной новеллой Регламента 2012 стало положение ст. 24(4) о том, что состав арбитража вправе потребовать присутствия на организационном совещании самой стороны или ее представителя (работника), а не только внешних консультантов.
Статья 3 Регламента 2012 Суда ICC закрепила право сторон, арбитров и секретариата общаться посредством электронных средств связи.
В ст.ст. 4 и 5 Регламента 2012 внесены положения о том, что заявление об арбитраже и отзыв на него должны содержать полное наименование, адреса и другие контактные данные всех представителей сторон в арбитражном производстве.
В Регламенте 2012 появилась статья 17 о праве арбитров и секретариата в любое время потребовать подтверждения полномочий представителя стороны.
Регламент 1998 года в ст. 22(1) предписывал арбитрам завершить разбирательство после того, как они сочтут, что сторонам была предоставлена разумная возможность представить свою позицию. Из-за расплывчатой формулировки в некоторых случаях было трудно установить дату окончания разбирательства.
В ст. 27 Регламента 2012 указано, что арбитражное разбирательство должно закрываться: сразу после последнего слушания либо после подачи сторонами последнего разрешенного заявления, в зависимости от того, что было последним по времени.
В соответствии со ст. 7 Регламента 2012, дата, когда будет изготовлен проект решения, сообщается не только секретариату Суда ICC, как прежде, но и сторонам.
В Регламент 2012 внесены нормы о многостороннем и многоконтрактном арбитраже. Они отразили существующую практику Суда ICC. Любая из сторон может попросить третью сторону присоединиться к процессу до того, как окончательно утверждены арбитры.
Статья 6 (4) Регламента 2012 установила критерии для решения вопросов о наличии или отсутствии prima facie юрисдикции при многостороннем и многоконтрактом арбитраже:
- в производство могут быть вовлечены те лица, в отношении которых Суд prima facie пришел к выводу о возможном арбитражном соглашении между ними; и
- если требования заявлены на основании более чем одного арбитражного соглашения, арбитражный процесс продолжается по тем из них, в отношении которых Суд prima facie пришел к выводу о том, что: арбитражные соглашения могут быть совместимы, и все стороны процесса согласились на совместное рассмотрение всех требований в одном производстве.
В ст. 10 Регламента 2012 расширен перечень обстоятельств, позволяющих Суду ICC объединить дела. При объединении арбитражных производств они соединяются в то, которое было начато первым, если стороны не договорились иначе.
В Регламенте 2012 появилось новое положение о чрезвычайном арбитре - лице, уполномоченном решать вопросы, связанные с обеспечением срочных промежуточных или обеспечительных мер до формирования состава арбитража6.
Статья 1 (2) Регламента 2012 уточняет функции Суда ICC.
Статья 13 (4) Регламента 2012 вносит несущественные изменения по вопросу назначения арбитров.
Согласно со ст. 22 (3) Регламента 2012, состав арбитража по требованию любой стороны может издать приказ о конфиденциальности арбитражного разбирательства, а также принять меры, направленные на защиту коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
Статья 35 (4) Регламента 2012 устанавливает, как следует поступать в случае отмены вынесенного арбитражного решения государственным судом. В таких случаях дело возвращается к тем же арбитрам, которым требуется пересмотреть свое арбитражное решение, принимая во внимание основания, по которым государственный суд его отменил.
В Регламенте 2012 некоторые изменения произошли в отношении арбитражных расходов7, в частности, объявлен переход от евро к долларам США.
Таким образом, основные изменения в Регламенте 2012 касаются мер, направленных на повышение эффективности арбитражного разбирательства, многостороннего и многоконтрактного арбитража, чрезвычайного арбитра, функций Суда ICC, назначения арбитров, вопросов конфиденциальности, возвращения арбитражных решений на повторное рассмотрение, расходов, связанных с проведением арбитража.