ОБЪЕМ
ПОНЯТИЯ «ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ» (ТЕЗИСЫ)
Магомедов Марад Шейхмагомедович,
выпускник
юридического факультета Южного
федерального университета
(бывшего
Ростовского государственного университета)
Как известно, одной из основных целей
международного гуманитарного права
(МГП) является пресечение и наказание
совершения серьезных нарушений (военных
преступлений). Международный уголовный
Трибунал по бывшей Югославии (МУТЮ) в
решении по делу Купрешкича отметил, что
нормы о запрете совершения военных
преступлений относятся к числу
императивный норм общего международного
права – норм juscogens (ICTY,
Kupreskic case,
Judgement, 14.1.2000, § 520). Однако
МУТЮ оставил открытым вопрос о конкретном
перечне данных запретов.
Наиболее полным списком военных
преступлений можно считать ст. 8 Римского
Статута Международного уголовного суда
(Статут МУС). Как верно отмечается в
юридической литературе, объединение
всех составов военных преступлений в
одной статье Римского Статута (ст. 8)
представляет собой существенный шаг в
развитии МГП (Махниборода
И. М. Роль Статута
Международного уголовного суда в
механизме имплементации норм МГП //
Московский журнал международного права.
2005. № 3).
Однако остается без ответа вопрос о
том, можно ли считать все положения ст.
8 Статута МУС обычно-правовыми нормами
(при разработке Статута МУС указывалось,
что ст. 8 Статута МУС носит обычно-правовой
характер (Report of
the Preparatory
Committee on the
Establishment of
ICC, 1996)), а также нормамиjus cogens.
Ответ становится менее очевидным, если
учитывать, что иногда под сомнение
ставится квалификация определенных
действий или бездействий как военных
преступлений (John B.Bellinger, III,William J.Haynes II.
A US government response to the International
Committee of the Red Cross study Customary International Humanitarian
Law // International Review of Red Cross.
June 2007 Vol.
89 No 866). Кроме того, отчет
Комитета по учреждению МУС не может
считаться источником обязательств
государств по международному праву.
В ситуации отсутствия на международно-правовом
уровне единого унифицированного перечня
военных преступлений, который обладал
бы юридической силой для всех без
исключения государств, следует
руководствоваться правилом о том, что
объем понятия «военные преступления»
различается (порой существенно) в свете
критериев rationesituationis и rationepersonae (в последнем
случае имеются ввиду государства,
которые участвуют или не участвуют в
конкретном международном договоре,
содержащим нормы МГП).
Критерий rationesituationis:
объем понятия «военные преступления»
в рамках международного вооруженного
конфликта (МВК) и вооруженного конфликта
немеждународного характера (НВК)
различен. Даже если признать, что в
ситуации НВК определенные деяния могут
быть квалифицированны как военные
преступления, нужно констатировать,
что договорный массив МГП, применяемый
в НВК, значительно уступает массиву
договорных норм, которые действуют в
МВК. На практике получается, что одно и
то же деяние в одной ситуации будет
наказываться как военное преступление
(с соответствующими правовыми
последствиями, в частности, универсальной
юрисдикцией), а в другой оставаться за
пределами правовой реакции со стороны
МГП.
Критерий rarionepersonae: в
четырех Женевских Конвенциях 1949 года
(ст. 23, 25, 27 и 28) определенные деяния
квалифицируются как военные преступления.
Данные нормы можно рассматривать как
часть обычного международного права
(по причине почти всеобщей ратификации
и отсутствия официальных возражений
со стороны государств). Соответственно,
составы военных преступлений из перечня,
обозначенного в Женевских Конвенциях
1949 года, можно считать включенные в
объем понятия «военные преступления»,
который принят на уровне мирового
сообщества и обязателен для всех
государств в рамках МВК. Однако того же
нельзя сказать в отношении ст. 11 и 85
Дополнительного протокола I
(ДП I) и ст. 8 Статута МУС в
связи с тем, что данные документы не
получили достаточного уровня ратификаций,
для того, чтобы считаться общепризнанными.
Иными словами, в силу правила о
международных договорах и третьих лицах
(pacta tertiis nес nocent nес prosunt) в объем
понятия «военные преступления» входят
составы, указанные в ст. 11 и 85 ДП I
и ст. 8 Статута МУС, лишь в случае, когда
данный международные договоры обязательны
(в силу ратификации, присоединения и
т.п.) для соответствующих государств.