МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ: РОССИЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
К.И.Труханов
hr-infinity@mail.ru
Мы все живём в незамкнутом мире – в системе, в которой все элементы взаимодействуют. В условиях объективной необходимости поддержания и развития экономических, правовых и иных связей между государствами и их субъектами и эффективного регулирования возникающих при этом отношений неотъемлемой частью мирового сообщества стал принцип взаимодействия и сотрудничества государств. Понятие Международной правовой помощи тесно связано с таким явлением как сотрудничество или «общение» государств между собой, хотя им и не ограничивается. Примеры сотрудничества между государствами по различным вопросам, в том числе и правового характера, мы можем найти ещё в Древнем Риме. Несмотря на то, что история развития международной правовой помощи уходит корнями глубоко в историю, в настоящее время нет единого подхода к пониманию данного явления, а с теоретической точки зрения в российской правовой науке проблема разработана довольно фрагментально.
Перед тем как рассмотреть вопрос о проблемах, связанных с оказанием международной правовой помощи (МПП) следует хотя бы коротко определиться с тем, что же такое МПП?
Известный правовед-международник Лукашук И.И.
[1] рассматривает оказание международной правовой помощи как институт международного публичного права, и связывают МПП лишь с уголовными делами. В других работах международная правовая помощь рассматривается как институт МЧП и связывается с гражданскими делами
[2].
Для того чтобы определить сущность МПП, необходимо определиться, что за общественные отношения возникают при оказании МПП, что за нормы их регулируют, какова роль государства и его органов в оказании такой помощи.
Общественные отношения.
Можно выделить минимум две точки зрения на природу общественных отношений, возникающих при оказании МПП. С одной стороны, МПП опосредуется отношениями государств друг с другом по поводу обмена документами, судебными решениями и даже физическими лицами, преступившими закон
[3]. С другой, если взглянуть на МПП с позиции интереса участвующих в ней субъектов, то обнаружится, что у государств нет собственного (публичного) интереса в оказании этой помощи
[4]. Действительно, в чём сущность МПП – представляет ли она из себя лишь отношения между государствами и на этом всё заканчивается, либо это нечто большее и цель и смысл существовании МПП – это реальная правовая помощь физическим и юридическим лицам различных государств? Второй вариант представляется более правдоподобным с т.з. современного понимания государства и права как механизмов существующих для и во имя людей. Проф. Нешатаева Т.Н. на наш взгляд совершенно справедливо подчёркивает, что в основе МПП лежит частный интерес: физические и юридические лица с давних времён заинтересованы в том, чтобы официальные документы, полученные ими в одном государстве признавались в другом как акты, подтверждающие их частные права. Потерпевшие от преступления в одном государстве заинтересованы в привлечении к ответственности преступника независимо от факта его укрытия на территории иного государства и т.д.
Таким образом, именно частные общественные отношения являются сутью МПП.
Правовые нормы.
Если рассматривать МЧП как комплекс норм, регламентирующих частные отношения с иностранным элементом, а институт МПП рассматривать как опосредованный частными общественными отношениями, то мы с неизбежностью приходим к выводу, что МПП регламентируют именно нормы МЧП.
Общепризнанное деление права на частное и публичное, подразумевает, что нормы частного права направлены на защиту частных интересов. Цель МПП – оказание помощи конкретным лицам различных государств, а не самим государствам, следовательно и регламентироваться институт МПП должен нормами носящими частно-правовой характер.
Роль государства и государственных органов.
Если у государства отсутствует свой собственный интерес в оказании МПП, то почему оно принимает участие в оказании такой помощи? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности – государства представляют собой форму организации людей, с их интересами и стремлениями и оно не может не учитывать последние. Более того, данный интерес настолько значим, что МПП зародилась и существовала отнюдь не в демократических обществах. Некоторые исследователи объясняют данный вопрос следующим образом: неурегулированность вопросов МПП способна вызвать социальную напряжённость, т.е. привести к переводу частного конфликта в публичный, этим и обусловлено внимание государства к МПП.
[5]
Представляется вполне закономерным то обстоятельство, что с развитием и распространением демократических государств и гражданских обществ происходит и развитие института МПП. Так ли это уж закономерно в нашей российской действительности? Давайте попробуем ответить и на этот вопрос.
МПП может оказываться на основе многосторонних, двусторонних соглашениях о правовой помощи или на основе принципа международной вежливости, в соответствии с которым запрашиваемое государство будет оказывать правовую помощь в ожидании, что обратившееся государство поступит в отношении него аналогичным образом.
Существующий в настоящее время в России порядок оказания МПП по мнению большинства правоведов-международников является малоэффективным.
[6] Причинами такого положения являются:
1. Международные соглашения, определяющие порядок оказания МПП были заключены ещё от имени СССР; 2.законодательством не определён единообразный порядок взаимодействия российских правоохранительных органов и соответствующих структур иностранного государства.
Процессуальная форма обращения за оказанием МПП может быть выражена в виде просьб, поручений и запросов.
Теории и практике МЧП известны различные способы передачи просьб, запросов, поручений от компетентного органа одной страны компетентному органу иностранного государства. Первый способ предполагает включение в процесс оказания МПП административных органов – МИДа, МинЮСТа и иных органов, вследствие чего процесс получается затянутым и малоэффективным. Второй способ предполагает непосредственное взаимоотношение компетентных органов. В РФ применяется и тот и другой способ, с преобладанием многоступенчатого пути и теми проблемами, которые возникают в ходе его применения.
В 1972 году МинЮСТом СССР была утверждена «Инструкция о порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям»
[7]. В соответствии с данной инструкцией все судебные поручения отправляются за границу только через МинЮСТ, соответственно поручения иностранных учреждений исполнялись тоже только в случае получения их через МинЮСТ. Данная инструкция была отменена в 2001 г. приказом министра юстиции РФ
[8]. Отмена данной инструкции создала пробел в российском законодательстве в сфере оказания МПП. На практике компетентные органы по прежнему обращаются в МинЮСТ, либо непосредственно в МИД, либо напряму к компетентному органу другого государства, в редких случаях – в дипломатические представительства иностранных государств. ГПК (ст. 409) и АПК (ст. 256) РФ регламентируют вопрос исполнения переданных им поручений иностранных государств о производстве отдельных процессуальных действий в случае наличия международного договора. Например, Киевским соглашением от 1992 г. предусматривается оказание МПП без посредников по схеме «из компетентного суда – в компетентный суд». Однако в данном соглашении участвуют далеко не все государства СНГ, государства из иных регионов, с которыми у России бурно развиваются экономические связи (Европа, например) в нём также не участвуют.
Таким образом, в ситуации, когда отмена действовавшего законодательства об оказании МПП и отсутствие старого практически парализовали процесс оказания МПП, необходимо принятие нового нормативно-правового материала, который бы предусматривал новую, либеральную процедуру оказания МПП. Международными договорами последних десятилетий предусматривается либеральная процедура оказания МПП – за счёт прямого взаимодействия судов, без привлечения иных органов. Именно такая система оказания МПП была заложена в проект ФЗ «Об оказании международной правовой помощи», разработанный в связи с поручением Президента РФ и во исполнение поручений Правительства. Данный закон до сих пор не принят и о его судьбе ничего не известно. Удивительно, что жизненно необходимый в условиях растущей интеграции и углубления международных связей законопроект, разработанный ещё 5 лет назад до сих пор не принят. Проблема отсутствия действенных правовых механизмов оказания МПП тормозит развитие прежде всего экономических связей российских предпринимателей и коммерческих компаний с их возможными контрагентами за пределами СНГ. Возникший правовой вакуум, на наш взгляд, должен заполняться по следующим направлениям:
- присоединение России к существующим, и разработка новых международных соглашений по оказанию МПП как на региональном, так и на межрегиональном уровнях;
- разработка и принятие нормативных актов РФ, регламентирующих процесс оказания МПП;
- формирование судебной, прежде всего арбитражной, практики применения судами норм jus cogens, норм международных соглашений.
Реализация данных направлений позволит российским предпринимателям и компаниям, а также их иностранным коллегам почувствовать правовую защищённость в вопросах коммерческой деятельности с участием иностранного элемента. Это должно повысить активность наших предпринимателей в коммерческой деятельности на межгосударственном уровне и привлечь иностранный капитал для работы на территории России.
Говоря о МПП нельзя не упомянуть о Гаагской конференции по МЧП 1893г., которая сыграла ключевую роль в сфере многостороннего договорного права об оказании МПП. Начиная свою деятельность как конференция, она переросла в международную организацию, которая до сих пор эффективно продолжает свою деятельность. РФ участвует в «Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам» 1965г., «Конвенции о получении за границей документов по гражданским и торговым делам» 1970г., все эти конвенции были разработаны в рамках Гаагской конференции. Большой вклад в развитие и становление Гаагской конференции по МЧП внёс известный российский юрист-международник Ф.Ф.Мартенс, который в течение многих лет занимался созданием этой конференции и был избран вице-президентом первых сессий. Вследствие произошедших в начале 20 века кардинальных изменений во внутренней и внешней политике России прекратила участие в Гаагской конференции. Лишь в 2001г. было принято постановление Правительства РФ «О вступлении РФ в Гаагскую конференцию по МЧП»
[9]. Важность данного события по истине велика, так как позволят России активно участвовать в разработке многосторонних Конвенций по МЧП, а также приводить своё внутреннее законодательство в соответствии с этими международными соглашениями.
[1] Лукашук И.И. Международное право. М., 1997
[2] Проблемы международного частного права. М., 2000. С.190.
[3] Марышева Н.И. Международная правовая помощь и её виды. «Проблемы МЧП», М., 2000
[4] Нешатаева Т.Н. О международной правовой помощи и конвенциях гаагской конференции по МЧП (теоретический аспект) // Гражданин и предприниматель в российском и зарубежном суде: правовая помощь. – М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2002.
[5] Нешатаева Т.Н. О международной правовой помощи и конвенциях гаагской конференции по МЧП (теоретический аспект)., С.11
[6] См. : Шарамова Г.И. Характеристика российского законодательства об оказании правовой помощи // Гражданин и предприниматель в российском и зарубежном суде: правовая помощь. – М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2002.; Морозова Ю.Г. Многосторонние и двусторонние Конвенции о правовой помощи // Гражданин и предприниматель в российском и зарубежном суде: правовая помощь. – М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2002.;
[7] Инструкция о порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям (утв.Минюстом СССР 28.02.1972) // Вестник ВАС РФ (специальное приложение). – 1999. – № 3.
[8] Приказ Министра Юстиции от 24.05.2001г. №160 «О неприменении на территории Российской Федерации инструкции о порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям» // Бюллетень Минюста РФ. – 2001. – № 6.
[9] Постановление Правительства РФ от 13.11.2001г. №784 «О вступлении Российской Федерации в Гаагскую конференцию по международному частному праву» // Собрание законодательства РФ от 19.11.2001. – №47. – С. 4449