Международное право
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Международное право

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Самая детальная информация минеральная и питьевая вода тут.

    Добавлено 26.04.2005

    Характеристика правого регулирования иностранных инвестиций в России

     

    Соколова Татьяна Викторовна

    t-v-sokolova@mail.ru

    Юридический советник Reebok Russia / ЗАО «РБК (Розничная Торговля)»

    Аспирант Московской академии предпринимательства (МосАП) при Правительстве Москвы.

     

    Конец 1990-х и начало 2000-х годов в Российской правовой системе обозначил существенное и прогрессивное развитие инвестиционного законодательства. Этот этап для России охарактеризован либерализацией внешнеэкономической деятельности и активной ролью государства в осуществлении инвестиционной политики.

    Ярчайшим событием улучшения инвестиционно-правового климата в России стало принятие Федеральных законов от 25.02.1999 г. No 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и от 09.07.1999 г. No 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

    Важным шагом стало принятие постановления «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», являющихся основополагающими в сфере международного сотрудничества и направленных на увеличение притока иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

    Но не смотря на развитие инвестиционного законодательства, сохраняются многочисленные пробелы и коллизии. Так например, нельзя не отметить, что пока не создана достаточная правовая база для нормальной реализации Федерального закона «О соглашении о разделе продукции», а Федеральным Собранием не приняты такие законопроекты, как «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами», «Об основах создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон в Российской Федерации».

    Существенным нерешенным вопросом остался вопрос создания правовой базы и программы по перестрахованию иностранных инвестиций посредством гарантий для снижения юридических и политических рисков.

    Не нашли надлежащего места в системе гарантий и многие международные акты, в том числе Вашингтонская конвенция 1965 г. «О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами в международном центре по урегулированию инвестиционных споров при МБРР» и Сеульская конвенция 1985 г. «О создании Международного агентства по страхованию иностранных частных инвестиций при МБРР».

    И не смотря на активное позиционирование государственными властями совершенствования условий для привлечения инвестиций, барьер национальной системы права (административное, гражданское и др.) для иностранных инвесторов не сокращается.

    В большинстве стран, не исключая Россию, сложился свод инвестиционных законов, закрепляющих такие положения, как:

    - условия, а также правовые гарантии иностранных инвестиций в принимающей стране, обеспечение взаимных интересов принимающей страны и иностранных инвесторов - по существу речь идет об отсутствии дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными;

    - предоставление иностранным инвесторам льгот и привилегий, так как иностранные инвестиции связаны с повышенным политическим и коммерческим рисками, дополнительными расходами на транспорт, связь и многое другое, обычно такие льготы включаю в себя: освобождение на различный период от налогов доходов, прибылей и дивидендов иностранных инвесторов; предоставление льготного режима по налогообложению в отношении реинвестиций; освобождение от налогов заработной платы и других видов вознаграждений за работу, выплачиваемых иностранным специалистам, привлеченных на контрактных началах; освобождение от таможенных пошлин временно или постоянно ввозимых имущества, оборудования, сырья и материалов, которые отсутствуют на местном рынке и идут на производство экспортной продукции;

    - защита от политических рисков, то есть оговаривается, что национализация иностранной частной собственности может осуществляться только в исключительных случаях с гарантией справедливой и равноценной компенсации;

    - положение о разрешении инвестиционных споров, если раньше их рассматривали на основе национальных арбитражных институтов и правил, то сегодня происходят изменения в пользу международных арбитражных институтов и правил.

    Однако очевидно, что подобных общих декламаций недостаточно, для притока иностранных инвестиций необходима единая экономическая, правовая и политическая стабильность.

    В России сдерживающим фактором остается отсутствие целостной политики привлечения иностранных инвестиций: окончательно не определен инвестиционный режим либо государство идет на преференции, либо он равноправный или дискриминационный в пользу внутреннего производителя; не продемонстрированы и не прописаны приоритеты по отраслям и видам инвестиций; до конца не обеспечены механизмы гарантий - защита прав собственности, репатриация прибыли; и отрицательная коньюктура правоприменительной практики, начиная от искусственно инициированных банкротств и заканчивая неисполнением судебных решений. То есть существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний.

    По мнению автора, стратегической задачей в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику России должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для их притока. И для этого необходимо изменение налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, принцип национального режима должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов.

    Как уже отмечалось, совершенствование существующей правовой базы требует сфокусироваться на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании системы гарантий, ориентированных именно на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата.

    Ключевыми направлениями должны стать:

    - пересмотр системы государственных гарантий иностранным инвесторам, включая предоставление полноценной гарантии от изменения условий хозяйственной деятельности на протяжении периода реализации инвестиционного проекта;

    - должно быть проведено четкое разграничение критериев, пределов и размеров государственных гарантий и льгот для частных инвестиций между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, разделение обязательств и ответственности по таким гарантиям и льготам между органами разных уровней, включая органы местного самоуправления;

    - переосмысление принципа равноправия отечественных и иностранных инвесторов с учетом того факта, что неблагоприятный и нетранспарентный национальный режим хозяйственной деятельности фактически ставит иностранных инвесторов в неравноправное положение на рынках;

    - принятие подзаконных актов (постановлений Правительства РФ, ведомственных инструкций и т.д.), направленных на реализацию положений законодательства, регулирующего условия входа на рынок и вовлечения в более интенсивный коммерческий оборот и коммерческую эксплуатацию объектов государственной и муниципальной собственности.

    Наряду с вышеперечисленным необходима и адаптация национального законодательства к условиям участия в международных инвестиционных и торговых организациях, расширение практики дву- и многосторонних соглашений о гарантиях и взаимной защите инвестиций, присоединение России ко всем международным механизмам решения инвестиционных споров.

    С применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций, речь идет и о режиме наибольшего благоприятствования, который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к иностранным инвесторам.

    Безусловно, вышеперечисленное только часть из важнейших элементов обеспечения стабильности Российской экономико-правовой системы для иностранных инвесторов.

    Подводя итог, считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что набор ключевых мер, которые должны быть реализованы в области правового регулирования иностранных инвестиций, не может быть ограничен, так как для повышения инвестиционной привлекательности государство в первую очередь должно обеспечить инвесторам, не смотря на то что они заведомо несут более высокие финансовые риски по сравнению с внутренними инвесторами, вытекающие из разницы валютных курсов, налогов, дополнительных издержек и т.д., защиту от некоммерческих рисков - социальной и политической нестабильности, неадекватной защиты прав собственности, низкой платежной дисциплины, распространения коррупции и преступности. В обратном случае государство и дальше взамен притока иностранного будет получать вывод внутренного капитала.

     

    При подготовке статьи использованы материалы:

    Богуславский М.М., Правовое положение иностранных инвестиций. М., 1993.;

    Кудашкин В.В., Актуальные вопросы международного частного права. М., 2004.

    Вознесенская Н.Н., Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М., 2001.;

    Доронина Н.Г., Регулирование иностранных инвестиций (вопросы унификации) // Проблемы международного частного права., под ред. Н.И. Марышевой., 2000.;

    Ошенков А.Н., Регулирование инвестиционных соглашений: проблемы отраслевой принадлежности и применимого права // Московский журнал международного права., 2000, No1.







    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru