Международное право
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Международное право

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Добавлено 10.08.2004

    Dr. iur. Илья Александров, LL.M.,
    Ilja_alexandrow@mail.ru

    аспирант кафедры гражданского процесса и трудового права
    юридического факультета БГУ,

    ведущий юрист-эксперт международно-правового отдела
    ЗАО "Консалтинг", Группа Гута, г. Москва, Россия


    Использование услуг международного коммерческого арбитража в практике крупных международных холдинговых компаний.


    Актуальные проблемы и перспективы развития

    В процессе подготовки на юридическом факультете БГУ кандидатской диссертации на тему "Международный коммерческий арбитраж в странах Европейского Союза и Содружества Независимых Государств", мне приходилось не только знакомиться с положениями местных законов и монографиями европейских и российских, а также белорусских и украинских специалистов по тематике международного коммерческого арбитража. В силу специфики моей практической деятельности в международно-правовом отделе ЗАО "Консалтинг" в Группе Гута каждый день приходится формулировать арбитражные оговорки в хозяйственных договорах или давать заключения по представляемым нашими контрагентами проектам таких договоров. Поскольку контрагенты находятся не только в соседних государствах СНГ, но и в дальнем зарубежье - например, в странах Европейского Союза, у нас уже сложилась определенная практика, подход к порядку разрешения споров.

    Поэтому хотел бы поделиться с Вами некоторыми практическими наработками международно-правового отдела, а также юристов наших контрагентов, мнение которых нам зачастую доводится опровергать или принимать для начала или продолжения партнерства в различных проектах.



    1. Почему международный коммерческий арбитраж?

    Итак, начнем с вопроса, почему мы обращаемся к международному коммерческому арбитражу в наших внешнеэкономических договорах.

    Разрешение споров между компаниями из стран СНГ в рамках хозяйственного судопроизводство до сих пор не вызывало существенных препятствий с исполнением вынесенных судебных решений на территории других государств, поскольку в настоящее время действует ряд конвенций, регулирующих данный вопрос. Что же касается отношений с государствами Европейского Союза, то за немногочисленными исключениями (например, случай с Финляндией), белорусские компании не смогут реально добиться признания и объявления к исполнению вынесенного Высшим Хозяйственным Судом решений, к примеру, в Германии или во Франции. Причина - в отсутствии двусторонних или многосторонних международных соглашений о взаимопомощи по гражданским делам, участниками которых одновременно являлись бы эти государства.

    Для того, чтобы все-таки добиться защиты нарушенных прав остается известная практически всем бизнесменам альтернатива - международный коммерческий арбитраж, решения которого благодаря Конвенции ООН 1958 г. "О признании и исполнении иностранных арбитражных решений" довольно успешно исполняются в подавляющем большинстве государств мира.

    Разумеется, это не единственная причина, которая является поводом для включения в текст хозяйственного договора арбитражной оговорки. Среди прочих преимуществ международного коммерческого арбитража традиционно выделяют:


    • конфиденциальность разбирательства,
    • более высокую квалификацию арбитров, в том числе знание ими иностранных языков,
    • в ряде случаев – более оперативное рассмотрение споров, нежели в государственных судах,
    • возможность свободно определять порядок проведения разбирательства (выбор процессуальных правил, в соответствии с которыми третейский суд будет разрешать спор),
    • в лучшем смысле слова космополитичная атмосфера третейского разбирательства, отсутствие ментальных или профессиональных трений между участниками из разных стран.


    2. Международный коммерческий арбитраж в Европе


    • Общая информация

    Многочисленные центры коммерческого арбитража в основных европейских странах – Германии, Франции, Великобритании, Италии, Швейцарии и т.д. дают широкую возможность выбора для использования отдельных из них для разрешения определенных категорий споров. Например, в немецком Гамбурге существует Третейский Суд для профессиональных участников биржи ценных бумаг.

    Основными, широко известными во всем мире третейскими судами являются Международный Арибтражный Суд при МТП в г. Париже, Международный Арбитражный Суд при ТП г. Стокгольма, Международный Арбитражный уд при ТПП г Вены. Они являются наиболее дорогими – размеры арбитражных сборов там максимальны.


    • Развитие международного коммерческого арбитража вГермании

    С принятием в 1997 г. Закона о реформе третейского разбирательства была изложена в новой редакции 10. Книга ГПК Германии. Тем самым регулирование процедуры по немецкому законодательству было максимально приближено к положениям Модельного Закона ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» 1985 г.

    Однако сохранились некоторые положения, которые существенно отличают регулирование третейского разбирательства от модельных правил. Так,

    В Германии процесс инкорпорирования несколько затянулся, лишь 1.01.1992 было вновь создано Немецкое Арбитражное Общество (DIS - Deutsche Institution für Schiedsgerichtsbarkeit). Им, в частности, был разработан Модельный Арбитражный Регламент, который был принят и действует с 1.07.1998. Рабочие группы по подготовке законопроекта о реформировании арбитражного права представили несколько вариантов, один из которых и был принят в виде Закона, вводящего в действие новую редакцию 10. Книги ГПК ФРГ с 1.01.1998[1].

    Следует отметить, что в Германской Демократической Республике законопроект на основе Модельного Закона ЮНСИТРАЛ был практически готов к принятию в 1990 г., чтобы заменить уже действовавшее «Положение об арбитражном процессе 1975 г.»[2]. Однако во многом непродуманное и поспешное объединение ФРГ и ГДР, а точнее, фактическое присоединение ГДР к ФРГ[3], имело результатом распространение действия западногерманского права на вновь созданные федеральные земли на Востоке - за исключением некоторых моментов, право ГДР перестало действовать. Соответственно, идеи Модельного Закона были претворены там в жизнь лишь почти через десятилетие, начиная с 1999 г.


    • Практическое использование международного коммерческого арбитража

    В хозяйственных договорах все грамотные юристы стараются оговорить порядок рассмотрения споров таким образом, чтобы процедура была в целом благоприятна для того субъекта, по поручению которого специалист готовит документацию.

    Я выделяю формулу арбитражного соглашения, которая, на мой взгляд, обязательна для внешнеэкономических контрактов:

    - точное наименование суда и его месторасположение,
    - применимое материальное и процессуальное право,
    - количество арбитров и порядок избрания председательствующего,
    - язык третейского разбирательства,
    -


    3. Международный коммерческий арбитраж в СНГ





    4. Беларусь как естественный географический центр для третейского разбирательства между субъектами из государств Европейского Союза и России



    5. Актуальные вопросы развития процедур альтернативного разрешения споров

    На протяжении многих десятилетий в странах Западной Европы, в т.ч. и в Германии, практикуется со все возрастающим успехом посредническая деятельность по урегулированию споров без передачи их в государственный суд. Посредничеством занимаются как специализированные отделы торгово-промышленных палат, так и адвокаты, практикующие в сфере хозяйственного права и смежных отраслей. Отделы ТПП в ФРГ имеют собственные регламенты и в соответствии с ними осуществляют свою деятельность[4].

    Учитывая специфику деятельности такого рода посредников, заметим все же, что и третейские суды, и посредники, в сущности, предоставляют сторонам возможность разрешить возникший между ними спор, минуя государственный суд.


    а) Правовое регулирование посредничества
    по внесудебному разрешению споров

    В соответствии с ГПК ФРГ, регулирование в сфере посредничества по внесудебному разрешению споров принадлежит в Германии федеральным землям[5], некоторые из них уже приняли собственные законы об обязательном досудебном посредничестве в разрешении споров[6].

    В принципе, посредничество такого рода должно иметь место и перед разбирательством в арбитражном суде - если стороны в состоянии сесть за стол переговоров и достигнуть решения, которое бы устроило их обоюдно. Это имеет смысл при спорах по поводу незначительных денежных сумм, требований, а также если спор является обычным, без осложнений, случаем с традиционным расположение прав и обязанностей сторон. Естественно, что определять это должны не стороны, а квалифицированный юрист, за помощью к которому каждая из них обращается.

    Возвращаясь к анализу сущности посредничества во внесудебном разрешении споров и принципов деятельности посредников, изучим положения законодательства земель и конкретного регламента. Касательно упомянутых законов заметим, что они касаются обязательного досудебного порядка разрешения мелких имущественных споров (в Северном Рейне-Вестфалии - на сумму до 1200,-, в Баварии - до 1500,- немецких марок). Посредники или, используя терминологию закона, арбитры, не избираются сторонами, а назначаются советом общины[7]. Споры рассматриваются по общему правилу по месту жительства (местонахождения) ответчика, если сторонами в письменной форме не оговорено иное[8].

    Законы земель не содержат подробной регламентации разбирательства с участием посредников-арбитров[9]. Более подробное регулирование содержат регламенты посреднических учреждений: условия для начала разбирательства, процесс выбора посредников-арбитров (если регламент это допускает), сроки, порядок проведения самого разбирательства, расходы по оплате услуг посредников и т.д.)[10]


    b) Организационная связь посредничества по внесудебному разрешению споров
    и арбитражного разбирательства

    Учитывая общую целевую направленность (возможность разрешить спор вне государственного суда) и единство учреждающей организации (в большинстве случаев - торгово-промышленные палаты, которые выступают в роли учредителей или соучредителей), можно сделать вывод о неразрывной организационной связи, которая объединяет в системообразующую общность арбитражные суды и посреднические отделы).

    Относительно места арбитражных судов и места посреднических отделов в этой системе полагаем, что посредничество опережает арбитражное разбирательство во времени, но может как полностью заменить, так и всецело отсутствовать, передавая арбитрам в АС полноту процессуальных действий при разбирательстве по спору.

    Наряду со схожими чертами, посредничество и разбирательство в арбитражном суде имеют, естественно, и ряд различий. Приведем некоторые из них:


    • суть посредничества - добиться примирения сторон, в то время как арбитражный суд в результате проведенного разбирательства может как утвердить мировое соглашение, так и вынести решение в пользу одной из сторон, либо частично в пользу каждой из них;


    • решения, принятые с участием посредников, нуждаются в закреплении в протоколе государственного суда (по немецкому законодательству), когда как решения арбитражного суда сами по себе уже являются основанием для выдачи исполнительного документа;


    • имеется относительная разница в стоимости посреднических услуг и арбитражного сбора (последний практически всегда больше);


    • по сравнению с арбитражным разбирательством, посредничество имеет менее формализованный порядок его проведения.









    [1] Schiedsverfahrens-Neuregelungsgesetz vom 22.12.1997, источник: Berger, Das neue Recht der Schiedsgerichtsbarkeit, Verlag Kommunikationsforum GmbH, Köln, S. 113.
    [2] Verordnung über das schiedsrichterliche Verfahren, DDR GBl 1976 I, S. 444.
    [3] На основании "Договора об объединении" ФРГ и ГДР 1990 г.
    [4] К примеру, регламент посреднического отдела Торгово-Промышленной Палаты г. Берлина и Адвокатского Союза г. Берлина от 26.10.1998 (www.berlin.ihk.de, поиск по ключевому слову: "Schiedsgerichtsbarkeit").
    [5] § 794 абз. 1 №1 ГПК ФРГ.
    [6] К примеру, Закон Северного Рейна-Вестфалии (Gesetz über das Schiedsamt in den Gemeinden Nordrhein-Westfalen (от 16.12.92, в редакции 09.05.2000)), Баварии ("Bayerisches Gesetz zur obligatorischen außergerichtlichen Streitschlichtung in Zivilsachen..." от 25.04.2000.).
    [7] Община (Gemeinde) - мелкое образование в системе органов местного самоуправления ФРГ.
    [8] § 14 абз. 1, 2 Закона земли Северный Рейн-Вестфалия в ред. от 09.05.2000.
    [9] § 24 Закона земли Северный Рейн-Вестфалия в ред. от 09.05.2000.
    [10] К примеру, положения Регламента посреднического отдела Берлинского Союза Адвокатов и ТПП г. Берлина от 26.10.1998.







    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru