аспирант кафедры гражданского процесса и трудового
права юридического факультета БГУ,
ведущий юрист-эксперт
международно-правового отдела ЗАО "Консалтинг", Группа Гута, г.
Москва, Россия
Использование услуг международного
коммерческого арбитража в практике крупных международных холдинговых
компаний.
Актуальные проблемы и перспективы развития
В
процессе подготовки на юридическом факультете БГУ кандидатской диссертации на
тему "Международный коммерческий арбитраж в странах Европейского Союза и
Содружества Независимых Государств", мне приходилось не только знакомиться с
положениями местных законов и монографиями европейских и российских, а также
белорусских и украинских специалистов по тематике международного коммерческого
арбитража. В силу специфики моей практической деятельности в
международно-правовом отделе ЗАО "Консалтинг" в Группе Гута каждый день
приходится формулировать арбитражные оговорки в хозяйственных договорах или
давать заключения по представляемым нашими контрагентами проектам таких
договоров. Поскольку контрагенты находятся не только в соседних государствах
СНГ, но и в дальнем зарубежье - например, в странах Европейского Союза, у нас
уже сложилась определенная практика, подход к порядку разрешения
споров.
Поэтому хотел бы поделиться с Вами некоторыми практическими
наработками международно-правового отдела, а также юристов наших контрагентов,
мнение которых нам зачастую доводится опровергать или принимать для начала или
продолжения партнерства в различных проектах.
1. Почему международный коммерческий арбитраж?
Итак, начнем с вопроса, почему мы обращаемся к международному
коммерческому арбитражу в наших внешнеэкономических договорах.
Разрешение
споров между компаниями из стран СНГ в рамках хозяйственного судопроизводство до
сих пор не вызывало существенных препятствий с исполнением вынесенных судебных
решений на территории других государств, поскольку в настоящее время действует
ряд конвенций, регулирующих данный вопрос. Что же касается отношений с
государствами Европейского Союза, то за немногочисленными исключениями
(например, случай с Финляндией), белорусские компании не смогут реально добиться
признания и объявления к исполнению вынесенного Высшим Хозяйственным Судом
решений, к примеру, в Германии или во Франции. Причина - в отсутствии
двусторонних или многосторонних международных соглашений о взаимопомощи по
гражданским делам, участниками которых одновременно являлись бы эти
государства.
Для того, чтобы все-таки добиться защиты нарушенных прав
остается известная практически всем бизнесменам альтернатива - международный
коммерческий арбитраж, решения которого благодаря Конвенции ООН 1958 г. "О
признании и исполнении иностранных арбитражных решений" довольно успешно
исполняются в подавляющем большинстве государств мира.
Разумеется, это не
единственная причина, которая является поводом для включения в текст
хозяйственного договора арбитражной оговорки. Среди прочих преимуществ
международного коммерческого арбитража традиционно выделяют:
конфиденциальность разбирательства,
более высокую квалификацию арбитров, в том числе знание ими иностранных
языков,
в ряде случаев – более оперативное рассмотрение споров, нежели в
государственных судах,
возможность свободно определять порядок проведения разбирательства (выбор
процессуальных правил, в соответствии с которыми третейский суд будет
разрешать спор),
в лучшем смысле слова космополитичная атмосфера третейского
разбирательства, отсутствие ментальных или профессиональных трений между
участниками из разных стран.
2. Международный коммерческий арбитраж в Европе
Общая информация
Многочисленные центры коммерческого арбитража в основных европейских
странах – Германии, Франции, Великобритании, Италии, Швейцарии и т.д. дают
широкую возможность выбора для использования отдельных из них для разрешения
определенных категорий споров. Например, в немецком Гамбурге существует
Третейский Суд для профессиональных участников биржи ценных бумаг.
Основными, широко известными во всем мире третейскими судами являются
Международный Арибтражный Суд при МТП в г. Париже, Международный Арбитражный Суд
при ТП г. Стокгольма, Международный Арбитражный уд при ТПП г Вены. Они являются
наиболее дорогими – размеры арбитражных сборов там
максимальны.
Развитие международного коммерческого арбитража вГермании
С принятием в 1997 г. Закона о реформе третейского разбирательства была
изложена в новой редакции 10. Книга ГПК Германии. Тем самым регулирование
процедуры по немецкому законодательству было максимально приближено к положениям
Модельного Закона ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» 1985 г.
Однако сохранились некоторые положения, которые существенно отличают
регулирование третейского разбирательства от модельных правил. Так,
В
Германии процесс инкорпорирования несколько затянулся, лишь 1.01.1992 было вновь
создано Немецкое Арбитражное Общество (DIS - Deutsche Institution für
Schiedsgerichtsbarkeit). Им, в частности, был разработан Модельный Арбитражный
Регламент, который был принят и действует с 1.07.1998. Рабочие группы по
подготовке законопроекта о реформировании арбитражного права представили
несколько вариантов, один из которых и был принят в виде Закона, вводящего в
действие новую редакцию 10. Книги ГПК ФРГ с 1.01.1998[1].
Следует отметить, что в Германской
Демократической Республике законопроект на основе Модельного Закона ЮНСИТРАЛ был
практически готов к принятию в 1990 г., чтобы заменить уже действовавшее
«Положение об арбитражном процессе 1975 г.»[2]. Однако во многом непродуманное и поспешное объединение
ФРГ и ГДР, а точнее, фактическое присоединение ГДР к ФРГ[3], имело результатом распространение действия
западногерманского права на вновь созданные федеральные земли на Востоке - за
исключением некоторых моментов, право ГДР перестало действовать. Соответственно,
идеи Модельного Закона были претворены там в жизнь лишь почти через десятилетие,
начиная с 1999 г.
Практическое использование международного коммерческого
арбитража
В хозяйственных договорах все грамотные юристы стараются оговорить
порядок рассмотрения споров таким образом, чтобы процедура была в целом
благоприятна для того субъекта, по поручению которого специалист готовит
документацию.
Я выделяю формулу арбитражного соглашения, которая, на мой
взгляд, обязательна для внешнеэкономических контрактов:
- точное
наименование суда и его месторасположение, - применимое материальное и
процессуальное право, - количество арбитров и порядок избрания
председательствующего, - язык третейского разбирательства, -
3. Международный коммерческий арбитраж в СНГ
4. Беларусь как естественный географический центр для третейского
разбирательства между субъектами из государств Европейского Союза и
России
5. Актуальные вопросы развития процедур альтернативного разрешения
споров
На протяжении многих десятилетий в странах Западной Европы, в т.ч. и в
Германии, практикуется со все возрастающим успехом посредническая деятельность
по урегулированию споров без передачи их в государственный суд. Посредничеством
занимаются как специализированные отделы торгово-промышленных палат, так и
адвокаты, практикующие в сфере хозяйственного права и смежных отраслей. Отделы
ТПП в ФРГ имеют собственные регламенты и в соответствии с ними осуществляют свою
деятельность[4].
Учитывая
специфику деятельности такого рода посредников, заметим все же, что и третейские
суды, и посредники, в сущности, предоставляют сторонам возможность разрешить
возникший между ними спор, минуя государственный суд.
а) Правовое
регулирование посредничества по внесудебному разрешению
споров
В соответствии с ГПК ФРГ, регулирование в сфере посредничества
по внесудебному разрешению споров принадлежит в Германии федеральным
землям[5], некоторые из них уже приняли
собственные законы об обязательном досудебном посредничестве в разрешении
споров[6].
В принципе,
посредничество такого рода должно иметь место и перед разбирательством в
арбитражном суде - если стороны в состоянии сесть за стол переговоров и
достигнуть решения, которое бы устроило их обоюдно. Это имеет смысл при спорах
по поводу незначительных денежных сумм, требований, а также если спор является
обычным, без осложнений, случаем с традиционным расположение прав и обязанностей
сторон. Естественно, что определять это должны не стороны, а квалифицированный
юрист, за помощью к которому каждая из них обращается.
Возвращаясь к
анализу сущности посредничества во внесудебном разрешении споров и принципов
деятельности посредников, изучим положения законодательства земель и конкретного
регламента. Касательно упомянутых законов заметим, что они касаются
обязательного досудебного порядка разрешения мелких имущественных споров (в
Северном Рейне-Вестфалии - на сумму до 1200,-, в Баварии - до 1500,- немецких
марок). Посредники или, используя терминологию закона, арбитры, не избираются
сторонами, а назначаются советом общины[7]. Споры рассматриваются по общему правилу по месту
жительства (местонахождения) ответчика, если сторонами в письменной форме не
оговорено иное[8].
Законы земель
не содержат подробной регламентации разбирательства с участием
посредников-арбитров[9]. Более подробное
регулирование содержат регламенты посреднических учреждений: условия для начала
разбирательства, процесс выбора посредников-арбитров (если регламент это
допускает), сроки, порядок проведения самого разбирательства, расходы по оплате
услуг посредников и т.д.)[10]
b) Организационная связь посредничества
по внесудебному разрешению споров и арбитражного
разбирательства
Учитывая общую целевую направленность (возможность
разрешить спор вне государственного суда) и единство учреждающей организации (в
большинстве случаев - торгово-промышленные палаты, которые выступают в роли
учредителей или соучредителей), можно сделать вывод о неразрывной
организационной связи, которая объединяет в системообразующую общность
арбитражные суды и посреднические отделы).
Относительно места арбитражных
судов и места посреднических отделов в этой системе полагаем, что посредничество
опережает арбитражное разбирательство во времени, но может как полностью
заменить, так и всецело отсутствовать, передавая арбитрам в АС полноту
процессуальных действий при разбирательстве по спору.
Наряду со схожими
чертами, посредничество и разбирательство в арбитражном суде имеют, естественно,
и ряд различий. Приведем некоторые из них:
суть посредничества - добиться примирения сторон, в то время как
арбитражный суд в результате проведенного разбирательства может как утвердить
мировое соглашение, так и вынести решение в пользу одной из сторон, либо
частично в пользу каждой из них;
решения, принятые с участием посредников, нуждаются в закреплении в
протоколе государственного суда (по немецкому законодательству), когда как
решения арбитражного суда сами по себе уже являются основанием для выдачи
исполнительного документа;
имеется относительная разница в стоимости посреднических услуг и
арбитражного сбора (последний практически всегда больше);
по сравнению с арбитражным разбирательством, посредничество имеет менее
формализованный порядок его проведения.
[1]
Schiedsverfahrens-Neuregelungsgesetz vom 22.12.1997, источник: Berger,
Das neue Recht der Schiedsgerichtsbarkeit, Verlag Kommunikationsforum GmbH,
Köln, S. 113. [2] Verordnung über das
schiedsrichterliche Verfahren, DDR GBl 1976 I, S. 444. [3] На основании "Договора об объединении" ФРГ и ГДР 1990
г. [4] К примеру, регламент
посреднического отдела Торгово-Промышленной Палаты г. Берлина и Адвокатского
Союза г. Берлина от 26.10.1998 (www.berlin.ihk.de, поиск по ключевому слову:
"Schiedsgerichtsbarkeit"). [5]
§ 794 абз. 1 №1 ГПК ФРГ. [6] К
примеру, Закон Северного Рейна-Вестфалии (Gesetz über das Schiedsamt in den
Gemeinden Nordrhein-Westfalen (от 16.12.92, в редакции 09.05.2000)), Баварии
("Bayerisches Gesetz zur obligatorischen außergerichtlichen Streitschlichtung in
Zivilsachen..." от 25.04.2000.). [7]
Община (Gemeinde) - мелкое образование в системе органов местного
самоуправления ФРГ. [8] § 14 абз. 1,
2 Закона земли Северный Рейн-Вестфалия в ред. от 09.05.2000. [9] § 24 Закона земли Северный Рейн-Вестфалия в
ред. от 09.05.2000. [10] К примеру,
положения Регламента посреднического отдела Берлинского Союза Адвокатов и ТПП г.
Берлина от 26.10.1998.