Штански
Нина
Викторовна sht-nina@yandex.ru ведущий
специалист
Аппарата
Верховного
Совета
Приднестровской
Молдавской
Республики, студентка
юридического
факультета
Приднестровского
Государственного
Университета
им.Т.Г.
Шевченко
Международное
гуманитарное
право и
негосударственные
формирования
Деятельность
негосударственных
формирований,
таких как
общественные
организации,
негосударственные
фонды, союзы и
ассоциации
можно
условно
разделить на
несколько
частей. С
одной
стороны, на
деятельность
до принятия
государством
норм МГП и
после их
принятия. С
другой, на
деятельность
внутри
определенного
государства
и
деятельность
на
территории
нескольких
государств и
даже всего
земного шара.
Их роль в деле
развития
международного
гуманитарного
права
безусловно
очень велика,
как и вклад,
который они
вносят
сегодня в
укрепление
международного
гуманитарного
права.
Однако в
данной
работе
затронем
проблему
определения
термина
«негосударственные
формирования»,
и
остановимся
подробно на
том его
значении,
которое
невозможно
поставить в
один ряд с
вышеперечисленными,
а именно
негосударственное
формирование
как
военизированная
(вооруженная)
организованная
группа
лиц. Проблема
определения
самого
термина
«негосударственные
формирования»,
как и
проблема
применимости
норм
международного
гуманитарного
права (далее
по тексту МГП)
к
внутригосударственным
конфликтам,
одной из
сторон
которых
являются
обозначенные
формирования,
весьма
актуальна в
современном
мире. Слишком
много
сегодня на
планете
таких
«горячих
точек», где
трагические
события,
связанные с
насилием,
трудно
классифицировать
как «военные
действия»,
они скорее
подпадают
под
«массовые
беспорядки»
или
«вооруженные
столкновения
негосударственных
вооруженных
формирований
с подобными
им или с
правительственными
войсками»,
они зачастую
бывают
хаотичными и
непродолжительными,
и носят четко
обозначенный
локальный
характер. Практика
применения
МГП
претерпела
значительные
изменения за
последний
период, и
поводом
основных
изменений
послужила
необходимость
приведения в
соответствие
норм и
институтов
МГП
фактическим
условиям
современных
конфликтов. К
сожалению,
войны,
вооруженные
конфликты
различного
характера –
это
объективная
реальность
современного
этапа
развития
человечества,
которые
независимо
от своего
характера
(международные
войны,
национально-освободительные
войны,
внутренние
вооруженные
конфликты),
законности
или
незаконности
(агрессивные
или
оборонительные
войны;
вооруженные
действия
сепаратистов
внутри
страны или
действие
правительственных
войск по
защите
конституционного
строя), эти
вооруженные
конфликты
ставят под
угрозу
реализацию
большинства
основных
прав и свобод
человека, в
том числе
важнейшее
право
человека –
право на
жизнь. Несмотря
на то, что в
истории
государств в
разные
исторические
эпохи на
разных
континентах
неоднократно
имели место
случаи
внутреннего
вооруженного
противостояния
и ведения
вообще
боевых
действий
между
вооруженными
силами
центрального
правительства
и
незаконными
негосударственными
формированиями
различного
рода
сепаратистских
оппозиционных
движений, до
недавнего
времени
данные
вооруженные
конфликты в
правовом
отношении не
были четко
отрегулированы.
Ведь
большинство
норм МГП были
ориентированны
на
урегулирование
общественных
отношений в
условиях
вооруженных
столкновений
между
государствами,
и лишь не
более 20 из них
были
посвящены
вооруженным
конфликтам
немеждународного
характера. До
сих пор,
несмотря на
то, что
сегодня ст.3
Дополнительного
протокола №2 к
Женевским
Конвенциям 1949
года
налагает
обязательства
на
участников
немеждународного
вооруженного
конфликта,
попытки
международного
влияния к
подобным
событиям
сталкиваются
с сильным
противодействием,
вытекающим
из убеждения
некоторых
государств,
что
внутренние
проблемы
должны
решаться без
вмешательства
извне. И все
же сама
динамика
событий в
области
межгосударственных
отношений
также как и
межнациональных
и
межэтнических,
наряду с
существованием
локальных
«замороженных»
конфликтов,
диктует
необходимость
детального
анализа и
особого
внимания к
совершенствованию
МГП, как и
более
глубоких
исследований
в области
конфликтологии.
Рассматривая
в данной
работе
проблему
«негосударственных
формирований»,
попытаемся
проанализировать
возможность
адекватного
применения
норм МГП к
современным
«деструктурированным»
конфликтам,
т.е.
конфликтам
немеждународного
характера,
тесно
связанных с
дезинтеграцией
структур
государственной
власти на
части
территории
страны,
обретшим
таким
образом
формальный
статус
«негосударственное
формирование». Отсутствие
четких
правовых
критериев
выделения
деструктурированных
конфликтов в
отдельную
категорию
вооруженных
конфликтов
на Первом
периодическом
совещании по
международному
гуманитарному
праву (Женева,
январь 1998 г.)
послужило
причиной для
постановки
вопроса о
применимости
к ним по
аналогии
норм общей
статьи 3
Женевских
конвенций 1949
года. Трудно
определить
механизм
распространения
норм и
условия
применимости
Протокола II,
включающего
требование
участия в
военных
действиях в
качестве
одной из
сторон
конфликта
организованных
вооруженных
групп,
"которые,
находясь под
ответственным
командованием,
осуществляют
такой
контроль над
ее
территорией,
который
позволяет им
осуществлять
непрерывные
и
согласованные
военные
действия и
применять
настоящий
Протокол", на
ситуацию
деструктурированных
конфликтов. Ведь
в условиях
хаотичных
конфликтов
практически
невозможно
сопоставить
изложенные
выше
определения
реальным,
учитывая
локализацию
таких
конфликтов, а
зачастую и их
бесконтрольность
с чей-либо
стороны.
Также как и
невозможно
провести
основополагающее
для всей
системы норм
и институтов
МГП различие
между
комбатантами
и
гражданскими
лицами. Таким
образом,
данная
юридическая
конструкция
оказывается
трудно
реализуемой
и не
соответствует
реальным
взаимоотношениям
конфликтующих
сторон.
Следовательно,
часть
положений
общей статьи 3
Женевских
конвенций
также не
применима к
ситуациям
деструктурированных
конфликтов.
Единственной
гарантией
человечного
обращения с
покровительствуемыми
лицами при
всех
обстоятельствах
остаются
общие
правила
гуманности (п.
1 общей статьи
3 Женевских
конвенций и п.
1 статьи 4
Дополнительного
протокола II).
Практика
показывает,
что
основополагающие
понятия
международного
гуманитарного
права, такие,
как
комбатанты,
гражданские
лица, жертвы
конфликта,
вступают в
противоречие
с
социально-психологическим
восприятием
и делением
всех
участников
вооруженного
конфликта на
"виновных" и
"невинных".
Иными
словами, в
международном
гуманитарном
праве одна
юридическая
единица -
комбатант -
цепляется за
другую -
гражданское
лицо - и
приводит к
понятию
"вооруженное
гражданское
лицо" (armed civilian).
Таким
образом,
участники
негосударственного
вооруженного
формирования,
совершая
уголовно
наказуемые
деяния,
претендуют
на статус
комбатантов.
В таком
случае
крайне
трудно
провести
грань между
бандитизмом
и военными
действиями,
между
комбатантами
и
помогающими
им
гражданскими
лицами. Статус
многих
участников
современных
конфликтов
немеждународного
характера (в
Сомали,
Сьерра-Леоне,
Афганистане,
Чечне) очень
близок к
статусу
наемников,
поскольку
они
принимают
участие в
военных
действиях,
руководствуясь
главным
образом
стремлением
к наживе.
Мотивы их
поведения в
корне
противоречат
принципам и
нормам МГП.
Следовательно,
на них, как
правило, не
должен
распространяться
статус
комбатантов
и
военнопленных.
В этой связи,
сегодня
особое
внимание
необходимо
уделить
месту и
значению
внутригосударственного
уголовного
права для
обеспечения
правопорядка
в условиях
конфликта
немеждународного
характера с
той целью,
чтобы, в
частности,
точнее
определить
соотношение
составов
преступлений
по
уголовному
праву и МГП.
Максимальное
внедрение
норм МГП во
внутреннее
законодательство
государства
имеет
сегодня
особенно
большое
значение. В
подобной
ситуации
современному
международному
гуманитарному
праву трудно
защитить
жертвы
конфликта.
Слабым
утешением
для них
остается
положение о
неизменности
статуса
участников
конфликта и
требование к
ним МГП
соблюдать
общие
принципы
гуманности.
Причем
кодекс чести
воина,
этические
принципы,
которые
всегда
играли
немаловажную
роль в защите
прав и
интересов
гражданских
лиц,
приобретают
дополнительную
значимость в
условиях
современных
конфликтов
немеждународного
характера. В
данном
контексте
необходимо
затронуть
также
следующий
вопрос.
Внутри
государства
может
возникнуть
такая
ситуация
напряженности,
например
беспорядки,
спровоцированные
негосударственным
вооруженным
формированием,
которая с
точки зрения
права прав
человека
будет
квалифицироваться
как
чрезвычайная,
а с точки
зрения МГП
она не будет
подпадать
под
определение
«вооруженный
конфликт». И
когда
гарантии,
предусмотренные
МГП, не будут
применяться,
а
большинство
норм прав
человека
будет
сведено к
минимуму, при
отсутствии в
этой стране
грамотно
слаженного
внутригосударственного
уголовного
законодательства,
возникнет
своего рода
правовой
вакуум,
который
будет
способствовать
произволу
незаконных
формирований.
Анализируя
вооруженные
столкновения,
произошедшие
в разных
странах в
только
начавшемся XXI
веке, а также,
учитывая
специфику
большинства
из них,
незащищенность
и судьба
тысяч людей,
не по своей
воле
оказавшихся
внутри таких
конфликтов,
вызывает
глубокую
тревогу.