Закон на страже интересов россиян.
Популярный практикум по применению Закона РФ «О защите прав потребителей»
Принятая в конце прошлого года новая редакция любимого всеми продавцами и изготовителями Закона РФ «О защите прав потребителей» вдохновила автора этих строк на небольшое исследование по проблеме применения Закона в отношении одного специфического продукта, а именно: русского народного напитка - водки. Если посмотреть на Закон «вооруженным глазом», т.е. под определенным углом (или градусом) зрения, можно увидеть массу интересного. Итак:
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров ... надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей...
Специфика избранного нами товара такова, что даже при надлежащем качестве опасность его для жизни и здоровья потребителей весьма высока.
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары ... исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
Таким образом, у нас появился новый персонаж: некий гражданин, имеющий серьезную потребность срочно приобрести наш товар и употребить исключительно для личных (особенно хорошо в этом контексте звучит: семейных) нужд. При этом сразу отпадают профессиональные дегустаторы, а также лица, употребляющие продукт в процессе деловых переговоров (потому всегда следите за тем, о чем Вы говорите с собутыльниками, поскольку даже невинное «ты меня уважаешь?» может быть расценено как попытка достичь gentlemen agreement для оптимизации деловых переговоров и выбросит Вас из славной когорты потребителей).
недостаток товара ... - несоответствие товара ... обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар ... такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец ... был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
Ситуация вполне понятная и для нашего потребителя: насчет того, что предписывает закон или условия договора он может быть и не осведомлен (хотя первичный контроль качества в виде вращения бутылки и подсчета пузырьков им иногда осуществляется). Но что касается целей, для которых товар такого рода обычно используется, - здесь царит полная ясность. При этом, если у нашего потребителя возникли проблемы с разъяснением продавцу предполагаемых целей приобретения продукта (и если они не вытекают из внешнего вида потребителя или совершаемых им конклюдентных действий), гуманный Закон и в этом случае встает на стражу его интересов и позволяет ему ткнуть пальцем в образец или хотя бы на пустую тару, и (или), в конце концов, описать предмет вожделения.
существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
В качестве такого недостатка на ум приходит неизбежное при злоупотреблении похмелье, которое, хотя в принципе и не является неустранимым, но затрат времени требует подчас достаточно много. А уж то, что выявляется неоднократно - так это 100%.
безопасность товара ... - безопасность товара ... для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации...
Как уже упоминалось, наш товар опасен для жизни, здоровья и семейного бюджета и при обычных условиях его использования, а сам потребитель после употребления может стать опасным и для окружающей среды, и для домашнего имущества.
Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
2. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.
И правильно - такое важное дело нельзя поручать другим.
Статья 4 ...При отсутствии в договоре условий о качестве товара ... продавец ... обязан передать потребителю товар..., пригодный для целей, для которых товар... такого рода обычно используется.
Т.е., если Вы не в состоянии описать качество объекта вожделения, Вам обязаны дать продукт по крайней мере с гарантированным эффектом; но мало того - у нашего потребителя есть возможность излить продавцу душу и подробно разъяснить, что вызвало в нем стойкую потребность приобрести «товар» -
3. Если продавец ... при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара..., продавец ... обязан передать потребителю товар..., пригодный для использования в соответствии с этими целями.
А вот в связи со следующей статьей возникает целый ряд вопросов:
Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара..., а также гарантийного срока на товар.
1. На товар..., предназначенный для длительного использования, изготовитель ... вправе устанавливать срок службы...
С одной стороны наш товар по обычной для нас скорости его употребления вроде не относится к товарам длительного использования. Однако, если брать не конкретную бутылку, а родовое понятие («водка»), то наша страна может ставить рекорды по длительности употребления данного товара на душу потребителя.
3. Срок службы товара ... может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара...). - т.е., например, рюмками.
Статья 7. Право потребителя на безопасность товара...
1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар ... при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
2. Изготовитель ... обязан обеспечивать безопасность товара ... в течение установленного срока службы или срока годности товара...
Эта статья с учетом сказанного ранее о безопасности нашего специфического товара переводит всех его изготовителей и продавцов в категорию злостных нарушителей Закона. Поэтому им и нести всю ответственность за сотворенное зло:
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.
Изготовитель с продавцом могли бы хоть как-то оправдаться:
3. Если для безопасности использования товара ... необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель... обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар..., на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец... обязан довести эти правила до сведения потребителя.
Но где Вы видели на бутылке указания по правилам безопасного пития (напр.: «употреблять не более 100г. за раз» и т.п.)? Так что: вредителей - вне закона!
5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара ... он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (...продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).
Вы представляете себе эту картину массовой остановки производства нашего национального продукта и - особенно - меры по его «отзыву от потребителей»?! Только поэтому наш потребитель и не преследует столь явных нарушителей, имея на то все законные основания. Но наши власти тоже внакладе не останутся, поскольку
6. Если установлено, что продавец ... реализует товары..., представляющие опасность для жизни, здоровья и имущества потребителей, такие товары ... подлежат изъятию у продавца... в порядке, установленном законом.
Далее:
Статья 8... 1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (...продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах...
Статья закрепляет уже упоминавшееся право потребителя поговорить «за душу» с продавцом и даже - с изготовителем, обязуя последних отвечать на вопросы типа: «А ты кто такой?», поведать о режиме своей работы и т.п.
Статья 12... 4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре..., необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара...
Пункт особенно трогательный, поскольку не дает возможности продавцу в свое оправдание говорить о том, что внешность потребителя и иные признаки давали основание предположить о наличии у потребителя весьма глубоких «специальных познаний о свойствах ... товара».
Статья 13. 3. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают продавца ... от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.
И это правильно, в натуре.
Статья 14. 2. Право требовать возмещения вреда... признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом... или нет.
3. ...Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего.
Наконец-то у нашего специфического потребителя, всячески притесняемого как дома, так и на работе за свое регулярное потребление, появилась совершенно законная возможность обвинить во всех бедах других, причем независимо от того, были ли у него договорные (или более тесные) отношения с вредителями, да еще и выбрать между продавцом и изготовителем.
Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров ... обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Так что никто не может навязать, например, закуску нашему потребителю, и это его право строго охраняется законом. А услуги по доставке и пребыванию в вытрезвителях, весьма часто принудительно оказываемые в дополнение к нашему товару, теперь можно вежливо отклонить со ссылкой на упомянутую статью.
А теперь - как может помочь Закон, если у потребителя, что называется, «не пошло».
Статья 18. 1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества ...вправе по своему выбору потребовать:
...
расторжения договора купли - продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Не будем описывать картину возврата употребленного товара с недостатками, особенно за счет бедного продавца.
5. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Это - самый вдохновляющий момент Закона, поскольку после использования нашего товара по назначению вероятность сохранения товарного чека и иных документов, удостоверяющих факт покупки или, на худой конец, саму личность потребителя, резко снижается. Между тем, потребность в предъявлении хоть какой-нибудь претензии окружающим после употребления продукта резко возрастает. Благодаря Закону достаточно одним своим видом продемонстрировать, что товар действительно был приобретен и употреблен по назначению, и отказать нашему потребителю ни в чем уже нельзя.
Продавец (изготовитель)... обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
Вот это - более идиллическая картина. Потребитель, у которого в процессе употребления нашего товара возникли сомнения по поводу качества оного, вместе с продавцом (изготовителем) мирно садятся и начинают проводить проверку качества товара единственно возможным (эмпирическим) способом. Приятно, что Закон просто обязывает продавца (изготовителя) участвовать в этом деле, что решает столь частую проблему поиска компаньона для использования товара по назначению.
Несколько слов о мощных защитниках интересов нашего потребителя, которые призваны дать суровый отпор каждому, кто хочет помешать ему выполнить свои потребительские функции (см. комментарий к понятию «потребитель»). Естественно, такое дело должно быть под неусыпным государственным контролем:
Статья 40. 1. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
4. ... Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) может быть привлечен судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе ... в целях защиты прав потребителей.
И правильно - нечего им оставаться в стороне, они должны активно участвовать «в процессе». И все им должны в этом активно помогать:
Статья 41. ... Изготовитель (...продавец) обязан по требованию федерального антимонопольного органа... предоставлять в установленный им срок достоверные документы, объяснения в письменной и устной формах и иную информацию, необходимую для осуществления федеральным антимонопольным органом... полномочий, предусмотренных настоящим Законом.
Т.е. органы должны знать: где, когда и в какой компании они смогут реализовать свои полномочия по Закону. Причем коллектив можно расширить - стать активными участниками всеобщего действа решили и иные солидные инстанции:
Статья 42... В целях обеспечения безопасности товаров ... федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно - эпидемиологического надзора и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров..., в пределах своей компетенции... осуществляют контроль за соблюдением этих требований.
Статья 44... Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.
Представляете, с каким уважаемыми людьми может иметь дело наш потребитель? Но и сами граждане могут в едином порыве объединяться для массового потребления продукта и отстаивания своих прав после этого:
Статья 45... 1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы)...
2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в случаях, предусмотренных уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов), вправе:
... проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров;
Такое положение должно в корне изменить отношение общественности к добровольным объединениям наших потребителей, т.е. лиц, имеющих намерение приобрести или совместно использующих товар, скажем, в подъездах или общественных местах, поскольку оные проводят независимую экспертизу в интересах всех потребителей.
* * *
Таким образом, можно констатировать, что никогда еще в истории Российского (Советского) государства потребитель исконно русского продукта не был так защищен законом, как сейчас, и в этом мы видим безусловное торжество демократических идей на отечественной почве. Задача общественности и СМИ - неустанно разъяснять потребителям их права и возможности, а государства - и далее стоять на страже интересов потребителя, поскольку на его месте может оказаться каждый.
Олег Беляков Oleg.Beljakow@bshg.com
Со статьями данного автора на политическую тематику Вы можете ознакомиться на сайте "Русского Журнала" www.russ.ru