Статья из газеты
эж-ЮРИСТ
Права – старые, проблемы - новые
Коллизии норм федеральных законов, относящихся к различным отраслям
права, но регулирующих один и тот же вопрос – явление, увы, почти привычное. В
ситуации же, когда этот же вопрос одновременно регулируется множеством
нормативных актов самого разного уровня и периода действия, положение
правоприменителя становится, мягко говоря, незавидным. Именно такая ситуация
сложилась в отношении государственной регистрации так называемых "ранее
возникших прав" на землю.
Борис УТКИН, начальник отдела
регистрации прав на землю Московской областной регистрационной палаты
Понятие "ранее возникшие права на недвижимое имущество", в том
числе на земельные участки, появилось в нашем законодательстве с момента
введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее – ФЗ №
122-ФЗ). При этом в ст. 6 названного закона было установлено, что ранее
возникшие права признаются юридически действительными. Государственная
регистрация этих прав после вступления в силу ФЗ № 122-ФЗ проводится
по желанию их обладателей, однако такая регистрация обязательна в
случае государственной регистрации перехода права, его ограничения (обременения)
или совершенной сделки с объектом недвижимого имущества.
Казалось бы, все
понятно: момент введения в действие ФЗ № 122-ФЗ известен – 01.02.1998, и все
права, возникшие до этого дня, признаны юридически действительными. А
необходимость повторной их регистрации в случае совершения сделки объясняется
техническими особенностями ведения Единого государственного реестра прав на
недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП, реестр), потому что согласно
Правилам ведения ЕГРП, утвержденным Постановлением Правительства РФ от
18.02.1998 № 219 (далее – Правила), без внесения в подразделы I и II ЕГРП
записей соответственно об объекте и субъекте права невозможно внесение записи о
сделке (ограничении, обременении, и т.д.) в подраздел III реестра.
Однако с
принятием Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и Федерального
закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ
(далее – вводный Закон) появилась иная точка отсчета. В п. 9 ст. 3 вводного
Закона говорится, что "признаются действительными и имеют равную юридическую
силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и
сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21
июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной
регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской
Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 "Об утверждении Правил ведения Единого
государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним",
свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом
Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 "О регулировании
земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также
государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными
участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по
формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991
г. № 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на
землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования
землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. № 177 "Об
утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды
земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей
сельскохозяйственного назначения".
Эта формулировка, типичная для российского
законодательства, которое Президент РФ В. В. Путин мягко назвал "невнятным" (а я
бы сказал – чудовищно невнятным!), породила сразу несколько
вопросов.
В поисках "точки отсчета"
Во-первых, какой же
датой все-таки следует руководствоваться при определении срока действительности
ранее выданных свидетельств? Либо это 01.02.1998, как указано в ФЗ № 122-ФЗ,
либо некий неясный момент "начала выдачи свидетельств" по форме, установленной
Правилами, который предписывается вводным Законом. При этом непонятно, что
имеется в виду: то ли день выдачи первого нового свидетельства на территории РФ
(конечно, это могло случиться уж никак не раньше 18.02.1998), то ли день выдачи
первого такого свидетельства в каждом отдельном субъекте РФ – а эти даты в
разных субъектах РФ расходятся не только на месяцы, но даже и на годы (например,
в Московской области новые свидетельства начали выдавать с 29.04.1998, а в
Чеченской республике – в 2003 году).
Конечно, государственные регистраторы
прав будут руководствоваться нормой своего специального закона, то есть ФЗ №
122-ФЗ, как то предписывает п.6 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – ГК РФ). А чем будут руководствоваться нотариусы? А прокуроры и
судьи?
Во-вторых, во вводном законе перечислены и юридически приравнены к
записям в ЕГРП сразу три вида свидетельств о правах на землю. Для краткости
изложения в дальнейшем будем именовать их по цвету, как и называют в народе:
"белые" (государственные акты по Постановлению Совета Министров РСФСР от
17.09.1991 № 493), "голубые" (свидетельства по Постановлению Правительства РФ от
19.03.1992 № 177) и "розовые" (свидетельства по Указу Президента РФ от
27.10.1993 № 1767). Но ведь эти формы свидетельств то сменяли одна другую, то
выдавались одновременно – как определить, какие же из них годные, а какие – нет?
И с какого числа, месяца, года те или иные - негодные?
В-третьих, норма
вводного Закона гласит, что ранее выданные свидетельства (государственные акты)
о правах на землю "имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП". Но коль
скоро таковые записи о земельных участках, на которые ранее выданы разноцветные
свидетельства, в ЕГРП вообще отсутствуют, то, следовательно, эти свидетельства
имеют "нулевую" силу...
Наконец, и такой вопрос: а когда возникали права на
землю ранее, с какого момента? Да, в ст. 8 ГК РФ установлено, что с
01.01.1995 права на имущество, подлежащие государственной регистрации (в том
числе и права на земельные участки), "возникают с момента регистрации
соответствующих прав, если иное не установлено законом". Но какие нормы
возникновения прав действовали до 1995 года?
Это тоже отнюдь не праздный
вопрос. Дело в том, что в п. 2 ст. 6 ФЗ № 122-ФЗ сказано: "Государственная
регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона
права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации
перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества
без оплаты.
В иных случаях за государственную регистрацию возникшего
до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект
недвижимого имущества взимается плата в размере, равном половине
установленного субъектом РФ".
Как видим, здесь дело связано с деньгами –
значит, это уже не просто теоретические рассуждения. Поэтому попытаемся найти
ответы на поставленные вопросы.
Выше было сказано, что после 01.01.1995 права
на земельные участки возникали с момента государственной регистрации, которая в
то время была возложена на комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
Правда, с типичной для российского законодательства оговоркой: "если иное не
установлено законом". А законами, надо заметить, установлено многое "иное": и
возникновение права собственности в момент открытия наследства (п.4 ст. 1152 ГК
РФ), и возникновение права совместной собственности на имущество, нажитое
супругами (ст. 256 ГК РФ), и т.д. – впрочем, это уже другая тема. Нас же прежде
всего интересует возникновение прав на земельные участки до начала 1995
года.
Момент возникновения права
До 01.01.1995 действовал
Закон "О собственности в РСФСР" от 24.12.1990 № 443-1 (далее – Закон о
собственности), в п.2 ст.7 которого было указано: "право собственности у
приобретателя имущества возникает с момента передачи вещи, если иное не
предусмотрено законом или договором". О какой-либо значимости "белых", "голубых"
и "розовых" свидетельств для возникновения прав на земельные участки в
законодательстве не упоминалось. Передача земельного участка посредством
договора купли-продажи (купчей) была регламентирована Законом РФ "О праве
граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу
земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства,
садоводства и индивидуального жилищного строительства" от 23.12.1992 № 4196-1
(вступил в силу с 17.01.1993, утратил силу с 31.10.2001), согласно которому
купчая должна была быть нотариально удостоверена и зарегистрирована в
соответствующем комитете по землеустройству и земельным ресурсам.
По аналогии
можно предположить, что данная норма распространяется также на договоры дарения
и мены земельных участков, хотя в законодательстве об этом умалчивается. Но при
самом распространенном в то время способе передачи в собственность земельных
участков – из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, по решению органов местного самоуправления – передаточный акт не
предусматривался. Поэтому следует полагать, что в таком случае право
собственности физических лиц на земельный участок до 01.01.1995 возникало с
момента издания соответствующего постановления.
Что касается собственности на
земельные участки юридических лиц, то в ст.14 Закона о собственности сказано:
"Хозяйственные общества и товарищества, кооперативы и иные предприятия,
созданные в качестве собственников имущества и являющиеся юридическими лицами,
обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и
других взносов их участников". Следовательно, момент возникновения права
собственности на земельные участки у юридических лиц до 01.01.1995 определяется
датой регистрации их учредительных документов, в которых содержатся сведения о
внесении учредителями земельных участков (долей, паев) в уставный (складочный)
капитал.
О моменте возникновении других вещных прав на землю - пожизненного
наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования – в
законодательстве до 01.01.1995 не говорится ничего. Но на таких видах прав
земельные участки передавались только из состава земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, поэтому можно полагать, что
возникновение этих прав до указанной даты также наступало с момента издания
соответствующего ненормативного акта органами государственной власти или
органами местного самоуправления.
А что же свидетельства о правах на землю –
"белые", "голубые", "розовые"? В постановлениях Правительства РФ либо Совета
Министров РСФСР, которыми утверждались эти формы, о моменте возникновения прав
на землю ничего не сказано. Кроме того, при утверждении каждой новой формы
прежняя форма недействительной не признавалась! Единственным исключением был
Указ Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 о введении "розовых" свидетельств
(вступил в силу 29.10.1993, утратил силу 25.02.2003), в п.3 которого было
установлено: "государственные акты и свидетельства о предоставлении земельных
участков в собственность, выданные до вступления в действие настоящего Указа,
являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности,
и имеют равную законную силу со свидетельством, предусмотренным настоящим
пунктом.
Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки
или права пользования земельными участками, выданные после вступления в
силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления
без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и
землеустройству, являются недействительными".
Подведем
итоги
Во-первых, права на земельные участки, возникшие до 01.01.1995
подтверждаются:
- актами органов государственной власти и органов местного самоуправления по
предоставлению земельных участков из состава земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, на том или ином виде права, в
том числе в собственность бесплатно в соответствии с действовавшим в то время
законодательством;
- документами о сделках, в результате которых происходил переход права
собственности на земельный участок (то есть "передача вещи"), в том числе
свидетельствами о праве на наследство по закону либо по завещанию.
При этом
с 17.01.1993 договор купли-продажи земельного участка должен был быть
нотариально удостоверен и зарегистрирован в соответствующем комитете по
землеустройству и земельным ресурсам. К иным договорам эта норма не относится;
- учредительными документами юридических лиц, на основании которых земельные
участки (доли, паи) вносились учредителями в уставный капитал;
- решениями суда, вступившими в законную силу.
Во-вторых, права на земельные участки, возникшие с 01.01.1995 по 01.02.1998
подтверждаются:
- "розовыми" свидетельствами, выданными комитетами по земельным ресурсам и
землеустройству;
- "белыми" государственными актами и "голубыми" свидетельствами, в том числе
выданными исполнительными органами государственной власти или органами
местного самоуправления, но обязательно зарегистрированными (завизированными)
комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
В-третьих, как уже говорилось, государственная регистрация возникшего до
введения в действие ФЗ № 122-ФЗ права на земельный участок проводится по желанию
правообладателя на основании заявления его или уполномоченного им на то лица
(при наличии у последнего нотариально удостоверенной доверенности) за
половину платы, установленной субъектом РФ.
При одновременной
регистрации сделки с земельным участком плата за государственную регистрацию
ранее возникшего права, подтвержденного документами, указанными выше (см.пп.1,
2), не взимается вообще, но с одной существенной оговоркой: объект ранее
возникшего права собственности (при иных правах сделки с земельными участками
невозможны) должен точно совпадать с предметом договора о сделке. Например, если
гражданин имеет "розовое" свидетельство 1994 года о праве собственности на
земельный участок площадью 4 га, полученный им в результате реорганизации
бывшего сельскохозяйственного предприятия, а предметом договора купли-продажи
является 1/1000 доля в праве на общий земельный участок площадью 4000 га (по
ныне действующему законодательству именно так и должно быть), то право долевой
собственности гражданину придется регистрировать заново, за полную плату.
Конечно, это может показаться несправедливым, но несправедливость эту может
исправить только законодатель, но не государственный регистратор прав.
В-четвертых, "белые", "голубые" и "розовые" свидетельства, выданные после
01.02.1998 до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по
форме, утвержденной Правилами, зарегистрированные в комитетах по земельным
ресурсам и землеустройству, признаются юридически действительными (например, для
оформления свидетельства о праве на наследство по закону или по завещанию, при
разрешении судебных споров и др.), но не являются основанием для применения
льгот по плате за государственную регистрацию в случае внесения записей в
ЕГРП.