В конце февраля в Москве состоялась конференция "Первый год действия
нового закона о банкротстве: результаты и перспективы. Финансовое оздоровление
предприятий в рамках процедур банкротства". Организаторами выступили
Торгово-промышленная палата РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, профильные
министерства. Участники конференции пытались понять, почему банкротство никак не
превратится в механизм финансового оздоровления.Ольга
ПЛЕШАНОВА, магистр частного праваТон задал Президент ТПП РФ Е.М.
Примаков. Он подчеркнул, что банкротство часто используется для передела
собственности и недружественных поглощений, а новый закон так и не решил
проблему банкротства градообразующих и оборонных предприятий. Вдобавок возросло
количество фиктивных и преднамеренных банкротств.
Данные о
фиктивных и
преднамеренных банкротствах сообщила Руководитель ФСФО Т. И.
Трефилова
[1]: в 2002 году было выявлено
и подтверждено экспертизой 457 подобных случаев (возбуждено 170 уголовных дел),
в 2003 году – 417 случаев (128 уголовных дел). Правда, до суда дошло чуть более
20 дел, а осуждены 12 человек (мера наказания – 3-4 года лишения свободы). Т. И.
Трефилова назвала банкротство "крайне криминализированной сферой", но при этом
отметила, что новый закон усложнил порядок возбуждения в арбитражном суде дела о
банкротстве (в 2003 число заявлений сократилось почти в 8 раз) и тем самым свел
заказные банкротства к "единичным случаям". Интересную деталь добавил
заместитель Председателя ВАС РФ Э. Н. Ренов: накануне введения в действие закона
о банкротстве 2002 года многие торопились ввести процедуру банкротства по
старому закону.
Центр тяжести переместился в
область корпоративного
права: если раньше имущество распродавалось в ходе процедур банкротства, то
теперь вывод активов чаще происходит до возбуждения дела о банкротстве. Это
касается в том числе унитарных предприятий. Отсюда неудивительно, что резолюция
конференции уделила большое внимание недобросовестному применению судами
обеспечительных мер, часто используемых в корпоративных конфликтах.
В целом
новый закон о банкротстве оценивается положительно: он обеспечил защиту
должника, его учредителей (участников), собственника, обеспечив баланс их
интересов. В ходе процедур банкротства, вводимых по новому закону (заметим, что
законы о банкротстве 1992 и 1998 г. продолжают применяться в некоторых делах),
кредиторская задолженность погашается более успешно. Так, при применении старых
законов требования уполномоченных органов удовлетворялись в среднем на 23%, по
новому закону – на 60%. В 2003 году удалось сохранить 60% бизнеса ликвидируемых
должников, что, впрочем, по мировым стандартам весьма мало.
Мировой опыт
отдает приоритет финансовому оздоровлению и завершению процесса банкротства
мировым соглашением. В России процедура
финансового оздоровления,
предусмотренная новым законом, в 2003 году была введена лишь в отношении 14
должников. По словам Т.И. Трефиловой, должники сами в массовом порядке
отказываются от оздоровления, поскольку задолженность по обязательным платежам
обычно составляет 3-5 млрд руб.
С
мировыми соглашениями ситуация не
намного лучше – статистика арбитражных судов РФ за 2003 год насчитывает их всего
170. Во-первых, в НК РФ не решен вопрос о судьбе обязательных платежей, а
во-вторых, – закон о банкротстве четко не определяет, в каком порядке должны
согласовываться позиции различных федеральных органов исполнительной власти,
органов власти субъектов РФ и муниципальных образований. Первый заместитель
Министра экономического развития и торговли А.В. Шаронов констатировал, что пока
сбалансировать интересы не удается, а вопрос о правах субъектов РФ и
муниципальных образований находится на рассмотрении в Конституционном Суде РФ.
По мнению А.В. Шаронова, решить проблему можно только на уровне закона о
банкротстве, внеся соответствующие изменения.
Заместитель Председателя ВАС
РФ Э.Н. Ренов сообщил, что по вопросам банкротства готовится подробное
постановление Пленума ВАС РФ. Он также акцентировал внимание на
несогласованности ряда норм закона о банкротстве с положениями других законов
(например, АПК РФ, Закона о недрах), а также на пробелах в законе. Неизвестно,
например, что должен делать суд, если назначенный арбитражный управляющий вышел
из саморегулируемой организации (СРО). Э.Н. Ренов предложил, чтобы арбитражный
суд имел свой резерв арбитражных управляющих для оперативного назначения в
подобных ситуациях.
Ажиотаж вокруг темы СРО идет не случайно. В России сейчас
38 СРО, тогда как во многих странах действует всего одна, в Англии насчитывается
восемь. Во Франции все СРО объединились в одну, которая оказалась способна без
промедления возместить организации-должнику 28 млн долл, украденных арбитражным
управляющим. В России подобное сейчас невозможно: компенсационные фонды СРО
имеют в среднем по 1 млн долл. По словам Т.И. Трефиловой, за время действия
нового закона пока нет доказанных фактов причинения арбитражными управляющими
убытков, но есть факты, по которым ведется сбор доказательств.
В ближайшее
время (по прогнозам – через год-два) количество СРО значительно сократится.
Вероятно, меньше станет и самих арбитражных управляющих: дел о банкротстве
возбуждается все меньше, передел собственности чаще ведется по другим правилам,
так что многим пора задуматься о переквалификации.