Леонид Бирюков, 2004
birukov@medaglia.ru
Краткий обзор общего состояния правовой сферы в области экологии.
Детерминационные и причинные особенности нарушений требований экологической безопасности.
Неблагоприятная экологическая ситуация, сложившаяся в России к концу 20 го столетия, вышла на грань катастрофы. Во многом причины этого лежат в области противоречий общественных отношений, определяющих характер взаимосвязи человека и окружающей среды.
Современная российская наука, в частности экологическая криминология (Осипов Г. И., Ермаков В. Д. и др.), обосновывает связь этих противоречий с рядом негативных процессов, происходящих в стране в связи с социальными и экономическими преобразованиями.
Переориентация российской экономики с плановой на рыночную привела к расстыковке экономических и экологических интересов общества, государства и его граждан. Это в свою очередь способствовало усилению воздействия на окружающую среду уже существовавших негативных факторов, и привело к возникновению ряда новых, реальных стимулов нарушения общего экологического баланса.
Наибольшее количество этих стимулов содержит сфера промышленного производства.
Во-первых, работа предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, требует все более возрастающих затрат на проведение природоохранных мероприятий. Для многих собственников предприятий такие затраты крайне нежелательны, в результате на таких предприятиях распространена незаконная экономия на средствах, направляемых на охрану природных ресурсов. Зачастую руководства предприятий объясняют эту экономию необходимостью избежать банкротства, сохранения рабочих мест, снижения себестоимости выпускаемой продукции и т. п. Однако в действительности в основе такой экономии лежит стремление достижения сверхприбылей.
Во-вторых, дешевизна природных ресурсов России способствует сверхинтенсивной их эксплуатации.
В третьих, многие иностранные кампании осваивают территорию России с целью хранения и захоронения радиоактивных материалов и высокотоксичных отходов, создания экологически опасных производств, внедрения экологически грязных технологий, ввоза не опасного, но трудноуничтожимого мусора, сбыта некачественных или запрещенных продуктов и товаров.
Многие зарубежные инвесторы, представляющие мелкий и средний бизнес, стремятся к размещению на российской территории экологически вредных производств. Это обусловлено их стремлением избежать дополнительных расходов на выполнение жестких нормативов экологической безопасности в своих странах, и тем самым снизить издержки производства.
В то же время, большинство российских производственных предприятий включает расходы на природоохранные мероприятия в себестоимость продукции, уклоняясь тем самым от реальной охраны окружающей среды и исполнения норм природоохранного законодательства.
Помимо этих стимулов, негативно воздействующих на окружающую среду и носящих экономический характер, имеют место массовые нарушения природоохранного законодательства, совершаемые гражданами без использования статуса должностного лица. Данные нарушения многообразны: браконьерство, самовольные захваты земли, нарушение режима особо охраняемых природных территорий, незаконная порубка леса, поджоги, отстрел редких животных и т. п.
Причины приведенных факторов и стимулов неоднородны, и разделяются на две главные группы причины юридического характера и структурологические.
Группа причин юридического характера включает в себя следующие:
- общее несовершенство экологического законодательства, в частности, перенасыщенность отсылочными нормами, несогласованность между актами и нормами, нечеткие формулировки норм, дающие возможность разночтений и свободного толкования;
- принятие субъектами РФ законодательных актов, объявляющих исключительное право собственности на все природные объекты своих территорий, что противоречит положениям Конституции РФ;
- издание законов, постановлений, распоряжений местными органами власти без ведома природоохранных органов и проведения экологической экспертизы, в результате чего леса 1 й группы переводятся в любую другую и развертывается строительство коттеджей, предприятий, в т. ч. в водоохранных зонах;
- в законодательстве не реализуется система экологических ограничений и режимов природопользования, отсутствует концепция последовательной экологизации законодательства;
- законодательное регулирование экологических общественных отношений ориентировано на ликвидацию уже возникших негативных последствий производственной, хозяйственной и иной деятельности, а не на их предупреждение.
Структурологические причины:
- снижение активности контролирующих органов;
- снижение уровня взаимодействия правоохранительных и природоохранных органов;
- несовершенство системы государственных органов специального управления в области охраны окружающей среды и природопользования;
- непоследовательность в реализации законодательно закрепленного принципа разграничения контрольно-надзорных и хозяйственно-распорядительных функций;
- слабое информационное обеспечение экологической и природоохранной деятельности;
- недостаточная материально-финансовая обеспеченность контрольно-инспекционных служб;
- слабая правовая и социальная защита инспекторского состава природоохранных органов;
- отсутствие эффективного механизма участия общественности в экологической и природоохранной деятельности и взаимодействия с государственными органами;
- отсутствие должного внимания к проблеме на государственном уровне.
В Федеральной программе борьбы с преступностью на 1994 95 г. г., и в последующих решениях, принятых в ее развитие, не было запланировано ни одного решения по проблемам природоохраны, борьбы с экологической преступностью, ее предупреждению и обеспечению экологической безопасности.
В аналогичной Программе на 1996 97 г. г. данным вопросам уделено минимальное внимание.
В настоящее время налицо несостоятельность правительств, как Российской Федерации, так и ее субъектов, министерств и ведомств в обеспечении реализации экологического законодательства. Ситуация осложняется тем, что произошел развал прежней системы государственного контроля, проводятся постоянные реорганизации природоохранных органов, предпринимаются попытки серьезно ограничить, либо вообще ликвидировать прокурорский надзор в сфере экологии.
Непосредственная правоприменительная практика в этой области имеет постоянную тенденцию к снижению эффективности. Причины этого следующие:
- явная недооценка общественной опасности экологических правонарушений, преступлений, потенциально опасных ситуаций и необходимости разработки и применения комплексов превентивных мер;
- недостатки предварительного следствия и дознания, связанные с низким профессиональным уровнем работников правоохранительных и природоохранных органов, отсутствие представления о сущности экологических преступлений, их классификации, разграничения со сходными преступлениями и административными правонарушениями;
- недостаточная освещенность криминологических исследований в области экологической преступности, отсутствие в массовом сознании представления о ее состоянии, уровне и тенденциях развития;
- преимущественное ведение борьбы с мелкими нарушениями экологических норм.
Таково общее состояние сферы правового регулирования в области экологии в настоящее время.
Предпринимаемые Правительством РФ меры, направленные на приватизацию ряда земельных угодий, участков лесов и водоохранных зон, по сути, еще более усложняют ситуацию, поскольку фактически отодвигают на неопределенное время решение неотложных вопросов грамотного природопользования и выводят объекты экологического права, всю систему экологических общественных отношений на совершенно иной уровень, еще более отдаленный от необходимого централизованного государственного и общественного контроля природопользования.