ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ВОПРОСЫ
ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Карасева
Анна Алексеевна
(юрисконсульт
ООО «Трансбункер-Ново», г. Новороссийск)
Определение
понятия государственной экологической
экспертизы дано в ст. 1 Закона «Об
экологической экспертизе» №174-ФЗ. Под
государственной экологической экспертизой
понимается установление соответствия
документов и (или) документации,
обосновывающих намечаемую в связи с
реализацией объекта экологической
экспертизы хозяйственную и иную
деятельность, экологическим требованиям,
установленным техническими регламентами
и законодательством в области охраны
окружающей среды, в целях предотвращения
негативного воздействия такой деятельности
на окружающую среду. При этом объекты
государственной экологической экспертизы
перечислены в ст. 11-12 Закона №174-ФЗ.
Из
анализа статей 11-12 Закона №174-ФЗ следует,
что законодатель в качестве объектов
государственной экологической экспертизы
рассматривает, прежде всего, документы
и (или) документацию; материалы обоснования
лицензий; проекты федеральных программ;
проекты документов и (или) документации
и т.п.
При
этом следует полагать, что первичным
при ответе на вопрос о необходимости
тому или иному хозяйствующему субъекту
проходить государственную экологическую
экспертизу, является определение объекта
экспертизы (какие именно материалы
деятельности субъекта будут являться
предметом исследования экспертов). Этот
вывод логичен, так как Закон №174-ФЗ
связывает экологическую экспертизу с
объектом экспертизы, это вытекает также
из самого понятия экологической
экспертизы, данного в ст. 1 Закона. Значит,
отсутствие законодательно закрепленного
объекта экспертизы применительно к
деятельности хозяйствующего субъекта,
фактически означает и отсутствие
обязанности у этого субъекта по
прохождению государственной экологической
экспертизы.
Несмотря
на кажущуюся простоту решения вопроса,
зачастую на практике контролирующие
органы выносят сомнительно мотивированные
постановления и обязуют организации и
индивидуальных предпринимателей все
же осуществлять хозяйственную деятельность
только при наличии положительного
заключения государственной экологической
экспертизы, даже в отсутствии законодательно
установленного объекта экспертизы.
Касается это, в том числе, деятельности
организаций во внутренних морских водах
и в территориальном море.
Рассмотрим
эту ситуацию более детально.
В
соответствии с п. 7 ст. 11 Закона №174-ФЗ
объектом государственной экологической
экспертизы федерального уровня являются
объекты государственной экологической
экспертизы, указанные в Федеральном
законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О
континентальном шельфе Российской
Федерации", Федеральном законе от 17
декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной
экономической зоне Российской Федерации",
Федеральном законе от 31 июля 1998 года N
155-ФЗ "О внутренних морских водах,
территориальном море и прилежащей зоне
Российской Федерации".
При
этом согласно п. 3 ст. 34 Закона "О
внутренних морских водах, территориальном
море и прилежащей зоне Российской
Федерации" №155-ФЗ объектами
государственной экологической экспертизы
являются проекты федеральных программ,
другие документы и (или) документация,
имеющие отношение к региональному
геологическому изучению, геологическому
изучению, разведке и добыче минеральных
ресурсов внутренних морских вод и
территориального моря, рыболовству,
созданию, эксплуатации, использованию
искусственных островов, установок,
сооружений, прокладке подводных кабелей,
трубопроводов, проведению буровых
работ, захоронению отходов и других
материалов во внутренних морских водах
и в территориальном море.
Вместе
с тем, в соответствии с п. 2 ст. 34 Закона
№155-ФЗ государственной экологической
экспертизе подлежат все виды документов
и (или) документации, обосновывающих
планируемую хозяйственную и иную
деятельность во внутренних морских
водах и в территориальном море.
Все
виды хозяйственной и иной деятельности
во внутренних морских водах и в
территориальном море могут осуществляться
только при наличии положительного
заключения государственной экологической
экспертизы, проводимой за счет пользователя
природными ресурсами внутренних морских
вод и территориального моря.
Представим
себе ситуацию, что организация не
проводит геологическое изучения,
разведку, добычу минеральных ресурсов
внутренних морских вид и территориального
моря и не осуществляет иные виды работ,
перечисленные в п. 3 ст. 34 Закона №155-ФЗ.
Допустим, что организация занимается
бункеровочной деятельностью во внутренних
морских водах на протяжении нескольких
лет. С учетом абз. 1 п. 2 ст. 34 Закона
№155-ФЗ, при планировании своей деятельности
организация получила положительное
заключение государственной экологической
экспертизы, однако срок действия ее
истек. Поскольку законодателем не
установлен объект экологической
экспертизы применительно к уже
осуществляемой бункеровочной деятельности,
надо полагать, что прохождение такой
экспертизы повторно не требуется.
Несмотря
на логичность данных выводов, практика
говорит об обратном. И наибольшее
смущение и возмущение при этом вызывает
положение абз. 2 п. 2 ст. 34 Закона №155-ФЗ.
Это положение фактически обязывает
всех хозяйствующих субъектов,
осуществляющих любую деятельность во
внутренних морских водах и в территориальном
море, иметь положительное заключение
государственной экологической экспертизы.
При этом объект такой экспертизы законом
не установлен.
Помимо
всего прочего, представляется, что не
выдерживает критики п. 4 ст. 11 Закона
№174-ФЗ.
Этим
положением Закон устанавливает в
качестве объекта экологической экспертизы
материалы обоснования лицензий на
осуществление отдельных видов
деятельности, которые оказывают
негативное воздействие на окружающую
среду и лицензирование которых
осуществляется в соответствии с
Федеральным законом от 8 августа 2001 года
N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных
видов деятельности" (за исключением
материалов обоснования лицензий на
осуществление деятельности по сбору,
использованию, обезвреживанию,
транспортированию, размещению отходов)
и законодательством в области использования
атомной энергии федеральными органами
исполнительной власти.
При
этом несмотря на то, что в состав
лицензионных требований и условий
наличие положительного заключения
государственной экологической экспертизы
не включено, уже появляются судебные
акты, которыми признаются недействительными
лицензии, полученные в нарушение п. 4
ст. 11 Закона №174-ФЗ в отсутствие такого
заключения (см. Постановление Тринадцатого
арбитражного апелляционного суда от
30.11.2009 N А26-7800/2007, оставленное без изменения
ФАС Северо-Западного округа).
Более
того, сама формулировка п. 4 ст. 11 Закона
№174-ФЗ вызывает множество других
вопросов. Например, что понимает
законодатель под «материалами обоснования
лицензий» и почему отсутствует
конкретизация «отдельных видов
деятельности», о которых идет речь в п.
4 ст. 11 и в п. 3 ст. 12 Закона №174-ФЗ.
Обозначенная
в настоящей статье неясность закона
порождает возможность его расширительного
толкования со стороны контролирующих
органов. Бюрократическая волокита,
которая и без того в нашей стране столь
распространена, набирает свои обороты,
благодаря именно таким лазейкам,
позволяющим набивать чиновничьи карманы.
Представляется необходимым внести
соответствующие изменения в ст. 34 Закона
№155-ФЗ, в ст. 11-12 Закона №174-ФЗ и
конкретизировать не только перечень
объектов государственной экологической
экспертизы, но и понятийный аппарат.