ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Прежде чем начинать говорить о таможенном законодательстве, давайте определимся с тем, что его образует - с его источниками.
Источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот который носит нормативный характер.
К таким источникам относятся:
а) внутреннее таможенное законодательство;
б) международно-правовые договоры и соглашения с участием России, касающиеся таможенных вопросов.
Также большое влияние на правовое регулирование таможенных отношений оказывают судебная практика, накопленная при разрешении таможенных споров, хотя в разных регионах такая практика складывается по разному.
К законодательству о таможенном деле относятся Таможенный кодекс (ТК), Закон РФ "О таможенном тарифе", а также иные законодательные акты РФ, принятые в соответствии с ТК (ст. 5). Причем Таможенный кодекс и Закон РФ "О таможенном тарифе" занимают центральное место в механизме правового регулирования таможенных отношений и вследствие этого они регулируют лишь самые общие вопросы таможенного законодательства, содержа в себе много отсылочных норм. Вследствие этого по количественным параметрам подзаконные нормативные акты - наиболее многочисленный вид источников таможенного права.
Основными видами подзаконных актов, регулирующих таможенные отношения, являются:
1. Указы Президента РФ.
2. Постановления Правительства РФ. Ими обычно регулируются наиболее важные вопросы таможенной политики.
3. Подзаконные акты, принимаемые совместно несколькими государственными органами. Примером может служить инструкция Банка России и ГТК РФ от 12 октября 1993 года "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров".
4. Нормативные акты ГТК РФ. Им посвящена ст. 11 ТК: "...ГТК РФ издает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами РФ и иными государственными органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами", которые вступают в силу, за некоторыми исключениями, по истечении 30 дней после их опубликования ГТК
К источникам таможенного права относятся нормативные приказы и инструкции ГТК. В свою очередь, нормы в них содержащиеся ГТК разъясняет в письмах и указаниях. Кроме того, ГТК все чаще используется такая форма доведения информации до местных органов таможни, как телеграммы, телетайпограммы, где довольно часто содержится довольно важная информация для участников ВЭД.
В разделе I ТК (ст. 6) устанавливается принцип соотношения между актами внутреннего права и международными договорами, в которых участвует Россия: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу, то применяются правила международного договора". Аналогичная норма содержится в Законе РФ "О таможенном тарифе" (ст. 38). Во взаимоотношениях с таможней необходимо помнить об этом, т.к. довольно часто бывает, что внутреннее таможенное законодательство РФ или складывающаяся практика его применения противоречит международным соглашениям или договорам в которых участвует Россия, и правоту свою участник ВЭД, при определенной доли везения, может доказать зачастую лишь в суде.
Следует учитывать, что по общему правилу для регулирования отношений в таможенной сфере применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом. В то же время ТК допускает отход от этого правила в случаях, непосредственно оговоренных в таможенном законодательстве.
Далее, предлагаю разобраться с таким понятием, как таможенная территория.
Таможенная территория состоит из сухопутной территории Российской Федерации, территориальных и внутренних вод и воздушного пространства над ними.
Исключаются из таможенной территории - территории свободных таможенных зон и свободных складов, которые "рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу" (ст. 3 ТК) (например, Калининградская область).
Вот вроде бы мы с Вами разобрались с тем, что относится к источникам таможенного права, с понятием таможенной территории – т.е. той территории, на которой и действуют таможенно-правовые нормы.
Что еще нужно знать при участии в таможенных правоотношениях?
Во-первых тот факт, что, хоть и в большинстве своем никто из нас с детства не любит жаловаться, ст. 17. ТК закрепляет важнейший принцип взаимоотношений граждан и юридических лиц с таможенными органами и их должностными лицами: Решения, действия или бездействие таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц могут быть обжалованы в порядке, установленном Таможенным Кодексом. Конкретные вопросы и процедура обжалования рассматриваются в соответствующих статьях ТК. Следует обратить внимание на сроки обжалования – они, в зависимости от того, что и кем обжалуется, варьируются от 10 дней до 6 месяцев, и будет очень печально если он будет пропущен. Хотя и в этом случае не стоит особо расстраиваться, бывает что и удается что-то еще придумать, чтобы добиться своего.
Если уж Вы и решили разобраться в таком сложном вопросе, как таможенное законодательство, то непременно советую заглянуть в ст.18 ТК, где даются разъяснения основных понятий, используемых в ТК, например, что такое товары, транспортные средства и др.
Общие принципы перемещения товаров и/или транспортных средств через таможенную границу РФ таковы:
1. Все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.
2. Ввоз и/или вывоз отдельных товаров, транспортных средств может быть запрещен.
3. Ввоз и/или вывоз отдельных товаров, транспортных средств может быть ограничен.
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации производится в соответствии с их таможенными режимами в порядке, предусмотренном Таможенным Кодексом.
Виды таможенных режимов таковы:
1) выпуск для свободного обращения;
2) реимпорт;
3) транзит;
4) таможенный склад;
5) магазин беспошлинной торговли;
6) переработка на таможенной территории;
7) переработка под таможенным контролем;
8) временный ввоз (вывоз);
9) свободная таможенная зона;
10) свободный склад;
11) переработка вне таможенной территории;
12) экспорт;
13) реэкспорт;
14) уничтожение;
15) отказ в пользу государства.
Таким образом, законодатель установил 15 таможенных режимов, особенности применения и требования каждого из этих таможенных режимов регулируются положениями соответствующих глав ТК, а в части не урегулированной ими - в соответствующих положениях постановлений Правительства РФ и принимаемых в соответствии с ними приказами, указаниями, письмами ГТК (ст.24 ТК).
Следует учитывать, что для каждого конкретного товара не существует раз и навсегда предопределенного таможенного режима, лицо может изменить таможенный режим товара (транспортного средства) на другой, естественно с соблюдением всех требований и за изъятиями, установленными таможенным законодательством.
Указанные таможенные режимы можно комбинировать в зависимости от того, какова ваша конечная цель в отношении товаров, действующего налогового и таможенного законодательства РФ, например, товар можно оформить вначале в таможенном режиме "переработка вне таможенной территории", затем, через какое-то время оформить таможенный режим "экспорт", или например таможенный режим товара "временный ввоз" на режим "выпуск в свободное обращение". Каждая ситуация по своему уникальна, и при разработке каких-либо схем в отношении товаров, необходимо принимать не только действующее законодательство, но и перспективы его изменений, что например сейчас происходит в отношении товаров, ввозимых иностранным учредителем в качестве взноса в уставный капитал совместно предприятия.
После того как товары или транспортные средства пересекли таможенную границу РФ (ст. 27 ТК) прошли таможенное оформление и таможенный контроль в соответствии со ст. 26 ТК, ими можно пользоваться в соответствии с их таможенными режимами (ст. 28 ТК). Если же в отношении товаров и/или транспортных средств были предоставлены льготы по таможенным платежам, то такие товары и/или транспортные средства считаются условно выпущенными, а пользование ими осуществляется в соответствии с теми целями, ради которых и были предоставлены таможенные платежи. Использование их в других целях, так же как и распоряжение ими, осуществляется при условии уплаты таможенных платежей и соблюдения других требований установленных таможенным законодательством.
В дальнейших статьях мы подробнее остановимся на каждом из таможенных режимов и особенностях его применения.