Особенности привлечения к административной ответственности в виде штрафа и конфискации лиц, перемещающих товары через таможенную территорию Республики Беларусь в порядке транзита
Правоприменительная практика 2007-2008 годов показала увеличение числа случаев привлечения к ответственности по ч.3 ст. 14.4. Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП РБ) водителей, осуществляющих перемещение товаров по таможенной территории Республики Беларусь в порядке транзита.
В настоящей статье предлагается аналитический обзор норм таможенного и административного законодательства, а также практические рекомендации руководителям транспортных компаний с целью избежания возникновения конфликтных ситуаций с таможенными органами Республики Беларусь и контрагентами.
Не смотря на меры государственного регулирования, направленные на развитие транзитного потенциала и улучшение делового имиджа Республики Беларусь, перемещение товаров по таможенной территории в порядке международного транзита по-прежнему является для хозяйствующих субъектов (перевозчиков и собственников груза) рискованным предприятием.
Сложившаяся ситуация во многом обусловлена существующей практикой привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.4. КоАП РБ за незаконное перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь, совершенное с обманным использованием документов и средств идентификации, то есть с представлением таможенному органу Республики Беларусь в качестве документов, необходимых для таможенных целей, документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением декларации, а равно покушение на такое перемещение, которое влечёт наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, на индивидуального предпринимателя - от ста до ста пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров и транспортных средств независимо от того, в чьей собственности они находятся, а на юридическое лицо - от пятисот до восьмисот базовых величин с конфискацией товаров и транспортных средств независимо от того, в чьей собственности они находятся.
С одной стороны, с принятием Указа Президента Республики Беларусь № 320 «О реализации принципа свободы транзита в Республике Беларусь» (далее – Указ №320) круг объектов таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых в порядке транзита, был ограничен сведениями, позволяющие для таможенных целей идентифицировать товары и их количество. К ним относятся только следующие четыре параметра: наименование товаров, их количество, число грузовых мест, вес брутто товаров.1
С другой, - действующие нормы КоАП РБ по-прежнему позволяют таможенным органам привлекать перевозчиков к административной ответственности с конфискацией груза по достаточно формальным основаниям и несущественным нарушениям законности, совершение которых не влечёт за собой нанесение ущерба хозяйственному порядку Республики Беларусь в форме недоимки суммы таможенных платежей и пошлин или ущерба основам публичного порядка в результате перемещения товаров не допускаемых или ограниченных к ввозу в Республику Беларусь.
Выявление в ходе проведения операций таможенного контроля факта сообщения перевозчиком при прибытии на таможенную территорию Республики Беларусь недостоверных сведений о наименовании товаров, их количестве, числе грузовых мест, весе брутто влечет административную ответственность, предусмотренную ч.3 ст. 14.4. КоАП РБ.
Не смотря на то, что ключевым для данного правонарушения термином является понятие «недостоверные сведения», ни Таможенный кодекс Республики Беларусь (далее - ТК) ни КоАП РБ не содержит разъяснений его содержания, и, соответственно, не ясным остаётся главное в решении вопроса об ответственности перевозчика (лица, сообщающего эти сведения таможенному органу) – а) на основании каких документов и/или б) в результате каких необходимых, разумных и достаточных действий перевозчика на практике должна устанавливаться и обеспечиваться достоверность предоставляемых таможенным органам сведений о товарах?
Здесь необходимо вести речь о действиях, которые обязан произвести перевозчик при приёмке груза и документов на него.
Единственным документов, регулирующим данный вопрос является Конвенция о договоре международной перевозки груза 1956 года (далее – КДПГ), которой предусмотрены следующие обязанности перевозчика при приёмке груза.
В соответствии с ч. 1. ст.8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить: точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их разметки и номеров.
При установлении виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.4 КоАП РБ таможенному органу важно определить наличие правовой и реальной возможности для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых предусмотрена данная административная ответственность.
Для перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта, существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке, который может быть выражен следующим образом – если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе (отсутствие водителя при погрузке товаров в грузовое отделение; приемка груза в контейнере, опломбированном отправителем и др.), он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки (пункт 2 статьи 8 КДПГ, статья 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г., пункт 1 статьи 16 Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. и др.)
Такие оговорки рассматриваются таможенными органами, как риск заявления недостоверных сведений о перемещаемом через таможенную территорию Республики Беларусь товаре и могут повлечь производство соответствующих операций таможенного контроля.
Отсутствие указанных оговорок в документах, в случае выявления недостоверности заявленных в них сведений, на практике рассматривается как свидетельство недостаточной степени заботливости и осмотрительности перевозчика в части соблюдения требований таможенного законодательства, следовательно, и о наличии вины в его действиях в форме небрежности.
В целом, вопрос установления вины перевозчика является краеугольным камнем в решении вопросам о наличии состава правонарушения в его действиях (ч.6 ст. 4.2. КоАП РБ).
Что касается правоприменительной практики, то в последнее время она идёт по пути привлечения в качестве виновного лица водителя транспортной компании, направления дела в суд по месту нахождения таможенного органа, формировавшего административное дело, назначения минимального штрафа в размере тридцати базовых величин и конфискации всех товаров.
Привлечение к ответственности физического лица (водителя) имеет свои особенности, обусловленные размытыми нормами законодательства и уже сложившейся судебной практикой по данной категории дел, которая свидетельствует, что в отношении водителей устанавливается вина в форе небрежности.
Вместе с тем, обращаясь к более подробному исследованию норм белорусского законодательства, можно придти к однозначному выводу о том, что совершение данного правонарушения возможно исключительно в форме прямого умысла на его совершение.
Так, ч.3 ст. 14.4 КоАП РБ содержит важный элемент, характеризующий психическое отношение субъекта (субъективная сторона) к совершаемому правонарушению, а именно «перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь, совершенное с обманным использованием документов и средств идентификации».
КоАП Республики Беларусь не содержит разъяснений термина «обманное использование», в то время как п.14-5. Постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 17 июня 1994 г. N 4 «О судебной практике по делам о контрабанде и об административных таможенных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями от 29 марта 2007 г.)2 позволяет сделать однозначный вывод о том, что «перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь, совершенное с обманнымиспользованиемдокументов и средств идентификации» может быть реализовано только в форме прямого умысла на такое перемещение, «направленное на незаконный ввоз или вывоз товаров».
Таким образом, возможность совершения правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.4 КоАП РБ в форме небрежности (ст.3.3. КоАП РБ) исключается. Однако данный, вполне логичный подход не находит широкой поддержки в судебной практике.
Следующей особенностью, получившей распространение, как в белорусской, так и в российской судебной практике по данной категории дел, является неправомерное привлечение перевозчика (компании, индивидуального предпринимателя) или водителя к ответственности за сообщение недостоверных сведений о качественных характеристиках товаров при условии достоверности заявленных сведений о наименовании товара, его весе и (или) объеме, количестве числе грузовых мест (например, когда оформляются конфеты шоколадные с начинкой коньячной, а не карамельной, как заявлено в товаросопроводительных документах или когда к таможенному оформлению предъявляются сведения о том, что перемещаемые товары представляют собой LCD-мониторы, а не LCD-мониторы с ТВ-тюнерами).
Помимо того, что установление соответствия фактических качественных характеристик товара не входит в круг обязанностей водителя, факт привлечения его к ответственности за сообщение недостоверных сведений о качественных характеристиках товаров противоречит логике п.2.5 ст.108 ТК и положениям Указа №320, согласно которым для осуществления таможенного оформления необходимо предоставить сведения соответствующие сведениям в сопроводительных документах, полученных перевозчиком от отправителя груза. При этом, согласно ст.11 КДПГ проверка правильности и полноты этих документов не входит в обязанности перевозчика.
Что же касается книжки МДП – единственного документа к оформлению, которого перевозчик имеет отношение, то в соответствии с п. 6.3. Положения «О порядке применения таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г., утв. Приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 16 июня 1995 г. N 163-ОД при оформлении книжки МДП особое внимание обращается на заполнение грузового манифеста (сведения, внесенные в грузовой манифест, должны соответствовать сведениям, указанным в товаросопроводительных документах)».
Таким образом, водитель, принимая груз к перевозке, не имеет права вносить в книжку МДП иные сведения, кроме указанных в товаросопроводительных документах, полученных у отправителя. Иное рассматривается как нарушение порядка установленной процедуры международного транзита с применением книжки МДП.
С учётом изложенного, можно резюмировать, что для полного соблюдения таможенного законодательства перевозчику при принятии груза необходимо осуществить обязанности, установленные ч. 1. ст.8 КДПГ, т.е. проверить точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их разметки и номеров. Если данная обязанность не может быть реализована перевозчиком, он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки.
"Предупреждение автора: Эту статью запрещено копировать с сайта ЮрКлуба и размещать на других сайтах"
1 Иные сведения носят для таможенных целей информационный характер, проверяются путем установления их наличия в коммерческих, транспортных (перевозочных) документах и не подлежат контролю таможенными органами.
2 Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 29 марта 2007 г. № 4 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 17 июня 1994 г. № 4 «О судебной практике по делам о контрабанде и об административных правонарушениях».