СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Мустакимов Р.Р. (начальник отдела кадровой работы таможни «Семей» Комитета Таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, г. Семипалатинск),
В условиях развития рыночной экономики таможенной службе отводится роль государственного инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности, от работы которого зависит развитие приоритетных направлений экономики, становление предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса. Значительные объемы инвестиций, рост внешней торговли и перспективы Казахстана войти в состав ВТО – все эти факторы предполагают совершенствование форм и методов регулирования таможенного дела.
Сегодня таможенная служба нашей страны находится на качественно новом уровне своего развития. За последние годы был осуществлен ряд реформ, направленных на создание основы для дальнейшего успешного функционирования таможни. Увеличение внешнеторгового оборота Казахстана, улучшение инвестиционного климата, приведение Таможенного Кодекса /1/ в соответствие с международными стандартами – все это является подтверждением тому, что таможенная служба нашей страны развивается динамично.
Главным приоритетом деятельности таможенных органов в свете Послания Главы государства от 1 марта 2006 года «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» на предстоящие годы должно стать вхождение таможенной службы Казахстана в число 50 наиболее развитых таможенных администраций мира. Первым и основным приоритетом в Послании провозглашена успешная интеграция Казахстана в мировую экономику как основа качественного прорыва в экономическом развитии страны. Предстоящее вступление государства в ВТО требует реализации неординарных проектов международного значения, развитие индустрии производства товаров и услуг, которые могут конкурировать на рынке.
Не случайно, функции, выполняемые таможенными органами РК, включают в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, применяемых с целью оптимизации процесса развития и содействия торгово-экономическому развитию.
Развитие таможенной службы и модернизация таможенных процедур являются одной из важнейших тем, обсуждаемых в рамках переговорного процесса по вступлению Казахстана в ВТО и необходимы для развития международной торговли. Членство Казахстана в ВТО приведет к значительному увеличению внешнеторгового оборота и улучшению международной инвестиционной репутации страны.
Устойчивое развитие экономики Казахстана требует дальнейшего совершенствования системы таможенного регулирования через модернизацию таможенной службы. Все компоненты деятельности таможенной службы должны быть приведены в соответствие с международными стандартами в условиях предстоящей либерализации торговой политики, унификации нормативных правовых актов в рамках принятых международных обязательств, внедрения электронного документооборота, а также развитие сотрудничества и информационного обмена между таможенными службами Таможенного Союза, а также других государств.
Поэтому неслучайно с учетом обозначенных факторов КТК МФ РК разработана «Программа модернизации таможенной службы Республики Казахстан на 2007-2009 годы» /2/ (далее в тексте настоящей статьи – «Программа»). Работа над Программой, осуществляемая в соответствии с предварительной договоренностью Правительства РК с Всемирным банком, ведется на основе поиска и использования имеющегося передового зарубежного опыта, а также современных информационных технологий. Стратегическое преимущество сотрудничества с Всемирным банком в ходе реализации Программы заключается в изучении и внедрении богатого опыта, который имеет эта организация в области разработки и руководства масштабными программами по модернизации таможенных служб ряда государств.
В настоящее время текущая ситуация в сфере регулирования таможенного дела в РК не является достаточно благоприятной для развития торговли и экономики, ограничивает потенциальные поступления таможенных платежей и налогов в республиканский бюджет. Поэтому приоритетом для будущего развития должно стать совершенствование таможенных процедур, ориентированных на содействие торговле. Деятельность таможенных органов должна развиваться на твердой базе, ускорить масштаб и ход модернизации. В противном случае таможенная служба Казахстана может не успеть за потребностями предпринимателей и уровнем обслуживания, предоставляемым другими современными таможенными администрациями, что может сделать страну сравнительно менее конкурентоспособной. Как показывает международный опыт и многие успешные инициативы по реформированию таможенной службы за последние 10 лет, в том числе проекты Всемирного банка, аспект системных преобразований в переходных экономиках требует, чтобы страна также пересмотрела роли таможенных органов и других пограничных надзорных и правоохранительных ведомств и провела интеграцию их функций. Кроме того, существует необходимость в создании базы для мониторинга и оценки степени эффективности Программы с каналами для поступления информации от частного сектора, с помощью которой руководство таможенных органов и правительство смогут оценить прогресс, достигнутый в ходе реализации Программы и ее общих целей развития.
Главной целью Программы является «формирование устойчивой эффективно функционирующей таможенной системы, способствующей экономическому развитию и конкурентоспособности страны, путем внедрения международных стандартов и лучших мировых достижений в области таможенного администрирования за счет сокращения сроков оформления и упрощения таможенных процедур и контроля» /2/.
Основными спонсорами разработки Программы станут Всемирная таможенная организация, Евротаможня, а также Всемирный банк, рассматривающий вопрос ее финансирования. Указанными организациями рекомендовано использовать опыт реформирования и модернизации таможенной службы Швеции, признанной одной из наиболее эффективных в мире. Поэтому на основе изучения опыта деятельности шведской таможни на встрече глав таможенных служб Казахстана и Швеции в сентябре 2006 года, в Программу модернизации таможенной службы Республики Казахстан /2/ включены следующие мероприятия:
· внедрение электронного декларирования с 24 часовым режимом приема и обработки деклараций в центре информационных технологий;
· разработка и применение системы управления рисками при таможенном оформлении;
· создание системы классификации уровня качества работы участников ВЭД с применением дифференцированных форм таможенного контроля к ним;
· организация совместного таможенного контроля с сопредельными государствами с использованием информационного обмена данными;
· внесение проекта предложений о передаче функции контролирующих органов на государственной границе таможенной службе Казахстана;
· создание специализированных крупнейших терминалов, охватывающих сразу несколько приграничных пунктов пропуска с соответствующей инфраструктурой, позволяющей эффективно осуществлять таможенный контроль.
Источником финансирования Программы является республиканский бюджет, а также средства Всемирного банка в рамках инвестиционного Проекта по модернизации таможенной службы. Реализация Программы на 2007-2009 гг. потребует дополнительного финансирования объемом 22 млрд. 983 млн. тенге, из которых 20 млрд. 148 млн. тенге предполагается финансировать из республиканского бюджета и 2 млрд. 834 млн. тенге из средств проекта Всемирного банка. В 2010-2012 гг. необходимые объемы финансирования составят 4 млрд. 802 млн. тенге, из которых 4 млрд. 177 млн. тенге предлагается финансировать из средств проекта Всемирного банка и 625 млн. тенге из республиканского бюджета.
В нижеследующей таблице приведено необходимое финансирование для реализации Программы и его источники на 2007-2012 гг. в абсолютных (тыс. тенге) и относительных (процентный вес в общей сумме финансирования) показателях.
Таблица 1 – Финансирование Программы модернизации таможенной службы Республики Казахстан
Годы |
Республиканский бюджет |
Всемирный банк |
Всего |
|
тыс. тенге |
% |
тыс. тенге |
% |
тыс. тенге |
% |
2007 |
6 464 939 |
100,00 |
- |
|
6 464 939 |
100,00 |
2008 |
6 621 797 |
77,77 |
1 892 500 |
22,23 |
8 514 297 |
100,00 |
2009 |
7 061 661 |
88,23 |
941 875 |
11,77 |
8 003 536 |
100,00 |
2010-2012 |
625 000 |
13,02 |
4 176 875 |
86,98 |
4 801 875 |
100,00 |
Реализация Программы позволит получить следующие результаты:
· безбумажное оформление внешнеэкономической деятельности, при котором большинство документов и разрешений передается в электронном виде;
· совершенствование процедуры таможенного оформления товаров на границе; внедрение современных таможенных процедур в соответствии с международными стандартами; расширение внешней торговли и увеличение транзита;
· повышение открытости и прозрачности операций; прозрачная законодательная база;
· внедрение принципа «одного окна», позволяющего участникам ВЭД направлять свои запросы через одну центральную инстанцию, что позволит снизить издержки по соблюдению таможенного законодательства и устранить дублирование функций несколькими пограничными службами;
· внедрение всесторонней системы управления рисками, что позволит уделить большее внимание грузам, представляющим высокий риск, и значительное сокращение количества физических инспекций грузов с низким уровнем риска и добросовестных участников ВЭД;
· повышение эффективности правоохранительных операций по борьбе с контрабандой, перевозкой наркотиков и другими трансграничными видами преступлений;
· тесные партнерские связи между государственными органами и частным сектором;
· улучшение таможенного сотрудничества с соседними странами;
· рационализация управления кадрами в целях обеспечения высокой профессиональной подготовки, соответствующей оплаты труда таможенников и искоренения коррупции среди сотрудников;
· создание Таможенной академии (послевузовское образование) с целью приобретения и сохранения сотрудниками таможенной службы высокого уровня технической и управленческой компетенции, которая будет отражаться на карьерном росте и заработной плате.
Необходимо констатировать, что Программа предусматривает обязательное принятие «Концепции модернизации таможенной службы Республики Казахстан» (далее – «Концепция») /3/, проект которой разработан КТК с учетом рекомендаций Всемирной таможенной организации и других международных организаций и институтов в области таможенного регулирования. Указанная Концепция в качестве основной цели модернизации имеет повышение эффективности ВЭД государства и стратегии безопасности Казахстана, выход казахстанской таможни на уровень международных стандартов в основных сферах ее деятельности и завоевание статуса полноправного партнера в рамках международного таможенного сотрудничества.
Концепция определяет основные цели, задачи и направления развития таможенных органов, и является основой для разработки программ и планов модернизации таможенной службы РК на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Так, в частности, раздел IV Концепции /3/ закрепляет семь наиболее приоритетных направлений модернизации таможенной службы Республики Казахстан. В качестве таких направлений названы:
1. Борьба с коррупцией.
2. Совершенствование национального таможенного законодательства.
3. Международное таможенное сотрудничество и внедрение международных стандартов.
4. Совершенствование существующих и внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на основе современных технических решений.
5. Совершенствование кадровой политики.
6. Развитие материально-технической базы таможенных органов и сопутствующей инфраструктуры.
7. Активизация взаимодействия с общественностью.
Реализация Концепции при проведении комплекса взаимосвязанных мероприятий позволит таможенным органам достигнуть:
· повышения открытости и прозрачности деятельности;
· снижения уровня бюрократизации при взаимодействии с гражданами и бизнес структурами;
· автоматизации технологического процесса таможенного оформления и таможенного контроля;
· упрощения и ускорения таможенных процедур;
· мобильности и оперативности в работе, направленной на борьбу с преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела;
· эффективного проведения радиационного контроля;
· дальнейшей минимизации коррупционных проявлений;
· увеличения поступлений таможенных платежей и налогов;
· повышения транзитного потенциала Казахстана;
· роста внешнеторгового товарооборота;
· интеграции с таможенными службами других государств.
Таким образом, Концепция, будучи составной частью Программы модернизации таможенных органов, представляет собой комплекс идей, целей, задач и мероприятий, нацеленных на переход деятельности казахстанской таможни к международным стандартам. При этом одной из главных проблем, на решение которых направлены мероприятия, предусматриваемые Концепцией, является борьба с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости товаров.
Комплексная реализация всех планируемых (как в Концепции, так и в Программе в целом) мероприятий позволит таможенной службе Казахстана соответствовать международным стандартам, повысить уровень экономической и социальной безопасности, укрепит национальную безопасность и международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, достигнуть нового уровня надежности и качества контроля над перемещением товаров и транспортных средств. Кроме того, реализация Программы и Концепции на практике окажет позитивный мультипликативный эффект на другие сектора экономики, что благоприятно отразится на общих макроэкономических показателях, и будет способствовать дальнейшей реализации Стратегии развития Казахстана до 2030г. Прогнозируемый рост поступлений таможенных платежей и налогов в республиканский бюджет на период 2007 – 2009 годы (по данным КТК МФ РК) составит 190,7 млрд. тенге, в том числе в 2007 году – 42,4 млрд. тенге, в 2008 году – 43,6 млрд.тенге, в 2009 году – 45,2 млрд.тенге.
Таким образом, особенностью современного модернизационного процесса совершенствования системы таможенного регулирования в Республике Казахстан станет сочетание инновационного поиска моделей развития с моделями, опробованными таможенными органами передовых зарубежных стран. Это позволит сформировать устойчивую и эффективно функционирующую таможенную систему, которая будет способствовать экономическому развитию и повышению уровня конкурентоспособности страны.
___________
1. Таможенный Кодекс Республики Казахстан от 5 апреля 2003 г.
2. Программа модернизации таможенной службы Республики Казахстан на 2007-2009 годы. – Астана, 2006.
3. Концепция модернизации таможенной службы Республики Казахстан. – Астана, 2006.